Заключение Правового управления Аппарата Государственной Думы Федерального Собрания РФ от 31 января 1997 г. N 2.2-15/1426 на проект федерального конституционного закона "О предоставлении Верховному Суду Российской Федерации полномочий по установлению факта стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять полномочия главы государства"

Заключение Правового управления Аппарата Государственной Думы Федерального Собрания РФ от 31 января 1997 г. N 2.2-15/1426
на проект федерального конституционного закона "О предоставлении Верховному Суду Российской Федерации полномочий по установлению факта стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять полномочия главы государства"


Досье на проект федерального конституционного закона

Положение части 2 статьи 92 Конституции Российской Федерации по вопросу о досрочном прекращении исполнения полномочий Президентом Российской Федерации в случае стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять его полномочия нуждается в дополнительной регламентации. В этой связи принятие соответствующего закона представляется актуальным и необходимым.

По тексту законопроекта, направленного в Правовое управление на экспертизу, имеются следующие замечания.

1. Нуждается в уточнении название законопроекта. Следовало бы более точно использовать редакционную конструкцию, применяющуюся в части 2 статьи 92 Конституции Российской Федерации. В частности, было бы правильным уйти от термина "глава государства" и использовать понятие "Президент Российской Федерации". Более точным было бы название не "О предоставлении Верховному Суду... полномочий...", а "О полномочии Верховного Суда...".

2. С учетом незначительного объема законопроекта статья 1 представляется излишней. Следует также иметь в виду, что в ней идет речь не столько о пределах действия закона, сколько о предмете его регулирования. Кроме того было бы неточным утверждать (как это делается в статье 1), что настоящий закон регламентирует соответствующие полномочия Верховного Суда: закон в случае его принятия по сути лишь установит новое полномочие.

3. При наличии в законопроекте лишь двух-трех весьма лаконичных статей было бы уместным отказаться от их заголовков. В случае же их сохранения необходимо устранить расхождение между названием статьи 2 и ее содержанием. Если в заголовке идет речь о полномочиях Верховного Суда "в части признания стойкой неспособности главы государства", то в самой статье - о том, что Верховный Суд "устанавливает юридический факт способности либо стойкой неспособности Президента Российской Федерации".

4. В статье 3 законопроекта предусматривается, что закон вступает в силу по истечении 10 дней "со дня опубликования". Данное положение следует уточнить: "со дня его официального опубликования".


Начальник Отдела правовой экспертизы

законопроектов по конституционному

законодательству и правам человека

Р.К.Надеев


Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.