Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 97087545-2 "Об участках недр, право пользования которыми может быть предоставлено на условиях раздела продукции"
Досье на проект федерального закона
См. приложение к пояснительной записке
1. Обоснование необходимости принятия законопроекта
Настоящий проект федерального закона представляет список участков недр, в том числе месторождений полезных ископаемых (объектов), право пользования которыми может быть предоставлено на условиях раздела продукции в соответствии со статей 2 (пункт 3) Федерального закона "О соглашениях о разделе продукции". В данный проект включены следующие объекты: Лугинецкое нефтегазоконденсатное месторождение (Томская область); Харампурское нефтяное месторождение (Ямало-Ненецкий автономный округ); Салымская группа нефтяных месторождений (Ханты-Мансийский автономный округ); Усинское нефтяное месторождение (Республика Коми); Удмуртский конкурсный участок, в который входят 12 нефтяных месторождений.
Комиссия Государственной Думы по рассмотрению правовых вопросов недропользования на условиях раздела продукции рассмотрела с участием МПР России и Минтопэнерго России технико-экономические обоснования целесообразности разработки указанных объектов на условиях раздела продукции и рекомендовала включить их в проект федерального закона "Об участках недр, право пользования которыми может быть предоставлено на условиях раздела продукции".
Освоение данных объектов на условиях соглашений о разделе продукции позволит решить острые социальные проблемы: сохранение рабочих мест, жизнеобеспечение крупных населенных пунктов, расположенных в районах месторождений, проведение конверсии на предприятиях оборонной промышленности.
По всем 5 объектам, включенным в проект закона, имеются положительные решения органов законодательной власти субъектов Российской Федерации, на территории которых расположены указанные месторождения, необходимые технико-экономические обоснования и расчеты. Основные данные по объектам прилагаются.
2. Справка
о состоянии законодательства в сфере предоставления права на пользование недрами
Реализация федерального закона "Об участках недр, право пользования которыми может быть предоставлено на условиях раздела продукции" должна производиться в соответствии с Законом Российской Федерации "О недрах", Федеральными законами "О континентальном шельфе", "О соглашениях о разделе продукции".
3. Предложение
о разработке нормативных правовых актов, принятие которых необходимо для реализации закона
Реализация вносимого федерального закона не потребует разработки и принятия нормативных правовых актов.
4. Перечень
законов и иных нормативных актов, отмены, изменения, дополнения или принятие которых потребует принятие законопроекта
Принятие вносимого проекта федерального закона не потребует отмены, изменения, дополнения или принятия дополнительных законов и иных нормативных актов.
5. Финансово-экономическое обоснование
Реализация федерального закона "Об участка недр, право пользования которыми может быть предоставлено на условиях раздела продукции" не потребует дополнительных и иных затрат из федерального бюджета Российской Федерации.
Приложение
к пояснительной записке
Лугинецкое нефтегазоконденсатное месторождение в Томской области
1. Общие сведения
Месторождение расположено в Томской области, в 400 км к северо-западу от г.Томска.
Шоссейная и железная дороги в районе месторождения отсутствуют.
Аэропорт и пристань на р.Чузик расположены в ближайшем населенном пункте (80 км к юго-востоку от месторождения) - г.Кедровый.
2. Недропользователь
ОАО "Томскнефть" - лицензия N ТОМ 00015-НЭ от 26.03.94. Лицензия выдана.
3. Краткая геологическая характеристика
Месторождение открыто в 1966 г., эксплуатируется с 1982 г. Остаточные извлекаемые запасы нефти составляют: 26,3 млн.т (категории АВС1) и 0,8 млн.т (категория С2). Добыча нефти с начала эксплуатации составила 8,8 млн.т. Выработка запасов свободного газа не предусматривалась. Запасы углеводородов сконцентрированы в сложнопостроенных пластах, залегающих на глубинах около 2250-2400 м.
4. Основные категории целесообразности включения месторождений в перечень
Эксплуатация месторождения внесла существенные коррективы в представления о его геологическом строении. Практическая реализация принятого варианта разработки месторождения, обеспечивающего достижение утвержденного Государственной комиссией по запасам коэффициента извлечения нефти и полную утилизацию добываемого газа (в настоящее время растворенный в нефти газ утилизируется на факеле), обусловливает бурение дополнительных скважин, построение и ввод в эксплуатацию газокомпрессорной станции и газопровода. В условиях действующей налоговой системы это требует значительных инвестиций и связано с огромными техническими и технологическими трудностями.
5. Основные технико-экономические показатели (для периода 1996-2015 г.г.)
Объем добычи нефти без СРП - 18,8 млн.т
Объем добычи нефти при СРП - 21,7 млн.т
Необходимые капитальные затраты - 778,5 млн.долларов США.
Поступления налогов и платежей в бюджетную систему без СРП - 877,6 млн.долларов США.
Поступления налогов и платежей в бюджетную систему при СРП - 1345,4 млн.долларов США.
6. Оценка социальных последствий реализации проекта
НГДУ "Лугинецкнефть", осуществляющее разработку месторождения, является градообразующим предприятием для г.Кедрового, где сосредоточена производственная инфраструктура нефтедобывающей промышленности юга Томской области. Комплексное освоение месторождения позволит обеспечить его вывод на проектные уровни добычи нефти и газа, для чего будет создано около 1000 дополнительных рабочих мест. Формирование устойчивого потока поступлений в федеральный и местные бюджеты будет способствовать социальному развитию региона.
Харампурское нефтегазовое месторождение в Тюменской области
1. Общие сведения
Месторождение расположено в Ямало-Ненецком автономном округе, в Пуровском районе Тюменской области, в 180 км к юго-востоку от г.Губкинский.
2. Недропользователь
ОАО "Роснефть-Пурнефтегаз"-лицензия N СЛХ00013-НЭ от 07.06.93.
3. Краткая геологическая характеристика
Месторождение открыто в 1979 г., эксплуатируется с 1986 г. С начала эксплуатации добыто 4,3 млн.т нефти. Остаточные извлекаемые запасы составляют: нефть - 118,5 млн.т (категории АВС1) и 37,4 млн.т (категория С2): газ - 387,5 млрд.куб.м (категории АВС1) и 351,3 млрд.куб.м (категория С2). Месторождение сложнопостроенное, многопластовое. Основные запасы углеводородов приурочены к отложениям, залегающим на глубинах 1167-2985 м.
4. Основные критерии целесообразности включения месторождения в перечень
Разработка месторождения осуществлялась в суровых климатических условиях. Значительная удаленность от основных транспортных коммуникаций, низкий уровень промышленной и социальной инфраструктуры, вечномерзлые грунты, экология с повышенной чувствительностью к техногенному воздействию предъявляет повышенные требования к качеству промыслового обустройства и эксплуатации месторождения. Сложной проблемой является использование попутного газа (только 33% добываемого газа используется). Внедрение современных технологий добычи углеводородов, а также утилизация попутного газа требует больших финансовых затрат.
5. Основные технико-экономические показатели (для периода 1996-2015 г.г.)
Объем добычи нефти без СРП - 10,5 млн.т
Объем добычи нефти при СРП - 37,68 млн.т
Необходимые капитальные затраты - 3197,3 млн.долларов США.
Поступления налогов и платежей в бюджетную систему без СРП - 717 млн.долларов США.
Поступления налогов и платежей в бюджетную систему при СРП - 754 млн.долларов США.
6. Оценка социальных последствий реализации проекта
ОАО "Роснефть-Пурнефтегаз" является одним из основных источников пополнения местного бюджета Пуровского района, а также финансирования федеральной целевой программы "Экономическое и социальное развитие коренного, малочисленного населения Севера до 2000 г.". Поддержание стабильных и высоких уровней добычи нефти обеспечит на длительный период рабочими местами буровиков, строителей, нефтяников и работников сложных отраслей.
Салымская группа нефтяных месторождений в Тюменской области
1. Общие сведения
Салымская группа месторождений (Ваделыпское, Верхнесалымское и Западно-Салымское) расположена на территории Нефтюганского района Ханты-Мансийского автономного округа Тюменской области, в 110 км на юг от р.Обь и 70 км на восток от р.Иртыш. Через пос.Салым проходит железная и автомобильная дороги, рядом с которыми пролегают трассы магистральных трубо- и газопроводов.
2. Недропользователь
ОАО "Нефтяная компания "Эвихон" - лицензии;
N ХМН00003-НЭ от 08.09.93 г.;
N ХМН00002-НЭ от 08.09.93 г.;
N ХМН00001-НЭ от 08.09.93 г..
3. Краткая геологическая характеристика.
Месторождения Салымской группы открыты в 1966-1987 г.г., не разрабатываются. Суммарные извлекаемые запасы нефти составляют: 120,5 млн.т. (категории АВС1), 67,2 млн.т (категория С2). Залежи сконцентрированы в пластах, залегающих на глубинах 2100-2200 м.
4. Основные критерии целесообразности включения месторождений в перечень
Эксплуатация месторождений Салымской группы чрезвычайно сложная, и обоснование целесообразности их полной или частичной разработки потребует выполнения обширных исследований, дальнейшей доразведки и применения новейших современных технологий. Реализация программы освоения месторождений предполагается в период 2001-2005 г.г. и потребует больших капиталовложений. Выполненный анализ технико-экономических показателей разработки группы месторождений показал, что при действующем налоговом режиме реализация проекта является экономически убыточной.
5. Основные технико-экономические показатели (для периода 1996-2015 г.г.)
Объем добычи нефти без СРП - 0,02 млн.т
Объем добычи нефти при СРП - 64,9 млн.т
Необходимые капитальные затраты - 1501 млн.долларов США.
Поступления налогов и платежей в бюджетную систему без СРП - 0,58 млн.долларов США.
Поступления налогов и платежей в бюджетную систему при СРП - 1240 млн.долларов США.
6. Оценка социальных последствий реализации проекта
В соответствии с конкурсными условиями компаний будет выплачено в бюджет Ханты-Мансийского автономного округа 20 млн.долларов США для решения социально-экономических проблем. Выплаты будут осуществляться, начиная с первого года вступления в силу соглашения о разделе продукции.
При обустройстве месторождения предлагается развитие инфраструктуры в районе: участие в реконструкции автодорог, спортивных сооружений, строительстве объектов социальной направленности. В рамках оказания поддержки коренному населению упор будет делаться на предоставление занятости в областях деятельности, которые не противоречат их образу жизни, а также на обучение и подготовку по направлениям, где необходимы дополнительные навыки и квалификация. Возрастет занятость населения на предприятиях сферы обслуживания: аэропорт, пассажирский и грузовой автотранспорт, автосервис, система общественного питания и т.п.
Усинское нефтяное месторождение
1. Общие сведения
Месторождение расположено в северо-восточной части Печорского района Республики Коми, в 115 км к северу от г.Печоры, являющегося ж.д. станцией и портом на р.Печора и в 2 км к северо-западу от г.Усинска. По территории месторождения продолжен магистральный нефтепровод, налажены газоснабжение и энергоснабжение.
2. Недропользователь
ЗАО "Нобель Ойл" - лицензия N СЫК 00043-НЭ от 01.06.94
АО НК " Комитек" - N СЫК 00144 НЭ
АОЗТ "Инвестнафта" - лицензия N СЫК 00090 НЭ от 28.06.93.
3. Краткая геологическая характеристика
Месторождение открыто в 1963 г., эксплуатируется с 1977 г. Добыто с начала разработки 29,6 млн.т нефти. Извлекаемые запасы нефти составляют: 78,4 млн.т (категории АВС1) и 0,9 млн.т (категории С2). Основные запасы приурочены к отложениям, залегающим на глубинах 1100-1400 м.
4. Основные категории целесообразности включения месторождения в перечень
Основная проблема, связанная с освоением залежи: крайняя степень неоднородности коллекторских свойств; аномальные свойства нефти: неэффективность применения традиционных технологий добычи нефти, в основном, из-за ее высокой вязкости. Эффективная разработка таких залежей возможна только с применением тепловых методов добычи нефти. Из-за отсутствия финансовых ресурсов и новейших технологий при разработке залежи на месторождении сложилась критическая ситуация, при которой резко снизилась добыча нефти и наблюдается тенденция увеличения обводненности продуктивных пластов.
Резкое снижение уровня добычи крайне отрицательно сказалось на г.Усинске. Происходит сильный отток высококвалифицированных кадров, растет уровень безработицы и социальной напряженности среди населения.
Учитывая огромные размеры залежи, сложившуюся экономическую ситуацию и состояние разработки залежи, решить эту задачу невозможно без привлечения инвестиций, современных технологий и технических средств.
5. Основные технико-экономические показатели (для периода 1996-2015 г.г.)
Объем добычи нефти без СРП - 0
Объем добычи нефти при СРП - 17,7 млн.т
Необходимые капитальные затраты - 529,6 млн.долларов США.
Поступления налогов и платежей в бюджетную систему без СРП - 0 млн.долларов США.
Поступления налогов и платежей в бюджетную систему при СРП - 446 млн.долларов США.
6. Оценка социальных последствий реализации проекта
На базе Усинского нефтяного месторождения был создан нефтедобывающий район с центром в г.Усинске, который спроектирован и построен для целей разработки этого месторождения. Инфраструктура города развита на 98%, но не загружена.
Осуществление проекта разработки месторождения в рамках Соглашения о разделе продукции позволит повысить эффективность использования недр за счет полного извлечения забалансовых запасов нефти; освоить новые экологически безопасные технологии и технические средства; увеличить заказы для российских поставщиков; будет создано около 200 дополнительных рабочих мест.
Удмуртский Проект
1. Общие сведения
Удмуртский проект включает 12 нефтяных месторождений (Багинское, Восточно-Постольское), Забегаловское, Коробовское, Областновское, Смольниковское, Сосновское, Тимеевское, Тукмачевское, Черновское, Чубойское, Юськинское), расположенных на всей территории Республики Удмуртия и объединенных в единый проект с целью решения социально-экономических задач республики. Все месторождения находятся в 15-145 км от г.Ижевска, расстояния до трубопроводов - 0,5-30 км, расстояния до ж.д. - 0,5-30 км.
2. Недропользователь
Конкурс проводился с 16.05.96 по 30.09.96 г. Победителем конкурса признана американская компания "Сэмсон Интернешнл Лтд".
3. Краткая геологическая характеристика
Месторождения, входящие в Удмуртский проект, открыты в 1970-1991 г.г., эксплуатируется только Черновское месторождение с 1990 г. Суммарные извлекаемые запасы нефти составляют: 50,1 млн.т (категории АВС1) и 15,1 млн.т (категория С2). Залежи сконцентрированы в пластах, залегающих на глубинах 870-2115 м.
4. Основные критерии целесообразности включения месторождения в перечень
Эксплуатация месторождений Удмуртского проекта чрезвычайно сложная. Доля трудно извлекаемых запасов, разработка которых требует применения новейших современных технологий добычи из-за повышенной вязкости нефти, составляет 60% от общей величины. Отсутствие в стране эффективных методов физико-химического воздействия на такие залежи делает практически невозможной эксплуатацию месторождений. Эффективное освоение месторождений в условиях действующей налоговой системы потребует крупных инвестиций и применения новейших технологий и технических средств.
5. Основные технико-экономические показатели (для периода 1996-2015 г.г.)
Объем добычи нефти без СРП - 10,7 млн.т
Объем добычи нефти при СРП - 34,0 млн.т
Необходимые капитальные затраты - 1085 млн.долларов США.
Поступления налогов и платежей в бюджетную систему без СРП - 495 млн.долларов США.
Поступления налогов и платежей в бюджетную систему при СРП - 1031 млн.долларов США.
6. Оценка социальных последствий реализации проекта
В соответствии с конкурсными условиями компанией "Сэмсон Интернейшнл Лтд." Будет открыта кредитная линия в объеме 250 млн.долларов США для финансирования программы модернизации производства АО "Ижмаш" под залог государственной доли углеводородной продукции. За счет ввода в разработку новых мощностей стабилизируется добыча нефти. Регулярные поступления финансовых средств в федеральный и местный бюджеты будут способствовать развитию промышленной, транспортной, энергетической и строительной инфраструктур, привлечению к производству работ российских подрядчиков, более широкому использованию средств, оборудования и материалов российского производства, и, как следствие, приведет к увеличению занятости населения республики.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.