Проект федерального закона "О физической культуре и спорте в Российской Федерации" (внесен депутатами ГД В. Д. Горюновым, Р. Г. Гостевым, Б. Г. Кибиревым, М. Ф. Косых, А. А. Кравец, К. С. Савельевым, А. С. Соколовым, С. А. Тотиевым и членами СФ С. Н. Рябухиным и Е. И. Саловым) (подписан Президентом РФ) (не действует)

Проект федерального закона
"О физической культуре и спорте в Российской Федерации"


 Досье на проект федерального закона

См. пояснительную записку

справку о состоянии законодательства

перечень законов и нормативных правовых актов

предложения о разработке нормативных правовых актов

финансово-экономическое обоснование


 Глава I.   Общие положения
 Глава II.  Система   физической   культуры  и   спорта  в  Российской
            Федерации
 Глава III. Реализация  программ физкультурно - оздоровительной работы
            среди граждан и развития спорта высших достижений
 Глава IV.  Пропаганда физической культуры и спорта
 Глава V.   Права и  обязанности  спортсменов,  работников  физической
            культуры  и  спорта, общественного  физкультурного актива,
            их социальная защита
 Глава VI.  Ресурсное  обеспечение сферы  физической культуры и спорта
 Глава VII. Заключительные положения

Настоящий Федеральный закон устанавливает правовые, организационные, экономические и социальные основы деятельности физкультурно-спортивных организаций, ответственность государства за физическое воспитание подрастающего поколения и взрослого населения, принципы и меры государственной поддержки спорта высших достижений, подготовки спортивных резервов, регулирует другие отношения в области физической культуры, спорта и олимпийского движения.

Государство определяет приоритеты политики, направленные на формирование с раннего возраста и на протяжении всей жизни человека осознанной потребности в регулярных занятиях физическими упражнениями, создает условия для повсеместного перехода к массовым и индивидуальным формам организации физкультурно-оздоровительной и спортивной работы в дошкольных учреждениях, учебных заведениях, на предприятиях, учреждениях, организациях, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, среди детей дошкольного возраста, учащейся молодежи, рабочих, служащих, работников сельского хозяйства, инвалидов, пенсионеров и других, категорий населения.

Государство рассматривает физическую культуру и спорт как одно из средств профилактики заболеваний, укрепления здоровья, поддержания высокой работоспособности, создания рабочих мест и объединения людей, гарантирует права на равный доступ к занятиям физическими упражнениями и спортом, придает важное значение воспитанию у них патриотизма, развитию и укреплению дружбы между народами.


Глава I. Общие положения


Статья 1. Отношения, регулируемые настоящим Федеральным законом

Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие в связи с реализацией государственных программ в области физической культуры и спорта. Закон является дальнейшим развитием Основ законодательства Российской Федерации о физической культуре и спорте.


Статья 2. Основные понятия, приемлемые в настоящем Федеральном законе

1. Физическая культура - составная часть культуры общества, представляющая собой совокупность духовных и материальных ценностей, создаваемых и используемых обществом для физического развития человека, укрепления здоровья и совершенствования двигательной активности людей.

2. Спорт - обобщенное понятие одного из компонентов физической культуры общества, исторически сложившегося в форме соревновательной деятельности и специальной практики подготовки к соревнованиям, а также специфические отношения, нормы и достижения, возникающие в процессе этой деятельности.

3. Физкультурное движение - специфическая форма социального движения, ставящая своей целью содействовать повышению уровня физической культуры населения, целенаправленную деятельность государственных и общественных организаций и граждан Российской Федерации по развитию физической культуры и спорта.

4. Олимпийское движение - международное общественное движение за развитие спорта, как одного из средств достижения физического и духовного совершенствования человека, за укрепление международного спортивного сотрудничества.

5. Физическое воспитание - организованный педагогический процесс, направленный на формирование здорового, физически совершенного, морально стойкого подрастающего поколения, на укрепление здоровья, всестороннее развитие физических и духовных сил, повышение работоспособности, творческого долголетия и продления жизни людей.

6. Система физической культуры и спорта - совокупность государственных и общественных форм деятельности, осуществляющих физическое воспитание населения и развитие спорта в стране.

7. Комплекс "Физкультура и здоровье" - программная и нормативная основа физического воспитания населения Российской Федерации.

8. Спорт высших достижений - сфера спорта, обеспечивающая раскрытие потенциальных возможностей человека, достижение высоких спортивных результатов, установление рекордов, организацию спортивно-зрелищных мероприятий.

9. Любительский или самодеятельный спорт - многогранное массовое движение в спортивной жизни страны, органическая часть системы физического воспитания, способ выявления перспективных и талантливых людей в различных видах спорта.

10. Профессиональный спорт - спортивная коммерческая деятельность, предусматривающая экономическую эффективность и высокую информационно-развлекательную ценность спортивно-зрелищных мероприятий.


Статья 3. Принципы государственной политики в области физической культуры и спорта

Государственная политика в области физической культуры и спорта осуществляется в соответствии с принципами:

непрерывности и преемственности физического воспитания для различных возрастных групп граждан на всех этапах их жизнедеятельности;

учета интересов всех граждан при разработке и реализации федеральных программ развития физической культуры и спорта;

признания самостоятельности всех физкультурно-спортивных организаций, отвечающих требованиям настоящего Федерального закона, равенства их прав на государственную поддержку;

создания благоприятных условий по финансированию физкультурно-спортивных и спортивно-технических организаций и олимпийского движения, учебных заведений и научных учреждений, а также для предприятий по производству спортивных изделий и техники.


Статья 4. Меры государственной поддержки развития физической культуры и спорта

1. Государство в лице органов государственной власти берет на себя ответственность за развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации, поддерживает физкультурно-спортивное и олимпийское движение и гарантирует:

ежегодное финансирование мероприятий в сфере физической культуры и спорта, включая подготовку и участие спортсменов в Олимпийских играх и других международных соревнованиях из федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, муниципальных образований и внебюджетных источников;

создание условий использования физкультурно-спортивными организациями и предприятиями по производству спортивных изделий государственных финансовых, материально-технических и информационных ресурсов, а также научно-исследовательских и технических разработок и технологий;

содержание физкультурно-оздоровительных, учебных и других спортивных объектов, в том числе находящихся в муниципальной, государственной и иных формах собственности;

создание по месту жительства граждан спортивных сооружений, а в каждом территориальном образовании местного самоуправления - физкультурно-оздоровительных центров и оказание на их основе физкультурно-оздоровительных и спортивных услуг;

принятие административных и иных мер в отношении физических и юридических лиц, использующих спортивные сооружения не по назначению;

расширение сети детско-юношеских спортивных школ всех видов и типов, детских и молодежных спортивно-оздоровительных лагерей, врачебно-физкультурных диспансеров и укрепление их материальной базы;

введение и организацию лицензирования деятельности в области физической культуры и спорта и обязательной сертификации спортивных изделий и техники в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации;

поддержку внешнеэкономических связей физкультурно-спортивных организаций.

2. Государство поддерживает развитие спорта высших достижений и создает для этого благоприятные условия через:

развитие сети спортивных школ всех видов и типов, училищ олимпийского резерва, занимающихся подготовкой спортсменов высокой квалификации, и укрепление их материальной базы;

строительство новых и модернизацию существующих баз и центров олимпийской подготовки сборных команд Российской Федерации, а также учебных и спортивных объектов высших и средних физкультурных учебных заведений с целью улучшения условий подготовки и переподготовки кадров по физической культуре и спорту;

выделение ассигнований на комплексные научные исследования по проблемам развития спорта высших достижений;

учет специфики деятельности физкультурно-спортивных организаций по подготовке спортсменов высокого класса и их участия в международных соревнованиях, особенно по вопросам налогового, таможенного, валютного и финансового регулирования.

3. Государство обеспечивает пропаганду физической культуры и спорта, физкультурно-спортивного и олимпийского движения в соответствии с законодательством Российской Федерации.

4. Государственная поддержка физкультурно-спортивных организаций, спортивных сооружений и предприятий по производству спортивных изделий и техники не может быть использована органами государственной власти и органами местного самоуправления, их должностными лицами в нарушение уставных задач этих организаций и сооружений, а также в целях необоснованного изменения характера их деятельности.

5. Государственная поддержка сферы физической культуры и спорта, физкультурно-спортивных организаций и спортивных сооружений, предприятий по производству спортивных изделий и техники осуществляется в соответствии с федеральными, региональными, межрегиональными, межотраслевыми и муниципальными программами развития физической культуры и спорта, утверждаемыми соответственно Правительством Российской Федерации, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в установленном порядке на основе представлений федерального органа исполнительной власти. Олимпийского комитета России, других физкультурно-спортивных организаций.

6. Расходы по реализации федеральных, региональных и муниципальных программ развития физической культуры и спорта производятся за счет средств федерального бюджета, средств бюджетов субъектов Российской Федерации и средств местных бюджетов, а также за счет внебюджетных средств и средств, поступающих от приватизации государственного и муниципального имущества и доходов от проведения спортивных лотерей, в том числе из федерального бюджета, направляемых раздельно в федеральный орган исполнительной власти и Олимпийский комитет России.

Объем обязательных ежегодно выделяемых средств указывается в расходной части федерального бюджета отдельной строкой по представлению Правительства Российской Федерации и финансируется целевым назначением.

Объем финансирования указанных программ за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и средств местных бюджетов указывается в расходной части соответствующих бюджетов отдельной строкой по представлению органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.

7. Государственные органы управления физической культурой и спортом субъектов Российской Федерации, общественные физкультурно-спортивные объединения могут создавать фонды поддержки программ развития физической культуры и спорта и других мероприятий, связанных с организацией физкультурно-оздоровительной и спортивной работы среди населения.


Глава II. Система физической культуры и спорта в Российской Федерации


Статья 5. Организационная структура физкультурного движения Российской Федерации

В структуру физкультурного движения в Российской Федерации входят:

спортивные клубы, коллективы физической культуры, действующие на самодеятельной и профессиональной основе в учебных заведениях, в организациях, учреждениях и по месту жительства населения;

детско-юношеские спортивные школы, детско-юношеские спортивно-технические школы, школы высшего спортивного мастерства, центры олимпийской подготовки, находящиеся в ведении государственных органов управления физической культурой и спортом, образованием, профсоюзов, других организаций;

сеть физкультурных образовательных и научных учреждений независимо от их организационно-правовых форм, типов и видов;

общероссийские общественные физкультурно-спортивные объединения, общественно-государственные физкультурно-спортивные общества, спортивные комитеты органов государственной власти Российской Федерации, Российская оборонная спортивно-техническая организация со своими подразделениями в субъектах Российской Федерации, в муниципальных образованиях;

Олимпийский комитет России;

федеральный орган исполнительной власти в области физической культуры и спорта, государственные органы управления физической культурой и спортом субъектов Российской Федерации и подведомственные им учреждения и организации;


Статья 6. Компетенция органов государственной власти в области физической культуры и спорта

1. К компетенции Федерального Собрания Российской Федерации относятся:

разработка законопроектов, принятие федеральных законов в области физической культуры и спорта и внесение изменений в соответствующие законы и дополнений к ним;

утверждение соответствующих статей Федерального бюджета и контроль за их исполнением.

2. К компетенции Правительства Российской Федерации относятся:

разработка законопроектов, утверждение в соответствии с принятыми законами нормативных правовых актов;

разработка и реализация федеральных государственных программ развития физической культуры и спорта;

установление порядка лицензирования деятельности в сфере физической культуры и спорта;

осуществление бюджетного финансирования сферы физической культуры и спорта.

3. К компетенции федерального органа исполнительной власти относятся:

осуществление государственной политики в сфере физической культуры и спорта, руководство физическим воспитанием населения и контроль за его претворением в жизнь, разработка и реализация государственных программ развития физической культуры и спорта, внедрение физической культуры в режим труда и отдыха людей, организация массовых соревнований, физкультурно-спортивных фестивалей, спартакиад, других мероприятий физкультурно-оздоровительного характера, обеспечение подготовки резервов высококвалифицированных спортсменов для сборных команд страны. Реализует эти главные задачи совместно с министерствами, ведомствами, государственными и местными органами управления физической культуры и спортом субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, общественными физкультурно-спортивными объединениями и другими организациями;

разработка и утверждение с учетом предложений Олимпийского комитета России и ФСО нормативов физической подготовленности различных групп населения, включая нормативы комплекса "Физкультура и здоровье";

разработка, утверждение и внедрение совместно с федеральными органами исполнительной власти в области образования и здравоохранения в учебный процесс дошкольных и образовательных учреждений обязательных для выполнения дошкольниками, учащимися и студентами нормативных требований по физической подготовленности,

введение на основе научно-экспериментальной проверки новых видов физических упражнений и видов спорта в государственные программы физического воспитания населения;

пропаганда массовой физической культуры, спорта, здорового образа жизни, распространение среди различных возрастных групп населения основ знаний о физической культуре и спорте, популярных программ, комплексов физических упражнений, выпуск массовой литературы, видео- и кино-роликов и т.п.;

установление федеральных нормативов финансирования физической культуры и спорта;

утверждение федеральных требований к спортивным сооружениям в части строительных норм и правил, санитарных норм, а также по охране жизни и здоровья лиц, находящихся на спортивных сооружениях;

утверждение федеральных требований к физкультурно-оздоровительной и спортивной продукции;

определение образовательного ценза для работников физической культуры и спорта;

утверждение совместно с Олимпийским комитетом России порядка признания (и его отмены) общественных физкультурно-спортивных объединений, участвующих от лица Российской Федерации в международных спортивных связях;

осуществление прямого финансирования:

а) научных исследований в области физической культуры и спорта, включая разработку спортивных изделий, в соответствии с федеральной программой развития физической культуры и спорта;

б) содержания спортивных сооружений, ШВСМ и училищ олимпийского резерва, центров спортивной подготовки;

в) подготовки (включая научно-медицинское обеспечение) и выступления в официальных международных спортивных соревнованиях сборных команд России;

программное и научно-методическое обеспечение системы физической культуры и спорта, организация издания научной, учебной и популярной литературы по физической культуре и спорту в соответствии с Федеральной программой развития физической культуры и спорта;

создание единой государственной системы информационного обеспечения в области физической культуры и спорта;

разработка и утверждение по предложениям Олимпийского комитета России, федераций по видам спорта и ФСО Единой спортивной классификации, Единого календарного плана физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятий, Положения о присвоении спортивных званий и других нормативных актов по физической культуре и спорту;

контроль за исполнением федерального законодательства, законодательных и нормативных актов Российской Федерации в области физической культуры и спорта;

подготовка и переподготовка кадров специалистов физической культуры и спорта;

разработка и утверждение совместно с Олимпийским комитетом России программ научных исследований по проблемам физического воспитания населения и развития спорта высших достижений, включая подготовку сборных команд страны;

организация строительства и содержания действующих спортивных сооружений, включая сооружения федерального значения, строительство новых физкультурно-спортивных объектов массового пользования, в том числе по месту жительства населения; помощь по этим вопросам общественным физкультурно-спортивным объединениям, другим ведомствам;

разработка и утверждение социальных нормативов развития физической культуры и спорта;

изучение спроса населения на товары и оборудование физкультурно-спортивного и туристского назначения, организация их производства на предприятиях государственных органов управления физической культурой и спортом, координация производства указанных изделий на других предприятиях, контроль за качеством и ассортиментом изготавливаемой продукции;

проведение лицензирования деятельности в сфере физической культуры и спорта. Организация и осуществление обязательной сертификации продукции в пределах своей компетенции;

заключение международных договоров межведомственного характера, в соответствии с законодательством Российской Федерации:

ежегодный анализ деятельности спортивных организаций страны на основе данных государственной статистики, вводимой федеральным органом исполнительной власти в области физической культуры и спорта по согласованию с федеральным органом статистики.

4. К компетенции органов управления физической культурой и спортом района, города и субъекта Российской Федерации относятся:

разработка и реализация программ развития физической культуры и спорта;

обеспечение подготовки членов сборных команд Российской Федерации и их выступление во всероссийских и международных соревнованиях;

расширение сети спортивных школ, центров и клубов всех видов и типов и обеспечение подготовки резерва высококвалифицированных спортсменов для сборных команд страны;

разработка и реализация календарных планов физкультурно-оздоровительных и спортивно-массовых мероприятий, в том числе организация всероссийских и международных соревнований и учебно-тренировочных сборов;

формирование структур управления физической культурой и спортом, их координация и взаимодействие;

внедрение физической культуры и спорта в режим учебы, труда и отдыха различных возрастных групп населения, на основе утвержденных нормативов физической подготовленности, включая требования комплекса "Физкультура и здоровье".

5. Вопросы компетенции и объемы финансирования органов управления физической культурой и спортом всех уровней устанавливаются и утверждаются соответствующими органами управления на основании действующих законодательных и нормативно-правовых актов.


Статья 7. Олимпийский комитет России

1. Олимпийский комитет России является общероссийским общественным объединением, действующим на всей территории Российской Федерации. Олимпийский комитет России представляет собой самостоятельное, самоуправляемое, добровольное, неправительственное, некоммерческое физкультурно-спортивное объединение, признанное Международным олимпийским комитетом.

2. Олимпийский комитет России возглавляет и руководит олимпийским движением в стране, участвует в разработке и проведении единой политики в развитии спорта высших достижений, осуществляет свою деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации, Олимпийской хартией Международного олимпийского комитета и своим уставом.

3. В Олимпийский комитет России в соответствии с его уставом на добровольных началах могут входить юридические и физические лица.

4. В распоряжении Олимпийского комитета России находятся подведомственные ему специализированные спортивные сооружения для олимпийской подготовки, предприятия, учреждения и организации, созданные для обеспечения его деятельности и дополнительного внебюджетного финансирования.

5. Олимпийский комитет России представляет интересы Российской Федерации в международном олимпийском движении, во всех мероприятиях, проводимых Международным олимпийским комитетом, в том числе под его патронажем.

Выступления сборных команд Российской Федерации на Олимпийских играх осуществляются под Государственным флагом Российской Федерации.

6. Олимпийский комитет России является хранителем олимпийских символов и девизов Международного олимпийского комитета на территории Российской Федерации, в его собственности находится олимпийская эмблема России. Их использование в рекламных и иных целях допускается только с разрешения и на условиях Олимпийского комитета России.

7. Олимпийский комитет России осуществляет:

подготовку и формирование сборных команд России совместно с федерациями по видам спорта, органами управления физической культурой и спортом субъектов Российской Федерации на основании договоров с ними для участия в Олимпийских играх и других международных спортивных мероприятиях, координирует деятельность общественных спортивных объединений, независимо от их ведомственной подчиненности, по вопросам развития спорта высших достижений в России.

8. Олимпийский комитет России реализует выполнение стоящих перед ним уставных задач за счет целевых средств федерального бюджета Российской Федерации, выделяемых в соответствии с федеральными программами развития спорта высших достижений и подготовки к Олимпийским играм, утверждаемых Правительством Российской Федерации.

9. Дополнительными источниками финансирования Олимпийского комитета России являются:

1) доходы от спортивно-зрелищных мероприятий, проводимых Олимпийским комитетом России совместно с другими спортивными организациями, добровольных взносов граждан, предприятий, учреждений и организаций;

2) отчисления части доходов от проведения всех видов лотерейно-тотализаторной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации;

3) реализация своих прав на самостоятельное проведение всех видов спортивных лотерей в соответствии с законодательством Российской Федерации;

4) предпринимательская деятельность для достижения уставных требований.


Статья 8. Общественные физкультурно-спортивные объединения

1. В Российской Федерации создаются и действуют общественные физкультурно-спортивные объединения, в том числе с участием государства. К ним относятся: физкультурно-спортивные общества профсоюзов, органов государственной власти, физкультурно-спортивные организации, федерации по видам спорта, спортивные клубы, коллективы физической культуры предприятий, учреждений, организаций, учебных заведений и их объединений, иные организации, обеспечивающие развитие физической культуры и спорта.

2. Порядок образования, регистрации, реорганизации и (или) ликвидации общественных физкультурно-спортивных объединений определяются Конституцией Российской Федерации, законом "Об общественных объединениях", а также с учетом особенностей, определяемых настоящим законом.

Общероссийскими могут быть признаны федерации, которые по сложности культивируемых видов спорта и другим особенностям не имеют возможности действовать на всей территории Российской Федерации. Перечень таких видов спорта устанавливается федеральным органом исполнительной власти совместно с Олимпийским комитетом России.

3. Основные задачи, функции, структура, вопросы членства, избрания органов управления, хозяйственной деятельности, финансирования, социальной защиты спортсменов и работников физической культуры и спорта, учреждения своей символики предусматриваются уставами общественных физкультурно-спортивных объединений.

Общественные физкультурно-спортивные объединения могут вступать в соответствующие международные объединения (федерации, союзы, ассоциации), приобретать права и нести обязанности, соответствующие статусу этих международных объединений.

4. Чемпионаты, первенства, розыгрыши кубков и другие официальные соревнования Российской Федерации по видам спорта имеют право проводить только зарегистрированные в установленном порядке общероссийские федерации (союзы, ассоциации) по видам спорта, признанные федеральным органом исполнительной власти и Олимпийским комитетом России, на основании единого календарного плана физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятий.

5. Общественные физкультурно-спортивные объединения, в том числе общественно-государственные физкультурно-спортивные объединения, являющиеся исполнителями отдельных разделов федеральных программ развития физической культуры и спорта имеют право получать финансовую и иную поддержку за счет средств, предусмотренных для этих целей федеральным бюджетом Российской Федерации.

Финансирование общественных и общественно-государственных физкультурно-спортивных объединения может также осуществляться путем финансовой поддержки со стороны предприятий, учреждений и организаций, спонсоров, пожертвований граждан, части доходов от проведения спортивных лотерей, соревнований, предпринимательской деятельности и других поступлений, не запрещенных законодательством Российской Федерации.

Доходы от предпринимательской деятельности общественных и общественно-государственных физкультурно-спортивных объединений, перечисляемые на специальные счета и используемые на уставные цели этих объединений, налогами не облагаются.


Статья 9. Спортивные школы и училища олимпийского резерва

1. В стране действуют учреждения дополнительного образования физкультурно-спортивной направленности (далее спортивные школы) для детей, подростков и молодежи, занимающихся их физическим воспитанием, подготовкой олимпийского резерва и спортсменов высокого класса.

2. Спортивные школы могут находиться в ведении государственных органов управления физической культурой и спортом, образованием, профсоюзов, ведомств и иных организаций. Создаются органами местной власти, профсоюзными организациями, ведомствами и другими учреждениями.

Училища олимпийского резерва могут находиться в ведении федерального органа исполнительной власти, органов управления физической культурой и спортом субъектов Российской Федерации и (или) Олимпийского комитета России. Создаются по решению органов власти субъектов Российской Федерации по представлению федерального органа исполнительной власти, органов управления физической культурой и спортом и образованием субъектов Российской Федерации и Олимпийского комитета России.

Школы высшего спортивного мастерства и центры олимпийской подготовки создаются решениями федерального органа исполнительной власти, органов власти субъектов Российской Федерации и Олимпийского комитета России с учетом мнения федераций по видам спорта по представлению органов управления физической культурой и спортом субъектов Российской Федерации и находятся в их ведении.

3. Государство обеспечивает укрепление существующей и создание новой материальной базы для спортивных школ и училищ, предусматривающей:

основную спортивную учебно-тренировочную базу по профилю школы или училища (учебный стадион с беговыми дорожками и футбольным полем, спортивные залы или крытый каток и т.п.);

для всех школ и училищ: плавательный бассейн, спортивный зал, летний спортивно-оздоровительный лагерь, общежитие со столовой (для училищ олимпийского резерва и ШВСМ), типовой набор спортивного инвентаря и оборудования в соответствии с нормативами, утверждаемыми федеральным органом исполнительной власти;

бесплатное питание для учащихся спортивных школ, проходящих подготовку в группах спортивного совершенствования и высшего мастерства, а также для учащихся училищ олимпийского резерва;

бесплатный инвентарь для детей малообеспеченных семей.

4. Финансирование спортивных школ и училищ олимпийского резерва, включая расходы на укрепление и создание материальной базы, проведение спортивных мероприятий, участие учащихся в общероссийских и международных соревнованиях осуществляется за счет государственного бюджета всех уровней, средств социального страхования, средств профсоюзов и иных организаций - учредителей спортивных школ и училищ, в том числе за счет части целевых средств федерального бюджета на строительство и расширение объектов спортивного назначения.


Статья 10. Сборные команды Российской Федерации по видам спорта

1. Сборные команды Российской Федерации и их резерв - коллективы спортсменов, тренеров, ученых, других работников физической культуры и спортивной медицины, являющиеся составной частью федераций по видам спорта. Создаются в целях подготовки и участия в международных соревнованиях под Государственным флагом Российской Федерации.

2. Сборные команды Российской Федерации по видам спорта формируются с учетом предложений спортивных организаций субъектов Российской Федерации соответствующими общероссийскими федерациями на конкурсной основе. Их подготовка и участие в международных соревнованиях осуществляются за счет средств бюджетов всех уровней в пределах выделяемых лимитов.

3. Финансирование сборных команд может также производиться и из других источников, не запрещенных законом.


Статья 11. Взаимодействие государственных органов управления физической культурой и спортом и общественных физкультурно-спортивных объединений

Федеральный орган исполнительной власти, Олимпийский комитет России, органы управления физической культурой и спортом субъектов Российской Федерации и муниципальных образований:

1) взаимодействуют с общественными физкультурно-спортивными объединениями по всем вопросам развития физической культуры и спорта, координируют их деятельность по актуальным вопросам физкультурно-спортивного и олимпийского движения, при необходимости совместно проводят соревнования, спартакиады, физкультурно-спортивные фестивали, организуют пропаганду физической культуры и спорта, строительство, ремонт и содержание спортивных сооружений, переподготовку кадров и иные мероприятия;

2) оказывают разностороннюю помощь общественным физкультурно-спортивным объединениям, в том числе финансовую на безвозмездной основе, содействуют выполнению уставных задач, заслушивают информации по основным вопросам развития физической культуры и спорта, принимают соответствующие решения и контролируют их исполнение. Совместная деятельность осуществляется на основе договорных отношений;

3) получают от общественных объединений официальные сведения по формам, утвержденным в установленном законодательством порядке государственными органами статистики для государственных органов управления физической культурой и спортом и общественных физкультурно-спортивных объединений, дают по ним необходимые заключения и рекомендации.


Статья 12. Научно-методическое, техническое и информационное обеспечение развития физической культуры и спорта

1. Организацию и проведение фундаментальных, поисковых, опытно-конструкторских, технологических, прикладных и других научно-исследовательских работ в области физической культуры и спорта осуществляют государственные научные центры, научно-исследовательские институты, лаборатории, образовательные учреждения физической культуры, созданные в установленном порядке и работающие на основании государственных и иных заказов.

2. Научно-исследовательские учреждения и подразделения сферы физической культуры и спорта сосредоточивают главное внимание на разработке и внедрении в практику конкретных программ, способствующих укреплению здоровья населения средствами физической культуры с обязательным участием в их реализации федеральных и региональных служб телевидения и радиовещания, совершенствуют научное обеспечение подготовки спортивных резервов и сборных команд страны к международным соревнованиям.

3. Федеральный орган исполнительной власти, Олимпийский комитет России, иные заинтересованные органы государственной власти и общественные объединения содействуют научным учреждениям и подразделениям в формировании государственных и иных заказов на актуальные научно-исследовательские работы, оказывают им помощь в привлечении дополнительных источников финансирования, анализируют итоги проведенных научных работ.

4. Для развития массовой физической культуры, высокого качества преподавания физического воспитания на всех уровнях образования, роста спортивных достижений фундаментальные и прикладные научные исследования в этой области опираются на профессиональное информационное обслуживание отрасли физической культуры и спорта. Единая отраслевая система научно-технической информации включает в себя библиотеки и информационные центры всех уровней, хранящие отечественную и зарубежную информацию, функционирует на базе современных средств вычислительной техники с обязательным выходом на зарубежные информационные центры для обмена информацией в полном объеме и поддерживается государством как неотъемлемая часть системы физической культуры и спорта.


Глава III. Реализация программ физкультурно-оздоровительной
работы среди граждан и развития спорта высших достижений


Статья 13. Участие органов государственной власти, образовательных и иных учреждений, предприятий и организаций в физическом воспитании учащейся молодежи и иных граждан

1. Органы государственной власти, образовательные учреждения, предприятия всех форм собственности, учреждения и организации несут ответственность за физическое воспитание детей дошкольного возраста, учащейся молодежи и взрослого населения, рассматривая его как важнейшее направление социальной политики государства. При участии физкультурно-спортивных, профсоюзных, молодежных и иных организаций они реализуют федеральные программы развития физической культуры и спорта и на их основе создают свои программы, в которых предусматриваются:

повышение качества учебных и внеклассных форм физического воспитания детей дошкольного возраста и учащейся молодежи на основе обязательных нормативных требований в дошкольных и иных образовательных учреждениях, в детских оздоровительных, молодежных и спортивных лагерях;

вовлечение граждан в систематические занятия физической культурой и спортом, обязательное внедрение в систему научной организации труда и отдыха каждого трудового коллектива производственной и лечебной гимнастики, послетрудовой реабилитации;

строительство новых, расширение и реконструкция действующих спортивных сооружений для проведения физкультурно-оздоровительной работы и подготовки спортивных резервов.

2. Органы государственной власти, центральные комитеты профсоюзов могут включать вопросы развития физической культуры и спорта среди детей, подростков и иных граждан в коллективные договоры, соглашения по социальным проблемам и охраны труда, организуют контроль за их реализацией, а также за выполнением своих программ развития физической культуры и спорта.


Статья 14. Развитие физической культуры и спорта в дошкольных и иных образовательных учреждениях

1. В целях организации работы по физическому воспитанию и пропаганде здорового образа жизни среди подрастающего поколения в дошкольных и иных образовательных учреждениях в Российской Федерации в приоритетном порядке предусматривается выделение средств на эти цели в соответствующих бюджетах, в том числе на приобретение табельного спортивного инвентаря и оборудования, реконструкцию и строительство в каждом дошкольном и ином образовательном учреждении спортивного зала, плавательного бассейна и спортивного городка, создание для группы или отдельных крупных образовательных учреждений зональных детско-юношеских спортивных школ, детско-юношеских клубов физической подготовки и врачебно-физкультурных диспансеров, на организацию ежедневных занятий физической культурой и спортом в режиме учебного для образовательных учреждений.

Государство оказывает также поддержку деятельности физкультурно-спортивных клубов в образовательных учреждениях.

2. Физическая подготовка молодежи допризывного возраста к военной службе проводится на основе нормативов комплекса "Физкультура и здоровье" в высших и средних специальных учебных заведениях, а также на учебных пунктах, создаваемых в районах и городах или для группы нескольких предприятий, учреждений и организаций, независимо от их ведомственной принадлежности и форм собственности.

Общее руководство и контроль за физической подготовкой молодежи допризывного возраста к военной службе осуществляет Министерство обороны Российской Федерации.


Статья 15. Участие молодежных и детских государственных организаций и общественных объединений в физическом воспитании детей и молодежи

1. Молодежные и детские государственные организации и общественные объединения:

1) участвуют в организации физкультурно-оздоровительной работы среди своих членов, привлекают детей и молодежь к занятиям физической культурой и спортом, используют их для формирования у молодежи здорового образа жизни, ведут борьбу с негативными проявлениями в молодежной среде, совместно со спортивными организациями проводят массовые соревнования и спартакиады;

2) с участием других организаций создают физкультурно-оздоровительные объединения, клубы, в том числе оборонно-спортивные, привлекают к работе в них известных спортсменов, ветеранов физкультурного движения, воинов запаса. Особое внимание уделяют физкультурно-массовой работе с детьми и подростками по месту их жительства;

3) выделяют на проведение физкультурно-массовых и спортивных мероприятий необходимые средства.


Статья 16. Физическое воспитание на предприятиях, в учреждениях и организациях

1. Руководители предприятий, учреждений и организаций совместно с профсоюзными комитетами:

1 ) обеспечивают условия для реализации гражданами права на занятия физической культурой, включающие профессионально-прикладные, физкультурно-оздоровительные и реабилитационные мероприятия в режиме трудового дня, послетрудового восстановления, а также для организации спортивно-массовой работы, вводят в свои штаты работников физической культуры и спорта;

2) создают условия для деятельности общественных объединений - физкультурно-оздоровительной и спортивной направленности, предоставляют в их распоряжение имеющиеся на балансе предприятий, учреждений и организаций спортивные сооружения и базы, обеспечивают их обслуживание, капитальный и текущий ремонт, содержат технический и административный персонал, в том числе детско-юношеских спортивных школ, выделяют средства на приобретение оборудования и спортивного инвентаря.

2. Расходы предприятий, учреждений и организаций на проведение физкультурно-оздоровительных мероприятий в режиме трудового дня и послетрудового восстановления работников, включая создание и содержание материальной базы для осуществления указанных мероприятий, а также содержание детско-юношеских спортивных школ, являются производственными затратами и относятся на себестоимость продукции.

На развитие физической культуры и спорта на предприятии, в учреждении и организации могут направляться также средства государственного социального страхования.


Статья 17. Развитие физической культуры и спорта в сельских муниципальных образованиях

1. Государство поддерживает развитие физической культуры и спорта в сельских муниципальных образованиях. На эти цели могут выделяться средства в бюджетах субъектов Российской Федерации и местных бюджетах, в том числе на строительство физкультурно-оздоровительных центров и иных спортивных объектов в сельских муниципальных образованиях.

2. Предприятия, учреждения и организации всех форм собственности агропромышленного комплекса, оформившие юридическое членство в сельском физкультурно-спортивном обществе в соответствии с его уставом, отчисляют ему не менее трех процентов взносов к годовому фонду заработной платы работников предприятий, учреждений и организаций. Собранные взносы расходуются непосредственно в коллективах физической культуры и спортивных клубах на организацию физкультурно-оздоровительной и спортивной работы среди жителей сельских муниципальных образований, содержание детско-юношеских спортивных школ и оплату труда работников физической культуры и спорта.

3. Работники физической культуры и спорта, работающие и проживающие в сельских муниципальных образованиях, могут иметь право на бесплатное предоставление квартир и льготы на коммунальные услуги в соответствии с законодательством Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.


Статья 18. Организация физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятий среди инвалидов

Федеральный государственный орган управления физической культурой и спортом, Олимпийский комитет России, государственные органы управления физической культурой и спортом субъектов Российской Федерации, общественные физкультурно-спортивные объединения совместно с физкультурно-спортивными объединениями инвалидов организуют физкультурно-оздоровительную работу, проведение спортивно-массовых мероприятий, подготовку спортсменов-инвалидов и их направление на общероссийские и международные соревнования, том числе Паралимпийские игры, Всемирные игры глухих, принимают участие в финансировании деятельности физкультурно-спортивных объединений инвалидов.


Глава IV. Пропаганда физической культуры и спорта


Статья 19. Участие государственных, общественных организаций и средств массовой информации в пропаганде физической культуры и спорта

1. Федеральные органы исполнительной власти в области физической культуры и спорта, здравоохранения, образования, общественные физкультурно-спортивные объединения, средства массовой информации определяют формы и методы пропаганды физической культуры с учетом возрастных, профессиональных и социальных особенностей различных групп населения, обеспечивают раскрытие социальной значимости физического воспитания, его роль в оздоровлении нации, борьбе с негативными явлениями курением, употреблением алкоголя, наркотиков.

2. Газеты и иные периодические издания предусматривают специальные рубрики, организуют публикацию системных материалов образовательно-просветительного характера, формируют у людей потребность в занятиях физическими упражнениями, повышают у них интерес к знаниям в области гигиены, медицины, режима питания, организации труда и отдыха, популяризируют комплексы упражнений, в том числе для самостоятельных занятий в домашних условиях, привлекают внимание государства и широкой общественности к этим проблемам, освещают опыт трудовых коллективов и их спортивных организаций, успешно внедряющих физическую культуру в быт людей, информируют о ходе развития олимпийских и других видов спорта в стране.


Статья 20. Пропаганда физической культуры и спорта по телевидению и радио

Федеральные и региональные службы телевидения и радиовещания:

устанавливают лимит на размещение спортивных программ по телевидению и радио не менее 10 процентов к общему объему ежедневного вещания, при этом вводят обязательные передачи физкультурно-оздоровительной направленности (утренняя, производственная гимнастика, аэробика и другие), обеспечивают высокий уровень постоянно действующих образовательных теле- и радиопрограмм, кинофильмов, электронных и компьютерных игр, других материалов, стимулирующих интерес зрителей и слушателей к самостоятельным занятиям физической культурой и спортом, дающих необходимые для этого знания, формирующих потребность всех людей в активном здоровом образе жизни. Эфирное время на эти цели и для размещения спортивных передач социального характера предоставляется всеми телекомпаниями бесплатно;

в тесном взаимодействии с государственными органами управления физической культурой и спортом, Олимпийским комитетом России, федерациями по видам спорта, советами ФСО организуют регулярные репортажи по телевидению и радио о соревнованиях по наиболее популярным видам спорта, проводят подготовку других спортивных программ, координируют деятельность спортивных редакций различных теле- и радиокомпаний. При этом в целях обеспечения конституционного права людей на отдых, наибольшего охвата зрительской аудитории, экономии бюджетных средств, совместно с вышеперечисленными организациями устанавливают порядок освещения наиболее интересных, престижных соревнований прежде всего на открытых, доступных государственных каналах радио и телевидения;

обеспечивают в приоритетном порядке финансирование программ физкультурно-оздоровительной и спортивной направленности за счет средств государственного бюджета и других источников, имея при этом в виду, что трансляция спортивных соревнований и других спортивных мероприятий по телевидению, радио, съемки и фотографирование, производство записи их изображения и звуковые записи осуществляются только при наличии разрешения организаторов данных спортивных соревнований или мероприятий, или заключенных с ними письменных соглашений о приобретении прав у организаторов соревнований. Реклама товаров, изделий и услуг во время проведения спортивных соревнований, других спортивных мероприятий допускается также с разрешения организаторов данных соревнований или мероприятий.


Глава V. Права и обязанности спортсменов, работников физической
культуры и спорта, общественного физкультурного актива,
их социальная защита


Статья 21. Любительский спорт

1. Любительский или самодеятельный спорт - многогранное массовое движение в спортивной жизни страны, органическая часть системы физического воспитания, способ выявления перспективных и талантливых людей в различных видах спорта.

2. Главная цель любительского спорта - физическое совершенствование человека, долголетнее сохранение им хорошего здоровья, формирование духовных и нравственно-волевых качеств личности, подготовка спортсменов.

3. Государство оказывает содействие в развитии любительского спорта, в установленном законодательством порядке выделяет на его развитие необходимые финансовые средства.


Статья 22. Профессиональный спорт

1. Профессиональный спорт - спортивная коммерческая деятельность, предусматривающая экономическую эффективность и высокую информационно-развлекательную ценность спортивно-зрелищных мероприятий.

2. Профессиональным спортсменом считается гражданин Российской Федерации или спортсмен, временно прибывший из другого государства, получающий за подготовку к соревнованиям и участие в них заработную плату.

3. Спортсмены-профессионалы состоят в официально признанных федерациях по видам спорта, физкультурно-спортивных организациях. Деятельность профессионала-спортсмена регулируется специальными нормами, разработанными на основе международных стандартов соответствующими общероссийскими федерациями по видам спорта по согласованию с Олимпийским комитетом России и федеральным органом исполнительной власти в области физической культуры и спорта.


Статья 23. Спортсмены

1. Спортсмен - гражданин, систематически занимающийся избранным видом спорта и принимающий участие в спортивных соревнованиях по установленным правилам.

2. Спортсмен высокого класса - спортсмен, систематически занимающийся видом спорта, регулярно выступающий на российских и международных соревнованиях и имеющий спортивное звание не ниже звания "Мастер спорта России" согласно требованиям Единой всероссийской спортивной классификации.

3. Квалификационно-нормативные требования к спортсмену-любителю и к спортсмену-профессионалу определяются федеральным государственным органом управления физической культурой и спортом и Олимпийским комитетом России по представлению общероссийских федераций по видам спорта с учетом соответствующих актов международных спортивных организаций.

При выполнении установленных классификационных нормативов и требований спортсмену присваивается соответствующий спортивный разряд или звание.

4. Спортсмены высокого класса, выполнившие на конкурсной основе, при соблюдении спортивного принципа, установленные Олимпийским комитетом России и общероссийскими федерациями по видам спорта специальные нормативы, заранее обусловленные и объявленные, включаются в основной, резервный и молодежный составы сборных команд страны. Члены сборных команд, не выполняющие установленные нормативы и систематически нарушающие свои обязанности, могут отчисляться из сборных команд Российской Федерации.


Статья 24. Права и обязанности спортсмена

1. Спортсмен имеет право:

1) бесплатно пользоваться физкультурно-оздоровительными и спортивными сооружениями, медицинским обслуживанием, снаряжением и спортивной одеждой, а также жильем и питанием во время тренировочных занятий (сборов) и спортивных соревнований в составе сборных команд;

2) получать денежную компенсацию по основному месту работы, службы, учебы из расчета среднемесячной заработной платы или стипендии за время, проведенное на тренировочных занятиях (сборах) и спортивных соревнованиях;

3) пользоваться иными льготами и специальными гарантиями, установленными законодательством Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

2. Спортсмен обязан:

1) повышать свое спортивное мастерство, достойно представлять спортивные организации в местных, общероссийских и международных соревнованиях;

2) заботиться об образовательной подготовке, культурном кругозоре, овладевать знаниями о физической культуре и спорте, олимпийском и международном спортивном движении;

3) выступать активным популяризатором физической культуры и спорта среди граждан;

4) не употреблять медицинские препараты и не принимать процедуры, запрещенные в спорте.


Статья 25. Договор (контракт) о спортивной деятельности

Договор (контракт) о спортивной деятельности заключается в соответствии с трудовым законодательством Российской Федерации и представляет из себя письменное соглашение между спортсменом (тренером, специалистом) и администрацией физкультурно-спортивной организации и регистрируется в общероссийской федерации по виду спорта, если спортсмен входит в состав сборной команды Российской Федерации. Договор (контракт) должен содержать обязанности спортсмена, его права на социальное и медицинское страхование, заключение и расторжение контракта. Физкультурно-спортивная организация обеспечивает спортсмену условия для подготовки и участия в соревнованиях, своевременную выплату заработной платы, выполняет иные обязательства, предусмотренные договором (контрактом) и не противоречащие законодательству Российской Федерации.


Статья 26. Переход спортсменов в иные спортивные организации

Спортсмен имеет право перехода из одного спортивного клуба (спортивной организации) Российской Федерации в другой клуб (организацию) или зарубежный спортивный клуб только после окончания срока договора (контракта) и выполнения указанных в договоре (контракте) обязательств.

В случае, если спортсмен изъявил желание перейти в другой спортивный клуб (спортивную организацию) до истечения срока договора, либо не выполнил предусмотренные договором обязательства, то такой переход возможен только в случае взаимного согласия спортивных клубов (организаций).

Правила перехода спортсменов, включая возрастные ограничения, трансфертные выплаты, разрабатываются на основе соответствующих документов международных федераций (ассоциаций, союзов) по видам спорта и утверждаются общероссийскими спортивными федерациями по видам спорта по согласованию с государственными органами управления физической культурой и спортом субъектов Российской Федерации.


Статья 27. Работники физической культуры и спорта

1. Работниками в области физической культуры и спорта считаются лица, занимающиеся физкультурно-оздоровительной и спортивно-педагогической работой и имеющие установленную законодательством спортивную и профессиональную квалификацию. К числу этой категории работников относятся: тренеры, тренеры-преподаватели, преподаватели, инструкторы, методисты, инструкторы-методисты, организаторы, спортивные судьи, ученые, врачи, ветеринарные врачи, концертмейстеры, фельдшеры, массажисты, мастера спортивных сооружений, конюхи, оружейники и т.д.

2. В зависимости от образования, стажа работы, уровня профессиональной подготовки тренерам, инструкторам, методистам и другим работникам физической культуры и спорта устанавливаются квалификационные спортивные звания и категории, порядок присвоения которых регулируется специальными нормативными актами.

3. Права и обязанности работников физической культуры и спорта:

приобщать людей различных слоев и возрастов к занятиям физической культурой и спортом, увеличивать сеть физкультурно-оздоровительных спортивных групп, команд, секций, организовывать в них конкретную работу, выступать инициаторами внедрения производственной гимнастики в режиме научной организации труда;

обеспечивать подготовку спортсменов высокой квалификации, формировать у занимающихся физической культурой и спортом нравственную гражданскую позицию, патриотизм, умение трудиться, соблюдать дисциплину, правила соревнований;

постоянно повышать свою квалификацию, уметь на высоком уровне вести воспитательную работу среди физкультурников и спортсменов, быть активными пропагандистами физической культуры и спорта, здорового образа жизни.

4. Тренеры, инструкторы, методисты, другие работники физической культуры и спорта, вносящие конкретный вклад в подготовку высококвалифицированных спортсменов, в том числе в сборных командах страны, пользуются правами, указанными в статье 23, пункт 1 настоящего закона.

5. За многолетнюю и плодотворную деятельность работники физической культуры и спорта имеют право на поощрение - присвоение государственных почетных званий Российской Федерации, а также званий "Заслуженный тренер Российской Федерации", награждение почетными знаками федерального органа исполнительной власти, Олимпийского комитета России.

За выдающиеся достижения в профессиональной физкультурно-спортивной деятельности работники физической культуры и спорта могут быть представлены к государственным наградам и иным формам поощрения.

За особые заслуги перед государством, крупные достижения в разработке теории и практики в области физической культуры и спорта, получивших мировое признание, подготовки спортсменов высокой квалификации, прославивших страну на международной спортивной арене, могут ежегодно представляться к присуждению Государственных премий Российской Федерации выдающиеся ученые, тренеры и организаторы физической культуры и спорта.


Статья 28. Подготовка специалистов физической культуры и спорта

1. Подготовка специалистов для работы в сфере физической культуры и спорта осуществляется в соответствии с законами Российской Федерации "Об образовании" и "О высшем и послевузовском профессиональном образовании".

2. В структуре системы среднего специального и высшего образования реализуется практика подготовки специалистов с присвоением квалификации "бакалавр", "дипломированный специалист", "магистр" обладающих необходимыми знаниями и навыками, умеющих обеспечивать средствами физической культуры и спорта высокий уровень оздоровления различных возрастных групп населения, в сфере туризма, санаторно-курортного комплекса, содействовать подготовке квалифицированных спортсменов, способствовать гармоничному воспитанию человека.

3. Государство берет на себя ответственность за укрепление существующей и создание в физкультурных учебных заведениях новой материальной базы, предусматривающей:

- комплекс спортивных и иных сооружений для учебных целей, типовой набор оборудования, а также бесплатной спортивной формы для учащихся, студентов и преподавателей спортивных дисциплин в соответствии с нормативами, утвержденными федеральным органом и исполнительной власти, специализированные спортивные сооружения для подготовки специалистов различного профиля, бесплатное питание для студентов и учащихся.

4. Финансирование высших и средних специальных физкультурных учебных заведений, включая расходы на укрепление существующей и создание новой материальной базы, осуществляется из средств федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации и иных источников, не запрещенных действующим законодательством Российской Федерации.


Статья 29. Повышение квалификации работников физической культуры и спорта

Государство гарантирует создание условий для повышения квалификации не реже, чем один раз в пять лет работников, государственных органов управления физической культурой и спортом, общественных спортивных организаций, научно-педагогических работников высших физкультурных учебных заведений и научно-педагогических работников государственных научных учреждений и организаций, выделяя на эти цели необходимые средства за счет федерального бюджета.

Повышение квалификации работников физической культуры и спорта, общественных физкультурных кадров может осуществляться также по договорам, заключенным физическими и (или) юридическими лицами с высшими учебными заведениями и научными организациями или учреждениями, за счет средств физических и (или) юридических лиц.

Работникам физической культуры и спорта, научно-педагогическим работникам, не повысившим без уважительных причин квалификацию в установленные сроки, в соответствии с существующим законодательством может быть снижена заработная плата. Они могут также отстраняться от работы в случае несоответствия профессиональных знаний квалификационным требованиям.


Статья 30. Общественные физкультурные кадры

1. Общественные физкультурные кадры - физкультурные организаторы, инструкторы по видам спорта, инструкторы производственной гимнастики, туризма, альпинизма, спортивные судьи, члены советов коллективов физической культуры и правлений спортивных клубов, члены бюро секций по видам спорта и иные организаторы, ведущие на добровольной основе работу по физической культуре и спорту.

2. Профили подготовки общественного физкультурного актива, его переподготовка и аттестация осуществляются в порядке, устанавливаемом федеральным органом исполнительной власти в области физической культуры и спорта.


Статья 31. Социальная защита спортсменов и работников физической культуры и спорта

1. Органы управления физической культурой и спортом субъектов Российской Федерации могут устанавливать за счет бюджетных или внебюджетных средств, а также, при соответствующем согласии, средств предприятий, учреждений, организаций различных форм собственности и иных источников финансирования денежное содержание в сумме, не менее семикратного минимального размера оплаты труда, установленного законодательством Российской Федерации, спортсменам, входящим в состав сборных команд Российской Федерации по видам спорта, их тренерам, а также спортсменам, выступающим в составах команд по игровым видам спорта в чемпионатах России, их тренерам и руководителям клубных команд.

2. Федеральный орган исполнительной власти, Олимпийский комитет России, общественные физкультурно-спортивные объединения, органы управления физической культурой и спортом субъектов Российской Федерации могут выплачивать за счет бюджетных и внебюджетных средств ежемесячное материальное обеспечение в сумме не менее девятикратного минимального размера оплаты труда, установленного законодательством Российской Федерации, выдающимся спортсменам - олимпийским чемпионам, чемпионам мира и Европы, заслуженным мастерам спорта, мастерам спорта международного класса, их тренерам - заслуженным тренерам Российской Федерации и СССР.

3. Спортсменам, входившим в состав сборных команд Российской Федерации не менее пяти лет, добившимся высоких спортивных результатов, завоевавшим звания олимпийского чемпиона, чемпиона мира, чемпиона Европы или неоднократно занимавшим призовые места на указанных международных соревнованиях, имеющим общий трудовой стаж не менее 20 лет и достигшим возраста 45 лет для мужчин, 40 лет - для женщин, за счет средств федерального или региональных бюджетов предусматриваются следующие льготы: пожизненное ежемесячное дополнительное материальное обеспечение в сумме восьмикратного минимального размера оплаты труда, установленного законодательством Российской Федерации; обеспечение жильем по месту жительства; медицинское и санаторно-курортное обслуживание; для спортсменов, окончивших выступления и не имеющих высшего образования, бесплатное обучение в вузе с ежемесячной выплатой материального обеспечения в сумме восьмикратного размера стипендии, установленного законодательством Российской Федерации.

4. Выдающимся спортсменам, имеющим большие заслуги перед Российской Федерацией, неоднократно завоевывавшим звания олимпийского чемпиона, чемпиона мира и чемпиона Европы, их тренерам, имеющим звание "Заслуженный тренер России" или "Заслуженный тренер СССР", а также организаторам, имеющим особые заслуги перед государством в развитии физкультурно-спортивного и олимпийского движения и спорта высших достижений, устанавливается за счет средств федерального бюджета дополнительное пожизненное ежемесячное материальное обеспечение в сумме десятикратного минимального размера оплаты труда, предусмотренного законодательством Российской Федерации. На них распространяется также положение, изложенное в пункте 3 настоящей статьи.

5. Работникам физической культуры и спорта, обеспечивающим (или обеспечивавшим) на протяжении многих лет высокий уровень физкультурно-оздоровительной и спортивной работы среди населения и успешное выступление спортсменов на Олимпийских играх, других международных соревнованиях, награжденным орденами и медалями Российской Федерации и СССР или имеющим почетные звания Российской Федерации или звания "Заслуженный тренер СССР", "Заслуженный тренер Российской Федерации", предусматриваются: за счет средств государственного бюджета всех уровней: пожизненное ежемесячное дополнительное материальное обеспечение в размере 50 процентов к заработной плате работника или к пенсии для пенсионера; медицинское и санаторно-курортное обеспечение; бесплатное пользование общественным транспортом; обеспечение жильем.

6. Спортсменам, здоровью которых причинен вред на учебных занятиях спортом или в соревнованиях, проводимых спортивной организацией, в установленном порядке гарантируется медицинская, социальная, бытовая и профессиональная реабилитация.


Глава VI. Ресурсное обеспечение сферы физической культуры и спорта


Статья 32. Строительство и содержание физкультурно-оздоровительных, спортивных и иных сооружений и зданий

1. В настоящем Федеральном законе под физкультурно-оздоровительными, спортивными и спортивно-техническими сооружениями понимаются объекты, созданные для занятий населения физическими упражнениями, спортом и проведения зрелищных мероприятий. По своему назначению в соответствии с классификацией, утверждаемой федеральным органом исполнительной власти в области физической культуры и спорта, они подразделяются на объекты федерального, регионального и местного значения. Их владельцами могут быть соответствующие органы исполнительной власти, а также общественные, общественно-государственные физкультурно-спортивные организации, иные юридические и физические лица.

2. Государство принимает участие в финансировании строительства и эксплуатации физкультурно-оздоровительных и спортивных сооружений, привлекает к их созданию и содержанию на началах кооперации хозяйственные и иные организации.

3. Не допускается ликвидация имеющихся государственных спортивных сооружений, пока на данной территории не будут созданы равнозначные объекты для занятий физической культурой и спортом.

4. За государственными высшими, средними специальными учебными заведениями и научно-исследовательскими учреждениями физической культуры, школами высшего спортивного мастерства, центрами олимпийской подготовки, училищами олимпийского резерва, детско-юношескими и другими спортивными школами учредитель закрепляет объекты права собственности (землю, здания, сооружения, имущество, оборудование, а также другое необходимое имущество потребительского, социального, культурного и иного назначения), принадлежащие учредителю на праве собственности или арендуемые им у третьего лица (собственника).

Земельные участки закрепляются за государственными и муниципальными физкультурными образовательными учреждениями в бессрочное бесплатное пользование.

5. Объекты собственности, закрепленные учредителем за физкультурным образовательным и научным учреждением, находятся в оперативном управлении этого учреждения.

6. Физкультурное образовательное и научное учреждение несет ответственность перед собственником за сохранность и эффективное использование закрепленной за этим учреждением собственности. Контроль деятельности физкультурного образовательного учреждения в этой части осуществляется учредителем или иным юридическим лицом, уполномоченным собственником.

7. В соответствии с установленными нормативами на создание физкультурно-оздоровительных и спортивных объектов в жилых районах предусматривается не менее 1,5 процента всех средств, направляемых государством на жилищное строительство, а также средств организаций-застройщиков жилья.

Реализация этого законодательного положения возлагается на органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и муниципальные органы власти, с привлечением соответствующих государственных органов управления физической культурой и спортом.

8. Содержание физкультурно-оздоровительных и спортивных объектов по месту жительства населения, включая их ремонт, организацию массовых мероприятий, оплату труда работников физической культуры и спорта, проводящих занятия с жителями микрорайонов или поселков, осуществляется органами жилищно-коммунального хозяйства за счет отчислений ими на указанные цели не менее 3-х процентов средств от общей годовой квартирной платы.

9. Расходы на содержание физкультурно-оздоровительных и спортивных сооружений в местах жительства и массового отдыха населения, проведение спортивных мероприятий производятся также за счет внебюджетных фондов развития муниципальных образований, добровольных взносов учреждений, организаций, предприятий и их объединений, не имеющих своих спортивных объектов, физических лиц и других поступлений, не противоречащих законодательству Российской Федерации.

10. На физкультурно-спортивные организации, спортивные сооружения и предприятия спортивной промышленности Российской Федерации независимо от ведомственной принадлежности и форм собственности распространяются тарифы на отпуск сетевого газа, электрическую, тепловую энергию, водоснабжение и водоотведение, как это предусмотрено при отпуске для населения, а пользование услугами почтовой, телеграфной и телефонной связи - по тарифам, которые устанавливаются для бюджетных организаций.

Указанные тарифы снижаются на 50 и более процентов или вовсе не применяются для спортивных школ всех типов, физкультурных образовательных и научных учреждений. Расходы на эти цели могут производиться за счет бюджетов субъектов Российской Федерации, а также за счет средств внебюджетных фондов развития муниципальных органов власти, других источников финансирования, не противоречащих законодательству Российской Федерации.

11. Средства от сдачи в аренду помещений и площадей физкультурно-оздоровительных и спортивных сооружений, не используемых в основной деятельности, получаемые предприятиями и организациями, у которых они находятся на балансе, подлежат учету на отдельном субсчете и расходуются исключительно на покрытие затрат, связанные с организацией и проведением занятий в спортивных школах и физкультурно-оздоровительных группах, содержанием, ремонтом и развитием материально-технической базы этих физкультурно-оздоровительных и спортивных сооружений.

12. Спортивные сооружения федерального значения, созданные для подготовки сборных команд Российской Федерации, находящиеся в собственности федеральных органов исполнительной власти в области физической культуры и спорта, образования. Олимпийского комитета России, органов управления физической культурой и спортом, образованием субъектов Российской Федерации или передаваемые им Правительством Российской Федерации на правах безвозмездного и бессрочного оперативного управления (комплексные спортивные базы и входящие в их состав жилые помещения, столовые, клубные учреждения, а также отдельно стоящие спортивные объекты, производственные постройки, гаражи и т.п.), приватизации (разгосударствлению) не подлежат. К их числу относятся также спортивные сооружения федерального значения, находящиеся в ведении других организаций, учреждений и предприятий.

13. Спортивные сооружения и иные объекты федерального значения, построенные за счет федерального бюджета или других источников финансирования для подготовки сборных команд Российской Федерации, используемые не по назначению и находящиеся в ведении организаций, учреждений и предприятий неспортивного профиля, передаются безвозмездно федеральному органу исполнительной власти или Олимпийскому комитету России. Порядок передачи данных объектов определяется Правительством Российской Федерации.

14. Для спортивных баз федерального значения, на которых ведется подготовка сборных команд Российской Федерации, в соответствии с пунктом 10 настоящей статьи устанавливаются льготные условия их содержания. Перечень таких баз устанавливается федеральным органом исполнительной власти, Олимпийским комитетом России. Финансирование этих баз осуществляется за счет средств федерального бюджета, а также других источников.

15. Органы власти субъектов Российской Федерации, органы местной власти могут регулировать цены на посещение соревнований, аренду спортивных сооружений, продажу абонементов населению на эти сооружения, освобождать физкультурно-спортивные организации от налога на добавленную стоимость за оказание на спортивных сооружениях физкультурно-оздоровительных и спортивных услуг населению, разрешать в муниципальных спортивных объектах проведение занятий бесплатно или на льготных условиях для детей дошкольного возраста, детей малообеспеченных и многодетных семей, учащихся, студентов, пенсионеров, инвалидов и в случае необходимости, предусматривать компенсацию соответствующим спортивным сооружениям за счет бюджетных средств субъектов Российской Федерации, местных органов власти или других источников финансирования.


Статья 33. Спортивная промышленность

1. Спортивная промышленность - совокупность промышленных предприятий, производящих продукцию физкультурно-спортивного и туристского назначения для населения и спорта высших достижений, и научных организаций, разрабатывающих спортивно-технические изделия.

В настоящем Законе под предприятиями спортивной промышленности понимаются специализированные комбинаты, заводы, фабрики и научные организации, а также отдельные цеха, лаборатории и мастерские неспециализированных промышленных предприятий, осуществляющие свою деятельность на основании лицензий на производство продукции физкультурно-спортивного и туристского назначения по технической документации и (или) нормативным актам, утверждаемым в порядке, устанавливаемом федеральным органом исполнительной власти в области физической культуры и спорта.

2. Государство поддерживает развитие спортивной промышленности в Российской Федерации (в том числе строительство новых и модернизацию действующих специализированных предприятий) в соответствии с федеральными, региональными, отраслевыми и муниципальными программами, утверждаемыми в установленном порядке соответственно Правительством Российской Федерации, органами власти субъектов Российской Федерации и органами местной власти.

3. На предприятия спортивной промышленности распространяются льготы, определенные настоящим законом, пропорционально объемам производимой ими физкультурно-спортивной и туристской продукции по отношению к общему объему выпускаемой продукции.


Статья 34. Приватизация объектов физической культуры и спорта

1. Специализированные, а также иные предприятия, учреждения и организации, в уставном капитале которых доля государства составляет более 25 процентов, и обеспечивающих централизованную подготовку сборных команд Российской Федерации, являются единым спортивно-техническим, производственным и образовательным комплексом и приватизации не подлежат.


Статья 35. Налогообложение физкультурно-спортивных организаций

1. Учреждения физической культуры, спорта, спортивные сооружения всех форм собственности освобождаются от налогообложения, отчислений и сборов в федеральный, региональный и местный бюджеты, в том числе на землю, трудовые и природные ресурсы, используемые в сфере оздоровления, физической культуры и спорта. Не облагаются налогом отчисления предприятий, учреждений, организаций, а также спонсоров на нужды физического воспитания населения, содержание команд мастеров.

2. Не включается в совокупный облагаемый доход при налогообложении с физических лиц стоимость питания, спортивного снаряжения, оборудования и спортивной формы, призов в денежной и натуральной форме, получаемых спортсменами и работниками физической культуры и спорта на учебно-тренировочных сборах, соревнованиях в Российской Федерации и на международной арене (за исключением физических лиц, осуществляющих деятельность в профессиональном спорте).

3. Порядок налогообложения, освобождения спортивных организаций, спортивных сооружений, предприятий спортивной промышленности от уплаты налогов, отсрочки и рассрочки их уплаты устанавливаются в соответствии с налоговым законодательством и особенностями настоящего Федерального закона.


Статья 36. Ускоренная амортизация

Предприятия, оказывающие физкультурно-спортивные услуги и выпускающие спортивно-туристские товары, вправе применять ускоренную амортизацию основных, производственных фондов с отнесением затрат на издержки производства в размере в 1,8 раза превышающих нормы, установленные для соответствующих основных фондов.

Наряду с применением механизма ускоренной амортизации спортивные организации могут списывать дополнительно как амортизационные отчисления до 50 процентов первоначальной стоимости основных фондов со сроком службы более трех лет.


Статья 37. Льготное кредитование физкультурно-спортивных организаций

Кредитование спортивных организаций, спортивных сооружений, предприятий спортивной промышленности осуществляется на льготных условиях. При этом кредитные организации, осуществляющие кредитование спортивных организаций на льготных условиях, пользуются льготами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.


Статья 38. Страхование спортивных организаций

Страхование спортивных организаций, спортивных сооружений, предприятий спортивной промышленности осуществляется на льготных условиях. При этом страховые организации, осуществляющие их страхование, пользуются льготами в порядке, установленном действующим законодательством.


Статья 39. Лицензирование видов деятельности и сертификация продукции и услуг в сфере физической культуры и спорта

1. Федеральный орган исполнительной власти осуществляет лицензирование видов деятельности, определенных для него Правительством Российской Федерации, включая деятельность по оказанию физкультурно-оздоровительных и спортивных услуг негосударственными организациями и индивидуальными предпринимателями, в соответствии с законодательством Российской Федерации.

2. Продукция и услуги, установленные и используемые в сфере физической культуры и спорта, должны иметь сертификацию качества и знаки соответствия, выдаваемые федеральным органом исполнительной власти в установленном законодательством порядке.

3. Лицензирование телевизионных прав на спортивное событие, порядок передачи (продажи) прав организаторами вещателю осуществляется в установленном законодательном порядке путем заключения соответствующих письменных соглашений между лицензентом и лицензиатом.


Статья 40. Поддержка внешнеэкономической деятельности физкультурно-спортивных организаций

1. Федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации поддерживают физкультурно-спортивные организации в осуществлении экспортно-импортных операций, в реализации программ и проектов в области внешнеэкономической деятельности, содействуют их участию в международных соревнованиях и спортивно-зрелищных мероприятиях, учебно-тренировочных сборах.

2. Федеральный орган исполнительной власти, Олимпийский комитет России, органы управления физической культурой и спортом субъектов Российской Федерации:

1) освобождаются от уплаты таможенной пошлины, налога на добавленную стоимость и акциза на импортируемые в Российскую Федерацию специальное оборудование, инвентарь, спортивную технику и товары по контрактам, заключенным в целях осуществления физкультурно-спортивных услуг, оказываемых физкультурно-спортивными организациями для проведения спортивных соревнований, в том числе международных, организации учебно-тренировочных сборов для спортсменов и физкультурно-спортивных занятий с населением. Льготы относятся также к предприятиям по производству продукции спортивного назначения и импортируемые в их адрес материалы и оборудование;

2) освобождаются от обязательной продажи валютной выручки, полученной ими от экспорта физкультурно-спортивных услуг, выполнения работ по производству спортивных изделий и техники в случае, если эта валютная выручка используется на приобретение материалов и оборудования для их производства и оказания спортивных услуг.

3. Федеральный орган исполнительной власти, Олимпийский комитет России вправе заключать договоры с отдельными общероссийскими общественными физкультурно-спортивными объединениями на реализацию ими контрактов, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи.


Глава VII. Заключительные положения


Статья 41. Ответственность должностных лиц федеральных органов исполнительной власти и руководителей общественных физкультурно - спортивных объединений за исполнение настоящего Федерального закона

1. Должностные лица федеральных органов исполнительной власти несут ответственность за соблюдение положений настоящего Федерального закона в соответствии с законодательством Российской Федерации. Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, принятые с нарушением настоящего Федерального закона, ограничивающие права общественных физкультурно-спортивных объединений, спортсменов, работников физической культурой и спорта, либо устанавливающие такой порядок осуществления этих прав, который существенно затрудняет их использование, признаются недействительными в установленном законодательством порядке.

2. Неисполнение либо ненадлежащее исполнение должностными лицами федеральных органов государственной власти своих обязанностей, предусмотренных настоящим Федеральным законом, влечет за собой дисциплинарную, административную, уголовную или гражданско-правовую ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

3. Руководители общественных физкультурно-спортивных объединений, представившие ложные сведения о составе и деятельности этих объединений в целях получения государственной поддержки несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации и возмещают нанесенный ущерб.


Статья 42. Приведение нормативных правовых актов в соответствие с настоящим Федеральным законом

Предложить Президенту Российской Федерации и поручить Правительству Российской Федерации привести в соответствие с настоящим Федеральным законом свои нормативные правовые акты.


Статья 43. Вступление в силу настоящего Федерального закона

Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.


Откройте нужный вам документ прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.