Пояснительная записка проекту федерального закона N 97803716-2 "О моратории на исполнение наказания в виде смертной казни"

Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 97803716-2 "О моратории на исполнение наказания в виде смертной казни"


Досье на проект федерального закона

I


Отмена смертной казни является необходимым условием совершенствования отечественного уголовного права и гуманизации российского общества.

Многочисленные исследования и наблюдения (в том числе ведущих правоведов России в конце XIX начале XX в.в.) подтвердили отсутствие зависимости уровня преступности от отмены или введения смертной казни. В деле борьбы с преступностью решающую роль играет не смертная казнь, а раскрываемость преступлений и, как следствие, сознание преступником неотвратимости наказания.

Вопреки некоторым утверждениям, организованная преступность не заинтересована в отмене смертной казни. Напротив, преступные группировки зачастую практикуют вовлечение в свою деятельность посторонних лиц, становящихся второстепенными участниками преступлений, на которых возлагается вся тяжесть ответственности вплоть до применения к ним смертной казни.

При решении вопроса о смертной казни особое значение приобретают судебные ошибки, уровень которых может быть достаточно высок, в том числе по причине недобросовестной или неквалифицированной защиты обвиняемого. Зачастую обвиняемый, не имеющий возможности оплатить работу опытного адвоката на всех стадиях процесса, находится в неравном положении по сравнению с более обеспеченными обвиняемыми. В случае исполнения смертных приговоров судебные ошибки становятся неисправимыми.

Основной задачей наказания за особо тяжкие преступления является изоляция (долговременная или постоянная) преступника от общества в целях общественной безопасности. В этой связи высказываются опасения, что в случае отмены смертной казни опасные преступники получат гипотетическую возможность снова оказаться на свободе. Однако еще большую потенциальную опасность представляют невменяемые маньяки и патологические убийцы, признанные социально опасными психическими больными и при этом подвергаемые не уничтожению, а строгой изоляции. Никто не выступает с требованием казнить психически больных убийц. Подобным образом вменяемые убийцы должны быть надежно изолированы от общества.

Подготовленный законопроект не преследует цели смягчения наказания. Согласно ст.3 проекта, лица, осужденные к смертной казни, содержатся в учреждениях уголовно-исполнительной системы особого режима, то есть на уровнях пожизненного лишения свободы, что является крайне суровым наказанием и не может рассматриваться как проявление снисхождения к преступникам.

Условия содержания в исправительных колониях особого режима и самый факт пожизненного лишения свободы вынуждают многих преступников, осужденных к пожизненной изоляции от общества, просить о применении к себе смертной казни.

Также нет оснований полагать, что применение пожизненного лишения свободы к особо опасным для общества преступникам, совершившим многочисленные тяжкие преступления, обязательно приведет к их условнодосрочному освобождению через 25 лет. Согласно части 5 статьи 79 Уголовного кодекса Российской Федерации, "либо, отбывающее пожизненное лишение свободы, может быть освобождено условно-досрочно, если судом будет признано, что оно не нуждается в дальнейшем отбывании этого наказания и фактически не менее двадцати пяти лет лишения свободы".

Таким образом, возможность условно-досрочного освобождения особо опасного преступника решается исключительно судом с учетом тяжести совершенных преступлений, анализа всех данных о личности преступника (например, преступник предположительно может быть освобожден, если через 25 лет возраст его составит 85 или 90 лет).

Кроме того, авторы законопроекта считают необходимым внесение поправки в Уголовный кодекс Российской Федерации, исключающей возможность условно-досрочного освобождения особо опасных преступников, совершивших зверские убийства при отягчающих обстоятельствах, а также поправки в Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации, предусматривающей для преступников, представляющих повышенную опасность пожизненное содержание под стражей не в колониях особого режима, а в условиях специальных изоляторов в одиночных камерах.

Законопроект "О моратории на исполнение наказания в виде смертной казни" направлен не на облегчение участи особо опасных преступников, а на признание государством человеческой жизни высшей и абсолютной ценностью.


II


Отмена смертной казни предусмотрена Конституцией Российской Федерации и определяется как безусловная задача и обязательство государственной власти. Согласно части 2 статьи 20 Конституции Российской Федерации, смертная казнь допускается как временное установление, "впредь до ее отмены". Иными словами, отмена смертной казни заложена в Конституцию России как поручение законодателю принявшего ее народа Российской Федерации.

Согласно части 4 статьи 15 Конституции Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права являются составной частью ее правовой системы. Отказ от исполнения смертных приговоров является общепризнанным принципом, объединяющим европейские государства (даже при сохранении смертной казни в уголовном законодательстве, как, например, в Великобритании). Таким образом, вступление в Совет Европы обязывает Россию безотлагательно ввести мораторий на исполнение смертной казни.

Признание смертной казни временной мерой наказания и намерения по ее отмене не подтверждены Международным пактом о гражданских и политических правах 1966 года (ст.6), также составляющим приоритетную часть российской правовой системы.

Параграф 24 Итогового документа Венской встречи государств - участников Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе (СБСЕ) отмечает значимость вопроса о смертной казни в связи с дальнейшими шагами по обеспечению прав человека и основных свобод.

Европейское сообщество призывает к отмене смертной казни. Протоколом N 6 от 28 апреля 1983 года к Конвенции Европейского Совета о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 г. смертная казнь была отменена.

4 апреля 1997 года Комиссия ООН по правам человека одобрила резолюцию, обязывающую страны-участницы ввести мораторий на смертную казнь.

В настоящее время 57 стран отменили смертную казнь на все преступления, из них 24 запретили данный вид наказания в своих конституциях. 16 стран отменили смертную казнь в мирное время. 30 государств, сохранивших смертную казнь в своем законодательстве, не применяют ее на практике как минимум на протяжении последних десяти лет. Около 100 стран сохраняют смертную казнь в законодательстве и применяют ее.

Все государства - члены Совета Европы отказались от применения смертной казни. Страны Прибалтики, Болгария и Польша, не отменившие исключительную меру наказания законодательно, в последние годы не исполняют смертных приговоров. На Украине смертная казнь приводится в исполнение. В России - исполнялась до 1996 года включительно, в течение последнего года данный вопрос остается открытым.

В обращении, подписанном Президентом, Председателем Правительства, председателями палат Федерального Собрания России, к Председателю Парламентской ассамблеи Совета Европы и депутатами ПАСЕ от 18 января 1995 года говорится о готовности российского руководства "дать письменное обязательство, что Россия изучит в целях ратификации протокол N 6 (отмена смертной казни) с учетом Рекомендации 1044 (1994 года) ПАСЕ".

По заявлению Комиссии по юридическим вопросам и правам человека ПАСЕ, в 1996 году Советом Европы были получены от официальных представителей Конституционного Суда Российской Федерации подтверждения того, что обязательными для России будут все принятые Советом Европы документы, в том числе протокол N 6. На первоначальном этапе, согласно Заключению ПАСЕ N 193 от 25 января 1996 года по заявке России о вступлении в Совет Европы, предусмотрено установление "со дня вступления" моратория на исполнение смертных приговоров (Заключение, п.10, 11).

На реализацию данных рекомендаций направлены Указ Президента Российской Федерации от 16 мая 1996 года N 724 "О поэтапном сокращении применения смертной казни в связи с вхождением России в Совет Европы", а также Распоряжение Президента Российской Федерации от 27 февраля 1997 года N 55-рп "О подписании Протокола N 6 (относительно отмены смертной казни) от 28 апреля 1993 года к Конвенции о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 года". 5 мая 1997 года постоянный представитель России в Совете Европы подписал от имени РФ протокол N 6.

Несоблюдение обязательства по мораторию, взятого на себя Россией при вступлении в Совет Европы, привело к тому, что в Резолюции ПАСЕ N 1111 (1997) от 29 января 1997 года было указано: "Ассамблея предупреждает российские власти, что она предпримет все необходимые шаги, с тем чтобы обеспечить соблюдение взятых на себя обязательств. В частности, если какие-либо еще смертные приговоры будут приведены в исполнение после принятия настоящей Резолюции, Ассамблея может рассмотреть вопрос о неутверждении полномочий российской парламентской делегации на своей следующей сессии".

Предлагаемый проект федерального закона "О моратории на исполнение наказания в виде смертной казни", направленный на поэтапную отмену смертной казни, исходит из вышеуказанных международных обязательств и требований Конституции России.

Авторы законопроекта сочли целесообразным отказаться от законодательного предложения о внесении соответствующих изменений и дополнений в Уголовный кодекс Российской Федерации, полагая, что отказ от судебного применения смертной казни станет следующим шагом на пути совершенствования российской правовой системы.


Председатель Комитета по делам

общественных объединений

и религиозных организаций

В.Зоркальцев


Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.