Пояснительная записка к проектам федеральных законов по вопросам налогообложения

Пояснительная записка
к проектам федеральных законов по вопросам налогообложения


Вносимые проекты федеральных законов по вопросам налогообложения подготовлены в соответствии с решениями, принятыми трехсторонней рабочей Комиссией по обсуждению основных характеристик федерального бюджета на 1998 год. Принятие этих законопроектов необходимо для уточнения доходной части федерального бюджета в проекте Федерального закона "О федеральном бюджете на 1998 год" в соответствии с решениями, принятыми указанной Комиссией, а также реализации ряда мер по совершенствованию налогового законодательства, предусмотренных Налоговым кодексом Российской Федерации, еще до принятия этого документа.

Основные положения внесенных предложений состоят в следующем.

1. Предлагается включить в перечень федеральных налогов, имея в виду их введение уже с 1 января 1998 года, водного налога, налога на пользование объектами животного мира и лицензионного сбора на производство и реализацию алкогольной продукции. При этом предложения по водному налогу и налогу на пользование объектами животного мира подготовлены во исполнение уже действующих Водного кодекса Российской Федерации и Закона Российской Федерации "О животном мире". Что касается лицензионного сбора на производство и реализацию алкогольной продукции, то этот платеж вводится в соответствии с Федеральным законом "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта и алкогольной продукции".

Для реализации этих предложений подготовлены и вносятся отдельные федеральные законы по указанным налоговым платежам, а также необходимые поправки в Закон Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации".

2. Предлагается поправка в Закон Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации", предусматривающая включение в перечень местных налогов, которые могут вводится органами местного самоуправления, налога с продаж. С инициативой введения такого налога еще до введения Налогового кодекса выступили ряд субъектов Российской Федерации, а в некоторых из них (Нижегородская область, Хабаровский край и другие) он уже введен.

3. Вносятся поправки в Федеральный закон "О налоге на покупку иностранных денежных знаков и платежных документов, выраженных в иностранной валюте", предусматривающие увеличение с 1 января 1998 года ставки этого налога с 0,5 процента до 1 процента.

4. Уточняется действующий Закон Российской Федерации "О налоге на добавленную стоимость", имея в ввиду отказ с 1 января 1998 года от применения льготной ставки НДС по продовольствию и товарам детского ассортимента и введение единой ставки этого налога в размере 20 процентов.

5. Вносятся изменения и дополнения в Закон Российской Федерации "Об акцизах", предусматривающие индексацию с 1 января 1998 года действующих ставок акцизов в соответствии с изменением цен (кроме акциза на нефть), расширение круга применения специфических ставок по подакцизным товарам, а также переход при уплате акцизов на метод "по отгрузке". Кроме этого, предусматривается подтверждение на законодательном уровне фактически действующего акциза на услуги по транспортировке нефти по территории Российской Федерации.

6. Предлагается внесение изменений в Закон Российской Федерации "О подоходном налоге с физических лиц", предусматривающее с 1 января 1998 года отмену действующей льготы по освобождению от уплаты подоходного налога военнослужащих и приравненных к ним категорий работников с компенсацией их потерь за счет установления необлагаемого минимума по таким доходам.

7. В целях недопущения, в результате реализации указанных выше мер, усиления налогового бремени на предприятия и граждан, а также упрощения налоговой системы предлагается отменить с 1 января 1998 года 16 федеральных, региональных и местных налогов, не предусмотренных проектом Налогового кодекса Российской Федерации. В частности, предлагается упразднить налог на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы, сбор на нужды образовательных учреждений, целевые сборы на содержание милиции, благоустройство территории и другие цели, сбор за использование наименовании "Россия", "Российская Федерация" и образованных на их основе слов и словосочетаний и некоторые другие налоги и сборы.

8. В связи с многочисленными обращениями субъектов Российской Федерации вносятся предложения по уточнению с 1 января 1998 года действующего порядка уплаты подоходного налога с физических лиц и налога на имущество предприятий, предусматривающие перечисление этих налогов за филиалы и иные обособленные подразделения предприятий и организаций в бюджеты по месту нахождения указанных филиалов и подразделений.

9. Предлагается внесение уточнений в Закон Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации", предусматривающих снижение примерно в 3 раза действующего размера пени за просрочку уплаты налоговых платежей, а также существенное уменьшение (примерно в 6 раз) и унификацию размера штрафных санкций за сокрытие доходов (прибыли) предприятиями и организациями. Кроме этого, в указанный закон вносится положение о возможности списания безнадежной задолженности по налогам, пеням и штрафным санкциям в федеральный, региональный и местные бюджеты.

Принятие Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации вносимых законопроектов позволит, с одной стороны, сохранить в 1998 году доходную базу федерального, а также региональных и местных бюджетов, а, с другой стороны, облегчит переход предприятий, организаций и граждан к введению Налогового кодекса Российской Федерации.


Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.