Пояснительная записка
к проекту федерального закона "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации"
(новая редакция)
Досье на проект федерального закона
Закон "О выборах депутатов Государственной Думы..." был принят в июне 1995 г. Его основные положения выдержали испытание выборами в декабре того же года. Вместе с тем практика избирательной кампании 1995 г., а также выборы в отдельных избирательных округах взамен выбывших депутатов выявили известную неполноту законодательного регулирования различных этапов избирательной кампании, деятельности кандидатов, избирательных объединений, избирательных комиссий, участия СМИ в предвыборной агитации, финансирования избирательной кампании и т.д. В сентябре 1997 г. Государственная Дума, преодолев вето Совета Федерации, приняла рамочный закон "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", значительно расширивший и во многом уточнивший регулирование избирательных действий на выборах всех уровней. Уже одно это требует приведения всех конкретных избирательных законов в соответствие с базовым законом.
Предлагаемый проект сохраняет все основные принципы выборов депутатов Государственной Думы, в том числе и те, что были предметом дискуссии, развернувшейся как в средствах массовой информации, так и на различных собраниях: смешанную избирательную систему, равное число депутатов, избираемых по общефедеральному округу и одномандатным избирательным округам, барьер, предотвращающий участие маловлиятельных партий и движений в распределении мандатов и т.д. Нет необходимости воспроизводить здесь многократно излагавшуюся аргументацию в защиту существующей избирательной системы. Достаточно отметить лишь, что она играет важную роль в трудном процессе становления в России партийно-политической системы и политическом структурировании Государственной Думы, в повышении профессионального уровня парламентской работы. Принятая система обеспечивает разумный баланс представительства общенациональных политических интересов общества, которые выражает политические партии и движения, и специфических интересов граждан в отдельных избирательных округах. Федеральные партии, какими бы они сегодня ни были, являются одним из важнейших факторов, стягивающих политическую жизнь России воедино, препятствующих развитию региональных сепаратистских тенденций. Кроме того, базовые принципы системы должны быть многократно испытаны в нескольких избирательных циклах, только это позволит сохранить разумную стабильность, избежать резких шараханий, которые могли бы отбросить политическое развитие страны далеко назад.
Сохраняя принятую избирательную систему, законопроект во многом уточняет и изменяет правила и процедуры выборов депутатов Государственной Думы:
- положения, относящиеся к составлению списков избирателей, формированию и полномочиям избирательных комиссий, статусу кандидатов в депутаты, правилам проведения агитации и финансирования выборов, порядку голосования и подсчету голосов и т.д. приведены в соответствие с новой редакцией закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации";
- ужесточены требования к внесению в списки избирателей, голосующих вне места своего постоянного или преимущественного проживания;
- уточнен порядок формирования избирательных округов и участков;
- прописан порядок формирования избирательных комиссий всех уровней, обеспечивающий представительство в них различных политических сил;
- открыта возможность увеличения числа членов участковых избирательных комиссий до 15 человек;
- уточнен порядок выдвижения кандидатов избирательными объединениями, избирательными блоками, составления списков кандидатов и внесения в него изменений;
- усложнен порядок регистрации общественных организаций в качестве избирательных объединений, которыми могут являться лишь политические партии и движения, осуществившие соответствующие коррекции в уставах;
- регистрация избирательных блоков передана от Центризбиркома Министерству юстиции; исключено участие в блоках неполитических организаций;
- ужесточен и значительно более детально регламентирован порядок сбора и контроля достоверности подписей в поддержку кандидатов, список кандидатов;
- снят двойной счет подписей: отменен зачет подписей, собранных в одномандатных избирательных округах в поддержку кандидатов, выдвинутых избирательным объединением, при учете числа подписей в поддержку списков кандидатов;
- введен запрет трем лидерам, возглавляющим общефедеральную часть партийных списков, баллотироваться в одномандатных округах;
- установлено, что при отказе от мандатов этих лидеров после установления результатов выборов их мандаты не достаются автоматически кандидатам из тех же списков, а включаются в процесс перераспределения.
Обновление закона о выборах депутатов Государственной Думы не предусматривает увеличения государственных расходов по сравнению с действующей редакцией.
законопроект подготовлен группой депутатов - членов Комитетов по законодательству и судебно-правовой реформе, по делам Федерации и региональной политике и по вопросам местного самоуправления, а также экспертов, участвующих в разработке избирательного законодательства Российской Федерации с 1992 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.