• ТЕКСТ ДОКУМЕНТА
  • АННОТАЦИЯ
  • ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ

ФИНАНСОВО - ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ

Финансово - экономическое обоснование


Проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственной поддержке средств массовой информации и книгоиздания Российской Федерации" предусматривает продление на три года (до 31 декабря 2001 года) действия статей 2, 3, 5 Федерального закона "О государственной поддержке средств массовой информации и книгоиздания Российской Федерации" (от 1 декабря 1995 года N 191-ФЗ).

Статья 2 ("Налоговое регулирование") названного Федерального закона (от 1 декабря 1995 года N 191-ФЗ) предусматривает для средств массовой информации и книгоиздания льготы по налогу на добавленную стоимость и по налогу на прибыль предприятий и организаций.

Статья 3 ("Таможенное регулирование") предусматривает льготы по таможенным пошлинам.

Статья 5 ("Иное финансовое и хозяйственное регулирование") предусматривает льготы на услуги почтовой, телеграфной и телефонной связи, а также льготы по оплате аренды помещений в зданиях, являющихся федеральной собственностью.

Проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О внесении изменений и дополнений в отдельные законы Российской Федерации о налогах" предусматривает продление действующих налоговых льгот для средств массовой информации и книгоиздания (льготы по налогу на добавленную стоимость и льготы по налогу на прибыль предприятий и организаций) на три года, до 31 декабря 2001 года.

Проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О внесении дополнения в Закон Российской Федерации "О таможенном тарифе" предусматривает продление действующих таможенных льгот на три года, т.е. до 31 декабря 2001 года.

Все перечисленные льготы направлены на поддержку исключительно социально значимой книжной продукции (связанной с образованием, наукой и культурой) и информационных средств массовой информации. Из под действия льгот выведены книжные и периодические печатные издания рекламного и эротического характера, а также средства массовой информации рекламного и эротического характера.

По данным Государственного комитета Российской Федерации по печати (Госкомпечати РФ), действие налоговых, таможенных и иных (перечисленных выше) льгот в течение всего двух лет (1996-1997 годы) уже привело к экономическому оздоровлению большей части средств массовой информации и книгоиздания.

Отмечается заметная экономия средств, которую предприятия затем направляют на развитие своей материально-технической базы. По кругу предприятий, подведомственных Госкомпечати РФ, указанные средства в 1996 году составили. По издательской деятельности:

- по налогу на прибыль - 8,9 млрд.руб.;

- по налогу на добавленную стоимость - 23,4 млрд.руб.

По полиграфической промышленности:

- по налогу на прибыль - 59,6 млрд.руб.;

- по налогу на добавленную стоимость - 193.1 млрд.руб.

По книжной торговле:

- по налогу на прибыль - 3.3 млрд.руб.;

- по налогу на добавленную стоимость - 10,4 млрд.руб.

Многие государственные и негосударственные издательства сохранили возможность выпускать учебную, детскую и другую социально значимую литературу только благодаря действию вышеперечисленных льгот.

Отмечается замедление темпов падения книжного производства, стабилизация цен на книги. Отмена же налоговых льгот чревата повышением средней розничной цены на 1 экземпляр книжной продукции на 15-25 процентов, ухудшением конъюнктуры книжного рынка и, в конечном итоге, увеличением числа россиян, которым покупка книг просто не по карману.

Функционирование полиграфической промышленности характеризуется острой потребностью в инвестициях на модернизацию производства. Именно по причине технической отсталости и значительного физического износа оборудования (более половины оборудования эксплуатируется за пределами амортизационного срока) не удовлетворяется спрос на выпуск многообъемных и многотиражных цветных газет, многокрасочной журнальной продукции с повышенными требованиями к качеству. По этой причине, а также из-за недостатков в таможенной политике, не обеспечивающей равные условия конкуренции с зарубежными поставщиками полиграфических услуг, около 5% книжной продукции в листах-оттисках, 56% журнальной и 19% газетной продукции печатается на зарубежной полиграфбазе.

Телевизионное оборудование, особенно в ряде региональных телерадиокомпаний, также характеризуется высокой степенью физического и морального износа, низкой эффективностью.

Предоставленные налоговые и таможенные льготы создают предпосылки для накопления средств, необходимых для проведения технического перевооружения. Однако действие перечисленных льгот в течение всего лишь двух лет (1996-1997 годы) не позволило пока сформировать достаточные фонды. В настоящее время активно осуществляется обновление относительно недорого оборудования (как правило на стадии допечатных процессов).

По данным Правительства Российской Федерации (материалы представлены в пакете с проектом федерального закона "О федеральном бюджете на 1998 год") таможенные льготы оцениваются в размере 4,0 млн.долл.США.

Важное значение имеют льготы, предусмотренные статьей 5 Федерального закона "О государственной поддержке средств массовой информации и книгоиздания России", на услуги почтовой, телеграфной, телефонной связи и др. По данным Союза журналистов Москвы, итоги подписной кампании на периодические издания на втрое полугодие 1997 года подтвердили тенденцию сокращения подписных тиражей как в целом по периодике, так и в особенности по центральным газетам. При сохранении существующих темпов сокращения подписки на центральные издания, в 2003 году она может вообще не состояться.

Главной причиной, вынуждающей граждан отказывать себе в возможности подписаться на газету, купить книгу, является высокая цена на периодические и книжные издания, причем до 75% подписной цены составляет плата за почтовые услуги, услуги по доставке. Однако предоставление указанных льгот приводит к недополучению предприятиями связи доходов, которые должны возмещаться за счет средств федерального бюджета. По данным Правительства Российской Федерации (материалы представлены в пакете с проектом федерального закона "О федеральном бюджете на 1998 год") льготы на услуги почтовой, телеграфной, телефонной связи оцениваются в размере 213,3 млн.руб.


Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.