Заключение на проект федерального закона N 97803470-2 "О трудовых коллективах" (не действует)

Аппарат Государственной Думы

Правовое управление

21.11.97 N 2.2-15/1846


На N 3.21-849 от 14.11.97


Председателю Комитета Государственной Думы

по делам общественных объединений

и религиозных организаций

Зоркальцеву В.И.


Уважаемый Виктор Ильич!


Направляем заключение по проекту федерального закона "О трудовых коллективах", подготовленному к первому чтению.


Приложение: на 7 листах.


Начальник Управления

В.Б.Исаков


Заключение по проекту федерального закона
"О трудовых коллективах", подготовленному к первому чтению


Концепция законопроекта построена на идее признания трудового коллектива юридическим лицом, а также наделения его, с одной стороны - полномочиями собственника, а с другой - правом контроля собственника организации, работодателя или утверждения их решений по широкому кругу вопросов (изменение организационно-правовой формы организации, ее реорганизации, принятия Устава организации, вхождение организации в союзы, ассоциации, приватизации и др.). Данные положения законопроекта входят в противоречие с Гражданским кодексом Российской Федерации, Кодексом законов о труде Российской Федерации, Федеральным законом "Об акционерных обществах", Федеральным законом "Об общественных объединениях", Федеральным законом "О приватизации государственного имущества и об основах приватизации муниципального имущества в Российской Федерации".

Отношения трудовых коллективов переносятся из сферы регулирования трудовым законодательством в сферу регулирования гражданского законодательства, поэтому статус трудового коллектива, определенный законопроектом, выходит за рамки трудового, гражданского и иного законодательства. Так, например, право общего собрания трудового коллектива (статья 8) принимать решения о приватизации, утверждать и отклонять план приватизации не соответствует Федеральному закону "О приватизации государственного имущества и об основах приватизации муниципального имущества", согласно которому решение о приватизации государственного имущества принимают Правительство Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации или Федеральный орган по управлению государственным имуществом, при этом комиссия по приватизации обязана рассмотреть проект плана приватизации, подготовленный представителями работников государственного или муниципального унитарного предприятия. Применительно к акционерному обществу в проекте в ряде случаев допускается смешение полномочии представительного органа трудового коллектива и общего собрания акционеров (статья 10). Порядок государственной регистрации органов трудовых коллективов, как общественных объединений (статья 5), не соответствует Федеральному закону "Об общественных объединениях".

Законопроект в ряде случаев изложен не законодательным языком, изобилует противоречивостью норм, многочисленными повторами и неодинаковостью терминологии, многим положениям в силу неточной и неясной редакции невозможно дать правовую оценку.

1. Вызывает серьезные сомнения применяемая в законопроекте терминология. Большинство из перечисленных в преамбуле понятий (работодатель, собственник, предприниматель, организация, работник и др.) содержатся в действующих законодательных актах и их другая трактовка вызовет путаницу и затруднит применение закона. К тому же некоторые понятия дублируют друг друга, а некоторые содержат внутреннее противоречие. Так, например, понятия "работодатель", "руководитель организации" и "органы управления организации" синонимы, поскольку все они осуществляют управление организацией и наем работников. К администрации отнесены руководитель организации, а также лица, работающие по контракту, заключаемому с собственником, но назначаемые руководителем организации, то есть в этом понятии содержатся взаимоисключающие положения.

2. Согласно пункту 1 статьи 2 трудовой коллектив является субъектом социально-экономических отношений, включая отношения собственности и эти отношения основаны на праве трудового коллектива свободно распоряжаться своим трудом. Этот пункт содержит много неясностей. Во-первых, неизвестно, какие отношения имеются в виду под "социально-экономическими". Во-вторых, отношения собственности регулируются гражданским законодательством, и они не могут быть основаны на праве трудового коллектива свободно распоряжаться своим трудом. И в третьих, согласно статье 37 Конституции Российской Федерации правом свободно распоряжаться своим трудом принадлежит гражданину (работнику), а не трудовому коллективу.

3. Значительное число норм нельзя отнести к таковым, поскольку не обладают регулирующими свойствами (пункты 4, 5, . 7 статьи 2; пункты 3 и 5 статьи 4; пункт 2 статьи 5; пункт 3 статьи 6; пункт 9 статьи 7 и др.).

4. Пунктом 3 статьи 2 предусматривается, что членами трудового коллектива организации, независимо от ее организационно-правовой формы являются работники, участвующие своим трудом в работе организации на условиях трудового договора, в том числе и собственники. В пункте же 2 этой же статьи записано, что трудовой коллектив - это физические лица, являющиеся социальной общностью, которая всех их объединяет. В этой связи возникает вопрос, какая социальная общность может быть между собственником и наемным работником, в то время когда работник продает свою рабочую силу собственнику, а последний покупает ее и имеет цель получить как можно больше прибыли. С этой точки зрения запись о том, что и работника и собственника объединяет социальная общность - несостоятельна.

5. В пункте 6 статьи 2 записано, что структура трудового коллектива и его органов, порядок их избрания и деятельности, порядок оплаты труда освобожденных членов органа трудового коллектива определяется в Положении о трудовом коллективе. Тем не менее указанные вопросы подробно изложены и в данном законопроекте, причем эти вопросы занимают около 50 процентов объема законопроекта.

6. Неясен смысл пункта 2 статьи 3, где речь идет сначала о том, что настоящим законом регулируется деятельность трудовых коллективов организаций, а затем о каких-то вопросах, связанных с имущественными правами других государств.

7. Из пункта 2 статьи 4 неясно, что имеется в виду под "общими интересами трудовых коллективов по месту работы" и каким образом эти интересы должны соответствовать квалификации, профессии, форме получения дохода, срока трудового договора, степени трудоспособности.

8. Из пункта 4 статьи 4 неясно, о каком праве работника на выбор идет речь.

9. Подпунктом 1 статьи 5 трудовой коллектив наделяется правом государственной регистрации органа общественной самодеятельности по месту работы, как юридического лица, что противоречит Гражданскому кодексу Российской Федерации. Кроме того, в данном пункте речь идет об "органе общественной самодеятельности", в других же нормах законопроекта - "о представительных органах", "органах трудового коллектива", "постоянных органах", "органах трудового коллектива подразделений" (статья 6).

10. Согласно пункту 2 статьи 5 трудовой коллектив участвует в решении вопросов трудовых отношений. Понятие "трудовые отношения" довольно широкое, в него включается практически все трудовое законодательство (прием на работу и увольнение, дисциплинарная и материальная ответственность работников, предоставление отпуска, специальные нормы, регулирующие труд женщин, молодежи и другие вопросы). Поэтому следует уточнить, в решении каких именно вопросов участвует трудовой коллектив и каков механизм этого участия.

11. В пункте 3 статьи 5 записано, что в случае угрозы банкротства организации трудовой коллектив наделяется "правом контроля и совместного принятия решений с собственником" с целью вывода организации из такого состояния. Следует иметь в виду, что право контроля и право принятия совместных решений не одно и тоже, поэтому необходимо редакцию этого пункта уточнить. Кроме того эта норма не имеет механизма реализации, то есть неясно, в каких случаях и какие вопросы трудовой коллектив контролирует, а по каким вопросам принимает совместные решения с собственником.

12. В пункте 7 статьи 5 изложены обязанности трудового коллектива и его органов. Однако из законопроекта не видно, какая же ответственность наступает, если трудовой коллектив не выполнит эти обязанности, тем более, что "восстановление баланса ответственности работников и администрации является одной из концептуальных идей разработки законопроекта".

В этом же пункте записано, что трудовой коллектив обязан осуществлять мероприятия по урегулированию конфликтных ситуаций и коллективных трудовых споров. В данной норме применяются два разных термина - "конфликтные ситуации" и "коллективные трудовые споры". Если коллективные трудовые споры разрешаются в соответствии с Федеральным законом "О порядке разрешения коллективных трудовых споров", то что в таком случае означает "конфликтные ситуации" и неясно также, в каком порядке они разрешаются.

13. В абзаце 4 пункта 7 статьи 5 предусматривается обязанность трудового коллектива представлять интересы отдельных работников и трудового коллектива в целом и создавать для этого соответствующие механизмы. Иными словами трудовой коллектив наделяется правом самостоятельно устанавливать любые способы защиты прав как работников, так и трудового коллектива, что не может быть признано правомерным.

14. Абзацем 6 пункта 7 статьи 5 устанавливается обязанность трудового коллектива обеспечивать материальную ответственность работников в соответствии с доходами и наличием собственности. Следует отметить, что этот вопрос решается в порядке, установленном законодательством, и обеспечивать его решение со стороны трудового коллектива нет необходимости. В случае причинения работником материального ущерба при исполнении трудовых обязанностей взыскание материального ущерба может быть осуществлено по приказу работодателя либо в судебном порядке, согласно законодательству о труде.

15. В пункте 1 статьи 7 перечислены категории работников: профессиональные, квалификационные, управленческие. Таких категорий работников нет.

16. Согласно пункту 10 статьи 7 трудовой коллектив организации самостоятельно разрабатывает и утверждает процедуру избрания органов судового коллектива. В пункте 6 статьи 2 записано иное - порядок избрания органов трудового коллектива определяется Положением о трудовом коллективе.

17. Абзацем 2 пункта 2 статьи 8 предусматривается формирование органа трудового коллектива путем избрания представителей трудовых коллективов подразделений и групп работников. В пункте же 3 статьи 6 закрепляется иной принцип формирования органа трудового коллектива организации - путем представительства членов трудовых коллективов подразделений с учетом численности этих коллективов.

18. Абзацем 4 пункта 2 статьи 8 устанавливается, что общее собрание коллектива избирает своих представителей в Наблюдательный совет, а в абзаце 3 пункта 4 записано, что общее собрание избирает весь Наблюдательный Совет, статус которого законопроектом не определяется.

19. Статьей 20 устанавливается штраф, налагаемый на органы управления организации в размере 5% прибыли или 10% должностного оклада за уклонение от ведения переговоров с органами трудового коллектива. Однако из этой нормы неясно, за уклонение от переговоров по каким вопросам устанавливается такая ответственность органа управления организации. Если это касается уклонения работодателя от участия в примирительных процедурах в ходе разрешения коллективного трудового спора, то ответственность работодателя уже установлена Федеральным законом "О порядке разрешения коллективных трудовых споров". Установлена также ответственность работодателя и за уклонение от участия в переговорах по заключению, изменению коллективного договора.

20. Законопроект следует доработать с учетом требований законодательной техники, в соответствии с которым основным элементом в законодательных актах является статья, которая делится на части, а в случае построения отдельных частей, насчитывающих по несколько нормативно-правовых предписаний, - на пункты и подпункты. При этом при обозначении пунктов применяется их цифровое обозначение (пункты - арабская цифра с точкой, подпункты - арабская цифра с одной скобкой).

20. Законопроект не содержит норму о введении его в действие.

Заключение подготовлено совместно с Отделом правовой экспертизы законопроектов по гражданскому законодательству и природопользованию.


Начальник Отдела правовой экспертизы

законопроектов по социальному законодательству

Е.В.Трушин




Откройте нужный вам документ прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.