Пояснительная записка к проекту Федерального закона N 97032043-2 "О социальной защите граждан, занятых на работах с химическим оружием" (не действует)

Пояснительная записка
к проекту Федерального закона N 97032043-2 "О социальной защите граждан, занятых на работах с химическим оружием"


 Обоснование необходимости принятия законопроекта
 Общая характеристика и основные положения законопроекта
 Состояние законодательства в сфере правового регулирования социальной
    защиты граждан, занятых на работах с химическим оружием
 Разработка нормативных  правовых  актов, принятие  которых необходимо
    для реализации  Федерального закона "О  социальной  защите граждан,
    занятых на работах с химическим оружием"
 Финансово-экономическое обоснование
 Реализация законопроекта по Чувашской Республике
 Ожидаемые   социально - экономические  последствия  принятия  данного
    законопроекта

Обоснование необходимости принятия законопроекта


В период существования советского государства в стране разрабатывалось, производилось, испытывалось и хранилось химическое оружие (далее именуется - ХО). Объекты по производству ХО размещены в городах Дзержинске, Чапаевске, Березниках, Волгограде, Новочебоксарске. Хранение химического оружия осуществляется на базах в Кировской, Пензенской, Курганской, Брянской, Саратовской областях и в Республике Удмуртия.

В январе 1993 г. Россия подписала Конвенцию о запрещении разработки, производства, накопления и применения химического оружия и о его уничтожении. Современной военной доктриной Российской Федерации предусматривается в течение 10 лет при приоритетном обеспечении безопасности людей и защиты окружающей среды уничтожить все запасы химического оружия, а также все производства по его выпуску.

Решение проблемы химического разоружения включает в себя две важнейшие составляющие:

- уничтожение собственно запасов химического оружия и объектов по его производству;

- ликвидация последствий производства, хранения, испытания и уничтожения химического оружия.

Последней проблеме, ввиду ее остроты, необходимо уделить особое внимание со стороны органов государственной власти Российской Федерации. В течение многих лет на территории Чувашской Республики функционировало крупномасштабное производство самого токсичного вида оружия массового поражения. Несовершенство технологий, отсутствие адекватных средств защиты персонала, ряд технических аварий привели к тому, что практически все работающие в контакте с химическими веществами, отнесенными к ХО, получили поражение малыми дозами отравляющих веществ. Социальная защита граждан, занятых на работах с химическим оружием в условиях строгой секретности, регулировалась преимущественно ведомственными нормативными актами.

С прекращением выпуска химического оружия в 1987 г. практически перестали поступать средства из федерального бюджета на содержание объекта и социальные мероприятия, связанные с обследованием и лечением его персонала. Люди, не получая своевременной медицинской помощи, тяжело болеют, не доживают до льготного пенсионного возраста. Состояние здоровья детей, рожденных от родителей в период их работы с химическим оружием, а также населения, проживающего в зоне влияния "АООТ "Химпром", характеризуется высокой заболеваемостью. В регионе растет социальная напряженность.

Длительное функционирование объектов по производству, испытанию и хранению химического оружия в регионах Российской Федерации в отсутствии соответствующей законодательной базы создало ряд аналогичных тяжелых социальных, экологических и экономических проблем, решение которых не под силу органам государственной власти субъектов Федерации. Предстоящая ликвидация запасов химического оружия и объектов по его производству представляет наибольшую опасность для человека и окружающей среды.

Все мероприятия, направленные на решение проблем химического разоружения должны реализовываться в соответствии с законодательством, причем в первоочередном порядке должны разрабатываться законы, обеспечивающие права и социальную защиту граждан, гарантированные Конституцией Российской Федерации.

Существующая в настоящее время нормативно-правовая база в области социальной защиты граждан, занятых на работах с ХО, неадекватна уровню опасности отравляющих веществ.


Общая характеристика и основные положения законопроекта


Предлагаемый проект Федерального закона закрепляет правовые основы социальной защиты граждан, занятых на работах с химическим оружием, независимо от срока давности проведения этих работ, их детей, а также граждан, проживающих и (или) работающих в зоне защитных мероприятий, устанавливает их социальные гарантии и льготы, порядок и источники финансирования.

Проект федерального закона разработан с учетом:

- специфики работ с химическим оружием, многократно превосходящим по опасности химические вещества первого класса;

- неизученности отдаленных последствий влияния на здоровье человека малых доз веществ, относящихся к ХО;

- реального масштаба нанесенного ущерба и количества пострадавших при работах с ХО.

В главе 1 "Общие положения" приводятся основные понятия, категории граждан, на которые распространяется действие настоящего законопроекта, распределение работ с ХО по степени опасности. В качестве основного и дополнительных источников финансирования, связанных с реализацией данного законопроекта, определены федеральный бюджет, пенсионный фонд Российской Федерации и фонд социального страхования.

В главе 2 "Права граждан, их социальные гарантии и льготы" закрепляются права граждан на бесплатное медицинское обслуживание, лекарственное обеспечение, зубопротезирование, льготное пенсионное обеспечение, повышенный размер пенсии и другие в зависимости от степени опасности работ и категорий граждан, перечисленных в статье 2 законопроекта.

В главе 3 "Заключительные положения" определены меры ответственности за нарушение законодательства в области социальной защиты граждан, занятых на работах с ХО.


Состояние законодательства в сфере правового регулирования
социальной защиты граждан, занятых на работах с химическим оружием


Отношения в области социальной защиты граждан, занятых на работах с химическим оружием, в настоящее время регулируются следующими нормативными правовыми актами:

1. Кодекс законов о труде Российской Федерации.

2. "Основы законодательства Российской Федерации об охране труда" (утв. ВС РФ 06.08.93 N 5600-1).

3. Федеральный закон от 24.11.95 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".

4. Закон РСФСР от 20.11.90 N 340-1 "О государственных пенсиях в РСФСР".

5. "Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан" (утв. ВС РФ 22.07.93 N 5487-1).

6. Закон РСФСР от 19.04.91 N 1034-1 "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения".

7. Постановление Верховного Совета Российской Федерации от 24.12.92 N 4214-1 "Об утверждении Правил возмещения работодателями вреда, причиненного работникам увечьем, профессиональным заболеванием, либо иным повреждением здоровья, связанными с исполнением ими трудовых обязанностей".


Разработка нормативных правовых актов, принятие которых необходимо
для реализации Федерального закона "О социальной защите граждан,
занятых на работах с химическим оружием"


Для реализации Федерального закона "О социальной защите граждан", занятых на работах с химическим оружием" необходимо принятие следующих нормативных правовых актов:

1. Федеральный закон "Об уничтожении химического оружия".

2. Федеральный закон "О конверсии".

3. Федеральный закон о федеральной программе уничтожения химического оружия.

4. Постановление Правительства Российской Федерации об утверждении Перечня токсичных химикатов, относящихся к химическому оружию.

5. Постановление Правительства Российской Федерации об утверждении списка производств, работ, профессий, должностей, дающий право гражданам на льготы и компенсации, предусмотренные Федеральным законом "О социальной защите граждан, занятых на работах с химическим оружием".

6. Постановление Правительства Российской Федерации "О порядке финансирования расходов, связанных с реализацией Федерального закона и порядке компенсации средств, затраченных предприятиями, учреждениями, организациями, органами местного самоуправления.

7. Постановление Правительства Российской Федерации о порядке и размерах компенсационных выплат гражданам, проживающим в зоне защитных мероприятий.

8. Постановление Правительства Российской Федерации об утверждении зоны защитных мероприятий объектов по производству, хранению, испытанию и уничтожению химического оружия.

Принятие Федерального закона "О социальной защите граждан, занятых на работах с химическим оружием" не потребует отмены действующих в настоящее время законов и иных нормативных актов.


Финансово-экономическое обоснование


Расчет финансовых затрат, осуществляемых из федерального бюджета на реализацию данного законопроекта, проведен на основе среднестатистических данных по состоянию на 1 января 1997 года.


Реализация законопроекта по Чувашской Республике


     Граждане, занятые  на работах с химическим оружием (300 чел.) по ст.
6 (повышенная оплата труда)
     2840 тыс. руб. х 12 мес. х 300 чел. = 10224000 тыс. руб.
по ст. 7 (дополнительно оплачиваемый отпуск)
     а) гражданам, занятым на работах первой группы
        140 тыс. руб. х 33 дн. х 210 чел. = 970200 тыс. руб.
     б) гражданам, занятым на работах второй группы
        135 тыс. руб. х 27 дн. х 40 чел. = 145800 тыс. руб.
     в) гражданам, занятым на работах третьей группы
        130 тыс. руб. х 24 дн. х 50 чел. = 156000 тыс. руб.
по ст. 11 (бесплатное лечебно-профилактическое питание)
     10 тыс. руб. х 240 чел. х 250 дн. = 600000 тыс. руб.
                                                _________________________
                                                Итого: 12096000 тыс. руб.

Расходы на заработную плату, дополнительно оплачиваемый отпуск и лечебно-профилактическое питание не включаются в основные затраты по социальной защите граждан, так как средства выделяемые из федерального бюджета на реализацию вышеуказанных статей должны предусматриваться в ведомственных бюджетах соответствующих предприятий.


по ст. 8 (обследование и лечение с проездом)
         2800 тыс. руб. х 300 х 0,3 = 252000 тыс. руб.
по ст. 9 (бесплатное лекарственное обеспечение)
         амб. 176 тыс. руб. х 300 чел. = 52800 тыс. руб.
         стац. 420 тыс. руб. х 300 чел. х 2 = 252000 тыс. руб.
по ст. 10 (бесплатное зубопротезирование)
         320 тыс. руб. х 300 чел. х 0,5 = 48000 тыс. руб.
по ст. 12 (санаторно-курортное лечение с проездом)
         а) гражданам, занятым на работах первой  группы
            3600 тыс. руб. х 210 чел. = 756000 тыс. руб.
         б) гражданам, занятым на работах второй  группы
            3600 тыс. руб. х 0,5 х 0,5 х 40 чел. = 36000 тыс. руб.
                                                 ________________________
                                                 Итого: 1396800 тыс. руб.

Граждане, ранее занятые на работах с химическим оружием
(2780 чел.)


по ст. 8 а) обследование на месте (по спецпрограмме)
            500 тыс. руб. х 2780 чел. х 0,3 = 417000 тыс. руб.
         б) обследование  и  лечение  в   специализированных  клиниках (с
проездом)
            2800 тыс. руб. х 100 чел. в год = 280000 тыс. руб.
по ст. 9 (бесплатное лекарственное обеспечение)
         а) амб.  176 тыс. руб. х 2780 чел. = 489280 тыс. руб.
         б) стац. 420 тыс. руб. х 2780 чел. х 2 = 2335200 тыс.руб.
по ст. 10 (бесплатное зубопротезирование)
          320 тыс. руб. х 2780 чел. х 0,5 = 448800 тыс. руб.
по ст. 16 (50% надбавка к исчисленной пенсии)
          240 тыс. руб. х 0.5 х 2780 чел. х 12 мес. = 4003200 тыс.руб.
по ст. 17 (лечение в профилактории по месту жительства)
          150 тыс. руб. х 2780 чел. = 417000 тыс. руб.
                                                 ________________________
                                                 Итого: 8390480 тыс. руб.

Граждане, получившие трудовые увечья или профзаболевание


Статус профбольного имеют 222 человека.

Нуждаются в срочном обследовании более 500 человек.


по ст. 8 а) обследование на месте  (по спецпрограмме)
            500 тыс. руб. х 222 чел. х 0,3 = 33300 тыс. руб.
         б) обследование   и   лечение   в специализированных клиниках (с
проездом)
            2800 тыс. руб. х 222 чел. х 0,1 = 62160 тыс. руб.
по ст. 9 (бесплатное лекарственное обеспечение)
         а) амб.  176 тыс. руб. х 222 чел. = 39072 тыс. руб.
         б) стац. 420 тыс. руб. х 222 чел. х 2 = 186480 тыс. руб.
по ст.10 (бесплатное зубопротезирование)
         320 тыс. руб. х 222 чел. х 0.5 = 35520 тыс. руб.
по ст. 12 (санаторно-курортное лечение с проездом)
          3600 тыс. руб. х 222 чел. х 0,5 = 399600 тыс. руб.
по ст. 16 (50% надбавка к исчисленной пенсии)
          120 тыс. руб. х 12 мес. х 222 чел.= 319680 тыс. руб.
по ст. 18 а) возмещение вреда
             250 тыс. руб. х 222 чел. х 12 мес. = 666000 тыс. руб.
         б) квартплата и коммунальные услуги
            100 тыс. руб. х 0,5 х 12 мес. х 222 чел. = 133200 тыс. руб.
         в) телефон (устан.)
            3000 тыс. руб. х 0,5 х 20 чел. в год = 30000 тыс. руб.
         г) польз. телеф. и радио
            20 тыс. руб. х 0,5 х 12 х 222 чел. = 26640 тыс. руб.
         д) налог на имущ. (жилье) и зем. налог
            50 тыс. руб. х 0,5 х 222 чел. = 5550 тыс. руб.
                                                 ________________________
                                                 Итого: 1937202 тыс. руб.

Граждане, проживающие в зоне защитных мероприятий
(1000 чел., из них 150 детей)


по ст. 8 а) обследование на месте (по спецпрограмме)
            500 тыс. руб. х 1000 чел. = 500000 тыс. руб.
         б) обследование в специализированных клиниках (с проездом)
            2600 тыс. руб. х 1000 чел. х 0,1 = 260000 тыс. руб.
по ст. 9 (бесплатное лекарственное обеспечение)
         взрослые
            а) амб. 176 тыс. руб. х 850 чел. = 149600 тыс. руб.
            б) стац. 420 тыс. руб. х 850 чел. = 357000 тыс. руб.
         дети
            а) амб. 132 тыс. руб. х 150 чел. = 19800 тыс. руб.
            б) стац. 504 тыс. руб. х 150 чел. = 75600 тыс. руб.
по ст. 10 (бесплатное зубопротезирование)
               320 тыс. руб. х 0,5 х 850 чел. = 136000 тыс. руб.
по ст. 19 (льготы детям)
            а) оплата путевки в оздоровительное  учреждение
               1000 тыс. руб. х 0,9 х 150 чел. х 0,5 = 67500 тыс. руб.
            б) оплата пуетвки в санаторий с проездом
               3000 тыс. руб. х 0,9 х 150 чел. х 0,5 = 202500 тыс. руб.
                                                 ________________________
                                                 Итого: 1768000 тыс. руб.

Дети, рожденные от родителей, занятых на работах с химическим оружием
(2000 чел.)


по ст. 8 а) обследование на месте (по спецпрограмме)
            500 тыс. руб. х 2000 чел. = 1000000 тыс. руб.
         б) обследование  в специализированных клиниках  (с проездом)
            2600 тыс. руб. х 2000 чел. х 0,05 = 260000 тыс. руб.
по ст. 9 (бесплатное лекарственное обеспечение)
         а) амб.  132 тыс. руб. х 2000 чел. = 264000 тыс. руб.
         б) стац. 504 тыс. руб. х 2000 чел. = 1008000 тыс. руб.
по ст. 20 (льготы детям)
         а) оплата путевки в оздоровительное учреждение
            1000 тыс. руб. х 0,9 х 2000 чел. х 0,25 = 450000 тыс. руб.
         б) оплата путевки в санаторий с проездом
            3000 тыс. руб. х 0,9 х 2000 чел. х 0,5 = 2700000 тыс. руб.
                                                 ________________________
                                                 Итого: 5682000 тыс. руб.

                     Всего по Чувашской Республике - 19174402 тыс. руб.

Для финансово-экономического обоснования по другим регионам, связанным с бывшим производством, испытанием, хранением ХО, химическим разоружением, с ликвидацией бывших объектов производства, испытания, хранения ХО, субъекты Федерации должны представить финансово-экономическое обоснование с учетом специфики региона.


Ожидаемые социально-экономические последствия принятия
данного законопроекта


Принятие данного Федерального закона позволит обеспечить необходимый уровень социальной защиты граждан и снизить социальную напряженность в ряде регионов Российской Федерации при решении проблем химического разоружения.


Председатель

Государственного Совета

Чувашской Республики

В.Шурчанов


Текст документа на сайте мог устареть

Вы можете заказать актуальную редакцию полного документа и получить его прямо сейчас.

Или получите полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня


Получить доступ к системе ГАРАНТ

(1 документ в сутки бесплатно)

(До 55 млн документов бесплатно на 3 дня)


Чтобы приобрести систему ГАРАНТ, оставьте заявку и мы подберем для Вас индивидуальное решение