Заключение Правового управления Аппарата Государственной Думы Федерального Собрания РФ от 19 февраля 1997 г. N 2.2-15/1380 на проект федерального закона "О порядке досрочного прекращения исполнения полномочий Президента Российской Федерации в случае стойкой неспособности по состоянию здоровья исполнять принадлежащие ему полномочия" (первое чтение)

Заключение Правового управления Аппарата Государственной Думы Федерального Собрания РФ от 19 февраля 1997 г. N 2.2-15/1380
на проект федерального закона "О порядке досрочного прекращения исполнения полномочий Президента Российской Федерации в случае стойкой неспособности по состоянию здоровья исполнять принадлежащие ему полномочия"
(первое чтение)


Досье на проект федерального закона

Название законопроекта направлено на реализацию одного из положений части 2 статьи 92 Конституции Российской Федерации. В этом отношении можно констатировать его согласованность с Конституцией Российской Федерации.

Однако по ряду положений, содержащихся в тексте данного законопроекта со всей определенностью необходимо отметить их противоречие Конституции Российской Федерации.

Так, предлагаемый в статье 1 проекта Федерального закона порядок принятия решения Советом Федерации о досрочном прекращении Президентом Российской Федерации исполнения полномочий двумя третями голосов от общего числа членов этой палаты противоречит части 3 статьи 102 Конституции Российской Федерации, определяющей общий порядок принятия постановлений Совета Федерации абсолютным большинством голосов от общего числа членов данной палаты, если иной порядок принятия решений не предусмотрен Конституцией Российской Федерации. В этой связи следует отметить, что в Конституции Российской Федерации не установлен порядок принятия постановления Совета Федерации квалифицированным большинством голосов по вопросу о досрочном прекращении исполнения Президентом Российской Федерации полномочий в случае стойкой его неспособности по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия.

Аналогичное замечание относится и к порядку принятия Государственной Думой представления Совету Федерации, изложенному в статье 2 законопроекта.

Что же касается положения этой статьи проекта об установлении отдельным Федеральным законом порядка образования и деятельности Государственной медицинской комиссии, то представляется правильным и логичным в рассматриваемом законопроекте предусмотреть наиболее важные и значимые аспекты порядка определения состояния здоровья Президента Российской Федерации, критерии неспособности осуществления им своих полномочий. Указанные вопросы являются составными, неотъемлемыми компонентами целостной проблемы сформулированной в названии законопроекта. Кроме того, регулирование двумя различными законами единой совокупности отношений, выраженной в названии проекта данного законопроекта, было бы алогичным, не отвечающим правилам законодательной техники и требованиям системности законодательства.

Положения проекта Федерального закона, касающиеся Конституционного Суда Российской Федерации (статьи 1, 5, 6), находятся в противоречии с нормами Конституции Российской Федерации, содержащимися в статьях 76 (части 3), 108 (части 1), 128 (части 2) Конституции, а также со статьей 2 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации".


Отдел экспертизы законопроектов

по конституционному законодательству



Текст документа на сайте мог устареть

Вы можете заказать актуальную редакцию полного документа и получить его прямо сейчас.

Или получите полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня


Получить доступ к системе ГАРАНТ

(1 документ в сутки бесплатно)

(До 55 млн документов бесплатно на 3 дня)


Чтобы приобрести систему ГАРАНТ, оставьте заявку и мы подберем для Вас индивидуальное решение