Пояснительная записка к проекту федерального закона N 97803720-2 "О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР "О языках народов РСФСР" (не действует)

Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 97803720-2 "О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР "О языках народов РСФСР"


Данный Федеральный закон был принят Государственной Думой 2 апреля 1997 года, одобрен Советом Федерации 16 апреля 1997 года и направлен Президенту Российской Федерации. Однако Президент Российской Федерации возвратил закон в связи с несоблюдением положений части 3 статьи 104 Конституции Российской Федерации при внесении проекта федерального закона в Государственную Думу, т.е. в связи с отсутствием заключения Правительства Российской Федерации на законопроект по вопросу расходов, покрываемых за счет федерального бюджета.

В связи с этим закон был направлен в Правительство Российской Федерации для дачи соответствующего заключения.

По заключению Правительства Российской Федерации данный Федеральный закон в 1997 году не требует дополнительных расходов, покрываемых за счет федерального бюджета. Согласно пункту 9 статьи 1 принятого Государственной Думой Федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР "О языках народов РСФСР" средства на финансирование федеральных программ сохранения, изучения и развития языков народов Российской Федерации должны предусматриваться федеральными законами о федеральном бюджете.

В последующие годы, в случае принятия и обнародования закона, финансовые средства на расходы по его реализации будут определяться по каждой конкретной программе при подготовке проектов федеральных бюджетов. В настоящее время размеры этих затрат определить не представляется возможным.

В Российской Федерации языковая политика является одной из наиболее важных проблем межнациональных отношений, которая призвана обеспечивать оптимальное функционирование языков во всех сферах жизни общества. Реализация языковой политики осуществляется посредством принятия законов и законодательных актов в языковой сфере, совершенствования действующего законодательства о языках.

Необходимость внесения изменений и дополнений в принятый 25 октября 1991 года Верховным Советом РСФСР Закон РСФСР "О языках народов РСФСР" продиктована в первую очередь тем, что действующий Закон РСФСР "О языках народов РСФСР" должен быть приведен в соответствие с новой Конституцией Российской Федерации, принятой 12 декабря 1993 года.

Так, часть первая статьи 1 Закона, регулируя вопрос о системе нормативных актов, регламентирующих использование языков народов Российской Федерации на ее территории, определяет, что "законодательство РСФСР о языках народов РСФСР состоит из настоящего Закона и издаваемых в соответствии с ним иных законодательных актов РСФСР и республик в составе РСФСР". Таким образом, иные субъекты Российской Федерации (края, области, города федерального значения, автономная область и автономные округа), по сути, лишены права принятия законодательных и иных актов, которые содержали бы нормы, регламентирующие языковые вопросы.

Данная норма противоречит части четвертой статьи 5 Конституции Российской Федерации, устанавливающей, что во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти все субъекты Российской Федерации между собой равноправны. Тем самым, в Законе "О языках народов РСФСР" не может закрепляться особое положение республик как субъектов Российской Федерации, за исключением их права устанавливать свои государственные языки.

Данная норма также противоречит части третьей статьи 68 Конституции Российской Федерации, устанавливающей, что Российская Федерация гарантирует всем ее народам право на сохранение родного языка, создание условий для его изучения и развития. В соответствии с частью первой статьи 5 Конституции РФ Российская Федерация, помимо республик, состоит из краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов - равноправных субъектов Российской Федерации. Из этого следует, что функция гаранта сохранения родных языков народов России должна быть присуща всем субъектам Российской Федерации, а не только республикам.

Наконец, данная норма противоречит и пункту "е" части первой статьи 72 Конституции Российской Федерации, устанавливающему, что общие вопросы культуры находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Согласно же статьи 3 Основ законодательства Российской Федерации о культуре языки, диалекты и говоры отнесены к понятию культурных ценностей. Таким образом, все субъекты Российской Федерации в соответствии с частью 2 статьи 75 Конституции Российской Федерации вправе принимать по данному вопросу законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.

Неравенство субъектов Российской Федерации в регулировании вопросов языковой политики закреплено и в других статьях действующего Закона РСФСР "О языках народов РСФСР".

Существующее положение лишает края, области, автономную область и автономные округа возможности нормативного обеспечения проведения необходимых организационных мероприятий, гарантирующих функционирование русского языка как государственного на всей территории Российской Федерации. При этом в ряде регионов Российской Федерации широкое использование элементов иностранных языков и иноязычной графики в официальных наименованиях объектов, учреждений и организаций, рекламе и оформлении общественных мест приобрели выраженный негативный характер.

Представленный законопроект направлен, прежде всего, на установление равных прав всех субъектов Российской Федерации по принятию законов и иных нормативных правовых актов, регулирующих языковые вопросы. Он опирается на конституционное регулирование применения языков, положения статьи 8 Федерального закона "О национально-культурной автономии", устанавливающей: "Право граждан Российской Федерации на сохранение, развитие национального (родного) языка, свободу выбора и использования языка общения, воспитания и обучения устанавливается Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами) и законами субъектов Российской Федерации, настоящим Федеральным законом". Данное право закрепляется также в статьях 9, 10, 12, 14 этого Федерального закона. При этом с учетом положений части второй статьи 68 Конституции Российской Федерации сохраняется исключительное право республик устанавливать свои государственные языки.

Также в соответствии с Конституцией Российской Федерации заменены устаревшие понятия, наименования не существующих в настоящее время органов государственной власти (например, "Верховный Совет РСФСР", "Верховный Совет республики в составе РСФСР", "Съезд народных депутатов РСФСР" и т.д.).


Председатель Комитета

В.Ю.Зорин


Справка
о состоянии законодательства в сфере правового регулирования
вопросов, касающихся языков народов Российской Федерации


Правовое регулирование вопросов, касающихся языков народов Российской Федерации в настоящее время осуществляется следующими нормативными актами:

Конституцией Российской Федерации, принятой 12 декабря 1993 года.

Законом РСФСР "О порядке введения в действие Закона РСФСР "О языках народов РСФСР".

Декларацией о языках народов России от 25 октября 1991 года.

Законом Российской Федерации "Об образовании" (в редакции 13 января 1996 года).

Законом Российской Федерации "Основы законодательства Российской Федерации о культуре".

Федеральным законом "О национально-культурной автономии".

Федеральным конституционным законом "О референдуме Российской Федерации".

Федеральным конституционным законом "О судебной системе Российской Федерации".

Федеральным законом "О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания Российской Федерации".

Федеральным законом "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации".

Федеральным законом "О выборах Президента Российской Федерации".

Федеральным законом "Об основных гарантиях избирательных прав граждан Российской Федерации".

Федеральным законом "Об актах гражданского состояния".

Федеральным законом "О наименованиях географических объектов".

Указом Президента Российской Федерации от 7 декабря 1995 года "О Совете по русскому языку при Президенте Российской Федерации".

Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 июля 1996 года "Об утверждении федеральной целевой программы "Русский язык".


Пояснение
к разработке законов и других нормативных документов,
финансово-экономическому обоснованию и другим справочным
материалам в связи с принятием Федерального закона
"О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР
"О языках народов РСФСР"


1. Принятие Федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР "О языках народов РСФСР" не потребует внесения изменений и дополнений в действующее законодательство. В то же время для реализации данного закона могут быть приняты соответствующие федеральные программы и программы субъектов Российской Федерации.

2. Финансовые средства на расходы по реализации законопроекта могут быть определены при рассмотрении соответствующих программ или конкретных мероприятий на перспективу или на год, разработанных уполномоченными на то государственными органами и представленных в Правительство Российской Федерации в установленном порядке, а соответствующие ассигнования могут быть предусмотрены лишь в проекте федерального бюджета на очередной финансовый год, после принятия и опубликования данного закона.


Председатель Комитета Государственной

Думы по делам национальностей

В.Зорин


Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.