• ТЕКСТ ДОКУМЕНТА
  • АННОТАЦИЯ
  • ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ

ПИСЬМО ПРАВИТЕЛЬСТВА РФ ОТ 17.04.97 N 1164П-П13

Письмо Правительства Российской Федерации
от 17 апреля 1997 г. N 1164п-П13
На N 2.12-17/250 от 4 апреля 1997 г.
к проекту федерального закона "О порядке рассмотрения и принятия
федерального закона "О федеральном бюджете на 1998 год и внесения
изменений и дополнений в федеральный бюджет"


Уважаемый Геннадий Николаевич!


В Правительстве Российской Федерации рассмотрен проект федерального закона "О порядке внесения, рассмотрения и принятия федерального закона "О федеральном бюджете на 1998 год" и внесения изменений и дополнений в федеральный бюджет".

По существу законопроекта имеются следующие замечания.

Данный законопроект в основном сохраняет установленный на 1997 год порядок рассмотрения проекта федерального бюджета в Федеральном Собрании Российской Федерации и может быть рекомендован к принятию с учетом следующих замечаний.

1. По статье 1.

Согласно Посланию Президента Российской Федерации Федеральному Собранию "Порядок во власти - порядок в стране" (раздел 3.1) " начиная с текущего года разработки бюджета будет находиться под президентским контролем. Основные параметры бюджета будут определены Бюджетным посланием Президента Российской Федерации".

В связи с этим предлагается изложить первый абзац статьи 1 в следующей редакции:

"Правительство Российской Федерации разрабатывает проект федерального закона "О федеральном бюджете на 1998 год" в соответствии с параметрами, установленными Бюджетным посланием Президента Российской Федерации, и до 26 августа 1997 года вносит его на рассмотрение Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации одновременно с:" и далее по тексту.

Поскольку порядок индексации заработной платы работников бюджетной сферы определяется на основе законодательства о минимальном размере оплаты труда, седьмой абзац статьи 1 следует перенести в статью 2. законопроекта.

Требование о представлении федеральной адресной инвестиционной программы одновременно с проектом бюджета предлагается исключить. Распределение инвестиционных проектов по объектам может быть сформировано только после установления общего объема государственных инвестиций и только в той его части, которая предусматривается для безвозмездного финансирования. Адресность расходов, осуществляемых в 1998 году на возвратной основе (бюджет развития) по результатам конкурсов, заранее определить не представляется возможным.

Международные договора были представлены Правительством Российской Федерации и подробно рассмотрены Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации при утверждении бюджета на 1997 год, поэтому предлагается не повторять всю процедуру, а ограничиться обсуждением вновь заключенных договоров.

Предпоследний абзац статьи 1 было бы целесообразно исключить, поскольку понятие "бюджет развития" ни одним законодательным актом не определено (за исключением Закона РСФСР "Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в РСФСР", согласно которому бюджет развития, равно как и бюджет текущих расходов - только счетная позиция, определяющая объем расходов, связанных с расширенным воспроизводством). Но, учитывая практику этого года, предлагается следующая редакция этого пункта: "основными принципами и расчетами по формированию и расходованию средств бюджета развития Российской Федерации".

2. Статью 2 законопроекта следует включить в первую статью.

Статью 2 предлагается изложить в следующей редакции: "В том случае если проектом федерального закона "О федеральном бюджете на 1998 год" и проектом федерального закона "О бюджете Пенсионного фонда на 1998 год предусматривается индексация оплаты труда и пенсий. Правительстве Российской Федерации одновременно с указанными законопроектами вносит в Государственную Думу проекты федеральных законов о повышении минимального размера пенсий и минимального размера оплаты труда, а также предложения о порядке и сроках индексации заработной платы работников бюджетной сферы, порядке индексации и пересчета государственных пенсий".

3. По статье 3.

Программа предоставления средств федерального бюджета на возвратной основе - перечень расходов, порядок и условия их финансирования (сроки, размеры платы и т.д.) устанавливаются отдельными статьями закона о федеральном бюджете (см. законы о федеральном бюджете на 1995 год, на 1996 год, на 1997 год), поэтому предлагается исключить первую часть четвертого абзаца статьи 3.

Квартальное распределение средств бюджета следует рассматривать только после утверждения его расходов по показателям функциональной структуры бюджетной классификации, т.е. после третьего чтения. Однако Дума до 1 октября не планирует принятие бюджета даже в первом чтении. В связи с этим предложенные Правительством проектировки в процессе трех чтении будут неоднократно корректироваться, соответственно должны уточняться и квартальные распределения. Учитывая изложенное, необходимо исключить требование о представлении квартального распределения и ограничиться сводными показателями по доходам, расходам и источникам финансирования дефицита без разбивки по видам источников и направлений.

Одновременно следует отметить, что определение поквартальных объемов финансирования, поквартальная балансировка бюджета, равно как и его исполнение в соответствии с утвержденными годовыми назначениями - функция исполнительной власти.

Предпоследний абзац статьи 3 следует исключить, поскольку:

- состав и численность Вооруженных Сил, любых других воинских формирований устанавливается не Правительством, а Президентом;

- для всех воинских формирований, независимо от их ведомственной принадлежности, используются единые нормы бюджетного финансирования. Расчеты по ним представляются одновременно с проектом закона "О федеральном бюджете на 1998 год" - 26 августа, согласно требованиям ст.1 рассматриваемого законопроекта.

4. По статье 6.

Настоящая статья помимо Комитета, ответственного за рассмотрение проекта федерального закона "О федеральном бюджете на 1998 год", должна определить и ответственных за рассмотрение законопроектов о бюджетах государственных внебюджетных фондов, размерах страховых взносов, повышении минимальных размеров пенсий и оплаты труда, вносимых одновременно с проектом закона "О федеральном бюджете на 1998 год". Предлагается включить этот пункт в редакции статьи 7 Федерального закона "О порядке внесения, рассмотрения и принятия Федерального закона "О федеральном бюджете на 1997 год".

5. Статьи 8 и 9 предлагается перенести во вторую главу, т.к. ими регламентируется порядок рассмотрения бюджета в первом чтении.

При этом в статье 8 следует уточнить функции и полномочия Комиссии. Из предложенного текста невозможно понять, куда представляются результаты работы Комиссии, как они учитываются.

Кроме того предлагается исключить из второго абзаца статьи 8 слово "концепцию", дополнить его словами: "их соответствие Бюджетному посланию Президента" и конкретизировать что понимается под основными характеристиками (или дать ссылку на ст. 12).

Последний абзац ст. 8 следует исключить или перенести в статью 10, изложив в редакции: "Комитеты Государственной Думы в ходе рассмотрения проекта федерального бюджета "О федеральном бюджет на 1998 год" в каждом из четырех чтений готовят и представляют свои заключения и поправки по установленной форме в Комитет по бюджету".

6. По статье 12.

Поскольку, начиная с этого года основные параметры федерального бюджета, будут определяться Бюджетным посланием Президента Российской Федерации, редакцию статьи 12 предлагается изложить в следующей редакции:

"При рассмотрении проекта федерального закона "О федеральном бюджете на 1998 год" в первом чтении Государственная Дума рассматривает прогноз социального-экономического развития Российской Федерации, установленные Бюджетным посланием Президента Российской Федерации основные направления бюджетной и налоговой политики и основные характеристики федерального бюджета, к которым относятся:

доходы федерального бюджета в разрезе групп, подгрупп и статей классификации доходов Российской Федерации;

распределение доходов от федеральных налогов и сборов между федеральным бюджетом и бюджетами субъектов Российской Федерации;

размеры несбалансированности (дефицит) федерального бюджета в абсолютных цифрах и в процентах к расходам федерального бюджета на 1998 год и источники покрытия дефицита;

общий объем расходов федерального бюджета в целом.

Кроме того, в первом чтении Государственная Дума рассматривает основные принципы взаимоотношений федерального бюджета с бюджетами субъектов Российской Федерации, программу государственных внешних заимствований Российской Федерации в части источников внешнего финансирования покрытия дефицита федерального бюджета и предоставления государственных кредитов Российской Федерацией иностранным государствам на 1998 год.

7. По статье 13.

Так как основные направления и характеристики бюджета автономно рассматриваются специально созданной Комиссией, следует предусмотреть ее содоклад на пленарном заседании наряду с докладами Правительства Российской Федерации и Комитетов по бюджету и экономическом политики или, изменив предыдущие статьи законопроекта, предусмотреть создание Комиссии только в случае передачи проекта закона о федеральном бюджете в Согласительную комиссию по уточнению основных характеристик федерального бюджета.

8. По статье 14.

Статья 14 также не учитывает, что основные параметра бюджета ни 1998 год будут разработаны на основе Бюджетного послания Президента Российской Федерации. Вернуть бюджет в Правительство - на деле означает вернуть его Президенту Российской Федерации. В связи с изложенным предлагается исключить два последних абзаца.

9. По статье 15.

Следует определить количество представителей каждой из сторон в Согласительной комиссии, повторив норму, установленную статьей 14 федерального закона "О порядке внесения, рассмотрения и принятия Федерального закона "О федеральном бюджете на 1997 год" - количество представителей каждой из сторон в согласительной комиссии не должно превышать 20 человек.

10. По статье 16, 17.

По причинам, изложенным в комментариях к статье 14, статьи 16 и 17 предлагается исключить.

11. По статье 20.

Во втором абзаце следует установить срок подготовки Комитетом по бюджету проекта постановления Государственной Думы.

12. По статье 25.

Статью 25 предлагается дополнить абзацем: "текстовые поправки, означающие сокращение доходной базы бюджетов всех уровней или увеличение их расходов к рассмотрению не принимаются".

13. По главе 6.

1. Из статей 32 и 36 исключить рассмотрение концепции и прогноза социально-экономического развития, поскольку предложения по изменению федерального бюджета как правило, не касаются концептуальных вопросов, носят локальный характер и имеют целью увеличить те или иные расходы.

Рассмотрение основных характеристик следует предусмотреть только в тех случаях, когда законопроект предусматривает их изменение.

2. Дополнить главу абзацем, устанавливающим, что законопроекты о внесении изменении и дополнений в федеральный бюджет принимаются до 15 октября (если проект внесен позднее он не успевает пройти до конца года всю процедуру рассмотрения и утверждения и его реализация становится невозможной).


Первый заместитель Председателя

Правительства Российской Федерации

А.Чубайс


Текст документа на сайте мог устареть

Вы можете заказать актуальную редакцию полного документа и получить его прямо сейчас.

Или получите полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня


Получить доступ к системе ГАРАНТ

(1 документ в сутки бесплатно)

(До 55 млн документов бесплатно на 3 дня)


Чтобы приобрести систему ГАРАНТ, оставьте заявку и мы подберем для Вас индивидуальное решение