Пояснительная записка к проекту федерального закона N 97066658-2 о ратификации ратификации Конвенции 1947 года об инспекции труда и Протокола 1995 года к Конвенции 1947 года об инспекции труда, Конвенции 1978 года о регулировании вопросов труда и Конвенции 1981 года о безопасности и гигиене труда и производственной среде, принятых Генеральной конференцией Международной организации труда в г.Женеве (не действует)

Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 97066658-2 о ратификации Конвенции 1947 года об инспекции труда и Протокола 1995 года к Конвенции 1947 года об инспекции труда, Конвенции 1978 года о регулировании вопросов труда и Конвенции 1981 года о безопасности и гигиене труда и производственной среде, принятых Генеральной конференцией Международной организации труда в г.Женеве

 

 Досье на проект федерального закона

 

 1. Конвенция 1947 года  об инспекции труда  (Конвекция N 81) и Протокол 
    1995 года к Конвенции 1947 года об инспекции труда                   
 2. Конвенция 1978 года о регулировании вопросов труда (Конвенция N 150) 
 3. Конвенция    1981    года  о    безопасности    и    гигиене   труда 
    и производственной среде (Конвенция N 155)                           

 

1. Конвенция 1947 года об инспекции труда (Конвекция N 81) и Протокол 1995 года к Конвенции 1947 года об инспекции труда

 

Конвенция N 81 обязывает обеспечивать применение относящегося к условиям труда национального законодательства путем регулярной инспекции мест труда. Система инспекции труда на промышленных предприятиях и в торговле должна быть направлена на обеспечение применения положений законодательства, регулирующих условия труда и охрану трудящихся в процессе их работы.

Конвенция содержит ряд положений по организации и функционированию служб инспекции, ее ответственности перед государственной властью, взаимодействию между службами инспекции и другими федеральными службами, а также государственными и частными учреждениями, сотрудничеству между предпринимателями и работниками или их организациями.

Конвенция определяет роль, задачи, права и обязанности инспекторов труда в деле обеспечения применения положений законодательства, консультирования предпринимателей и работников, доведение получаемой от инспекторов информации до сведения компетентных органов власти; предусматривает право беспрепятственного прохода на любое предприятие, охватываемое контролем инспекции, право осуществлять любые проверки, контроль и расследование, в частности задавать вопросы соответствующим лицам, изучать документы и изымать образцы для анализа, право давать инструкции относительно мер по устранению недостатков и решать вопрос о том, следует ли сделать предупреждение, дать консультацию, либо возбудить или рекомендовать возбудить судебное преследование. Обязательства инспекторов труда сводятся к запрету участвовать прямо или косвенно в делах предприятий, находящихся под их контролем, им вменяется в обязанность не разглашать профессиональных, производственных или коммерческих тайн предприятий, которые подвергались инспектированию в связи с получением какой-либо жалобы.

Каждая страна в соответствии с Протоколом 1995 года распространяет сферу действия положений Конвенции 1947 года об инспекции труда на деятельность в секторе некоммерческих услуг. Термин "деятельность в сфере некоммерческих услуг" означает деятельность, осуществляемую в организациях всех категорий, которые не рассматриваются как промышленные или торговые. Протокол применяется ко всем тем организациям, которые еще не подпадают под сферу действия Конвенции.

Конвенция N 81 и Протокол 1995 года к ней не содержат правил иных, чем предусмотренные законодательством Российской Федерации.

Практическое применение Конвенции и Протокола не повлечет дополнительных финансовых расходов из федерального бюджета, поскольку при Министерстве труда и социального развития Российской Федерации уже сформированы и действуют Федеральная инспекция труда Российской Федерации (Рострудинспекция) и подведомственные ей государственные инспекции труда.

Ратификация повысит авторитет Рострудинспекции на основе совершенствования механизма защиты трудовых прав граждан, позволит осуществлять надзор и контроль за соблюдением законодательства о труде и охране труда в организациях всех форм собственности более системно, скоординированно и результативно.

Ратификация Конвенции и Протокола также будет иметь положительное влияние на реальное состояние и развитие отношений социального партнерства и, как следствие, будет способствовать ослаблению социальной напряженности в организациях и регионах страны.

 

2. Конвенция 1978 года о регулировании вопросов труда (Конвенция N 150)

 

Сущность Конвенции N 150 заключается в создании эффективной и скоординированной государственной системы регулирования вопросов труда, функционирующей при участии работодателей и их организаций.

Система регулирования вопросов труда в соответствии с Конвенцией имеет конкретные функции - подготовка, проведение, координация, проверка и пересмотр национальной трудовой политики; подготовка и применение законодательства; координация национальной политики в области занятости, условий труда и т.д.

Персонал системы по регулированию вопросов труда состоит из лиц, имеющих соответствующую квалификацию и обладающих высокой степенью независимости от внешнего влияния, и имеет статус, материальные средства и финансовые ресурсы, необходимые для эффективного выполнения своих обязанностей.

Актуальность ратификации Конвенции обусловливается необходимостью разработки построения единой системы применительно к регулированию вопросов труда, повышения его эффективности, качества и координации, что будет способствовать социально-экономическому развитию и ослаблению социальной напряженности в организациях и регионах страны.

Конвенция N 150 не содержит правил иных, чем предусмотренные законодательством Российской Федерации. Практическое применение Конвенции не повлечет за собой дополнительных финансовых расходов за счет федерального бюджета.

Ратификация повысит авторитет существующей системы регулирования вопросов труда при участии предпринимателей, работников и их организаций, позволит им осуществлять свои функции более системно, скоординированно и результативно. Законодательно будет признана и закреплена международно-правовая основа их деятельности.

 

3. Конвенция 1981 года о безопасности и гигиене труда и производственной среде (Конвенция N 155)

 

Актуальность ратификации Конвенции N 155 обусловливается острой необходимостью использования всех возможностей, в том числе и международного опыта, для изменения негативной тенденции ухудшения условий и охраны труда в России.

Конвенция ориентирует на проведение согласованной национальной политики в области безопасности труда, гигиены труда и производственной среды, а также на создание и поддержание конструктивных связей и сотрудничества на всех уровнях в этой области. Конвенция распространяется на работников, работающих по найму во всех отраслях экономики.

Конвенция предусматривает, что соответствующий государственный орган в соответствии с национальными условиями и по консультации с наиболее представительными организациями работодателей и работников разрабатывает, осуществляет и периодически пересматривает согласованную национальную политику в области безопасности труда, здоровья трудящихся и гигиены производственной среды. Цель такой политики - предупредить несчастные случаи и повреждения здоровья, связанные с работой, сводя к минимуму, насколько это и практически осуществимо, причины опасностей, свойственных производственной среде.

Конвенция определяет основные аспекты такой политики, она устанавливает и подробно описывает серию мероприятий, необходимых для осуществления указанной политики на национальном уровне и на уровне организации. В данном контексте она предусматривает принятие законодательным путем, либо с помощью правил или любым другим способом, включая деятельность системы трудовой инспекции, мер по предварительному изучению механизмов, оборудования, веществ и др. до их практического использования.

Конвенция уточняет, что работодатели должны представлять соответствующие защитные одежду и средства с целью обеспечить насколько это и практически осуществимо, чтобы находящиеся под их контролем рабочие места, механизмы, вещества, процессы и т.д. были безопасными и не угрожали здоровью. При этом подчеркивается, что работники не несут никаких расходов в связи с мерами по технике безопасности и гигиене труда.

Конвенция не только определяет принципы и направления деятельности государства по обеспечению прав граждан в сфере труда, но и закрепляет соответствующие формы и методы этой деятельности, включая консультации государства с представителями работодателей и работников при решении таких важных проблем, как улучшение безопасных условий и охраны труда. В ней содержится перечень конкретных мероприятий на национальном уровне и непосредственно на производстве, необходимых для эффективного проведения в жизнь согласованной политики в указанной области.

Конвенция не содержит правил иных, чем предусмотренные законодательством Российской Федерации. Практическое применение Конвенции N 155 не повлечет за собой дополнительных финансовых расходов за счет федерального бюджета.

Ратификация Конвенции будет способствовать более эффективному осуществлению в Российской Федерации национальной политики в области безопасности и гигиены труда и производственной среды, а также достижению цели предупреждения несчастных случаев и повреждений здоровья, связанных с трудом.

 

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.