Проект федерального закона N 96700611-2 "О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР "Об иностранных инвестициях в РСФСР" (внесен депутатом ГД А. Г. Пузановским) (подписан Президентом РФ) (не действует)

Проект федерального закона N 96700611-2
"О внесении изменений и дополнений
в Закон РСФСР"
"Об иностранных инвестициях в РСФСР"


 Досье на проект федерального закона

 См. пояснительную записку

Статья 1. Внести изменения и дополнения в Закон Российской Советской Федеративной Социалистической Республики "Об иностранных инвестициях в РСФСР" (Ведомости Съезда народных депутатов и Верховного Совета РСФСР, 1991, N 29, ст.1008), изложив его в следующей редакции:


"Федеральный закон

Об иностранных инвестициях в Российской Федерации


Настоящий Федеральный закон определяет правовые и экономические основы осуществления иностранных инвестиций на территории Российской Федерации, гарантии прав иностранных инвесторов на осуществленные инвестиции и получаемые от них доходы, условия предпринимательской деятельности коммерческих организаций с иностранными инвестициями.

Настоящий Федеральный закон направлен на привлечение и эффективное использование в экономике и в первую очередь в отраслях обрабатывающей промышленности Российской Федерации иностранных материальных и финансовых ресурсов, передовой техники и технологии, управленческого опыта, на увеличение стабильности и соответствия правового режима иностранных инвестиций международной практике инвестиционной деятельности.


Глава 1. Общие положения


Статья 1. Отношения, регулируемые настоящим Федеральным законом, и сфера его применения


1. Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, связанные с прямыми иностранными инвестициями на территории Российской Федерации.

Для целей настоящего Федерального закона под прямыми иностранными инвестициями понимаются:

приобретение доли участия (вклада) в уставном (складочном) капитале коммерческой организации, созданной в организационно-правовой форме, предусмотренной гражданским законодательством Российской Федерации, которая дает право на участие в управлении коммерческой организацией и разделе прибылей, при условии, что иностранный инвестор (иностранные инвесторы) владеет (владеют) не менее 25 процентами участия (вкладов) в уставном (складочном) капитале такой коммерческой организации, а владение указанной долей участия (вкладом) осуществляется им в течение не менее 182 (ста восьмидесяти двух) дней;

создание филиала иностранного юридического лица на территории Российской Федерации при условии осуществления таким филиалом производственной деятельности и вложения капитала в основной производственный фонд филиала на срок не менее 182 (ста восьмидесяти двух) дней;

предоставление инвестиционного кредита на сумму не менее 500 тысяч рублей (деномированных) и на срок не менее 182 (ста восьмидесяти двух) дней при условии использования такого кредита для производственной деятельности на территории Российской Федерации;

предоставление на условиях договора финансовой аренды (лизинга) имущества стоимостью не менее 500 тысяч рублей (деноминированных) при условии использования такого имущества для производственной деятельности на территории Российской Федерации.

2. К отношениям, связанным с иностранными инвестициями, которые осуществляются в свободно экономических зонах, а также осуществляются в соответствии с концессионными договорами и соглашениями о разделе продукции, настоящий Федеральный закон применяется в части, не противоречащей законодательству Российской Федерации о свободных экономических зонах, о концессионных договорах и соглашениях о разделе продукции.

3. Коммерческие организации с иностранными инвестициями, которые созданы на территории Российской Федерации до принятия настоящего Федерального закона и в которых иностранные инвесторы обладают не менее 25 процентами полностью оплаченного уставного (складочного) капитала, считаются соответствующими положениям настоящего Федерального закона.

4. Отношения, связанные с иностранными портфельными инвестициями, регулируются законодательством Российской Федерации о ценных бумагах.

Для целей настоящего Федерального закона под иностранной портфельной инвестицией понимается приобретение иностранным инвестором:

государственных (эмитированных Российской Федерацией и субъектами Российской Федерации) и муниципальных ценных бумаг;

менее 25 процентов ценных бумаг, эмитированных какой-либо коммерческой организацией, созданной на территории Российской Федерации.

5. Отношения, связанные с правами возмездного пользования иностранным инвестором земельными участками и другими природными ресурсами, а также с приобретением им вещных прав на иные виды недвижимого имущества (инвестиции в недвижимость) регулируются законодательством Российской Федерации.

6. Отношения, связанные с ведением предпринимательской деятельности иностранным гражданином или лицом без гражданства в качестве индивидуального предпринимателя без образования юридического лица, регулируются гражданским законодательством Российской Федерации.


Статья 2. Иностранные инвесторы


Для целей настоящего Федерального закона под иностранными инвесторами в Российской Федерации понимаются:

иностранные юридические лица, зарегистрированные в иностранном государстве;

зарегистрированные как юридические лица на территории Российской Федерации коммерческие организации, в которых иностранные инвесторы обладают не менее 25 процентами полностью оплаченного уставного (складочного) капитала;

иностранные граждане, лица без гражданства и граждане Российской Федерации, которые имеют постоянное место жительства за границей и которые зарегистрированы для ведения предпринимательской деятельности в стране их гражданства или постоянного места жительства;

иностранные государства (в том числе субъекты иностранных федеративных государств и административно-территориальные единицы иностранных унитарных государств) и муниципальные образования иностранных государств;

международные организации.


Статья 3. Иностранные инвестиции


В соответствии с настоящим Федеральным законом иностранными инвестициями являются вложения иностранными инвесторами для ведения предпринимательской деятельности на территории Российской Федерации капитала, в частности, но не исключительно, в виде:

имущества, движимого и недвижимого, не изъятого из оборота законодательством Российской Федерации, в том числе валюты Российской Федерации, иностранной валюты и валютных ценностей, а также имущественных прав;

имеющих денежную оценку в соответствии с лицензионными договорами прав на использование результатов интеллектуальной деятельности (интеллектуальной собственности) и приравненных к исключительным правам на результаты интеллектуальной деятельности средств индивидуализации продукции, выполняемых работ и услуг.

Иностранной инвестицией также рассматривается реинвестирование на территории Российской Федерации доходов от иностранной инвестиции.

Для целей настоящего Федерального закона под доходом от иностранной инвестиции понимаются любые суммы, полученные от осуществленной инвестиции, в частности, но не исключительно, дивиденды, роялти, проценты.


Статья 4. Правовой режим иностранных инвестиций в Российской Федерации


1. Отношения, связанные с иностранными инвестициями в Российской Федерации, регулируются настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными правовыми актами и международными договорами Российской Федерации.

2. Иностранным инвесторам и иностранным инвестициям предоставляется режим, не менее благоприятный, чем режим, предоставляемый отечественным инвесторам и отечественным инвестициям, включая режим в отношении осуществления, приобретения, увеличения, управления, использования и распоряжения инвестициями, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и международными договорами Российской Федерации.

3. Установление дополнительных, повышенных требований к иностранным инвесторам и иностранным инвестициям, в том числе на индивидуальной основе, не допускается. В частности, в отношении коммерческих организаций с иностранными инвестициями действует порядок государственной регистрации, аналогичный тому, который применяется к коммерческим организациям с участием полностью отечественных инвестиций и который установлен федеральным законом о государственной регистрации юридических лиц. В отношении коммерческих организаций с иностранными инвестициями и иностранных юридических лиц, открывших свои филиалы на территории Российской Федерации, также действует порядок выдачи лицензий на право осуществления того вида предпринимательской деятельности, на который требуется получение лицензии и который не запрещен или не ограничивается для иностранных инвесторов, аналогичный тому порядку, который применяется к коммерческим организациям с участием полностью отечественных инвестиций и который установлен законодательством Российской Федерации о лицензировании видов деятельности.

4. Организационно-правовая форма, форма собственности, порядок создания, реорганизации и ликвидации коммерческой организации с иностранными инвестициями и ее имущественная ответственность, а также создание и ликвидация филиала иностранного юридического лица на территории Российской Федерации регулируются гражданским законодательством Российской Федерации.

5. Создание и деятельность кредитной организации с иностранными инвестициями регулируется Федеральным законом "О банках и банковской деятельности", а создание и деятельность страховой организации с иностранными инвестициями - законодательством Российской Федерации о страховании.

6. Коммерческая организация с иностранными инвестициями и филиал иностранного юридического лица подлежат государственной регистрации в соответствии с федеральным законом о государственной регистрации юридических лиц. При этом коммерческая организация с иностранными инвестициями рассматривается таковой с момента:

ее государственной регистрации, если учредителями (участниками) является только один или только несколько иностранных инвесторов;

государственной регистрации изменений в учредительных документах коммерческой организации полностью с отечественными инвестициями, если в состав ее учредителей (участников) включается хотя бы один иностранный инвестор.

Коммерческая организация с иностранными инвестициями прекращает рассматриваться таковой с момента государственной регистрации изменений в учредительных документах в связи с выходом иностранного инвестора из состава ее учредителей (участников), а при наличии нескольких иностранных инвесторов - в случае выхода всех иностранных инвесторов.

7. Иностранные инвесторы вправе осуществлять инвестиции на всей территории Российской Федерации и во всех отраслях экономики, заниматься всеми видами предпринимательской деятельности с изъятиями, которые могут быть установлены федеральными законами и международными договорами Российской Федерации в целях обеспечения обороноспособности и государственной безопасности Российской Федерации.

Запреты и ограничения инвестиций в целях защиты нравственности, здоровья и жизни людей, охраны исторических и культурных ценностей, природных ресурсов и окружающей среды Российской Федерации, а также в целях обеспечения соблюдения антимонопольного законодательства Российской Федерации применяются в отношении иностранных инвесторов аналогичным образом, как и для отечественных инвесторов.

8. В отношении коммерческих организаций с иностранными инвестициями, которые созданы на территории Российской Федерации до вступления в силу настоящего Федерального закона и в которых иностранные инвесторы обладают долей уставного (складочного) капитала, не меньшей, чем указано в пункте 3 статьи 1 настоящего Федерального закона, в течение одного года со дня вступления в силу настоящего Федерального закона не действуют указанные в пункте 4 данной статьи изъятия из национального режима.


Статья 5. Исключение дискриминации. Режим наибольшего благоприятствования


Режим наибольшего благоприятствования в отношении иностранных государств при привлечении в Российскую Федерацию иностранных инвесторов и иностранных инвестиций применяется в соответствии с международными договорами Российской Федерации.

В соответствии с общепринятыми принципами и нормами международного права под режимом наибольшего благоприятствования понимается предоставление иностранным инвесторам и иностранным инвестициям другого государства правового режима их регулирования не менее благоприятного, чем для иностранных инвесторов и иностранных инвестиций любого третьего государства с изъятиями, которые могут быть предусмотрены международными договорами Российской Федерации.


Глава 2. Особенности инвестиционного режима иностранных инвестиций
при реализации приоритетных инвестиционных проектов и
осуществлении инвестиций на депрессивных участках
территории Российской Федерации


Статья 6. Приоритетные инвестиционные проекты и особенности инвестиционного режима при осуществлении их иностранными инвесторами


Для целей настоящего Федерального закона приоритетными инвестиционными проектами являются:

инвестиционные проекты в отраслях обрабатывающей промышленности, связанных с производством наукоемкой, импортозамещающей,

экспортоориентированной и конверсионной продукции; или

иные инвестиционные проекты в отраслях обрабатывающей промышленности, суммарный объем иностранных инвестиций в каждый из который составляют не менее 500 млн.рублей (деноминированных), а минимальный вклад иностранных инвесторов в уставной (складочный) капитал коммерческой организации с иностранными инвестициями или в основной производственный фонд филиала иностранного юридического лица на территории Российской Федерации составляет не менее 50 млн.рублей (деноминированных).

Перечень указанных инвестиционных проектов устанавливается Правительством Российской Федерации или по его уполномочию федеральным органом исполнительной власти, указанным в пункте 3 статьи 17 настоящего Федерального закона.


Статья 7. Таможенно-тарифный режим


Товары (за исключением подакцизных), ввозимые на таможенную территорию Российской Федерации иностранным инвестором, осуществляющим инвестиционный проект, указанный в статье 6 настоящего Федерального закона, и предназначенные для включения в качестве вклада (доли участия) в уставной (складочный) капитал коммерческой организации с иностранными инвестициями или в состав основного производственного фонда филиала иностранного юридического лица, освобождаются от уплаты таможенной пошлины при условии, что эти товары ввозятся на таможенную территорию Российской Федерации в порядке и сроки, установленные учредительными документами такой организации для формирования уставного (складочного) капитала, а также что такие товары не будут отчуждаться иностранным инвестором и являются технически передовыми, но не устаревшими оборудованием, машинами и приборами.

Критерии отнесения оборудования, машин и приборов к числу технически передовых или устаревших устанавливаются Правительством Российской Федерации.


Статья 8. Налоговый режим


Иностранный инвестор, осуществляющий инвестиционный проект, указанный в статье 6 настоящего Федерального закона, освобождается от уплаты налога на добавленную стоимость, предусмотренного налоговым и таможенным законодательством Российской Федерации в качестве таможенных платежей с ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации товаров (за исключением подакцизных), для целей, указанных в статье 7 настоящего Федерального закона, с соблюдением перечисленных в указанной статье условий.


Статья 9. Освобождение иностранного инвестора от обязательной уплаты части валютной выручки


Иностранный инвестор, осуществляющий инвестиционный проект, указанный в статье 6 настоящего Федерального закона, освобождается от обязательной продажи части валютной выручки, установленной законодательством Российской Федерации о валютном регулировании и валютном контроле.


Статья 10. Особенности инвестиционного режима для иностранных инвесторов на депрессивных участках территории Российской Федерации


По мотивированному представлению Правительства Российской Федерации федеральными законами могут быть предусмотрены перечень депрессивных участков территории Российской Федерации и порядок освобождения на них иностранных инвесторов от уплаты ввозных таможенных пошлин и федеральных налогов.

Для целей настоящего Федерального закона под депрессивными участками территории Российской Федерации понимаются те ее участки, в которых сложились особо неблагоприятная социально-экономическая обстановка, в частности, но не исключительно, в результате остановки значительного количества производственных мощностей, безработицы, превышающий средний по стране ее показатель, стихийных бедствий в данной местности.


Статья 11. Налоговые и иные льготы субъектов Российской Федерации


Субъекты Российской Федерации могут предоставлять иностранным инвесторам дополнительные налоговые льготы (освобождение от налога, снижение ставки налога) в отношении тех налогов, установление которых налоговым законодательством Российской Федерации отнесено к компетенции субъектов Российской Федерации, а также финансировать (предоставлять гарантии, страховать от инвестиционных рисков) инвестиционные проекты с участием иностранных инвесторов за счет средств бюджетов и внебюджетных средств субъектов Российской Федерации.


Глава 3. Государственные гарантии защиты иностранных инвестиций


Статья 12. Гарантия невмешательства государства в предпринимательскую деятельность коммерческих организаций с иностранными инвестициями и недопущения незаконных действий или бездействия органов государственной власти и их должностных лиц


1. Федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления и их должностные лица не вправе вмешиваться в предпринимательскую деятельность коммерческих организаций с иностранными инвестициями и филиалов иностранных юридических лиц, кроме случаев, когда такое вмешательство допускается в соответствии с законодательством Российской Федерации в пределах компетенции этих органов и их должностных лиц.

2. Коммерческие организации с участием иностранных инвестиций и открывшие филиалы на территории Российской Федерации иностранные юридические лица, соблюдающие законодательство и международные договоры Российской Федерации, имеют право на возмещение убытков, причиненных им в результате противоправных действий (или бездействия) органов и должностных лиц, указанных в части первой настоящей статьи, в порядке, определенном законодательством Российской Федерации.


Статья 13. Гарантии при национализации и реквизиции. Случаи конфискации. Суброгация


1. Государство гарантирует защиту иностранных инвестиций, независимо от форм собственности. Иностранные инвестиции не будут подвергаться на территории Российской Федерации национализации или реквизиции, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами. При этом не должна допускаться дискриминация к какому-либо государству, в котором зарегистрирован иностранный инвестор или из которого происходит иностранная инвестиция.

Национализация или реквизиция должны осуществляться при условии предварительной и равноценной выплаты компенсации лицу, лишаемому права собственности на национализируемое или реквизируемое имущество, по рыночной оценке такого имущества на день, когда официально стало известно о фактическом осуществлении либо предстоящей национализации или реквизиции, а также возмещения в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации понесенных им в связи с этим убытков.

2. Конфискация может быть осуществлена только в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

3. Если иностранное государство или уполномоченное им агентство производит платеж в пользу иностранного инвестора по гарантии, предоставленной в отношении иностранной инвестиции на территории Российской Федерации, то признается правомерной суброгация.

Для целей настоящего Федерального закона суброгацией признается переход к иностранному государству или уполномоченному им агентству всех прав и требований иностранного инвестора, которому была выплачена компенсация в полном размере в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи.


Статья 14. Гарантия стабильности условий предпринимательской деятельности коммерческой организации с иностранными инвестициями и филиала иностранного юридического лица


1. Условия предпринимательской деятельности коммерческой организации с иностранными инвестициями и филиала иностранного юридического лица, установленные законодательством Российской Федерации на день их регистрации на территории Российской Федерации, сохраняют силу на срок окупаемости осуществленных в соответствии с настоящим Федеральным законом инвестиций, но не более 7 лет после указанного дня регистрации.

2. В случае, если в течение срока, указанного в пункте 1 настоящей статьи, вносятся изменения или дополнения в федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, в результате чего ухудшаются условия предпринимательской деятельности коммерческой организации с иностранными инвестициями или филиала иностранного юридического лица, в том числе, но не исключительно, такие как уменьшение дохода (прибыли), рентабельности, объема реализации товаров и услуг, увеличение убытков, то коммерческая организация с иностранными инвестициями или иностранное юридическое лицо, создавшее на территории Российской Федерации свой филиал, вправе в судебном порядке, предусмотренном процессуальным законодательством Российской Федерации, ходатайствовать о приостановлении действия соответствующих положений федерального закона или другого нормативного правового акта Российской Федерации на срок полной окупаемости осуществленных инвестиций, но не более чем на 7 лет со дня регистрации коммерческой организации с иностранными инвестициями или филиала иностранного юридического лица. Критерии указанного ухудшения условий предпринимательской деятельности устанавливаются Правительством Российской Федерации.

3. Положения пункта 2 настоящей статьи не должны распространяться на изменения и дополнения, которые вносятся в законодательство Российской Федерации в целях обеспечения обороны и государственной безопасности, соблюдения правопорядка, охраны жизни и здоровья человека и окружающей среды в Российской Федерации.


Статья 15. Гарантии обеспечения надлежащего разрешения споров


В соответствии с международными договорами Российской Федерации и федеральными законами любые споры с иностранными инвесторами (включая иностранные юридические лица, открывшие свои филиалы на территории Российской Федерации) или коммерческими организациями с иностранными инвестициями, подлежат разрешению судами или арбитражными судами Российской Федерации либо по соглашению сторон в международном арбитраже.


Статья 16. Гарантии использования на территории Российской Федерации и перевода за границу доходов (прибыли) и других правомерно полученных денежных сумм


Иностранным инвесторам после уплаты предусмотренных законодательством Российской Федерации налогов и сборов гарантируется свободное использование доходов (прибыли) на территории Российской Федерации для реинвестирования с соблюдением положений статьи 6 настоящего Федерального закона или в иных не противоречащих законодательству Российской Федерации целях и беспрепятственный перевод за границу доходов и других правомерно полученных денежных сумм в иностранной валюте в связи с ранее осуществленными ими инвестициями, в частности:

доходов от инвестиций, полученных в виде прибыли, дивидендов, процентов, и других доходов;

денежных сумм во исполнение обязательств коммерческих организаций с иностранными инвестициями или иностранных юридических лиц, открывших свои филиалы на территории Российской Федерации, по договорам и иным гражданско-правовым отношениям, а также денежных сумм, полученных в связи с трудовыми отношениями в коммерческой организации с иностранными инвестициями или филиале иностранного юридического лица;

денежных сумм, полученных инвесторами в связи с частичной или полной ликвидацией коммерческой организации с иностранными инвестициями или филиала иностранного юридического лица либо отчуждением инвестированного имущества, имущественных прав и исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности;

компенсаций, предусмотренных в статье 13 настоящего Федерального закона.


Глава 4. Вопросы государственного регулирования, государственной
политики и координации в области иностранных инвестиций,
экспертизы инвестиционных проектов, оценки вкладов,
бухгалтерского учета и отчетности, проверок, трудовых
отношений, въезда, выезда и проживания иностранных
работников, страхования и социального обеспечения


Статья 17. Государственное регулирование в области иностранных инвестиций


1. Федеральными законами устанавливаются правовые нормы, регулирующие привлечение иностранных инвестиций и осуществление предпринимательской деятельности иностранных инвесторов на территории Российской Федерации.

2. Правительство Российской Федерации:

утверждает и осуществляет концепцию и стратегию развития международного инвестиционного сотрудничества Российской Федерации, проводит государственную политику по привлечению иностранных инвестиций, осуществляет мероприятия для реализации указанных целей на основании предложений федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации;

определяет критерии отнесения ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации оборудования, машин и приборов к числу технически передовых и устаревших для целей, указанных в статьях 7 и 8 настоящего Федерального закона;

разрабатывает и обеспечивает реализацию федеральных программ привлечения иностранных инвестиций;

привлекает инвестиционные кредиты международных финансовых организаций и кредиты иностранных государств на финансирование Бюджета развития, проектов федерального значения;

осуществляет взаимодействие с субъектами Российской Федерации по вопросам международного инвестиционного сотрудничества;

готовит и заключает в соответствии с Федеральным законом "О международных договорах Российской Федерации" международные договоры Российской Федерации о поощрении и взаимной защите инвестиций;

контролирует подготовку и заключение инвестиционных соглашений с иностранными инвесторами о реализации ими крупномасштабных проектов в отраслях материального производства;

устанавливает целесообразность ограничений на осуществление иностранных инвестиций, разрабатывает в связи с этим перечни запретов и ограничений;

определяет меры контроля за деятельностью иностранных инвесторов в Российской Федерации.

3. При Правительстве Российской Федерации может быть создан Консультативный Совет во главе с председателем Правительства Российской Федерации или его заместителем в составе должностных лиц заинтересованных федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и представителей иностранных инвесторов (их ассоциаций, союзов) с целью:

распространения информации об инвестиционных проектах в Российской Федерации;

консультирования иностранных инвесторов об условиях осуществления инвестиций в отдельных отраслях экономики и отдельных участках территории Российской Федерации, в том числе депрессивных;

доведения до сведения иностранных инвесторов о случаях нарушения иностранными инвесторами законодательства Российской Федерации;

защиты законных прав и интересов иностранных инвесторов в Российской Федерации путем внесения рекомендаций Правительству Российской Федерации по улучшению инвестиционного климата в стране, в том числе предложений по изменениям и дополнениям в федеральные законы и иные правовые акты Российской Федерации.

По согласованию в работе указанного Консультативного Совета могут принимать участие депутаты Государственной Думы и члены Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, а также депутаты представительных(законодательных) органов субъектов Российской Федерации.

4. Правительство Российской Федерации определяет федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный обеспечивать непосредственную разработку и осуществление концепции и стратегии государственной политики по привлечению иностранных инвестиций в экономику Российской Федерации и координацию деятельности федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в этой области.

Основными функциями указанного федерального органа исполнительной власти являются:

подготовка и представление в Правительство Российской Федерации предложений по формированию и реализации концепции и стратегии государственной политики по привлечению иностранных, приоритетных направлений для их привлечения и эффективного использования;

разработка соответствующих разделов Бюджета развития, федеральных инвестиционных программ, предусматривающих привлечение иностранных инвестиций, а также участие в подготовке региональных и отраслевых программ;

непосредственная координация деятельности федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по вопросам сотрудничества с иностранными инвесторами;

участие в организации проведения государственной экспертизы инвестиционных проектов с иностранными инвестициями в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации;

организация и координация работ по подготовке концессионных договоров и соглашений о разделе продукции, заключаемых с иностранными инвесторами;

подготовка и заключение по уполномочию Правительства Российской Федерации международных договоров Российской Федерации о поощрении и взаимной защите инвестиций;

подготовка и заключение по поручению Правительства Российской Федерации инвестиционных соглашений с иностранными инвесторами о реализации ими крупномасштабных проектов в отраслях материального производства;

подготовка и представление в Правительство Российской Федерации предложений по инвестиционным программам и проектам, финансируемым за счет инвестиционных кредитов, получаемых Российской Федерацией от международных финансовых организаций и иностранных государств;

представительство Российской Федерации в международных экономических организациях и на международных переговорах по инвестиционному сотрудничеству.

Другие федеральные органы исполнительной власти осуществляют свои функции в области иностранных инвестиций в соответствии с положениями о них в порядке, предусмотренным законодательством Российской Федерации.


Статья 18. Антимонопольное законодательство и соблюдение добросовестной конкуренции иностранными инвесторами


Иностранные инвесторы обязаны соблюдать антимонопольное законодательство Российской Федерации и общепринятый в международных экономических отношений принцип недопущения недобросовестной конкуренции и ограничительной деловой практики.

Для целей настоящего Федерального закона под недобросовестной конкуренцией понимается неправомерное использование охраняемых законодательством и международными договорами Российской Федерации исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации юридического лица, продукции и услуг (работ). Под ограничительной деловой практикой в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права в области международных экономических отношений понимаются действия или поведение коммерческих организаций, которые путем злоупотребления монопольным или доминирующим положением на рынке или приобретения такого положения сдерживают конкуренцию, в частности, но не исключительно:

путем создания на территории Российской Федерации коммерческой организации с иностранными инвестициями или филиала иностранного юридического лица для производства какого-либо пользующегося повышенным спросом товара, а затем самоликвидации с целью продвижения на рынок аналогичного товара иностранного происхождения;

посредством злонамеренного соглашения по ценам или по распределению рынков либо покупателей, или участию в торгах (аукционах и конкурсах).


Статья 19. Экспертиза инвестиционных проектов с иностранными инвестициями


В случаях осуществления иностранных инвестиций в отрасли экономики или на участке территории Российской Федерации, по отношению к которым в соответствии с пунктом 8 статьи 4 настоящего Федерального закона установлены ограничения на осуществление иностранных инвестиций, а также в случаях предоставления льгот в соответствии со статьями 6, 7, 8, 9 и 10 настоящего Федерального закона должна быть проведена под контролем федерального органа исполнительной власти, уполномоченного для этой цели Правительством Российской Федерации, экспертиза инвестиционных проектов с иностранными инвестициями с отнесением расходов по ее проведению на иностранного инвестора и государство в размере соответственно по 50 процентов.

Порядок и разумный срок проведения указанной экспертизы устанавливается Правительством Российской Федерации.


Статья 20. Оценка вклада (доли участия) в уставной (складочный) капитал коммерческой организации с иностранными инвестициями и вложения капитала в основной производственный фонд филиала иностранного юридического лица


Величина вклада (доли участия) в уставной (складочный) капитал коммерческой организации с иностранными инвестициями согласовывается между ее учредителями (участниками), а вложение капитала в основной производственный фонд филиала иностранного юридического лица определяется иностранным юридическим лицом на основе внутренних цен Российской Федерации и (или) цен мирового рынка, а в случае создания коммерческой организации, полностью принадлежащей одному или нескольким иностранным инвесторам, определяется иностранным инвестором (иностранными инвесторами) самостоятельно.

Оценка вклада (доли участия) осуществляется аудиторской фирмой Российской Федерации в валюте Российской Федерации и в иностранной валюте с пересчетом стоимости вкладов в валюту Российской Федерации по курсу Центрального банка Российской Федерации на дату внесения вклада (приобретения доли участия) в уставной (складочный) капитал коммерческой организации с иностранными инвестициями или внесения вклада (приобретения доли участия) в уставной (складочный) капитал коммерческой организации полностью с отечественными инвестициями, или вложений капитала в основной производственный фонд филиала иностранного юридического лица. Указанная оценка вклада (доли участия) аудиторской фирмой должна быть зафиксирована в учредительных документах (в соответствующих случаях - в учредительных договорах) коммерческой организации, а также при регистрации филиала иностранного юридического лица с соблюдением установленных гражданским законодательством Российской Федерации требований об их государственной регистрации.


Статья 21. Особенности бухгалтерского учета и отчетности в коммерческой организации с иностранными инвестициями и филиала иностранного юридического лица. Предоставление статистической информации в Центральный Банк Российской Федерации


1. Бухгалтерский учет и отчетность коммерческой организации с иностранными инвестициями и филиала иностранного юридического лица ведутся по правилам и методологии, действующим в Российской Федерации, а при желании - параллельно и по правилам, действующим в стране происхождения иностранной инвестиции.

Для целей балансовой оценки и учета коммерческая организация с иностранными инвестициями (филиал иностранного юридического лица) осуществляет пересчет иностранной валюты в валюту Российской Федерации по курсу, установленному Центральным Банком Российской Федерации.

2. Коммерческая организация с иностранными инвестициями (филиал иностранного юридического лица) обязана представлять статистическую информацию об иностранных инвестициях для составления платежного баланса Российской Федерации по формам и в сроки, установленные Центральным Банком Российской Федерации.


Статья 22. Трудовые отношения в коммерческой организации с иностранными инвестициями и филиале иностранного юридического лица


Трудовые отношения в коммерческой организации с иностранными инвестициями и филиале иностранного юридического лица регулируются законодательством о труде Российской Федерации.

На работников коммерческой организации с иностранными инвестициями и филиала иностранного юридического лица, являющихся иностранными гражданами и лицами без гражданства, распространяется законодательство о труде Российской Федерации, кроме случаев, предусмотренных федеральными законами и международными договорами Российской Федерации.

Число и категории работников коммерческой организации с иностранными инвестициями и филиала иностранного юридического лица, являющихся иностранными гражданами и лицами без гражданства, согласовываются с органами местного самоуправления по месту государственной регистрации коммерческой организации с иностранными инвестициями.


Статья 23. Порядок въезда в Российскую Федерацию, проживания в ней и выезда из нее иностранных работников коммерческой организации с иностранными инвестициями и филиала иностранного юридического лица


Порядок въезда на территорию Российской Федерации, проживания на ее территории и выезда с ее территории работников коммерческой организации с иностранными инвестициями и филиала иностранного юридического лица, являющихся иностранными гражданами или лицами без гражданства, определяется законодательством и международными договорами Российской Федерации.


Статья 24. Страхование имущества и рисков коммерческой организации с иностранными инвестициями и филиала иностранного юридического лица


Страхование имущества и рисков коммерческой организации с иностранными инвестициями осуществляется по ее усмотрению, а филиала иностранного юридического лица по усмотрению иностранного юридического лица, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.


Статья 25. Социальное и медицинское страхование, социальное обеспечение работников коммерческой организации с иностранными инвестициями и филиала иностранного юридического лица


Социальное и медицинское страхование работников коммерческой организации с иностранными инвестициями (филиала иностранного юридического лица) и их социальное обеспечение регулируется законодательством Российской Федерации, а иностранных работников также и международными договорами Российской Федерации.

Коммерческая организация с иностранными инвестициями (иностранное юридическое лицо, открывшее свой филиал на территории Российской Федерации) обязана вносить отчисления по государственному социальному и медицинскому страхованию российских и иностранных работников и отчисления на пенсионное обеспечение российских работников по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, по ставкам, установленным для коммерческих организаций полностью с участием отечественных инвестиций.


Глава 5. Приобретение иностранным инвестором доли участия в
коммерческой организации, акций и иных ценных бумаг
коммерческой организации. Участие иностранного инвестора в
приватизации. Предоставление иностранному инвестору вещных
прав


Статья 26. Приобретение иностранным инвестором доли участия в коммерческой организации, акций и иных ценных бумаг коммерческой организации


Иностранный инвестор вправе приобрести долю участия, акции и иные ценные бумаги коммерческой организации на территории Российской Федерации, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации для отечественного инвестора, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Доля участия, акции и иные ценные бумаги коммерческой организации приобретаются иностранным инвестором за валюту Российской Федерации. Использование в этих целях иностранной валюты допускается в порядке и на условиях, определенных законодательством Российской Федерации о валютном регулировании и валютном контроле.


Статья 27. Участие иностранного инвестора в приватизации


Иностранный инвестор вправе участвовать в приватизации объектов государственной и муниципальной собственности на условиях и в порядке, установленных законодательством Российской Федерации о приватизации государственного и муниципального имущества.


Статья 28. Предоставление иностранному инвестору вещного права пользования землей и иными природными ресурсами


Предоставление иностранному инвестору и коммерческой организации с иностранными инвестициями права долгосрочного пользования землей, включая ее долгосрочную аренду (субаренду), и иными природными ресурсами, в том числе на условиях соглашений о разделе продукции, регулируется законодательством Российской Федерации.


Глава 6. Заключительные положения


Статья 29. Ликвидация коммерческой организации с иностранными инвестициями и филиала иностранного юридического лица


С соблюдением требований гражданского законодательства Российской Федерации коммерческая организация с иностранными инвестициями (филиал иностранного юридического лица) может быть ликвидирован:

а) по решению учредителей (участников) коммерческой организации с иностранными инвестициями либо его органа, уполномоченного на то учредительными документами, в том числе в связи с истечением срока, на который была создана коммерческая организация с иностранными инвестициями, или в связи с достижением цели, ради которой она была создана;

б) по решению иностранного юридического лица, открывшего филиал на территории Российской Федерации;

в) по решению суда в случаях:

признания последним недействительности государственной регистрации коммерческой организации с иностранными инвестициями (филиала иностранного юридического лица), в том числе при неоплате полностью в установленный срок уставного (складочного) капитала (вложений капитала в основной производственный фонд филиала иностранного юридического лица);

осуществления предпринимательской деятельности без надлежащего разрешения (лицензии), если получение такого разрешения (лицензии) требуется в соответствии с законодательством Российской Федерации;

осуществления деятельности, запрещенной законодательством Российской Федерации;

неоднократных нарушений или однократного грубого нарушения законодательства Российской Федерации;

банкротства коммерческой организации с иностранными инвестициями (иностранного юридического лица, открывшего филиал на территории Российской Федерации).


Статья 30. Ответственность коммерческой организации с иностранными инвестициями (иностранного юридического лица, открывшего филиал на территории Российской Федерации)


1. Коммерческая организация с иностранными инвестициями в случае нарушения законодательства Российской Федерации несет ответственность, установленную указанным законодательством. Иностранное юридическое лицо, открывшее филиал на территории Российской Федерации, обязано обеспечить соблюдение филиалом законодательства Российской Федерации.

2. Коммерческая организация с иностранными инвестициями (иностранное юридическое лицо, открывшее свой филиал на территории Российской Федерации) несет ответственность за нарушение своих обязательств в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации.".


Статья 2. Настоящий Федеральный закон, за исключением статей 6, 7, 8 и 9, вступает в силу со дня его официального опубликования.

Статьи 6, 7, 8 и 9 настоящего Федерального закона вступают в силу со дня вступления в силу изменений и дополнений в федеральные законы "О таможенном тарифе", "О налоге на добавленную стоимость" и "О валютном регулировании и валютном контроле".


Статья 3. Предложить Президенту Российской Федерации, законодательным (представительным) и исполнительным органам власти субъектов Российской Федерации привести свои нормативные правовые акты в соответствие с настоящим Федеральным законом.


Статья 4. Правительству Российской Федерации, Банку России внести в установленном порядке в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации предложения о внесении в федеральные законы, указанные в статье 2 настоящего Федерального закона, изменений и дополнений, вытекающих из настоящего Федерального закона.


Статья 5. До введения в действие федерального закона о государственной регистрации юридических лиц регистрация коммерческих организаций с иностранными инвестициями и филиалов иностранных юридических лиц на территории Российской Федерации осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации:

в отношении коммерческих организаций с иностранными инвестициями, доля участия (вклада) иностранных инвесторов в уставном (складочном) капитале которых, при соблюдении положений абзаца третьего пункта 1 статьи 1 настоящего Федерального закона, составляет один миллион или более рублей (деноминированных), и в отношении филиалов иностранных юридических лиц, вложение капитала иностранных инвесторов в основные производственные фонды которых, при соблюдении положений абзаца четвертого пункта 1 статьи 1 настоящего Федерального закона, также составляет один миллион или более рублей (деноминированных), - федеральным органом исполнительной власти, указанным в пункте 3 статьи 17 настоящего Федерального закона;

в отношении коммерческих организаций с иностранными инвестициями, доля участия (вклада) иностранных инвесторов в уставном (складочном) капитале которых, при соблюдении положений абзаца третьего пункта 1 статьи 1 настоящего Федерального закона, составляет менее одного миллиона рублей (деноминированных), и в отношении филиалов иностранных юридических лиц, вложение капитала иностранных инвесторов в основные производственные фонды которых, при соблюдении положений абзаца четвертого пункта 1 статьи 1 настоящего Федерального закона, также составляет менее одного миллиона рублей (деноминированных), - органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого расположены соответствующие коммерческие организации с иностранными инвестициями и филиалы иностранных юридических лиц.


Президент

Российской Федерации


Текст документа на сайте мог устареть

Вы можете заказать актуальную редакцию полного документа и получить его прямо сейчас.

Или получите полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня


Получить доступ к системе ГАРАНТ

(1 документ в сутки бесплатно)

(До 55 млн документов бесплатно на 3 дня)


Чтобы приобрести систему ГАРАНТ, оставьте заявку и мы подберем для Вас индивидуальное решение