Пояснительная записка к проекту федерального закона N 97803005-2 "Об основах обязательного социального страхования" (не действует)

Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 97803005-2 "Об основах обязательного социального страхования"


 1. Концепция проекта федерального закона
 2. Цель и задачи принятия законопроекта
 3. Общая характеристика и основные положения законопроекта
 4. Состояние законодательства в сфере  обязательного социального
    страхования
 5. Финансово-экономическое обоснование и социально-экономические
    последствия

1. Концепция проекта федерального закона


Принятие закона об обязательном социальном страховании является одним из важнейших шагов на пути формирования в нашей стране социального государства, провозглашенного Статьей 7 Конституции РФ. Такой закон призван ликвидировать "белые пятна" в законодательстве и создать эффективную правовую основу для страхования социальных и профессиональных рисков и тем самым обеспечить функционирование действенной системы социальных гарантий.

Сложившаяся к настоящему времени система социальной защиты населению имеет множество противоречий и нерешенных проблем. В частности, (1) отсутствует реальное разделение системы страхования социальных рисков и системы социального вспомоществования (обеспечения); (2) механизм социальных гарантий целиком и полностью определяется политикой государственных структур и не функционирует в самостоятельном режиме; (3) гипертрофирована роль государства в управлении и контроле за обязательным социальным страхованием; (4) фонды социального страхования выполняют ряд несвойственных им функций по выплате пособий социального обеспечения; (5) отсутствует взаимосвязь между страховыми взносами и страховыми выплатами; (6) не разработан механизм оценки социальных, профессиональных территориальных рисков; (7) не проработаны вопросы капитализации страховых взносов.

Все эти проблемы нашли разрешение при разработке концепции проекта закона об обязательном социальном страховании.

Основными положениями концепции проекта федерального закона "Об обязательном социальном страховании" являются:

- гарантированность прав граждан по защите от социальных (профессиональных) рисков;

- государственное регулирование системы обязательного социального страхования;

- паритетность участия представителей всех субъектов обязательного социального страхования в процессе управления;

- обособленность финансовой системы обязательного социального страхования;

- солидарность всех субъектов социального страхования в виде коллективной ответственности за каждого застрахованного.

Законопроект подготовлен с участием представителей заинтересованных органов исполнительной власти, а также предложений и замечаний, поступивших в комитет.


2. Цель и задачи принятия законопроекта


Законопроект имеет рамочный характер и закладывает правовые основы и общие принципы функционирования всей системы обязательного социального страхования, состоящей из таких элементов, как страхование на случай наступления пенсионного возраста, медицинское страхование, страхование от несчастных случаев на производстве, страхование на случай безработицы, страхование на случай временной потери трудоспособности.

Цель законопроекта - создание автономной системы социального страхования, отделенной от системы социального обеспечения и имеющей собственную финансовую базу.

Законопроектом решены следующие задачи:

- определен круг субъектов обязательного социального страхования;

- установлены функции государства по регулированию обязательного социального страхования;

- определены принципы управления обязательным социальным страхованием;

- установлена связь между величиной взносов и выплат по обязательному социальному страхованию;

- определена финансовая система обязательного социального страхования.


3. Общая характеристика и основные положения законопроекта


Проект закона "Об обязательном социальном страховании" устанавливает систему правовых, экономических и организационных мер по страховой защите имущественных интересов наемных работников, связанных с жизнью, здоровьем, трудоспособностью и пенсионным обеспечением. Законопроект допускает социальное страхование членов семей наемных работников. Этот вопрос должен решаться в законах о конкретных видах обязательного социального страхования, принимаемых в соответствии с проектом настоящего закона.

Вносимый проект допускает социальное страхование на основе устанавливаемых им принципов предпринимателей без образования юридического лица, лиц, занимающихся индивидуальной трудовой деятельностью, и лиц, заключающих договора гражданско-правового характера.

Основные положения законопроекта опираются на нормы, закрепленные в конвенциях Международной организации труда (МОТ). В частности, на основе конвенции МОТ определены перечисленные в Статье 9 законопроекта виды обязательного социального страхования.

По настоящему проекту субъектами обязательного социального страхования признаются федеральные и региональные органы государственной власти, застрахованные лица, страхователи, страховщики.

Средства, вносимые страхователями в качестве страховых взносов, признаются находящимися в оперативном управлении страховщиков, которые обязаны производить выплаты страхового обеспечения при наступлении страховых случаев. По мнению разработчиков средства обязательного социального страхования не могут быть признаны федеральной собственностью, поскольку они формируются за счет определенного круга страхователей, и значительное число членов общества не участвует в их создании.

В законопроекте разделены полномочия федеральных и региональных органов государственной власти в сфере обязательного социального страхования, определены вопросы, относимые к ведению федеральных властей.

Устанавливается автономность бюджетов обязательного социального страхования, которые не входят в бюджеты органов государственной власти и местного самоуправления.

Взаимосвязь между страховыми взносами и выплатами страхового обеспечения согласно законопроекту обеспечивается, во-первых, тем, что страховые взносы за страхователей-работников с совокупным ежемесячным заработком ниже официального прожиточного минимума вносятся работодателем; во-вторых, тем, что страховые взносы не начисляются с суммы оплаты труда, превышающей размер совокупного годового дохода, облагаемого по минимальной ставке подоходного налога.


4. Состояние законодательства в сфере обязательного социального
страхования


Законопроект направлен на создание системности в правовом регулировании обязательного социального страхования.

Положения законопроекта должны быть основополагающими при принятии законов о конкретных видах обязательного социального страхования. Благодаря этому будет построена система обязательного социального страхования, функционирующая на единых принципах и обеспечивающая страховую защиту наемных работников от социальных и профессиональных рисков, т.е. таких рисков наступление которых может определяться путем вероятностных расчетов.

Принятие Федерального закона "Об обязательном социальном страховании" потребует внесения изменений и дополнений в следующие законы:

- Гражданский кодекс РФ;

- Кодекс законов о труде РФ;

- Закон об обязательном медицинском страховании;

- Закон о занятости населения;

- Закон РФ "О государственных пенсиях".

Для реализации некоторых положений настоящего законопроекта потребуется разработка и принятие:

- Закона о порядке установления тарифов на обязательное социальное страхование;

- Закона о социальном страховании на случай временной нетрудоспособности.


5. Финансово-экономическое обоснование и социально-экономические
последствия


Принятие законопроекта упорядочит сбор страховых взносов, обеспечит заинтересованность застрахованных в своевременном и правильном внесении страховых взносов и, тем самым, приведет к увеличению поступлений в фонды обязательного социального страхования. Для лиц наемного труда условия обязательного социального страхования превратятся в важнейшие положения трудового договора (контракта).

С принятием законопроекта обязательное социальное страхование превратится в основную форму социальной защиты наемных работников.


Текст документа на сайте мог устареть

Вы можете заказать актуальную редакцию полного документа и получить его прямо сейчас.

Или получите полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня


Получить доступ к системе ГАРАНТ

(1 документ в сутки бесплатно)

(До 55 млн документов бесплатно на 3 дня)


Чтобы приобрести систему ГАРАНТ, оставьте заявку и мы подберем для Вас индивидуальное решение

Если вы являетесь пользователем системы ГАРАНТ, то Вы можете открыть этот документ прямо сейчас, или запросить его через Горячую линию в системе.