Пояснительная записка к проекту федерального закона "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" (не действует)

Пояснительная записка
к проекту федерального закона "О крестьянском (фермерском) хозяйстве"


 I.   Характеристика федерального законопроекта
 II.  Состояние законодательства в данной сфере правового регулирования
 III. Перечень законов  и  иных  нормативно - правовых  актов,  отмены,
      изменения, дополнения  или  принятия  которых  потребует принятие
      данного законопроекта
 IV.  Финансово-экономическое обоснование

Настоящий федеральный закон "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" вносится депутатами Государственной Думы О.В.Савицким, В.М.Поповым и А.Т.Сайфуллиным после доработки с учетом замечаний, высказанных на предыдущих заседаниях Комитета. Проект федерального закона разработан в рамках совершенствования правовой базы крестьянских хозяйств, предусмотренной федеральной целевой программой развития крестьянских (фермерских) хозяйств и кооперативов на 1996- 2000 годы.


I. Характеристика федерального законопроекта


Основными целями проекта федерального закона являются:

- повышение эффективности функционирования фермерского сектора аграрной экономики;

- укрепление правовых основ создания и деятельности крестьянских (фермерских) хозяйств, в соответствие с ныне действующей нормативно-правовой базой, с учетом современного уровня разрешения хозяйственных проблем и накопленного практического опыта деятельности крестьянских (фермерских) хозяйств (в дальнейшем крестьянское хозяйство).

Предлагаемый проект федерального закона состоит из преамбулы, 8 разделов, 33 статей.

Первый раздел "Общие положения". В нем в новой редакции дано понятие крестьянского (фермерского) хозяйства, с учетом правовых норм Гражданского кодекса как самостоятельного товарного хозяйства, базирующегося на личном и семейном труде, имеющего землю и имущество в собственности, на основании иного вещного права, либо на основании, предусмотренном законом или договором. Не менее 50% среднегодовой численности работающих в крестьянском хозяйстве должны составлять его члены. Глава крестьянского хозяйства признается предпринимателем с момента государственной регистрации данного хозяйства.

Уточнены критерии отнесения крестьянского (фермерского) хозяйства к категории сельских товаропроизводителей (ст. 1, п.З).

В статье 3 (Государство и крестьянское хозяйство), раскрыты цели и направления государственной поддержки крестьянских хозяйств, уточнены взаимоотношения между крестьянскими хозяйствами и органами государственного управления Российской Федерации, ответственность последних или их должностных лиц за причиненные крестьянскому хозяйству убытки.

Второй раздел "Создание крестьянских хозяйств". В нем сформулированы права граждан и крестьянских семей на создание крестьянских хозяйств, определены преимущества претендентов на организацию хозяйств, оговорены требования к главе хозяйства, его права и обязанности. Предусмотрено, что для создания крестьянского хозяйства гражданин или семья должны иметь стартовый капитал в размере не менее 50% от общей потребности в капитале.

Здесь же рассмотрены условия предоставления земельного участка, права и обязанности граждан, ведущих крестьянские хозяйства, по использованию земли и порядок регистрации крестьянского хозяйства.

Третий раздел "Имущество крестьянского хозяйства". В соответствии с положениями действующего Гражданского кодекса Российской Федерации в проекте закона определен состав имущества крестьянского хозяйства, право совместной собственности на него, правовой статус имущества отдельных членов крестьянского имущества, указаны условия владения, пользования и распоряжения имуществом (кроме земельного участка).

Рассмотрены имущественные отношения, возникающие при выходе одного из членов крестьянского хозяйства из его состава. В соответствии со ст.258 Гражданского Кодекса Российской Федерации, предусмотрено, что средства производства, являющиеся совместной собственностью членов крестьянского хозяйства, разделу не подлежат. Имущественная доля выплачивается выходящему из крестьянского хозяйства в денежном выражении.

В этом же разделе рассмотрены условия наследования имущества крестьянского хозяйства его членами и наследниками не членам хозяйства.

Четвертый раздел "Деятельность крестьянского хозяйства". Этот раздел посвящен определению видов деятельности крестьянского хозяйства. Здесь предусмотрено, что крестьянское хозяйство вправе заниматься любым видом деятельности, не противоречащим целям его созданию и не запрещенным законодательством. Однако основными видами деятельности крестьянского хозяйства являются производство, реализация, переработка и хранение сельскохозяйственной продукции.

В этом же разделе рассмотрены вопросы, связанные с материально-техническим обеспечением, реализацией продукции, формирования денежных средств, заемом и кредитом, налогообложением, учетом и отчетностью, ответственностью крестьянского хозяйства по своим обязательствам.

Раздел пятый "Труд", социальное страхование и социальное обеспечение в крестьянских хозяйствах". В нем рассматриваются оговоренные в названии вопросы применительно, как к членам крестьянского хозяйства, так и в отношении временных (сезонных) наемных работников. Определено, что для членов крестьянского хозяйства не накладывается никаких ограничений на совмещение трудовой деятельности вне крестьянского хозяйства в свободное от работы в крестьянском хозяйстве время. Трудовые отношения членов крестьянского хозяйства и наемных работников регулируются КЗоТом РСФСР.

Раздел шестой "Объединения крестьянских хозяйств". В этом разделе рассмотрены отдельные виды объединений крестьянских хозяйств: производственные, потребительские и территориальные объединения, кооперативы, хозяйственные товарищества, что охватывает все виды объединений, которые, как показала практика, могут быть необходимы и полезны для эффективного функционирования хозяйств.

Раздел седьмой. "Государственное регулирование финансирования, кредитования и страхования в сферах деятельности крестьянских хозяйств. В нем рассмотрены меры государственной поддержки, оказываемой крестьянским хозяйствам и кооперативам в соответствии с Федеральной целевой программой стабилизации и развития агропромышленного производства в Российской Федерации на 1996-2000 годы на безвозвратной и возвратной основе из федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и иных источников. При страховании урожая сельскохозяйственных культур крестьянские хозяйства за счет собственных средств уплачивают страховщикам 50 процентов страховых взносов, остальные 50 процентов страховых взносов уплачиваются страховщикам за счет средств федерального бюджета.

Предусмотрено, что при залоге сельскохозяйственных продукции, сырья и продовольствия с участием государства залогодержателями являются юридические лица, и залогодателями - товаропроизводители - крестьянские хозяйства. Предметом залога может быть как уже произведенная сельскохозяйственная продукция, так и продукция будущего урожая.

Государственная поддержка рынка материально-технических ресурсов (услуг) для крестьянских хозяйств осуществляется путем финансирования лизинговых операций, образования коммерческих лизинговых компаний.

Раздел восьмой "Прекращение деятельности крестьянских хозяйств". Здесь оговорены основания и порядок прекращения деятельности крестьянских хозяйств. Сохраняется преемственность законов и уточняется статус крестьянских хозяйств, созданных в течение всего времени развития фермерского движения. Предусматривается, что крестьянские хозяйства, созданные на основании ранее действующей правовой базы, приводят свой статус в соответствие с требованиями Гражданского кодекса РФ и настоящего Закона до 1 января 1999 года.

Принятие закона, как важной составной части мероприятий, предусмотренных Федеральной целевой программой развития крестьянских (фермерских) хозяйств и кооперативов на 1996-2000 годы, утвержденной постановлением Правительства РФ от 18 декабря 1996 г. N 1499, позволит достигнуть экономических результатов, предусмотренных указанной Программой, укрепит организационно-правовое и социальное положение крестьянских хозяйств, расширится сфера занятости на селе, получат дальнейшее развитие кооперативные и интеграционные связи крестьянских хозяйств.


II. Состояние законодательства в данной сфере правового регулирования


В настоящее время конституционной основой деятельности крестьянских (фермерских) хозяйств служат ст.8, 9, 34, 36 Конституции Российской Федерации, принятой 12.12.1993 г. Кроме этого их деятельность регламентируется, прежде всего, Федеральным законом "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" (22.11.1990 г.), Земельным кодексом РСФСР (25.04.1991 г.), Федеральным законом "О плате на землю" (11.10.1991 г.), Гражданским кодексом РФ (21.10.1994 г.), Федеральным законом "О сельскохозяйственной кооперации" (19.05.1995 г.), другими законами, регламентирующими различные аспекты деятельности сельских товаропроизводителей в целом и субъектов малого предпринимательства, многочисленными Указами Президента РФ и постановлениями Правительства РФ.

Однако действующее нормативно-правовое обеспечение крестьянских (фермерских) хозяйств крайне противоречиво, что объясняется прежде всего тем, что действующий Закон "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" от 22.11.1990 г. был принят в самом начале аграрной реформы. Несмотря на неоднократно вносимые изъятия, изменения и дополнения (27.12.1990 г., 24.06.1992 г., 28.04.1993 г.), многие его статьи устарели и не соответствуют нынешнему уровню разрешения хозяйственных проблем и накопленному опыту деятельности крестьянских (фермерских) хозяйств.

В связи с принятием нового Гражданского кодекса, существенным обновлением отраслевого законодательства (земельного, налогового, сельскохозяйственного) многие статьи Закона фактически утратили силу: например, важнейшая статья 1 "Понятие крестьянского (фермерского) хозяйства", статья 21 "Налогообложение доходов крестьянского хозяйства".

В связи с принятием в 1993 году Конституции Российской Федерации, Указа Президента Российской Федерации N 2287 от 24.12.1993 г. ряд статей этого закона признаны недействительными.

Необходимость разработки нового федерального закона "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" неоднократно подтверждалась фермерами на съездах АККОР, Министерством сельского хозяйства и продовольствия РФ, Правительством РФ.


III. Перечень законов и иных нормативно-правовых актов,
отмены, изменения, дополнения или принятия которых
потребует принятие данного законопроекта


Принятие данного законопроекта потребует отмены Закона РСФСР "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" (Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР, 1990, N 26, ст.324; 1991, N 1, ст.5; Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1992, N 34, ст. 1966; 1993,N 21, ст.748).


IV. Финансово-экономическое обоснование


Финансово-экономическое обеспечение Закона остается на уровне, предусмотренным Федеральной целевой программой развития крестьянских (фермерских) хозяйств и кооперативов на 1996-2000 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации 18 декабря 1996 года N 1499 и не предусматривает дополнительных расходов, направляемых за счет федерального бюджета.


Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.