Заключение Комитета Государственной Думы по законодательству и судебно-правовой реформе, Комитета Государственной Думы по безопасности и Комитета Государственной Думы по охране здоровья на проекты федеральных законов (не действует)

Заключение Комитета Государственной Думы по законодательству и судебно-правовой реформе, Комитета Государственной Думы по безопасности и Комитета Государственной Думы по охране здоровья на проекты федеральных законов


В соответствии с решением Совета Государственной Думы от 4 февраля 1997 года Комитетом Государственной Думы по законодательству и судебно-правовой реформе, Комитетом Государственной Думы по безопасности и Комитетом Государственной Думы по охране здоровья рассмотрены альтернативные законопроекты, связанные с вопросом установления процедуры признания стойкой неспособности Президента Российской Федерации осуществлять свои полномочия.

Комитеты рекомендуют Государственной Думе принять в первом чтении внесенный депутатами Государственной Думы С.Н.Бабуриным и С.С.Говорухиным проект федерального закона "Об обеспечении непрерывного исполнения полномочий главы государства" и сопряженный с ним проект федерального конституционного закона "О предоставлении Верховному Суду Российской Федерации полномочий по установлению факта стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять полномочия главы государства" (внесен Комитетом Государственной Думы по законодательству и судебно-правовой реформе).

Проект указанного Федерального закона, несмотря на имеющиеся недостатки, содержит основные положения, затронутые в альтернативных законопроектах, но в нем эти положения изложены в точном соответствии с требованиями Конституции Российской Федерации. В частности, в проекте содержатся положения об инициировании палатами Федерального Собрания процедуры установления стойкой неспособности Президента Российской Федерации осуществлять свои полномочия, а также о создании медицинского консилиума, призванного объективно и беспристрастно оценивать состояние здоровья Президента Российской Федерации. Статьи законопроекта включают в рассматриваемую процедуру органы судебной власти Российской Федерации в лице Верховного Суда Российской Федерации. Данное обстоятельство обусловлено тем, что Конституция Российской Федерации не позволяет задействовать в этот процесс Конституционный Суд Российской Федерации, но предоставляет законодателю право устанавливать полномочия Верховного Суда Российской Федерации. Достоинством внесенного С.Н.Бабуриным и С.С.Говорухиным проекта Федерального закона является также и то, что предмет его регулирования шире, чем у альтернативных законопроектов и затрагивает иные случаи прекращения полномочий Президента Российской Федерации.

Комитеты рекомендуют Государственной Думе отклонить внесенный депутатом Государственной Думы С.Н.Юшенковым проект федерального закона "О досрочном прекращении исполнения полномочий Президента Российской Федерации в случае стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия" по следующим основаниям:

1. Не могут считаться приемлемыми положения законопроекта, устанавливающие, что процедура прекращения исполнения полномочий Президента Российской Федерации инициируется лечащим врачом Президента Российской Федерации.

2. Законопроект возлагает на Конституционный Суд Российской Федерации обязанность давать заключения о соблюдении установленного порядка признания стойкой неспособности Президента Российской Федерации по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия (пункты 1-3 статьи 4). Эти положения проекта противоречат статье 125 Конституции Российской Федерации, исчерпывающим образом установившей круг полномочий Конституционного Суда Российской Федерации.

3. Противоречат Конституции Российской Федерации подпункт "а" пункта 1 и пункт 2 статьи 5 законопроекта, устанавливающие, что решение о временном исполнении обязанностей Президента Российской Федерации Председателем Правительства Российской Федерации принимается двумя третями голосов от общего числа членов Совета Федерации. В соответствии с частью 3 статьи 92 Конституции Российской Федерации во всех случаях, когда Президент Российской Федерации не в состоянии выполнять свои обязанности, их временно исполняет Председатель Правительства Российской Федерации.

4. В законопроекте не учитывается, что в соответствии с частью 3 статьи 102 Конституции Российской Федерации решения Совета Федерации принимаются квалифицированным большинством голосов только в случаях, предусмотренных Конституцией Российской Федерации.

5. Спорный характер имеют положения законопроекта, расширяющие сферу предметов ведения палат Федерального Собрания и наделяющие Государственную Думу правом образовывать Специальную медицинскую комиссию, а Совет Федерации правом принимать решение о досрочном прекращении исполнения полномочий Президента.

Комитеты рекомендуют Государственной Думе отклонить внесенный депутатом Государственной Думы В.Л.Машинским проект федерального закона "О порядке досрочного прекращении исполнения полномочий Президента Российской Федерации в случае стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия" по следующим основаниям:

1. Законопроект возлагает на Конституционный Суд Российской Федерации обязанность давать заключения о соблюдении установленного порядка досрочного прекращения полномочий Президента Российской Федерации, что расширяет круг полномочий Конституционного Суда Российской Федерации. Это противоречит статье 125 Конституции Российской Федерации, исчерпывающим образом установившей полномочия Конституционного Суда Российской Федерации.

2. В законопроекте не учитывается, что в соответствии с частью 3 статьи 102 и с частью 3 статьи 103 Конституции Российской Федерации решения палат Федерального Собрания принимаются квалифицированным большинством голосов только в случаях, предусмотренных Конституцией Российской Федерации.

3. Дискуссионный характер имеют положения законопроекта, расширяющие сферу предметов ведения палат Федерального Собрания и наделяющие Совет Федерации правом двумя третями голосов принимать решение о досрочном прекращении исполнения полномочий Президента, а Государственную Думу правом принимать решение о проведении медицинского освидетельствования Президента Российской Федерации и правом двумя третями голосов принимать представление Совету Федерации о досрочном прекращении исполнения полномочий Президентом;

4. Статьей 2 проекта предусматривается создание Государственной медицинской комиссии, порядок образования и деятельности которой предполагается установить отдельным Федеральным законом, что усложняет установление процедуры определения стойкой неспособности Президента Российской Федерации по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия. В этом контексте необходимо отметить, что упоминание о такой комиссии содержалось в Конституции, действовавшей до известных событий осени 1993 года. В принятой 12 декабря 1993 года Конституции Российской Федерации положения о Государственной медицинской комиссии отсутствуют.

Комитеты рекомендуют Государственной Думе отклонить внесенный депутатом Государственной Думы Л.А.Злобиной проект федерального закона "О порядке прекращения исполнения полномочий Президента РФ досрочно по состоянию здоровья" по следующим основаниям:

1. Не может считаться приемлемым положение законопроекта, в соответствии с которым: "рабочим местом Президента РФ устанавливается рабочий кабинет Президента РФ по адресу: Российская Федерация, г. Москва, Кремль".

2. Пункты 5.1 и 5.3 статьи 5 законопроекта устанавливают, что постановление Государственной Думы о досрочном прекращении полномочий Президента Российской Федерации принимается двумя третями или тремя четвертями "голосов депутатов". Эти положения противоречат Конституции Российской Федерации, поскольку в соответствии с частью 3 статьи 103 Конституции Российской Федерации постановления Государственной Думы принимаются квалифицированным большинством голосов только в случаях, предусмотренных Конституцией Российской Федерации.

3. Противоречит Конституции Российской Федерации также и пункт 5.4 статьи 5 законопроекта, поскольку Конституция Российской Федерации не предоставила палатам Федерального Собрания право принимать совместные постановления.

4. Спорны положения законопроекта, расширяющие сферу предметов ведения палат Федерального Собрания и наделяющие Государственную Думу и Совет Федерации правом принимать решение о досрочном прекращении исполнения полномочий Президента.

5. Сомнительными являются нормы проекта, наделяющие Председателя Государственной Думы и Председателя Совета Федерации наделяются правом создавать "совместную Государственную комиссию по освидетельствованию здоровья Президента РФ из членов Совета Федерации РФ и депутатов Государственной Думы РФ в количестве 10 человек с равным представительством".

6. Законопроект внутренне противоречив, содержит не используемую в законодательных актах терминологию и не может быть положен в основу разработки Федерального закона по рассматриваемой проблеме.

Комитеты рекомендуют Государственной Думе не принимать внесенные депутатом Государственной Думы Ю.М.Нестеровым проекты федеральных законов "О порядке досрочного прекращения исполнения полномочий Президента Российской Федерации" и "О порядке временного исполнения обязанностей Президента Российской Федерации" в первом чтении по следующим основаниям:

1. Депутат Государственной Думы Ю.М.Нестеров в своем письме в Совет Государственной Думы от 10 февраля N 155/92 предложил использовать упомянутые законопроекты для использования при подготовке Комитетом Государственной Думы по законодательству и судебно-правовой реформе проектов федеральных законов, регламентирующих порядок реализации частей 2 и 3 статьи 92 Конституции Российской Федерации.

2. Положения внесенных депутатом Государственной Думы Ю.М.Нестеровым законопроектов будут частично учтены при подготовке рекомендованного Комитетом Государственной Думы по законодательству и судебно-правовой реформе, Комитетом Государственной Думы по безопасности и Комитетом Государственной Думы по охране здоровья к принятию в первом чтении проекта Федерального закона "Об обеспечении непрерывного исполнения полномочий главы государства" (внесен депутатами Государственной Думы С.Н. Бабуриным и С.С.Говорухиным)

Комитеты считают целесообразным воздержаться от принятия специального закона "О порядке медицинского освидетельствования и досрочного прекращения полномочий Президента Российской Федерации в случае стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия" в связи с тем, что почти все его положения реализованы в проекте Федерального закона "Об обеспечении непрерывного исполнение полномочий главы государства", внесенного депутатами Государственной Думы С.Л.Бабуриным и С.С.Говорухиным.


Председатель Комитета Государственной

Думы по законодательству и

судебно-правовой реформе

А.И.Лукьянов


Председатель Комитета

Государственной Думы

по безопасности

В.И.Илюхин


Председатель Комитета

Государственной Думы

по охране здоровья

Н.Ф.Герасименко


Текст документа на сайте мог устареть

Вы можете заказать актуальную редакцию полного документа и получить его прямо сейчас.

Или получите полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня


Получить доступ к системе ГАРАНТ

(1 документ в сутки бесплатно)

(До 55 млн документов бесплатно на 3 дня)


Чтобы приобрести систему ГАРАНТ, оставьте заявку и мы подберем для Вас индивидуальное решение