• ТЕКСТ ДОКУМЕНТА
  • АННОТАЦИЯ
  • ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ

СРАВНИТЕЛЬНАЯ ТАБЛИЦА ТЕКСТОВ ЗАКОНОПРОЕКТОВ

Сравнительная таблица
текстов законопроектов о защите от насилия в семье


Вариант по Вносится
состоянию на депутатами
"08" января 1997 Государственной
года Думы - членами
(подготовлена Комитета
отработанная в Государственной
содержательном Думы по делам
плане редакция женщин, семьи и
законопроектов молодежи
по вопросам А.В.Апариной,
защиты от Е.А.Костериным,
насилия в семье) Кошевой В.К.,
Свечниковым
П.Г.,
Селивановым
А.В., Швец Л.Н.,
Нарусовой Л.Б.,
членом Комитета
Государственной
Думы по
международным
делам
Н.В.Кривельской,
членом Комитета
Государственной
Думы по
безопасности
Э.А.Памфиловой
------------------
Проект

Российская Федерация
Федеральный закон
"Об основах социально-правовой
защиты от насилия в семье"
Вариант по Вносится
состоянию на депутатами
"16" июля 1996 Государственной
года Думы - членами
Комитета
Государственной
Думы по делам
женщин, семьи и
молодежи
Н.В.Кривельской,
Е.А.Костериным,
В.К. Кошевой,
Л.Н.Швец, членом
Комитета
Государственной
Думы по
безопасности
Э.А.Памфиловой










-----------------
Проект

Российская Федерация
Федеральный закон
"О предотвращении насилия
в семье"
Настоящий Федеральный закон
определяет основы правового
регулирования в области
социально-правовой защиты от
насилия в семье: профилактическую
деятельность социальных служб по
устранению средствами социального
обслуживания опасности совершения
насилия в семье,
воспрепятствованию повторному
совершению в ней насилия,
разрешению трудной жизненной
ситуации, создавшей опасность
совершения насилия в семье.
Федеральный закон устанавливает:
- основания, порядок образования
и управления, компетенцию
социальных служб по разрешению
трудных жизненных ситуаций в
семьях, создающих опасность
совершения в них насилия или
вызвавших его совершение;
- полномочия и порядок
деятельности указанных социальных
служб и органов управления ими в
интересах зависимых членов семьи,
которым угрожает опасность насилия
или подвергнувшимся насилию в
семье;
- полномочия и порядок
деятельности указанных социальных
служб и органов управления ими в
случаях воспрепятствования этой
работе со стороны членов семьи,
создающих опасность совершения или
совершивших насилие в семье;
- полномочия и порядок
деятельности указанных социальных
служб по социально-правовой защите
от насилия в семье и органов
управления ими в ситуациях, не
терпящих отлагательства
(экстренных ситуациях) устранения
социально-правовыми средствами
непосредственной угрозы жизни и
здоровью членов семьи;
основания и порядок
взаимодействия указанных
социальных служб и органов
правления ими между собой и с
иными государственными,
муниципальными, иными
негосударственными органами,
учреждениями, предприятиями,
организациями и объединениями в
работе по социально-правовой
защите от насилия в семье;
- правовые гарантии соблюдения
определенного данным Федеральным
законом порядка осуществления
социально-правовой защиты от
насилия в семье.
Меры социально-правовой защиты от
насилия в семье, устанавливаемые
настоящим Федеральным законом,
являются неотъемлемой частью
обеспечения безопасности личности,
семьи и общества. Их реализация на
федеральном уровне обеспечивается
в объеме целевого финансирования
из средств федерального бюджета и
внебюджетных фондов Российской
Федерации, выделяемых на эти цели.
Настоящий Федеральный закон
определяет основы предотвращения
насилия в семье: социальную
профилактику любых форм насилия в
семье; порядок оказания помощи
жертвам насилия (особенно
женщинам, детям и зависимым членам
семьи); меры защиты государством
безопасности каждого члена семьи
от насилия и его угрозы, и
социальной реабилитации семьи, в
которой проявилось насилие, всех
ее членов, как пострадавших о
насилия, так и совершивших это
насилие.
Предотвращение насилия в семье
достигается системой мер по
оказанию социальной,
психологической, психиатрической,
юридической и иной помощи;
социальной реабилитации членов
семьи; оказания помощи в
разрешении конфликтной ситуации в
семье; осуществления социального
контроля за поведением членов
семьи, совершивших насилие в
семье; предоставления убежища
пострадавшим от насилия членам
семьи, частичного ограничения прав
и свобод членов семьи, совершивших
насилие в семье.
Система предотвращения насилия в
семье, устанавливаемая настоящим
Федеральным законом, является
неотъемлемой частью обеспечения
безопасности личности и общества
на федеральном уровне в объеме
целевого финансирования из средств
федерального бюджета и
внебюджетных фондов Российской
Федерации, выделяемых на эти цели.
Глава I. Общие положения Глава I. Общие положения
Статья 1. Понятие и цели
социально-правовой защиты от
насилия в семье

1. Социально-правовая защита от
насилия в семье представляет собой
профилактическую деятельность
социальных служб по разрешению
средствами социального
обслуживания трудных жизненных
ситуаций в семьях, связанных с
опасностью проявления или
проявлением насилия в семье, по
социальной поддержке членов семьи,
пострадавших от насилия в семье,
оказанию им социальной помощи и
услуг, их социальной адаптации и
реабилитации, оказанию помощи
семье в восстановлении нормальных
семейных отношений, ресоциализации
и реабилитации лиц, создающих
опасность совершения или
совершивших насилие в семье, когда
в соответствии с законом они не
изолированы от семьи и общества.
2. Социально-правовая защита от
насилия в семье имеет целью
оказание помощи членам семьи в
разрешении трудной жизненной
ситуации в семье в пределах,
обеспечивающих охрану их жизни,
психического и физического
здоровья, а также
психо-физического личностного
развития несовершеннолетних членов
семьи.
Статья 1. Предотвращение насилия в
семье

Предотвращение насилия в семье
представляет собой деятельность
социальных служб по социальной
поддержке членов семьи,
пострадавших от насилия в семье,
их социальной адаптации и
реабилитации, защите членов семьи
от продолжения насилия или его
угрозы, оказанию помощи семье в
восстановлении нормальных
отношений в ней, ресоциализации
лиц, виновных в совершении насилия
в семье без изоляции их от
общества и семьи, профилактике
насилия в семье.
Статья 2. Законодательство
Российской Федерации о
социально-правовой защите от
насилия в семье

Законодательство Российской
Федерации о социально-правовой
защите от насилия в семье состоит
из настоящего Федерального закона,
других федеральных законов и иных
нормативных правовых актов
Российской Федерации, а также
законов и иных нормативных
правовых актов субъектов
Российской Федерации.
Статья 2. Законодательство
Российской Федерации о
предотвращении насилия в семье

Законодательство Российской
Федерации о предотвращении насилия
в семье состоит из настоящего
Федерального закона, других
федеральных законов и иных
нормативных правовых актов
Российской Федерации, а также
законов и иных нормативных
правовых актов субъектов
Российской Федерации.
Законодательство Российской
Федерации о предотвращении насилия
в семье основывается на
законодательстве Российской
Федерации о социальном
обслуживании и является его
развитием и конкретизацией
Статья 3. Основы деятельности
социальных служб по
социально-правовой защите от
насилия в семье

Деятельность социальных служб по
социально-правовой защите от
насилия в семье строится на основе
принципов социального
обслуживания, государственных
стандартов социального
обслуживания, порядка создания,
реорганизации, ликвидации
социальных служб, управления ими,
лицензирования, координации,
ресурсного, кадрового и
научно-методического обеспечения
социального обслуживания, порядка
оплаты социальных услуг,
установленных Федеральным законом
"Об основах социального
обслуживания населения" с
изменениями и дополнениями,
внесенными данным Федеральным
законом.
Статья 3. Основы деятельности
социальных служб по предотвращению
насилия в семье

Деятельность социальных служб по
предотвращению насилия в семье
строится на основе принципов
социального обслуживания,
государственных стандартов
социального обслуживания, порядка
издания, деятельности,
реорганизации, ликвидации,
управления, лицензирования,
координации, научно-методического
обеспечения оплаты социальных
услуг, установленных Федеральным
законом "Об основах социального
обслуживания населения" с
изменениями и дополнениями,
внесенными данным Федеральным
законом.
Статья 4. Основные понятия

В настоящем Федеральном законе в
пределах, необходимых для
правового регулирования в области
социально-правовой защиты от
насилия в семье применяются
следующие основные понятия:
Статья 4. Основные понятия

В настоящем Федеральном законе
применяются следующие основные
понятия:
1. Семья - лица, находящиеся между
собою в браке, родстве или
отношениях свойства и проживающие
совместно. Действие настоящего
Федерального закона
распространяется также на семью,
основанную на браке, не
зарегистрированном в органах
записи актов гражданского
состояния (в фактическом браке);
на лиц, вступивших в семейные
отношения в результате усыновления
(удочерения), установления опеки и
попечительства при совместном
проживании опекунов и попечителей
с подопечными, устройства детей в
семью на воспитание в соответствии
с порядком, установленным Семейным
Кодексом Российской Федерации и
лиц, являющихся членами семьи,
основанной на браке, если они
продолжают совместно проживать
после прекращения брака.
2. Семья - группа лиц, проживающих
совместно и находящихся между
собою в браке, родстве, отношениях
свойства. Настоящий Федеральный
закон признает также семью,
основанную на браке, не
зарегистрированном в органах
записи актов гражданского
состояния (на фактическом браке),
в пределах, необходимых для
предотвращения насилия в ней.
Семья возникает также в результате
усыновления (удочерения),
установления опеки и
попечительства при совместном
проживании опекунов и попечителей
с подопечными, передачи детей на
воспитание в семью в соответствии
с порядком, установленным Семейным
Кодексом Российской Федерации.
Законодательством Российской
Федерации и субъектов Российской
Федерации могут быть установлены
иные основания порождения семейных
отношений.
2. Насилие в семье - любое
умышленное действие одного члена
семьи против другого, если это
действие ущемляет конституционные
права и свободы члена семьи как
гражданина, и наносит вред или
содержит угрозу причинения вреда
его физическому, психическому
здоровью, а также психофизическому
и личностному развитию
несовершеннолетнего члена семьи.
Насилие в семье может иметь формы
физического, психического,
сексуального воздействия и
принуждения (понуждения).
1. Насилие в семье - любые
умышленные действия одного члена
семьи против другого, если эти
действия ущемляют конституционные
права и свободы члена семьи как
гражданина, и наносят ущерб или
содержат угрозу его физическому,
психическому состоянию, а также
развитию ребенка. Насилие в семье
может иметь формы физического,
сексуального, психического
воздействия и принуждения.
1) Физическое насилие в семье -
умышленное нанесение одним членом
семьи другому члену семьи побоев,
вреда здоровью, умышленное лишение
свободы одним членом семьи другого
члена семьи, жилья, пищи, одежды и
иных нормальных условий жизни а
также уклонение родителей
малолетних, их опекунов, лиц,
которые взяли малолетних в семью
на воспитание, от удовлетворения
потребностей малолетних в уходе,
заботе о здоровье и личной
безопасности, что может привести
члена семьи к смерти, причинить
вред его физическому или
психическому здоровью, нанести
ущерб чести и достоинству его
личности, а также психофизическому
и личностному развитию
пострадавшего ребенка.
1) Физическое насилие в семье -
умышленное нанесение одним членом
семьи другому члену семьи побоев,
телесных повреждений, а также
умышленное лишение свободы, жилья,
пищи, одежды и иных нормальных
условий жизни, что может привести
пострадавшего члена семьи к
смерти, вызвать нарушения
физического и психического
здоровья, нанести ущерб чести и
достоинству его личности.
2) Психическое насилие в семье -
умышленное унижение чести и
достоинства одним членом семьи
другого члена семьи или
принуждение (понуждение) его
посредством угроз, оскорблений,
шантажа к совершению деяний,
представляющих опасность для его
жизни или здоровью, а также
ведущих к нарушению психического
развития несовершеннолетнего члена
семьи.
3) Психическое насилие в семье -
умышленное унижение чести и
достоинства одним членом семьи
другого члена семьи или
принуждение его посредством угроз,
оскорблений, шантажа к совершению
деяний, представляющих опасность
для его жизни, наносящих вред его
здоровью или приводящих к
нарушениям психического развития
несовершеннолетнего члена семьи.
3) Сексуальное насилие в семье -
деяние одного из членов семьи,
посягающее на половую
неприкосновенность или половую
свободу другого члена семьи, а
также и иные действия сексуального
характера по отношению к
несовершеннолетнему, нарушающие
его психическое развитие.
2) Сексуальное насилие в семье -
посягательство одного члена семьи
на половую неприкосновенность
другого члена семьи, а также и
иные действия по отношению к
несовершеннолетнему, нарушающие
его психосексуальное развитие.
4) Принуждение (понуждение) -
оказание физического или
психического воздействия на члена
семьи с тем, чтобы вынудить его
причинить вред своей жизни или
здоровью, согласиться на нарушение
его половой неприкосновенности или
половой свободы, совершить
противоправные действия или
действия, унижающие его честь и
достоинство.
4) Принуждение - оказание
физического или психического
воздействия на члена семьи с тем,
чтобы вынудить его причинить вред
своей жизни или здоровью,
согласиться на нарушение его
половой неприкосновенности,
совершить противоправные действия
или действия, унижающие его честь
и достоинство.
Насилие в семье является жестоким
обращением в семье и создает
трудную жизненную ситуацию для
пострадавшего от насилия члена
семьи.
5) Опасность совершения насилия в
семье - объективная возможность
перерастания совершаемых в семье
противоправных или аморальных
действий одного члена семьи в
насилие над другим членом семьи.
 
6) Угроза насилием в семье -
психическое воздействие, оказанное
одним членом семьи на другого
члена семьи с целью создания
представления о реальной
возможности нанесения вреда его
жизни, физическому или
психическому здоровью, ущерба его
половой неприкосновенности или
половой свободе.
Насилие в семье, угроза насилием в
семье и опасность совершения
насилия в семье являются жестоким
обращением в семье.
В соответствии с настоящим
Федеральным законом
социально-правовая защита от
угрозы насилием в семье и
опасности совершения насилия в
порядке, что и социально-правовая
защита от насилия в семье.
В настоящем Федеральном законе в
дальнейшем под насилием в семье
понимается как совершение насилия
в семье, так и опасность его
совершения и угроза его
совершением
3. Зависимый член семьи -
несовершеннолетний член семьи;
член семьи, неспособный вследствие
материальной зависимости от других
членов семьи, пожилого возраста,
инвалидности, болезни защищать
себя от насилия в семье и
самостоятельно разрешать связанную
с этим насилием тяжелую жизненную
ситуацию.
Под материальной зависимостью
члена семьи понимается отсутствие
у него самостоятельного дохода или
наличие у него дохода ниже
установленного Федеральным законом
размера минимальной оплаты труда.
3. Зависимый член семьи -
несовершеннолетний член семьи;
член семьи, неспособный вследствие
материальной зависимости от других
членов семьи, пожилого возраста,
инвалидности, болезни защищать
себя от насилия в семье.
Под материальной зависимостью члена
семьи понимается отсутствие у него
самостоятельного дохода или
наличие у него дохода ниже
установленного Федеральным законом
размера минимальной оплаты труда.
4. Основанное на законе социальное
вмешательство в семью (далее -
социальное вмешательство в семью)
- комплекс мер по
социально-правовой защите от
насилия в семье, осуществляемых
социальной службой в особом
порядке по решению суда в случаях
воспрепятствования лицом,
совершившим насилие, разрешению
трудной жсизненной ситуации и
защите прав и интересов
пострадавшего от насилия
зависимого члена семьи.
4. Основанное на законе социальное
вмешательство в семью (далее -
социальное вмешательство в семью)
- вид социального обслуживания по
предотвращению насилия в семье,
связанный с предоставлением членам
семьи, в которой совершено
насилие, социальных услуг, не
указанных в Федеральном законе "Об
основах социального обслуживания
населения"; и не требующий
согласия лица, совершившего это
насилие.
Социальное вмешательство в семью
осуществляется по решению суда, а
в экстренных случаях на основании
решения органа местного
самоуправления.
5. Экстренное социальное
вмешательство в семью -
незамедлительная социальная
помощь, оказываемая социальной
службой по месту жительства члену
семьи при возникновении
непосредственной опасности для его
жизни и здоровья с целью
устранения этой опасности, а также
обеспечение безопасности
зависимому члену семьи в ситуации
не терпящей отлагательства
посредством изъятия его из семьи и
помещения в социальное убежище.
 
  5. Специализированное учреждение
социального обслуживания по
предотвращению насилия в семье -
учреждение социального
обслуживания, основной уставной
деятельностью которого является
оказание социальных услуг членам
семьи, находящимся в трудной
жизненной ситуации из-за
совершенного в семье насилия.
6. Социальное убежище -
специализированное стационарное
учреждение социального
обслуживания по предотвращению
насилия в семье, являющееся местом
кратковременного проживания жертвы
насилия в семье, предоставляемым
ей в экстренных ситуациях, в целях
обеспечения ее безопасности.
7. Объекты защиты от насилия в
семье - жизнь, физическое и
психическое здоровье, половая
неприкосновенность лиц, являющихся
по настоящему Федеральному закону
членами семьи, а также развитие
ребенка - члена семьи.
8. Субъекты предотвращения насилия
в семье и обеспечения безопасности
ее членов - федеральные органы
исполнительной власти, органы
исполнительной власти субъектов
Российской Федерации, органы
местного самоуправления, суд,
прокуратура, милиция, а также иные
негосударственные организации и
объединения и отдельные граждане,
наделенные правами и обязанностями
по участию в защите членов семьи
от насилия, в соответствии с
федеральными законами и иными
правовыми актами Российской
Федерации, законами и правовыми
актами субъектов Российской
Федерации, правовыми актами
органов местного самоуправления и
настоящим Федеральным законом.
Глава II. Организация
социально-правовой защиты от
насилия в семье
Глава II. Организация
предотвращения насилия в семье
Статья 5. Виды социально-правовой
защиты от насилия в семье

Социально-правовая защита от
насилия в семье осуществляется
посредством:
1) социального обслуживания в
соответствии с Федеральным законом
"Об основах социального
обслуживания населения в
Российской Федерации";
семью на основе судебного решения;
2) социальное вмешательство в
семью на основе судебного
вмешательства;
3) экстренного социального
вмешательства в семью на основе
решения органа управления
социальными службами по
социально-правовой защите от
насилия в семье с последующим
уведомлением об этом суда;
4) курса
социально-реабилитационных
мероприятий, проводимого с
осужденным, на которого суд
возложил обязанность прохождения
такого курса в порядке статей 73 и
79 Уголовного кодекса Российской
Федерации.
Статья 6. Обеспечение
предотвращения насилия в семье

1. Государственные органы
социальной защиты населения и
органы местного самоуправления
обеспечивают предотвращение
насилия в семье в пределах своей
компетенции посредством:
1) выявления случаев насилия в
семье;
2) предоставления временного
социального убежища члену семьи,
подвергшемуся насилию в семье;
3) осуществления социального
вмешательства в семью;
4) оказания социальной поддержки,
социальных услуг членам семьи,
находящимся в трудной жизненной
ситуации из-за совершения насилия
в семье, их социальной адаптации,
реабилитации и ресоциализации.
2. Государственные органы
социальной защиты населения и
органы местного самоуправления,
кроме того, в пределах своей
компетенции:
1) выступают учредителями
специализированных учреждений
социального обслуживания по
предотвращению насилия в семье;
заключают со специализированными
учреждениями обслуживания и
отдельными гражданами договора о
привлечении их к предотвращению
насилия в семье;
2) ведут централизованный учет
выявленных случаев насилия в семье
и принятых по фактам насилия в
семье решениях вне зависимости от
ведомственной принадлежности
органа выносящего их;
3) сообщают прокурору,
следователю, органу дознания о
ставших им известным фактах
совершения уголовно-наказуемого
насилия в семье;
4) сообщают органу,
уполномоченному рассматривать дела
об административных
правонарушениях, о ставших им
известным фактах
административно-наказуемого
насилия в семье;
5) составляют протоколы о
совершении
административно-наказуемого
насилия в семье в отношении
зависимых членов семьи.
Статья 6. Учреждения и предприятия
социального обслуживания по
социально-правовой защите от
насилия в семье

1. Социально-правовая защита от
насилия в семье, в порядке
предусмотренном пунктом 1 статьи 5
настоящего Федерального закона,
осуществляться учреждениями и
предприятиями социального
обслуживания и их отделениями
зависимости от их формы
собственности, а также отдельными
гражданами, занимающимися
предпринимательскои деятельностью
по обслуживанию населения без
образования юридического липа,
получившими в установленном
законом порядке право на
осуществление этой деятельности.
2. Социально-правовая защита от
насилия в семье, в порядке
предусмотренном пунктами 2-4
статьи 5 настоящего Федерального
закона, осуществляться
государственными или
муниципальными предприятиями
социального обслуживания и их
отделениями при наличии на это
специального разрешения органа
управления государственными или
муниципальными социальными
службами.
3. Государственный или
муниципальный орган управления
социальными службами имеет право
заключить договор о
социально-правовой защите от
насилия в семье, осуществляемой в
порядке предусмотренном пунктами
2-4 статьи 5 настоящего
Федерального закона, с
предприятиями или учреждениями
социального обслуживания, не
входящими в систему
государственных или муниципальных
социальных служб.
4. Федеральные органы
исполнительной власти, органы
исполнительной власти субъектов
Российской Федерации имеют право
на создание социальных служб,
осуществляющих социально-правовую
защиту от насилия в семье, в
порядке предусмотренном пунктами
2-4 статьи 5 настоящего
Федерального закона, в системе
государственных органов социальной
защиты и социального обслуживания
населения, образования,
здравоохранения,
специализированных государственных
органах, осуществляющих контроль
за поведением осужденных условно
или условно-досрочно освобожденных
от отбытия наказания, а также в
иных государственных органах при
предоставлении законом права на
создание в них таких социальных
служб.
Статья 5. Компетенция
государственных органов социальной
защиты населения и местных органов
самоуправления по предотвращению
насилия в семье


Государственные органы социальной
защиты населения федеральных
органов исполнительной власти и
органов исполнительной власти
субъектов Российской Федерации
непосредственно сами или через
подчиненные им социальные службы
обеспечивают предотвращение
насилия в семье, совершенного в
отношении совершеннолетних членов
семьи, не находящихся под опекой и
попечительством.
Органы местного самоуправления
непосредственно сами или через
подчиненные им социальные службы
обеспечивают предотвращение
насилия в семье, совершенного в
отношении несовершеннолетних
членов семьи и членов семьи,
находящихся под опекой и
попечительством.
Органы местного самоуправления
осуществляют управление
социальными службами по
предотвращению насилия в семье
непосредственно сами, через органы
опеки и попечительства или иной
свой орган.
Законодательством субъекта
Российской Федерации обеспечение
предотвращения насилия в семье в
отношении совершеннолетних членов
семьи не находящихся под опекой и
попечительством может быть
передано органам местного
самоуправления.
Органы местного самоуправления
могут заключать договор с
федеральными органами
исполнительной власти и органами
исполнительной власти субъектов
Российской Федерации об участии
учреждений и предприятий
государственной системы социальных
служб в предотвращении насилия в
семье в отношении
несовершеннолетних и лиц,
находящихся под опекой и
попечительством.
Государственные органы социальной
защиты населения и органы местного
самоуправления имеют право
заключать договора об
осуществлении предотвращения
насилия в семье с учреждениями,
предприятиями социального
обслуживания иных форм
собственности и гражданами,
занимающимися предпринимательской
или благотворительной
деятельностью по социальному
обслуживанию населения без
образования юридического лица.

Статья 7. Специализированные
учреждения социального
обслуживания по предотвращению
насилия в семье

Специализированными учреждениями
социального обслуживания по
предотвращению насилия в семье вне
зависимости от форм собственности
являются:
1) кризисные центры;
2) социальные убежища;
3) социальные гостиницы;
4) социальные приюты для жертв
насилия в семье;
5) телефоны доверия - центры
экстренной психологической помощи
по телефону для жертв насилия в
семье, в том числе - жертв
сексуального насилия;
6) иные учреждения социального
обслуживания, основной уставной
деятельностью которых является
предотвращение насилия в семье.
Статья 7. Порядок предоставления
социально-правовой защиты от
насилии в семье

1. Социально-правовая защита от
насилия в семье, не требующая
применения мер, предусмотренных
пунктами 2-3 статьи 5 настоящего
Федерального закона,
осуществляется в порядке,
предусмотренном Федеральным
законом "Об основах социального
обслуживания населения в
Российской Федерации".
2. Социальная служба, не имеющая
возможности оказать в полном
объеме социально-правовую защиту
от насилия в семье в порядке,
предусмотренном Федеральным
законом "Об основах социального
обслуживания населения в
Российской Федерации", направляет
заявление или сообщение о насилии
в семье в территориальный орган
управления государственной или
муниципальной системой социальных
служб, о чем уведомляет заявителя.
При устном обращении социальная
служба, не имеющая возможности
предоставить в полном объеме
социально-правовую защиту от
насилия в семье, направляет
заявителя в территориальный орган
управления государственной или
муниципальной системой социальных
служб.
3. Территориальные орган
управления государственной или
муниципальной системой социальных
служб обеспечивают установление
порядка, при котором по каждому
заявлению и/или сообщению о
насилии в семье выясняет
невозможность социально-правовой
защиты от насилия в семье и при
наличии оснований эта защита
предоставляется.
Решение об отказе в оказании
социально-правовой защиты от
насилия в семье государственной
или муниципальной социальной
службой может быть обжалован в
суд. Обязательна выдача на руки
заявителя по его требованию
документа об отказе в оказании
социально-правовой защиты он
насилия в семье.
4. Решение об оказании
социально-правовой защиты от
насилия в семье или об отказе в
ней принимается незамедлительно.
Социальная служба или орган
управления системы социальных
служб имеют право в течение трех
дней, а в исключительных случаях в
течение десяти дней, произвести
проверку обстоятельств, без
выяснения которых невозможно
принять решение по заявлению или
сообщению о насилии в семье.
5. Территориальный орган
управления системой социальных
служб определяет конкретные
социальные службы, имеющие право
на экстренное социальное
вмешательство в семью.
6. Немуниципальные социальные
службы оказывают
социально-правовую защиту от
насилия в семье несовершеннолетних
членов семьи и членов семьи,
находящихся под опекой и
попечительством, на основании
разрешения местного органа
самоуправления (орган опеки и
попечительства).
7. Социально-правовая защита от
насилия в семье осуществляется вне
зависимости от возбуждения по
данному факту насилия в семье
уголовного дела, проведения
дознания, предварительного
следствия, производства в суде,
если в семье сохраняется трудная
жизненная ситуация, вызвавшая
совершение насилия над членом
семьи.
Статья 15. Порядок назначения
социального вмешательства в семью

1. Социальное вмешательство в
семью проводится по решению суда,
за исключением случаев, требующих
экстренного социального
вмешательства, предусмотренных
настоящим Федеральным законом,
принимаемому на основании
заявления органа социальной защиты
населения или органа местного
самоуправления о назначении
социального вмешательства в семью
при наличии заключения того же
органа о рекомендуемых им сроках и
содержании социального
вмешательства в семью.
2. Устанавливается особый порядок
рассмотрения судом заявлений
органов социальной защиты
населения и органов местного
самоуправления о назначении
социального вмешательства в семью.
3. Заявление о назначении
социального вмешательства в семью
рассматривается единолично судьей
в течение трех дней со дня
поступления в суд этого заявления
и заключения органа социальной
защиты населения или органа опеки
и попечительства о рекомендуемых
сроках и содержании социального
вмешательства в семью.
4. Суд уведомляет заявителя о
месте, дате и времени рассмотрения
заявления. Суд вправе вызвать в
судебное заседание любого из
членов семьи, в которой произошло
насилие над членом семьи, или его
законного представителя, иное
лицо, имеющее возможность дать
показания по обстоятельствам дела
или пояснения по содержанию
мероприятий по социальной
реабилитации семьи, а также
истребовать необходимые для
вынесения решения документы.
5. Неявка заявителя или вызванных
судом лиц в судебное заседание не
является препятствием для
рассмотрения заявления.
6. Суд не связан при вынесении
решения заключением органа
социальной защиты населения или
органов местного самоуправления о
сроке и содержании социального
вмешательства в семью.
7. Суд самостоятельно или через
орган социальной защиты населения,
орган местного самоуправления,
уведомляет о принятом решении
членов семьи, в которую
назначается социальное
вмешательство.
8. В решении суда указываются
основания назначения, сроки и
содержание социального
вмешательства в семью или отказа
от назначения социального
вмешательства в семью.
9. Решение суда может быть
обжаловано в течение семи дней со
дня ознакомления с ним истцом, а
также членами семьи, в которую
назначено вмешательство, или их
законными представителями. Подача
жалобы на решение суда не
приостанавливает его исполнения.
Жалоба должна быть рассмотрена в
течение семи суток со дня ее
поступления в вышестоящий суд.
10. По заявлению органа социальной
защиты населения, органа местного
самоуправления или прокурора суд
вправе своим решением сократить
срок социального вмешательства или
отменить проведение мероприятий по
социальному вмешательству.
11. Заявление органа социальной
защиты населения, органа местного
самоуправления, прокурора о
сокращении срока социального
вмешательства или отмене
проведения по нему мероприятий
рассматриваются судом в порядке,
установленном для рассмотрения
заявлений о назначении социального
вмешательства.
12. Экстренное социальное
вмешательство в семью проводится
по постановлению органа местного
самоуправления.

Статья 16. Назначение социального
вмешательства в семью при
рассмотрении дел об ограничении
или лишении родительских прав или
отобрании детей

1. При рассмотрении дел об
ограничении, лишении родительских
прав суд может принять решение о
назначении социального
вмешательства в семью вместо
ограничения или лишения родителей
прав.
2. Длительность социального
вмешательства в семью в этих
случаях не может превышать 6
месяцев.



Статья 8. Порядок рассмотрения
заявлений и сообщений о насилии в
семье прокурором, следователем,
органом дознания, судьей или
органом, уполномоченным
рассматривать дела об
административных правонарушениях

Прокурор, следователь, орган
дознания или судья, приняв по
заявлению или сообщению о насилии
в семье решение в порядке статьи
109 УПК РСФСР, а орган,
уполномоченный рассматривать дела
об административных
правонарушениях, в порядке статьи
227 или статьи 233 Кодекса РСФСР
об административных
правонарушениях, сообщает в
территориальный орган управления
системой социальных служб о
принятом решении и направляет в
этот орган копию заявления или
сообщения для регистрации и
принятия решения о необходимости
осуществления мер
социально-правовой защиты от
насилия в семье пострадавших от
него членов семьи.
Глава III. Рассмотрение заявлений
и сообщений о насилии в семье

Статья 8. Порядок рассмотрения
заявлений и сообщений о насилии в
семье

1. Заявления и сообщения о насилии
в семье, содержащие признаки,
указанные в статье 1 настоящего
Федерального закона, подлежат
обязательной регистрации и
разрешению в государственном
органе социальной защиты
населения, а в случаях совершения
насилия в семье в отношении
несовершеннолетнего или
совершеннолетнего лица,
находящегося под опекой или
попечительством - в органах
местного самоуправления.
Органы местного самоуправления
могут быть наделены законом
полномочиями по регистрации и
разрешению заявлений и сообщений о
совершении насилия в семье в
отношении совершеннолетних лиц, не
находящихся под опекой или
попечительством.
2. Орган социальной защиты
населения или орган местного
самоуправления в срок не более
трех дней со дня получения
заявления или сообщения, а в
исключительных случаях не более
десяти дней, принимает одно из
следующих решений:
1) о принятии мер предотвращения
насилия в семье;
2) об отсутствии оснований для
принятия мер предотвращения
насилия в семье;
3) о направлении заявления или
сообщения в орган, уполномоченный
решать вопрос о принятии мер о
предотвращении насилия в семье.
3. При непосредственной угрозе
жизни и здоровью члену семьи,
подвергшемуся насилию в семье,
орган социальной защиты населения
или органы местного самоуправления
совместно с территориальным
органом милиции принимает
экстренные меры по защите этого
члена семьи от насилия в семье.
4. Орган социальной защиты
населения или органы местного
самоуправления, усмотрев в
заявлении или сообщении о насилии
в семье признаки состава
преступления, требующего дознания
или предварительного следствия,
или признаки административного
правонарушения незамедлительно
направляет это заявление или
сообщение по подследственности или
в орган, уполномоченный
рассматривать дела об
административных правонарушениях.
Направление заявления или
сообщения по подследственности или
в орган, уполномоченный
рассматривать дела об
административных правонарушениях,
не освобождает орган социальной
защиты населения или орган
местного самоуправления от
регистрации заявления или
сообщения о насилии в семье и
осуществления в пределах своей
компетенции мер предотвращения
насилия в семье.
5. Орган социальной защиты
населения или орган местного
самоуправления сообщает заявителю
номер и дату регистрации заявления
или сообщения о насилии в семье, а
также уведомляет его и члена
семьи, пострадавшего от насилия в
семье, его законного представителя
о принятом по заявлению или
сообщению решении.
6. Решение органа социальной
защиты населения может быть
обжаловано заявителем, членом
семьи, пострадавшим от насилия в
семье, его законным представителем
или членом семьи, заподозренным в
совершении насилия в семье, его
законным представителем в
вышестоящий орган социальной
защиты населения.
По желанию заявителя, члена семьи,
пострадавшего от насилия в семье,
его законного представителя, члена
семьи, заподозренного в совершении
насилия в семье, его законного
представителя ему представляется
копия решения органа социальной
защиты населения, вышестоящего
органа социальной защиты населения
или органа местного
самоуправления.
Решение, принятое органом местного
самоуправления или вышестоящим
органом социальной защиты
населения, может быть обжаловано в
суд.
Статья 9. Порядок рассмотрения
заявлений и сообщений о насилии в
семье иными органами, учреждениями
по защите прав несовершеннолетних

При выявлении факта совершения
насилия в семье или поступлении
заявления (сообщения) о насилии в
семье в орган управления
образованием, образовательное
учреждение, орган или учреждение
здравоохранения, комиссию по
защите прав несовершеннолетних,
иной государственный орган или
орган местного самоуправления,
этот орган, учреждение или
комиссия незамедлительно сообщает
о поступлении этого заявления в
территориальный оргач управления
социальными службами по
предотвращению насилия в семье или
направляет заявление в этот орган
для принятия решения о
необходимости осуществлеиия
социально-правовой защиты от
насилия в семье.
Статья 9. Порядок рассмотрения
заявлений и сообщений о насилии в
семье, поступивших прокурору,
следователю, органу дознания,
судье или органу, уполномоченному
рассматривать дела об
административных правонарушениях

Прокурор, следователь, орган
дознания или судья, приняв по
заявлению или сообщению о насилии
в семье решение в порядке статьи
109 УПК РСФСР, а орган,
уполномоченный рассматривать дела
об административных
правонарушениях, в порядке статьи
227 или статьи 233 Кодекса РСФСР
об административных
правонарушениях, сообщает в орган
социальной защиты населения или
орган местного самоуправления о
принятом решении и направляет в
этот орган копию заявления или
сообщения для регистрации и
принятия решения о необходимости
осуществления мер предотвращения
насилия в семье.
  Статья 10. Порядок рассмотрения
заявлений и сообщений о насилии в
семье, поступивших к иным
субъектам предотвращения насилия в
семье

1. При выявлении факта совершения
насилия в семье или поступлении
заявления (сообщения) о насилии в
семье в орган управления
образованием, образовательное
учреждение, орган или учреждение
здравоохранения, комиссию по
защите прав несовершеннолетних,
иной государственный орган, орган
местного самоуправления или
негосударственную организацию или
учреждение, уполномоченные на
предотвращение насилия в семье,
этот орган, учреждение, или
организация незамедлительно
сообщает об этом факте или
направляет заявление (сообщение)
по подведомственности в орган
социальной защиты населения, или
орган местного самоуправления.
2. Сообщение о факте совершения
насилия в семье или направление
заявления (сообщения) по
подведомственности не освобождает
этот орган, учреждение или
организацию от принятия мер по
предотвращению насилия в семье в
пределах своей компетенции.
Глава III. Специальные средства
социально-правовой защиты от
насилия в семье
 
Статья 10. Предоставление
временного приюта

1. Орган управления системой
социальных служб, при наличии
непосредственной угрозы в семье
жизни или здоровью члена семьи,
обязан незамедлительно обеспечить
предоставление этому лицу по его
просьбе временного приюта в
специализированном учреждении
социального обслуживания с правом
проживания (до 7 суток). Взрослый
зависимый член семьи может быть
помещен в социальное убежище без
его просьбы по решению суда.
2. В течение срока проживания во
временном приюте члена семьи,
подвергшегося насилию в семье,
орган управления системой
социальных служб совместно с
территориальным органом милиции
обязан принять меры,
обеспечивающие устранение угрозы
жизни и здоровью этого лица в
семье.
3. В случае сохранения опасности
для жизни и здоровья члена семьи,
пострадавшего от насилия в семье,
по истечении семи суток его
проживания во временном приюте
орган управления системой
социальных служб обязан
незамедлительно сообщить об этом
прокурору для решения вопроса о
возбуждении уголовного дела по
этому факту и избрания меры
пресечения к лицу, создающему эту
опасность. Одновременно этот огран
должен обеспечить продление
пребывания во временном приюте
члена семьи, пострадавшего от
насилия до устранения опасности
его жизни и здоровью. Продление
пребывания во временном приюте
члена семьи, пострадавшего от
насилия в семье, осуществляется на
основе акта территориального
органа управления системой
социальных служб.
Продление пребывания во временном
приюте взрослого зависимого члена
семьи, помещенного в убежище без
его согласия, производится по
решению суда.
Статья 12. Предоставление
социального убежища

1. Государственный орган
социальной защиты населения, орган
местного самоуправления, при
наличии непосредственной угрозы
жизни или здоровью члена семьи,
обязан незамедлительно обеспечить
предоставление этому лицу
социального убежища для временного
(до 7 суток) проживания.
2. Нахождение в социальном убежище
члена семьи, жизни и здоровью
которого угрожает в семье
опасность, осуществляется на
основе соответствующего акта
органа местного самоуправления,
государственного органа социальной
защиты населения.
3. В течение срока проживания в
социальном убежище члена семьи,
подвергшегося насилию в семье,
государственный орган социальной
защиты населения, орган местного
самоуправления совместно с
территориальным органом милиции
обязан принять меры,
обеспечивающие устранение угрозы
жизни и здоровью этого лица.
4. В случае сохранения угрозы
жизни и здоровью члена семьи,
пострадавшего от насилия в семье,
по истечении семи суток его
проживания в социальном убежище
государственный орган социальной
защиты населения, орган местного
самоуправления, уполномоченный на
пресечение или предотвращение
насилия в семье должен направить
пострадавшего члена семьи с его
согласия в иное стационарное
специализированное учреждение
специализированного обслуживания
по предотвращению насилия в семье.
Статья 11. Социальное
вмешательство в семью

1. Социальное вмешательство в
семью проводится по решению суда в
порядке, установленном Гражданским
процессуальным кодексом РСФСР.
2. Социальное вмешательство в
семью предусматривает
осуществление следующих видов
социального обслуживания, в
дополнение к предусмотренным
Федеральным законом "Об основах
социального обслуживания населения
в Российской Федерации":
1) проведение первичного
обследования семьи на предмет
установления характера трудной
жизненной ситуации, сопряженной с
совершением в ней насилия;
2) проведение обследования условий
жизни пострадавшего от насилия
члена семьи, изучение причин
возникновения трудной жизненной
ситуации, сопряженной с
совершением в ней насилия;
3) определение в пределах свей
компетенции характера совершенного
в семье насилия или обеспечение в
необходимых случаях проведения
комплексного
социально-медико-психологического
освидетельствования пострадавшего
от членов семьи, а также лица,
совершившего насилие, с их
согласия;
4) направление на предварительное
освидетельствование члена семьи,
пострадавшего от насилия, а также
лица, его совершившего, с их
согласия;
5) беспрепятствованное посещение
социальным работником жилища
семьи, где совершено насилие по
решению суда в дни и часы,
определенные планом коррекционных
мероприятий;
6) привлечение члена семьи,
совершившего насилие в семье, или
способствовавшего возникновению
трудной жизненной ситуации в семье
при отсутствии возражения с их
стороны, к занятиям в
коррекционных,
психотерапевтических группах,
предоставление им иных социальных
услуг по адаптации, реабилитации
или ресоциализации;
7) направление пострадавших от
насилия членов семьи с их согласия
на обследование в медицинское или
иное специализированное
учреждение, а также на лечение с
контролем за ходом последнего.
3. Перед проведением социального
вмешательства в семью социальным
работником, ответственным за его
осуществление, составляется план
коррекционных мероприятий,
утверждаемый руководителем
социальной службы.
4. Социальное вмешательство в
семью может быть установлено на
срок не более трех месяцев.
Статья 13. Социальное
вмешательство в семью

1. Социальное вмешательство в
семью предусматривает
осуществление следующих
дополнительных социальных услуг:
1) проведение первичного
обследования семьи на предмет
установления факта совершения в
ней насилия или создания угрозы
его совершения;
2) проведение обследования условий
жизни пострадавшего от насилия
члена семьи, изучение причин
совершения насилия;
3) проведения предварительного
освидетельствования члена семьи,
пострадавшего от насилия, а также
лица, его совершившего;
4) беспрепятствованное посещение
социальным работником жилища
семьи, где совершено насилие с 7
до 22 часов вечера в период
осуществления социального
вмешательства;
5) привлечение члена семьи,
совершившего насилие в семье, или
своим бездействием
способствовавшего совершению этого
насилия при отсутствии возражения
с их стороны, к занятиям в
коррекционных,
психотерапевтических группах,
предоставление им иных социальных
услуг по адаптации, реабилитации
или ресоциализации;
6) направление пострадавших от
насилия членов семьи с их согласия
на обследование в медицинское или
иное специализированное
учреждение, а также на лечение с
контролем за ходом последнего.
При социальном вмешательстве в
семью в целях предотвращения
насилия в семье могут быть также
предоставлены социальные услуги,
предусмотренные Федеральным
законом "Об основах социального
обслуживания населения".
2. Перед проведением социального
вмешательства в семью социальным
работником, ответственным за его
осуществление, составляется план
коррекционных мероприятий,
утверждаемый руководителем
государственного органа социальной
защиты населения, органа местного
самоуправления,
специализированного учреждения
социального обслуживания по
предотвращению насилия в семье.


Статья 12. Экстренное социальное
вмешательство в семью

1. Экстренное социальное
вмешательство в семью проводится
государственной или муниципальной
социальной службой при обращении
члена семьи за защитой его жизни и
здоровья, а также при наличии
достаточных данных полагать, что
пребыванне в семье сопряжено с
непосредственной опасностью для
жизни и здоровья члена семьи.
2. Социальное обслуживание при
экстренном социальном
вмешательстве включает в себя:
1) незамедлительное предоставление
социального убежища;
2) оказание срочных социальных
услуг по разрешению трудной
жизненной ситуации или конфликта,
создавшей непосредственную угрозу
жизни или здоровью члена семьи;
3) направление члена семьи, жизни
и здоровью которого
непосредственно угрожает
опасность, на освидетельствование
с его согласия, а зависимого члена
семьи без его согласия, но с
последующим уведомлением об этом
суда;
4) незамедлительное изъятие из
семьи и направление в социальное
убежище зависимого члена семьи,
жизни и здоровью которого
непосредственно угрожает опасность
с последующим уведомлением об этом
суда;
5) предоставление неотложной
медико-психолого-социальной помощи
пострадавшим членам семьи.
3. Представитель государственной
или муниципальной социальной
службы по социально-правовой
защите от насилия в семье имеет
право беспрепятственно входить в
жилье, иные помещения граждан, на
принадлежащие им земельные участки
при наличии достаточных данных
полагать, что там находятся члены
семьи, жизни и здоровью которых
угрожает непосредственная
опасность, или для оказания
экстренных социальных услуг в
разрешении на месте трудной
жизненной ситуации, создавшей эту
опасность.
4. При возникновении необходимости
вхождения в жилище в порядке
проведения экстренного социального
вмешательства против воли
проживающих в нем граждан
государственная и муниципальная
социальная служба по
социально-правовой защите от
насилия в семье привлекает к этому
территориальный орган милиции.
5. Государственная и муниципальная
социальная служба по
социально-правовой защите от
насилия в семье незамедлительно
уведомляет суд о проведении
экстренного социального
вмешательства в семью и о
направлении без его согласия в
социальное убежище зависимого
члена семьи, жизни и здоровью
которого непосредственно угрожает
опасность, или направления без его
согласия зависимого члена семьи на
освидетельствование.
Глава IV. Специальные средства
предотвращения насилия в семье
Статья 14. Экстренное социальное
вмешательство в семью

1. Экстренное социальное
вмешательство в семью - вид
социального обслуживания
населения, предусматривающий
предоставление особых социальных
услуг по предотвращению насилия в
семье в ситуации не терпящей
отлагательства, когда насилие в
семье создает непосредственную
угрозу жизни или здоровью члена
семьи или имеются достаточные
основания полагать о наличии такой
угрозы.
2. Экстренное социальное
вмешательство в семью проводится
при обращении члена семьи,
пострадавшего от насилия, за
помощью и защитой от этого
насилия. В отношении пострадавшего
от насилия зависимого члена семьи
экстренное социальное
вмешательство в семью может быть
осуществлено без его обращения за
помощью и защитой.
3. При экстренном социальном
вмешательстве в семью
предусмотрено осуществление
следующих социальных услуг:
1) экстренное обследование семьи
на предмет установления факта
совершения в ней насилия;
2) экстренное предоставление
социального убежища;
3) осуществление срочных
социальных услуг по разрешению
трудной жизненной ситуации в
семье;
4) проведение освидетельствования
лица, пострадавшего от насилия в
семье;
4. Экстренное социальное
вмешательство в семью проводится
при участии территориального
органа милиции.
5. Экстренное социальное
вмешательство в семью
осуществляется в любое время
суток.
Статья 13. Порядок направления и
обслуживания жертв насилия в семье
в стационарном специализированном
учреждении социального
обслуживания по социально-правовой
защите от насилия в семье

1. Жертва насилия в семье имеет
право обратиться за помощью в
специализированное учреждение
(отделение) социального
обслуживания по социально-правовой
защите от насилия в семье или
может быть направлена в него по ее
просьбе органами управления
системой социальных служб,
управления образованием,
здравоохранения, комиссией по
защите прав несовершеннолетних, а
также прокурором, следователем,
органом дознания, судьей или
органом, уполномоченным
рассматривать дела об
административных правонарушениях в
порядке предупреждения,
предотвращения, пресечения ими
совершения преступления или
административного правонарушения.
2. Порядок помещения жертв насилия
в семье в специализированные
стационарные учреждения
(отделения) социального
обслуживания населения по
социально-правовой защите от
насилия в семье определяют органы
исполнительной власти субъектов
Российской Федерации и органы
местного самоуправления в
соответствии со статьями 4, 11 и
17 Федерального закона "Об основах
социального обслуживания граждан в
Российской Федерации".
3. Срок пребывания жертвы насилия
в семье в специализированных
стационарных учреждениях
социального обслуживания по
социально-правовой защите от
насилия в семье устанавливается до
полного устранения угрозы их
безопасности или до предоставления
жертве насилия другого жилья
(убежища).
Статья 17. Порядок направления и
обслуживания жертв насилия в семье
в стационарном специализированном
учреждении социального
обслуживания по предотвращению
насилия в семье
1. Жертва насилия в семье имеет
право обратиться за помощью в
специализированные учреждения
социального обслуживания по
предотвращению насилия в семье или
может быть направлена в них по ее
просьбе государственными органами
социальной защиты населения,
управления образованием,
здравоохранения, органом местного
самоуправления, а также прокурора,
следователя, органа дознания,
судьи или органа, уполномоченного
рассматривать дела об
административных правонарушениях в
порядке предупреждения,
предотвращения, пресечения ими
совершения преступления или
административного правонарушения.
2. Порядок помещения жертв насилия
в семье в специализированные
стационарные учреждения
социального обслуживания населения
по предотвращению насилия в семье
определяют органы исполнительной
власти субъектов Российской
Федерации и органы местного
самоуправления в соответствии со
статьями 4, 11 и 17 Федерального
закона "Об основах социального
обслуживания граждан в Российской
Федерации".
3. Срок пребывания жертвы насилия
в семье в специализированных
стационарных учреждениях
социального обслуживания по
предотвращению насилия в семье
устанавливается до полного
устранения угрозы их безопасности
или до предоставления жертве
насилия другого жилья (убежища).
Статья 14. Обязанности и права
органа управления системой
социальных служб по защите прав и
интересов зависимого члена семьи,
нарушенных насилием в семье

1. Орган управления системой
социальных служб обязан обеспечить
зависимому члену семьи бесплатные,
социальные услуги по
социально-правовой защите от
насилия в семье и защиту его
личных и материальных прав и
интересов, нарушенных членами
семьи, совершившими в отношении
его насилие, а также при
необходимости обязан обеспечить
комиссионное и комплексное
социально-медико-психологическое
освидетельствование зависимого
члена семьи. Основанием для
осуществления дополнительной
социально-правовой защиты такого
лица является постановление органа
управления системой социальных
служб о признании зависимым членом
семьи лица, пострадавшего от
насилия в семье.
2. Орган управления системой
социальных служб имеет право
обращаться в суд с исковым
заявлением о защите прав и
интересов зависимого члена семьи,
нарушенных насилием в семье, и
выделять своего уполномоченного
для представительства в суде по
данному делу в порядке статей 4,
29, 42 и пункта 5 статьи 44 ГПК
РСФСР.
3. Орган управления системой
социальных служб имеет право
представлять интересы зависимого
члена семьи, признанного
потерпевшим по уголовному делу,
возбужденному по факту совершения
в отношении него насилия в семье,
и участвовать при производстве по
этому уголовному делу в порядке
статьи 56 УПК РСФСР.
4. Орган управления системой
социальных служб имеет право за
счет собственных средств заключить
договор с адвокатом для оказания
помощи зависимому члену семьи по
защите его прав и интересов при
производстве по уголовному делу,
гражданскому делу или рассмотрении
дела об административном
правонарушении.
Статья 18. Обязанности и права
государственного органа социальной
защиты населения, органа местного
самоуправления по защите прав и
интересов зависимого члена семьи,
нарушенных насилием в семье

1. Орган социальной защиты
населения или орган местного
самоуправления обязан обеспечить
зависимому члену семьи бесплатные,
социальные услуги по
предотвращению насилия в семье и
защиту его личных и материальных
прав и интересов, нарушенных
членами семьи, совершившими в
отношении его насилие. Основанием
для осуществления дополнительной
защиты такого лица является
постановление органа социальной
защиты населения, органа местного
самоуправления о признании
зависимым членом семьи,
потерпевшим от насилия в семье.
2. Орган социальной защиты
населения или орган местного
самоуправления имеет право
обращаться в суд с исковым
заявлением о защите прав и
интересов зависимого члена семьи,
нарушенных насилием в семье, и
выделять своего уполномоченного
для представительства в суде по
данному делу в порядке статей 4,
29, 42 и пункта 5 статьи 44 ГПК
РСФСР.
3. Орган социальной защиты
населения или орган местного
самоуправления имеет право
представлять интересы зависимого
члена семьи, признанного
потерпевшим по уголовному делу,
возбужденному по факту совершения
насилия в семье, и участвовать при
производстве по уголовному делу в
порядке статьи 56 УПК РСФСР.
4. Орган социальной защиты
населения или орган местного
самоуправления имеет право за счет
собственных средств заключить
договор с адвокатом для оказания
помощи зависимому члену семьи по
защите его прав и интересов при
производстве по уголовному делу,
гражданскому делу или рассмотрении
дела об административном
правонарушении.
Статья 15. Плата за социальное
обслуживание по социально-правовой
защите от насилия в семье

Оплата социальных услуг по
предотвращению насилия в семье
проводится на общих основаниях за
исключением следующих случаев:
1) Социальные услуги при
осуществлении социального
вмешательства в семью, экстренного
социального вмешательства в семью
и при помещении в социальное
убежище предоставляются в
государственной системе социальных
служб бесплатно.
2) Социальные услуги при
социально-правовой защите от
насилия в семье зависимым членам
семьи предоставляются в
государственной системе социальных
служб бесплатно.
Статья 19. Плата за социальное
обслуживание по предотвращению
насилия в семье

Оплата социальных услуг по
предотвращению насилия в семье
проводится на общих основаниях за
исключением следующих случаев:
1) Социальные услуги при
осуществлении социального
вмешательства в семью, экстренного
социального вмешательства в семью
и при помещении в социальное
убежище предоставляются в
государственной системе социальных
служб бесплатно.
2) Социальные услуги при
предотвращении насилия в семье
зависимым членам семьи
предоставляются в государственной
системе социальных служб
бесплатно.
Статья 16. Получение
конфиденциальной информации при
разрешении заявлений и сообщений о
случаях насилия в семье против
зависимых членов семьи

1. Орган управления системой
социальных служб имеет право на
получение в органах и учреждениях
здравоохранения конфиденциальной
информации о здоровье, в том числе
психического, членов семьи, в
которой проводится работа по
социально-правовой защите от
насилия ее членов, а в органах
милиции в отношении членов семьи,
совершивших насилие над членами
семьи, о совершенных ими
преступлениях и административных
правонарушениях, связанных с
причинением вреда жизни и здоровью
граждан или нарушением
общественного порядка.
2. Основанием для запроса
конфиденциальной информации служит
рапорт социальной службы по
социально-правовой защите от
насилия в семье о невозможности
выполнения работы по разрешению
трудной жизненной ситуации в
семье, связанной с насилием в ней,
без сведений о здоровье, в том
числе психическом, членов этой
семьи или сведений о
противоправном поведении лица,
совершившего насилие в семье.
3. Указанная конфиденциальная
информация выдается только на
основании официального письменного
запроса органа управления системой
социальных служб с указанием
оснований этого запроса.
4. Право на ознакомление с
конфиденциальной информацией имеют
сотрудники социальной службы,
осуществляющие в данной семье
работу по предотвращению в ней
насилия, руководители этих
социальных служб, сотрудники
органа управления системой
социальных служб, осуществившие
этот запрос, руководители органа
управления системой социальных
служб и должностные лица,
проверяющие в пределах своей
компетенции законность и
обоснованность запроса этой
информации социальными службами по
социально-правовой защите от
насилия в семье.
Статья 20. Получение
конфиденциальной информации при
разрешении заявлений и сообщений о
случаях насилия в семье против
зависимых членов семьи

Орган социальной защиты населения,
орган местного самоуправления,
специализированное учреждение
социального обслуживания по
предотвращению насилия в семье при
разрешении ими заявлений и
сообщений о случаях насилия в
семье в отношении зависимых членов
семьи имеют право на получение
конфиденциальной информации в
органах и учреждениях
здравоохранения о здоровье, в том
числе психического, членов этой
семьи, а в органах милиции в
отношении членов семьи, виновных в
насилии над зависимыми членами
семьи, о совершенных ими
преступлениях и административных
правонарушениях.
Статья 17. Конфиденциальность
информации о семье, получаемой в
ходе социально-правовой защиты
членов семьи от насилия в ней

1. Лица, которым в силу служебного
положения стала известна
конфиденциальная информация о
семье, в которой произошло
насилие, или об отдельных ее
членах, полученная в ходе
социально-правовой защиты членов
семьи от насилия в ней, не имеют
права распространять эту
информацию, кроме случаев,
предусмотренных законом.
2. Ответственность за разглашение
конфиденциальной информации
осуществляется в соответствии со
статьей 11 Федерального закона "Об
информации, информатизации и
защите информации".
Статья 21. Конфиденциальность
информации о семье, получаемой при
предотвращении в ней насилия

1. Лица, которым в силу служебного
положения стала известна
конфиденциальная информация о
семье, в которой произошло
насилие, или об отдельных ее
членах, полученная при
предотвращении насилия в семье, не
имеют права распространять эту
информацию, кроме случаев,
предусмотренных законом.
2. Ответственность за разглашение
конфиденциальной информации
осуществляется в соответствии со
статьей 11 Федерального закона "Об
информации, информатизации и
защите информации".
Глава IV. Уголовно-правовые,
административно-правовые и
гражданско-правовые средства
социально-правовой защиты от
насилия в семье
Глава V. Административно-правовые
и гражданско-правовые средства
предотвращения насилия в семье и
обеспечения исполнения
Федерального закона "О
предотвращении насилия в семье"
Статья 18. Обязанность условно
осужденного или лица,
освобожденного условно-досрочно от
наказания, пройти курс социальной
реабилитации

1. Суд, назначая условное
осуждение в порядке статьи 73
Уголовного кодекса Российской
Федерации или освобождая
условно-досрочно от отбытия
наказания в порядке статьи 79
Уголовного кодекса Российской
Федерации, имеет право возложить
на лицо, осужденное за
общественно-опасное деяние,
являющееся в соответствии с
настоящим Федеральным законом
насилием в семье, обязанность
пройти курс социальной
реабилитации.
2. Обязанность по прохождению
курса социальной реабилитации
может быть возложена судом на
осужденного при наличии по месту
его проживания социальной службы
по социально-правовой защите от
насилия в семье и наличии
заключения государственного или
муниципального органа управления
системой социальных служб о
целесообразности возложения на
осужденного этой обязанности.
3. При отказе осужденного от
выполнения возлагаемой на него
обязанности пройти курс социальной
реабилитации суд вправе не
применять к нему условное
осуждение или условно-досрочное
освобождение от наказания.
4. Добровольное прохождение
подсудимым, обвиняемым в
совершении преступления,
являющимся в соответствии с
настоящим Федеральным законом
насилием в семье, курса социальной
реабилитации в связи с совершением
им этого насилия, может быть
решено судом как смягчающее его
вину обстоятельство.
 
Статья 19. Административная
ответственность за совершение
физического, психического или
сексуального насилия в отношении
зависимого члена семьи и за не
исполнение Федерального закона "Об
основах социально-правовой защиты
от насилия в семье"
1. Совершение физического,
психического или сексуального
насилия членом семьи в отношении
зависимого членам семьи влечет
административную ответственность в
соответствии с действующим
законодательством.
2. Отказ в приеме заявления или
сообщения о насилии в семье,
укрытие заявления или сообщения от
регистрации или рассмотрения, а
также несообщение лицом, которое в
силу настоящего Федерального
закона обязано сообщать в органы
управления государственными или
муниципальными системой социальных
служб о ставшем ему известном
факте совершения насилия в семье,
в указанные органы, влечет
административную ответственность в
соответствии с действующим
законодательством.
Статья 22. Административная
ответственность за совершение
психического, сексуального или
физического насилия в отношении
зависимого члена семьи

Совершение психического,
сексуального или физического
насилия членом семьи в отношении
зависимого членам семьи, а именно
несовершеннолетнего члена семьи,
совершеннолетнего члена семьи,
зависящего от семьи материально,
неспособного вследствие старости,
болезни или иного беспомощного
состояния самостоятельно защищать
свои права и интересы, когда это
насилие не содержит в себе
признаков состава преступления или
содержит в себе признаки состава
преступления, по которому
уголовное дело возбуждается не
иначе как по жалобе потерпевшего,
при отсутствии такой жалобы,
влечет административную
ответственность в соответствии с
действующим законодательством.

Статья 23. Административная
ответственность за неисполнение
Федерального закона "О
предотвращении насилия в семье"
или воспрепятствование его
исполнению

1. Отказ в приеме заявления или
сообщения о насилии в семье,
укрытие заявления или сообщения от
регистрации или рассмотрения, а
также несообщение должностным
лицом, которое в силу настоящего
Федерального закона обязано
сообщать в орган социальной защиты
населения или орган местного
самоуправления о ставшем ему
известном факте совершения насилия
в семье, в указанные органы, -
влечет административную
ответственность в соответствии с
действующим законодательством.
2. Несообщение иным сотрудником -
специалистом органа или
учреждения, являющегося субъектом
предотвращения насилия в семье по
настоящему Федеральному закону, о
ставшем ему известном в связи с
выполнением профессиональных
обязанностей факте насилия в семье
в орган социальной защиты
населения, орган местного
самоуправления или должностному
лицу органа или учреждения, где он
работает, -
влечет административную
ответственность в соответствии с
действующим законодательством.
3. Воспрепятствование
осуществлению социального
вмешательства в семью, в том числе
экстренного социального
вмешательства со стороны члена
семьи, совершившего в ней насилие
над другим членом семьи, а также
члена семьи, не совершавшего это
насилие, влечет административную
ответственность в соответствии с
действующим законодательством.
Статья 20. Возмещение вреда,
причиненного уклонением от
принятия мер по социально-правовой
защите от насилия в семье

1. Член семьи, пострадавший
морально, физически или
материально от насилия в семье
вследствие уклонения
государственного органа или органа
местного самоуправления от
возложенных на него законом
обязанности по принятию
своевременных надлежащих мер по
пресечению или предотвращению
насилия в семье, имеет право
обратиться в суд с гражданским
иском о возмещении вреда,
причиненного ему по вине этого
государственного органа или органа
местного самоуправления в порядке
статей 16, 150 и 1069 Гражданского
кодекса Российской Федерации.
2. С гражданским иском по данному
основанию может обращаться в суд в
отношении зависимого члена семьи
орган управления государственной
или муниципальной системой
социальных служб по месту
совершения насилия в семье или по
месту проживания пострадавшего
члена семьи, если гражданский иск
предъявляется не к этому органу
управления системой социальных
служб.
Статья 24. Возмещение вреда,
причиненного уклонением от
принятия мер по предотвращению
насилия в семье

1. Член семьи, пострадавший
морально, физически или
материально от насилия в семье
вследствие уклонения
государственного органа или органа
местного самоуправления от
принятия своевременных надлежащих
мер по пресечению или
предотвращению насилия в семье,
имеет право обратиться в суд с
гражданским иском о возмещении
вреда, причиненного ему по вине
этого государственного органа или
органа местного самоуправления в
порядке статей 16, 150 и 1069
Гражданского кодекса Российской
Федерации.
2. С гражданским иском по данному
основанию может обращаться в суд в
отношении совершеннолетнего
зависимого члена семьи орган
социальной защиты населения, а в
отношении несовершеннолетнего
члена семьи или совершеннолетнего
зависимого члена семьи,
находящегося под опекой или
попечительством, - орган местного
самоуправления по месту совершения
насилия в семье или по месту
проживания пострадавшего члена
семьи, если гражданский иск
предъявляется не к этому органу
социальной защиты населения или
органу местного самоуправления.
  Статья 25. Принудительный обмен
жилых помещений или
принудительное выселение с
предоставлением жилых помещений в
ситуации, создающей угрозу
здоровью и жизни члена семьи
1. В случаях, когда насилие в
семье угрожает здоровью и жизни
члена семьи, то по требованию
любого члена семьи или
представителя органов социальной
защиты населения, опеки и
попечительства, здравоохранения,
правоохранительных органов,
общественных объединений или
отдельных граждан в судебном
порядке местные органы
исполнительной власти вправе
осуществить:
принудительный обмен занимаемого
жилого помещения на помещения в
разных домах (квартирах), в том
числе признать договор о передаче
жилого помещения в собственность
(приватизация) и свидетельство о
праве собственности на жилое
помещение недействительными с
последующим осуществлением
принудительного обмена этого
помещения; принудительное
выселение с предоставлением
другого жилого помещения по нормам
не ниже обеспечения для
проживающих в общежитии, в том
числе с предоставлением жилой
площади социального фонда без
права ее отчуждения - продажи,
обмена, дарения, наследования,
залога, сдачи в аренду и т.п.
2. Лицам, к которым применяются
указанные меры принудительного
обмена, выселения, расселения
предоставляется жилое помещение,
отвечающее санитарным и
техническим требованиям по нормам
не ниже обеспечения для
проживающих в общежитии, в том
числе и жилой площади социального
фонда без права его отчуждения
(продажи, обмена, дарения, залога,
наследования).
Глава V. Заключительные положения  
Статья 21. Статистический учет
случаев насилия в семье
1. Статистический учет сведений о
внутрисемейных преступлениях и
других случаях насилия в семье
осуществляется Госкомстатом
Российской Федерации на основании
отчетности Министерства труда и
социального развития Российской
Федерации, Министерства внутренних
дел Российской Федерации,
Министерства юстиции Российской
Федерации, Генеральной прокуратуры
Российской Федерации, органов
местного самоуправления и иных
государственных органов, имеющих в
своем подчинении социальные службы
по социально-правовой защите от
насилия в семье.
2. Статистическая отчетность о
насилии в семье включает в себя
показатели, отражающие количество
зарегистрированных заявлений и
сообщений о насилии семье по его
видам, результатам их
рассмотрения,
социально-демографические данные о
членах семьи, совершивших насилие
в семье и пострадавших от него.
Статья 11. Централизованный учет
заявлений и сообщений о насилии в
семье
1. Государственные органы
социальной защиты населения ведут
учет всех заявлений и сообщений о
насилии в семье, результатов их
рассмотрения и мер по
предотвращению насилия в семье,
принятых субъектами защиты от
насилия в семье, за исключением
случаев совершения насилия в семье
в отношении несовершеннолетних и
взрослых членов семьи, находящихся
под опекой или попечительством.
2. Органы местного самоуправления
ведут учет всех заявлений и
сообщений о насилии в семье,
совершенном в отношении
несовершеннолетних и взрослых
членов семьи, находящихся под
опекой или попечительством,
результатов рассмотрения этих
заявлений и сообщений, а также мер
по предотвращению насилия в семье,
принятых субъектами предотвращения
от насилия в семье.
3. Государственные органы
социальной защиты населения или
органы местного самоуправления
истребуют у прокурора,
следователя, органа дознания,
органа, уполномоченного
рассматривать дела об
административных правонарушениях,
суда сведения:
- о привлечении конкретного лица к
уголовной или административной
ответственности за совершение
насилия в семье;
- о наложении на это лицо
уголовного наказания или
административного взыскания за
совершение насилия в семье;
- о прекращении уголовного дела
или административного
производства, возбужденному по
заявлению или сообщению о насилии
в семье;
- об оправдании лица,
привлеченного к уголовной
ответственности по обвинению в
совершении насилия в семье;
- об иных решениях, определяющих
результат разрешения заявления или
сообщения о насилии в семье, в том
числе по искам об ограничении или
лишении родительских прав,
ограничении дееспособности
граждан, совершивших насилие в
семье, о возмещении ущерба,
причененного членам семьи насилием
в семье.

Глава VI. Заключительные положения

Статья 26. Статистический учет
случаев насилия в семье

1. Статистический учет сведений о
внутрисемейных преступлениях и
других случаях насилия в семье
осуществляется Госкомстатом
Российской Федерации, на основании
отчетности Министерства социальной
защиты населения Российской
Федерации, Министерства внутренних
дел Российской Федерации,
Министерства юстиции Российской
Федерации, Генеральной прокуратуры
Российской Федерации, органов
местного самоуправления.
2. Статистическая отчетность о
насилии в семье включает в себя
показатели, отражающие количество
зарегистрированных заявлений и
сообщений о насилии в семье по его
видам.
Статья 22. Приведение нормативных
правовых актов в соответствие с
настоящим Федеральным законом

1. Нормативные правовые акты
Правительства Российской
Федерации, ведомственные
нормативные акты, норматиные
правовые акты субъектов Российской
Федерации и органов местного
самоуправления приводится в
соответствии с настоящим
Федеральным законом в течение двух
месяцев со дня его вступления в
силу.
Статья 27. Приведение нормативных
правовых актов в соответствие с
настоящим Федеральным законом

1. Нормативные правовые акты
Правительства Российской
Федерации, ведомственные
нормативные акты, нормативные
правовые акты субъектов Российской
Федерации и органов местного
самоуправления приводится в
соответствии с настоящим
Федеральным законом в течение двух
месяцев со дня его вступления в
силу.
Статья 23. Обеспечение исполнения
настоящего Федерального закона

Во исполнении настоящего
Федерального закона Правительству
Российской Федерации:
- обеспечить пересмотр и отмену
нормативных правовых актов и иных
актов, противоречащих настоящему
Федеральному закону;
- дать поручение Госкомстату
Российской Федерации обеспечить
сбор статистических данных, в том
числе данных моральной статистики
по учету случаев насилия в семье,
их систематической публикации в
статистических сборниках.
Статья 28. Обеспечение исполнения
настоящего Федерального закона

Во исполнении настоящего
Федерального закона Правительству
Российской Федерации:
- обеспечить пересмотр и отмену
нормативных правовых актов и иных
актов, противоречащих настоящему
Федеральному закону;
- дать поручение Госкомстату
Российской Федерации обеспечить
сбор статистических данных, в том
числе данных моральной статистики
по учету случаев насилия в семье,
их систематической публикации в
статистических сборниках.
Статья 24. Вступление в силу
настоящего Федерального закона

Настоящий Федеральный закон
вступает в силу со дня его
официального опубликования.
Статья 29. Вступление в силу
настоящего Федерального закона

Настоящий Федеральный закон
вступает в силу со дня его
официального опубликования.
  Глава IV. Специальные средства
предотвращения насилия в семье
Президент Российской Федерации Президент Российской Федерации

Текст документа на сайте мог устареть

Вы можете заказать актуальную редакцию полного документа и получить его прямо сейчас.

Или получите полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня


Получить доступ к системе ГАРАНТ

(1 документ в сутки бесплатно)

(До 55 млн документов бесплатно на 3 дня)


Чтобы приобрести систему ГАРАНТ, оставьте заявку и мы подберем для Вас индивидуальное решение