Пояснительная записка к проектам федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР "Об иностранных инвестициях в РСФСР", и Закон РСФСР "О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР "О инвестиционной деятельности в РСФСР" (не действует)

Пояснительная записка
к проектам федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР "Об иностранных инвестициях в РСФСР", и Закон РСФСР "О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР "О инвестиционной деятельности в РСФСР"
(вносятся депутатом Государственной Думы А.Г.Пузановским)


Законопроекты вносятся одновременно с учетом их органической взаимной связи в области регулирования осуществления капиталовложений российских и иностранных инвесторов и в строгом соответствии с изменениями в законодательстве Российской Федерации после 1991 года, когда были приняты указанные законы, в том числе с Гражданским кодексом Российской Федерации.

В своей концепции оба законопроекта исходят из того, что наиболее актуальным является вопрос о регулировании инвестиций в сфере материального производства и обустройства необходимой инфраструктуры (линий связи, транспортных коммуникаций и т. д. ).

Законопроект "О иностранных инвестициях в Российской Федерации" учитывает рекомендации международной организации - Организации по экономическому сотрудничеству и развитию (ОЭСР) по составлению законодательных актов об иностранных инвестициях, обобщившей опыт многих стран в этой области, и включает положения о национальном режиме и принципе недискриминации. Это означает, что иностранным инвесторам, которые действуют в организационно-правовой форме, предусмотренной гражданским законодательством Российской Федерации, предоставляется режим предпринимательской деятельности, не менее благоприятный чем тот, который применяется в отношении отечественных инвесторов (за исключением ряда отраслей экономики и сфер деятельности, которые обычно защищаются государством в интересах национальной безопасности, защиты его жизненно важных интересов). Иностранные и российские инвесторы ставятся в одинаковые условия в отношения создания, деятельности, ликвидации организаций с их участием, таможенно-тарифного и нетарифного регулирования внешнеторговой деятельности, налогообложения и целого ряда иных вопросов. При этом законопроект с учетом упомянутых рекомендаций ОЭСР не выдвигает особых, повышенных требований в отношении иностранных инвесторов, но и не предоставляет им льготный режим (хотя и не исключает возможность предоставления налоговых и таможенно-тарифных льгот в приоритетных отраслях и регионах).

В законопроект включена стабилизационная ("дедушкина оговорка") о стабильности условий для предпринимательской деятельности инвесторов в случае изменения законодательства.

Оба законопроекта учитывают новые положения в гражданском законодательстве, например, когда говорится о формах инвестирования, принимает во внимание, что в силу части второй статьи 132 ГК РФ, предприятие как имущественный комплекс само может быть объектом гражданско-правовой сделки.

Законопроект "Об иностранных инвестициях в Российской Федерации" также учитывает в своей концепции практику заключения международных договоров Российской Федерации о поощрении и взаимной защите капиталовложений, например, о порядке рассмотрения споров, о защите интересов и прав иностранных инвесторов при национализации (экспроприации), о суброгации. Вопрос о национализации в отличие от реквизиции и конфискации федеральным законом не урегулирован. В законопроекте поэтому говорится о национализации, которая возможна в силу будущего федерального закона (но не решения суда, как это имеет место при конфискации при совершении противоправных действий). Формулировка "быстрая, адекватная и эффективная компенсация" взята из международных договоров Российской Федерации, которые, как известно, в силу части четвертой статьи 15 Конституции Российской Федерации являются составной частью правовой системы Российской Федерации. Так, в статье III Договора между Российской федерацией и США о поощрении и взаимной защите капиталовложений, в частности говорится:

"Капиталовложения не будут экспроприированы или национализированы прямо или косвенно путем принятия мер, равнозначных экспроприации или национализации ("экспроприация"), за исключением случаев их принятия в общественных интересах, на недискриминационной основе, с выплатой быстрой, адекватной и эффективной компенсации".

Оба законопроекта учитывают также положения ГАТТ-1994, о намерении присоединиться к которому сделано официальное заявление Российской Федерации, и Соглашения о связанных с торговлей инвестиционных мер, являющегося неотъемлемой частью ГАТТ-1994. Так, одной из целей применения этого Соглашения является ограничение антиконкурентной и ограничивающей торговлю деловой практики. В соответствии с указанным Соглашением законопроект "О прямых иностранных инвестициях в Российской федерации" не ставит таких требований к иностранным инвесторам, как требование экспортировать в обязательном порядке определенную долю собственной произведенной продукции или закупить в обязательном порядке на внутреннем рынке определенную долю отечественных материалов, сырья, компонентов и т.п. Вместе с тем, законопроект сохраняет право за Правительством России устанавливать запреты и ограничения как изъятия из национального режима для иностранных инвесторов с конкретно перечисленными в приложениях 1 и 2 к законопроекту видами деятельности и участками территории Российской федерации.

В своей концепции законопроекты базируются на том понимании, что и сам национальный режим (т.е. те равные экономические и правовые условия, в которых действуют российские и иностранные инвесторы) должен быть радикально улучшен: кардинально должно быть изменено налогообложение, когда собираемость налогов должна достигаться не за счет непосильного для товаропроизводителей налогового бремени, а за счет ускорения экономического оборота; целенаправленной должна быть и политика государственной поддержки, стимулирования и финансирования инвесторов.

В законопроект "Об осуществлении инвестиций в Российской Федерации" включены положения о создании специализированного Российского фонда государственной поддержки инвесторов для обеспечения выпуска наукоемкой продукции, товаров с высокой степенью обработки. Законопроект базируется на принципиальной позиции, которая заключается в том, государство должно отказаться от роли пассивного наблюдателя за развитием экономики в надежде на "саморегулирующий рынок", но активно вмешиваться в процесс капиталовложений с целью эффективного развития экономики. Российский фонд государственной поддержки инвесторов с правовым статусом государственного финансово-кредитного учреждения непосредственно связан с необходимостью практической реализации такого нового фактора в экономической политике Российской Федерации, как Бюджет развития, и должен выполнять две основные функции: инвестора от имени государства и гаранта по финансированию российскими коммерческими банками конкретных инвестиционных проектов.


Депутат

А.Г.Пузановский


Откройте нужный вам документ прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.