Пояснительная записка по законопроекту N 96700611-2 "О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР "Об иностранных инвестициях в РСФСР" (второе чтение) (не действует)

Пояснительная записка
по законопроекту N 96700611-2 "О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР "Об иностранных инвестициях в РСФСР"
(второе чтение)


При подготовке законопроекта были учтены многочисленные поправки субъектов законодательной инициативы, в частности подавляющая часть замечаний и предложений Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации. Учтены замечания юридического характера Правового управления Государственной Думы. Большинство из поправок субъектов законодательной инициативы включены в переработанный законопроект (естественно, речь идет о смысле, а не буквальной редакции, т.к. каждая из 143 учтенных поправок имеет индивидуальную редакцию, отличную от других, хотя бы речь шла об одном и том же вопросе). Были учтены рекомендации Парламентских слушаний, проведенных в мае 1997 г. по проблеме привлечения иностранных инвесторов, а также замечания союзов и ассоциаций иностранных предпринимателей в России. Были проведены консультации с экспертами Всемирного банка и Организации по экономическому сотрудничеству и развитию, в рамках которой разрабатывается многосторонняя конвенция по иностранным инвестициям. Уточнены отдельные положения законопроекта на рабочих встречах со специалистами Минэкономики России во главе с заместителем Министра Коссовым В.В., который представляет Правительство России по законопроекту об инвестициях.

Законопроект по структуре состоит из пяти статей. При этом по принятой законодательной технике первая статья фактически содержит изложение новой редакции всего закона об иностранных инвестициях.

Собственно законопроект об иностранных инвестициях в Российской Федерации состоит из преамбулы и шести глав.

Преамбула отражает цель закона - определить правовые и экономические основы осуществления иностранных инвестиций и стимулировать прежде всего их привлечение в отрасли обрабатывающей промышленности, в которых испытывается наибольшая недостаточность капиталовложений, хотя от этих отраслей зависит будущее экономическое развитие России.

В первой главе определяются отношения, регулируемые законом, и правовой режим иностранных инвестиций, даются общепринятые в международной практике понятия иностранных инвесторов и иностранных инвестиций. Приведена рекомендованная Минэкономики России формулировка о прямой иностранной инвестиции. Отражено принципиальное отношение к иностранным инвесторам в форме предоставления им национального режима, т.е. режима не менее благоприятного, чем тот, которым пользуются отечественные инвесторы. Исключения из национального режима могут быть предусмотрены федеральными законами в целях обеспечения обороноспособности и государственной безопасности России. Коммерческие организации с иностранными инвестициями создаются в организационно-правовой форме, предусмотренной законодательством Российской Федерации. В связи с этим делается отсылка к будущему федеральному закону о государственной регистрации юридических лиц, введение в действие которого необходимо ускорить. До введения его в действие в законопроекте предусмотрено, что регистрация организаций с иностранной долей участия до 1 млн.рублей (деноминированных) осуществляется соответствующими органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а свыше этого уровня - федеральным органом исполнительной власти, определенным Правительством России. Если положение о национальном режиме затрагивает вопрос о предпринимательской деятельности иностранных инвесторов на территории Российской Федерации, то положение о режиме наибольшего благоприятствования касается международного аспекта - отношения к стране инкорпорации иностранного инвестора и стране происхождения иностранной инвестиции. В силу режима наибольшего благоприятствования, который фиксируется в международных договорах Российской Федерации, устанавливается равное недискриминационное отношение к странам инкорпорации иностранных инвесторов и странам происхождения иностранных инвестиций.

Во второй главе говорится о льготах для иностранных инвесторов при осуществлении приоритетных инвестиционных проектов и инвестиционных проектов на депрессивных участках территории России.

Приоритетными признаются инвестиционные проекты, связанные с производством наукоемкой, импортозамещающей, экспортоориентированной и конверсионной продукции и иные инвестиционные проекты в отраслях обрабатывающей промышленности с суммарным объемом иностранных инвестиций не менее 500 млн.руб. (деноминированных). Перечень их устанавливает Правительство России или по его уполномочию соответствующий федеральный орган исполнительной власти. Льготы в этом случае устанавливаются трех видов: таможенно-тарифные в форме освобождения от уплаты ввозных таможенных пошлин на товары, ввозимые для включения в уставной капитал организации (за исключением подакцизных); налоговых в форме освобождения от уплаты налога на добавленную стоимость, взимаемого в качестве таможенного платежа с указанных товаров; валютных в форме освобождения от обязательной продажи части валютной выручки. При этом товары (т.е. соответствующее оборудование) должны быть технически передовыми, критерии чего устанавливаются Правительством России. С учетом требований российского законодательства указанные льготы будут действовать, если соответствующие дополнения и изменения будут внесены в федеральные законы "О таможенном тарифе", "О налоге на добавленную стоимость" и "О валютном регулировании и валютном контроле". Поэтому в законопроекте содержится рекомендация Правительству России внести соответствующие законодательные предложения. В законопроекте также указывается, что федеральным законом по представлению Правительства России могут быть определены перечень депрессивных участков российской территории и порядок освобождения от налогов и пошлин иностранных инвесторов, осуществляющих там капиталовложения.

В третьей главе приведены положения о государственных гарантиях защиты иностранных инвестиций: невмешательстве государства в законно осуществляемую предпринимательскую деятельность иностранных инвесторов; компенсации при национализации или реквизиции; стабильности условий предпринимательской деятельности на период окупаемости инвестиционного проекта; надлежащего рассмотрения инвестиционных споров; беспрепятственного перевода за границу доходов и других правомерно полученных иностранным инвестором денежных сумм. При этом учтено пожелание ассоциаций и союзов иностранных инвесторов в России, настаивавших на обязательном включении положения о возможности урегулирования инвестиционных споров в международном арбитраже. Принято предложение Минэкономики России по формулировке стабилизационной (так наз. "дедушкиной") оговорки, т.е. принятии государством обязательства не ухудшать в своих правовых актах условия предпринимательской деятельности иностранных инвесторов на период окупаемости инвестиций, но не более семи лет, с правом иностранных инвесторов обращаться в суды, если все-таки такие акты будут приняты. Критерии признания ухудшения условий предпринимательской деятельности устанавливает Правительство России.

В главе четвертой затрагиваются вопросы государственного регулирования и государственной политики в области иностранных инвестиций, экспертизы инвестиционных проектов, оценки вкладов, бухгалтерского учета и отчетности, трудовых отношений, страхования и социального обеспечения работников коммерческих организаций с иностранными инвестициями, въезда в Россию и выезда из России их работников. Принято предложение Минэкономики России, как основного федерального органа исполнительной власти, несущего ответственность за положение дел с иностранными инвестициями, в отношении формулировок в статье 17 о функциях Правительства России и федерального органа исполнительной власти по государственному регулированию иностранных инвестиций. Что касается экспертизы инвестиционных проектов, то речь идет о тех случаях экспертизы, когда федеральным законом установлены ограничения на осуществление иностранных инвестиций или когда решается вопрос о предоставлении льгот как поощрении участия в приоритетном инвестиционном проекте. Учтено предложение Банка России об обязанности коммерческой организации с иностранными инвестициями предоставлять статистическую информацию в Банк России для составления платежного баланса России.

В пятой главе говорится о порядке приобретения иностранным инвестором акций и других ценных бумаг в России и участии в приватизации.

В заключительной шестой главе учтены поправки тех субъектов законодательной инициативы, которые предложили включить положения о ликвидации коммерческих организаций с иностранными инвестициями и об их ответственности.

С учетом изложенного, а также принимая во внимание, что понятийный аппарат, содержащийся в действующем законе "Об иностранных инвестициях в РСФСР", уже во многом не соответствует современному законодательству Российской Федерации, полагаем, что законопроект вместе с таблицами принятых и отклоненных поправок готов к рассмотрению во втором чтении Государственной Думой.


Депутат

Государственной Думы

А.Г.Пузановский


Откройте нужный вам документ прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.