Пояснительная записка к проекту федерального закона "О бюджете Государственного фонда занятости населения Российской Федерации на 1996 год" (не действует)

Пояснительная записка
к проекту федерального закона "О бюджете Государственного фонда занятости населения Российской Федерации на 1996 год"


Федеральный закон "О бюджете Государственного фонда занятости населения Российской Федерации на 1996 год" принят 17 декабря 1996 г.

Тариф страховых взносов в Государственный фонд занятости населения Российской Федерации (далее - Фонд занятости) на 1996 год установлен Федеральным законом "О тарифах страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Государственный фонд занятости населения Российской Федерации и в фонды обязательного медицинского страхования на 1996 год", принятым 21 декабря 1995 года N 207-ФЗ, в размере 1,5% от средств, идущих на оплату труда.

От обязательных отчислений освобождены общественные организации инвалидов, военнослужащие. Плановые потери, принимаемые при формировании доходной части Фонда занятости, составляют 5%.

При расчете поступлений страховых взносов был принят фонд оплаты труда на 1996 год в сумме 570,0 трлн.рублей (в соответствии с данными Минэкономики России). Однако с учетом освобождения части плательщиков от отчислений в Фонд занятости в соответствии с законодательством для расчета поступлений в Фонд занятости принят фонд оплаты труда в размере 520,0 трлн.рублей.

Норматив отчислений денежных средств в федеральную часть Фонда занятости установлен законом в размере 20% от обязательных страховых взносов работодателей. В непосредственном распоряжении регионов находилось 80% страховых взносов, а также переходящие остатки и все прочие поступления.

Расходная часть бюджета Фонда занятости формировалась исходя из среднего варианта прогноза развития экономики, представленного Минэкономики России на основе прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 1996 год. Ожидалось, что численность безработных на конец 1996 года составит 3,0 млн.человек.

Фактически на конец 1996 года численность ищущих работу граждан, состоящих на учете в органах государственной службы занятости населения, составила 2,8 млн.человек, из которых признаны безработными 2,5 млн.человек.

Всего за отчетный период поставлено на учет 5,3 млн.человек, признано безработными 3,5 млн.человек.

Предполагалось сохранить активную структуру бюджета Фонда занятости за счет преобладания в расходной части мероприятий, связанных с профессиональным обучением и консультированием безработных, созданием рабочих мест, целевых программ трудоустройства, помощи гражданам с ограниченной трудоспособностью, молодежи и т.д.

Бюджет Фонда занятости за 1996 год исполнен по доходам в сумме 7592,6 млрд.рублей и по расходам в сумме 7234,9 млрд.рублей.


Доходы


Доходы Фонда занятости сформированы в течение 1996 года из следующих источников:

-------------------------------------------------------------------------
                                        |Установлено | Исполнено  |  %%
                                        |млрд.рублей | млрд.рублей|
-------------------------------------------------------------------------
Переходящий остаток средств Фонда  заня-
тости на 1 января 1996 года                 879,2         582,1     66,2
Страховые взносы работодателей             7800,0        5917,9     75,9
Прочие поступления                          713,9        1092,6    153,0
-------------------------------------------------------------------------
        Всего доходов                      9393,1        7592,6     80,8

Поступления страховых взносов составили 75,9% к плановым расчетам бюджета Фонда занятости на отчетный период.

Снижение доходов против его планового уровня вызвано тем, что во-первых, ожидаемый уровень заработной платы в связи с относительным снижением инфляции в 1996 году не достиг расчетных величин, заложенных в бюджет Фонда занятости 1996 года, во-вторых, продолжался рост задолженности предприятий по страховым взносам в Фонд занятости.

Органы федеральной государственной службы занятости населения активизировали работу по взиманию через арбитражные суды долгов с организаций, которым ранее выделялись средства на создание дополнительных рабочих мест для трудоустройства безработных. В целом за 1996 год было возбуждено 423 дела на сумму 999,1 млрд.рублей. Остаток невозвращенных средств в Фонд занятости составил 363,4 млрд.рублей. Практически во всех дотационных регионах ведется работа с предприятиями - должниками по реструктуризации долга путем взаимозачета товарами, услугами, векселями.

Повышение значимости страховых взносов работодателей в формировании бюджета Фонда занятости в регионах связано с ужесточением финансовой политики в 1996 году и сокращением в этих условиях возможностей привлечения иных источников формирования региональных фондов занятости, а также федеральной части Фонда занятости .

Так, по состоянию на 1 января 1997 года, общая задолженность предприятий в Фонд занятости вследствие неплатежеспособности превысила 3,2 трлн.рублей, в том числе 1,2 трлн. рублей за 1996 год.

Прочие поступления составили 1092,6 млрд.рублей. В основном это доходы, полученные в счет оплаты за пользование возвратными ссудами, выданными из Фонда занятости работодателям на создание и сохранение рабочих мест.


Формирование доходов федеральной части Фонда занятости


По плану перечисления в федеральную часть Фонда занятости должны были составить 1183,6 млрд.рублей, фактически в 1996 году в федеральную часть поступило 658,1 млрд.рублей (55,6%), из которых 346,8 млрд.рублей составили прямые перечисления и 311,3 млрд.рублей - зачет обязательных отчислений в федеральную часть.

Средний уровень отчислений в федеральную часть Фонда занятости составил 11,1% от фактических обязательных страховых отчислений работодателей вместо 20%, установленных законом.

Сумма задолженности регионов-доноров составила 441,4 млрд.рублей. Основными должниками являются Республики Башкортостан, Татарстан, г.Санкт-Петербург, Вологодская, Тверская, Рязанская, Смоленская, Тульская, Белгородская, Самарская, Волгоградская, Саратовская, Свердловская, Ростовская, Кемеровская, Новосибирская области, Краснодарский, Красноярский и Алтайский края, Ханты-Мансийский автономный округ и ряд других территорий.

В соответствии с Федеральным законом "О бюджете Государственного фонда занятости населения Российской Федерации на 1996 год" от 17 декабря 1996 г. N 155-ФЗ с территорий, имеющих задолженность по отчислениям в федеральную часть фонда занятости, взыскивались в безакцептном порядке средства, которые перераспределялись по территориям целевым назначением для погашения задолженности по выплатам пособий по безработице.

Отдельные территории (Санкт-Петербург, Республика Татарстан, Республика Башкортостан, Краснодарский край) требований указанного законодательства не выполнили, мотивируя свои действия в том числе и тем, что Закон вступил в силу в конце года и по действующему региональному законодательству перечисления в федеральную часть не были предусмотрены.

В результате неполного сбора средств, перераспределяемых через федеральную часть Фонда занятости, образовался финансовый дефицит дотируемых региональных фондов занятости.


Формирование доходов Фонда занятости в регионах


В силу различий в налоговой базе и в динамике безработицы по регионам Российской Федерации сложилась разнотипная структура доходов.

Фактический уровень поступлений страховых взносов за 1996 год составил 80,8% (1995 г. - 81,6%). Как и ранее, этот показатель сильно варьировался по территориям, причем одним из факторов этой вариации является состояние региональных экономик.

Например, в Республике Ингушетия и Ивановской области, имеющих самый высокий уровень безработицы, доли взносов работодателей в структуре доходов Фонда занятости составили соответственно 14% и 37% (1995 г. - 6,9% и 23,9%).

В 1996 году был разработан и введен в действие порядок выделения целевых дотаций из средств Фонда занятости, централизуемых на федеральном уровне, территориальным органам службы занятости на финансовое обеспечение защищенной статьи бюджета - "выплата пособий".

В соответствии с данным порядком для погашения задолженности по выплатам пособий наиболее нуждающимся территориям за счет средств Фонда занятости, централизуемых на федеральном уровне, в течение 1996 года было выделено: Удмуртской Республике - 41,1 млрд.руб., Ивановской области - 35,6 млрд.руб., Мурманской области - 27,8 млрд.руб., Архангельской области - 21,2 млрд.руб., Владимирской области - 28,0 млрд.руб., Хабаровскому краю - 23,5 млрд.руб., Амурской области - 21,8 млрд.руб., Ярославской области - 19,4 млрд.руб., Кировской области - 18,0 млрд.руб., Республике Дагестан- 16,1 млрд.руб., Республике Коми - 15,9 млрд.руб., Нижегородской области - 33,6 млрд.руб., Чувашской Республике - 15,2 млрд.руб., Псковской области - 13,0 млрд.руб., Пензенской области - 11,8 млрд.руб., Ленинградской области - 11,6 млрд.руб., Республике Карелия - 11,1 млрд.руб., Тамбовской области - 10,8 млрд.руб.

Для частичной ликвидации задолженности по выплатам пособий по безработице органы службы занятости ряда территорий реализовывали мероприятия по расчетам с безработными товарами и услугами (оплата жилья и коммунальных услуг, продукты питания, товары широкого спроса и т.д.) в счет взаимозачетов по долгам работодателей. Например, за счет реализации таких мероприятий по Красноярскому краю была погашена задолженность перед безработными на общую сумму 8,5 млрд.руб., в Удмуртской Республике более 10,0 млрд.рублей.

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 18 августа 1996 года N 1211 "О мерах по обеспечению полноты и своевременности поступления обязательных платежей в Государственный фонд занятости населения Российской Федерации" органами службы занятости совместно с органами государственной налоговой службы реализуются мероприятия по увеличению доли плательщиков страховых взносов в Фонд занятости. В настоящее время на согласовании с соответствующими министерствами и ведомствами находится проект положения о порядке начисления и уплаты страховых взносов в Государственный фонд занятости населения Российской Федерации, который после утверждения и регистрации в Минюсте России, будет доведен до госналогинспекций по субъектам Российской Федерации.


Расходы


Расходы бюджета Фонда занятости в 1996 году осуществлялись по следующим направлениям:

млрд. рублей

Статьи расходов Установлено Исполнено Процент
исполнения
Профессиональное обучение  и  соци-
альная  адаптация  лиц,  признанных
безработными, всего                    1627,9        625,8,7     38,4
     в том числе:
     профессиональное обучение         1500,6          582,7     38,8
     социальная адаптация               127,3           43,1     33,8
Организация общественных  работ   и
создание рабочих мест, всего           1985,1          919,2     46,3
     в том числе:
     создание  и сохранение рабочих
     мест                               889,5          544,1     61,1
     компенсационные выплаты и суб-
     сидии к заработной плате           352,2           91,1     15,8
     общественные работы и  времен-
     ная занятость                      743,4          283,9     38,1
Программы материальной    поддержки
лиц, признанных безработными, всего    4411,9         4141,6     93,9
     в том числе:
     пособия и материальная  помощь
     лицам, признанным безработными    3411,9         3818,6    111,9
     выплаты досрочных пенсий          1000,0          323,1     32,3
Информационная поддержка   программ
занятости                               244,3          231,0     94,6
Капитальные вложения                    279,1          292,5    104,8
Услуги и расходы на содержание  ор-
ганов  федеральной  государственной
службы занятости населения Российс-
кой Федерации                           844,8         1024,8    121,3
Всего расходов                         9393,1         7234,9     77,0
Переходящий остаток на 01.01.97                        357,7

В силу различий в динамике безработицы по регионам сложилась различная обеспеченность субъектов Российской Федерации финансовыми ресурсами.

В регионах с относительно низким уровнем безработицы и, как правило, достаточно развитой налоговой базой, поступления работодателей превысили реальную потребность в средствах.

Одновременно в регионах с напряженной ситуацией на рынке труда, где налоговая база слаба, а уровень безработицы высокий, расходы превысили поступления в Фонд занятости.

Различные финансовые возможности регионов определили и различия в структуре расходования средств.

В регионах с напряженным или дефицитным бюджетом преобладают расходы на материальную поддержку безработных - в Ивановской, Владимирской, Ленинградской, Новгородской, Псковской, Брянской, Костромской, Ярославской, Мурманской, Архангельской, Ульяновской областях, Хабаровском крае, республиках: Дагестан, Карелия, Калмыкия, Коми, Ингушской, Чувашской, Мордовской, Ненецком автономном округе - свыше 70 процентов израсходованных средств (при 52,0% в среднем по Российской Федерации).

В таких благополучных с точки зрения финансовой достаточности регионах, как г.Москва, Смоленская, Белгородская, Липецкая, Ростовская, Оренбургская области, республики Татарстан и Якутия (Саха) аналогичные расходы колеблются от 13 до 30 процентов. В силу финансового благополучия и спокойной социально-экономической ситуации на рынке труда эти регионы имели возможность вкладывать значительные средства в такие дорогостоящие и долгосрочные, но эффективные программы, как создание рабочих мест (г.Москва - 18,4%, Белгородская область - 22,3%, Республика Якутия (Саха) - 16,2% от общей суммы израсходованных средств).

Вместе с тем, в регионах с высоким уровнем безработицы, где на одно вакантное место претендуют свыше 100 человек, на активные программы по созданию рабочих мест было израсходовано менее 1 процента.


Реализация Программы материальной поддержки лиц, признанных
безработными


В 1996 году наибольшую долю расходов Фонда занятости составили затраты на поддержку доходов безработных, которые существенно увеличились и составили 52,0% (1995 г. - 37,2%). В условиях роста напряженности бюджета Фонда занятости он стал в большей мере приобретать функции финансового института, обеспечивающего государственные социальные гарантии (пособия по безработице).

В 1996 году право на получение пособия по безработице имели (в среднегодовом исчислении) 2286 тыс.человек, по выплате досрочных пенсий 120 тыс.человек. Оказана материальная помощь - 181 тыс.человек, организован отдых 20 тысяч детей безработных граждан.

Средний размер выплат, приходящихся на одного безработного в 1996 году, составил 167,5 тыс.рублей (в 1995 году - 98,5 тыс.рублей).

Учитывая, что размеры пособий напрямую увязаны с уровнем заработной платы, сложившейся в субъекте Российской Федерации, в ряде территорий максимальные размеры пособий значительно превышают уровень среднемесячной зарплаты в целом по России (1996 г. -806,9 тыс.руб.) при минимальном размере пособия по безработице 83,5 тыс.рублей.

Максимальные размеры пособий (без доплат на иждивенцев) в отдельных регионах России составляли:

                                                              млн.руб.
г.Москва                                                        1,09
Кемеровская область                                             1,08
Республика Саха(Якутия)                                         2,04
Чукотский АО                                                    2,51
Ханты-Мансийский  АО                                            2,66
Ямало-Ненецкий АО                                               3,23

Общая задолженность по выплатам пособий по безработице на конец 1996 года в 58 субъектах Российской Федерации составила 1,2 трлн.рублей.

Наибольшую задолженность по выплатам пособий по безработице имели территории:

  Уровень
безработицы (%%)
Задолженность по
выплате пособий
по безработице
(млрд.рублей)
Ивановская область                        10,7                105,8
Архангельская область                      7,7                101,0
Владимирская  область                      7,4                 72,3
Удмуртская Республика                      7,2                 54,3
Республика Карелия                         6,3                 15,4
Пензенская область                         5,9                 25,1
Мурманская  область                        5,6                 76,0
Тамбовская область                         5,1                 30,8
Хабаровский край                           4,9                 45,0
Российская Федерация                       3,4               1193,1

В вышеуказанных регионах задолженность по выплате пособий по безработице составляет почти 60% от общей задолженности в целом по России.

Основными причинами задолженности по выплатам пособий безработным гражданам являются:

систематические задержки работодателей с выплатой заработной платы работникам, что не обеспечивает своевременного и в полном объеме поступления средств во внебюджетные фонды и, в частности, в Фонд занятости;

отсутствие в законодательной базе 1996 года механизма перераспределения средств Фонда занятости;

уменьшение с 1 января 1996 г. тарифа страховых взносов в Фонд занятости с 2% до 1,5%, в связи с чем общая сумма поступлений уменьшилась на 2,6 трлн.рублей;

нарушение работодателями финансовой дисциплины по уплате страховых взносов в Фонд занятости.


Расходы на реализацию активной политики занятости


Доля расходов на программы активной политики занятости (финансовая поддержка, профессиональная подготовка, профпереподготовка и профориентация, общественные работы) к общей сумме расходов в 1996 году составила 21,3% и против запланированного - 42,8 %.

В структуре затрат на программы активной политики занятости произошли принципиальные изменения. В 1996 году резко сократилась доля расходов по статье бюджета Фонда занятости "Организация общественных работ и создание рабочих мест" и, прежде всего, за счет уменьшения финансирования мероприятий по сохранению рабочих мест. Повысились расходы на финансирование профподготовки, переподготовки и общественных работ, обеспечение которых является одной из непосредственных задач политики занятости.

На сохранение и создание дополнительных рабочих мест было израсходовано в 1996 году 7,5% от израсходованных средств и составили к плану - 61,2%. В отчетном году создано и сохранено - 143 тыс.рабочих мест, против установленных по плану 100 тыс.рабочих мест.

В структуре расходов на активную политику занятости в 1996 году возросла доля средств, направленных на финансирование профессиональной подготовки, профпереподготовки и профориентации, хотя в общей структуре расходов Фонда занятости она увеличилась незначительно - с 6,6% до 8,1% и составили к плану 38,8%. В течение 1996 года прошли:


                                                       (тыс.человек)
профессиональную ориентацию                       2900,0 (по плану 2700);
профессиональную подготовку и                      310,0 (по плану 550)
переподготовку
     в том числе слабозащищенные категории                 225,0
граждан:
     молодежь, впервые вступившая на рынок                  90,0
труда
     инвалиды, имеющие показания к труду                     2,9
     женщины,     воспитывающие     детей                  110,0
дошкольного возраста
     уволенные с военной службы                              9,5

Расходы по статье "общественные работы и временная занятость" составили в 1996 году - 3,9% от всех расходов Фонда и 38,2% к плану. В общественных работах приняли участие 291 тыс.безработных. На временные работы трудоустроено 29,0 тыс.безработных и около 850 тыс.чел. несовершеннолетних граждан (14-18 лет).

Расходы на содержание органов федеральной государственной службы занятости населения в целом возросли против плана на 21%. Доля этих затрат от общих расходов Фонда составила 14,2%, что объясняется увеличением коммунальных услуг и заработной платы в связи с тем, что по положению о государственной федеральной службе - территориальные органы службы занятости населения по оплате труда приравнены к органам исполнительной власти.

Доля средств, направленных на капитальные вложения, в структуре расходов Фонда занятости снизились до 4%.

В 1996 году было введено (приобретено) 169 объектов с полезной площадью 73,4 тыс.кв.метров. Средняя стоимость 1 кв.метра полезной площади составила 2,5 млн.рублей.

На заседании Правительства Российской Федерации от 29 мая 1997 г. при рассмотрении законопроекта об исполнении бюджета Фонда занятости за 1996 год с учетом острой нехватки средств на выплаты пособий признано недопустимым расходование средств Фонда на строительство административных зданий и сооружений.

В частности, предусматривается уже в текущем году максимально уменьшить эти расходы на капитальные вложения (с 238 млрд.рублей до 100 млрд.рублей).

В связи с этим Правительство Российской Федерации 3 июня текущего года (N 1788п-П12) внесло в Государственную Думу предложения об уточнении соответствующих показателей расходов, содержащихся в статье 3 законопроекта "О бюджете Государственного фонда занятости населения Российской Федерации на 1997 год".

Указанное требование о ликвидации расходов Фонда занятости на капитальные вложения будет учтено при подготовке проекта бюджета Фонда занятости на 1998 год.


Текст документа на сайте мог устареть

Вы можете заказать актуальную редакцию полного документа и получить его прямо сейчас.

Или получите полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня


Получить доступ к системе ГАРАНТ

(1 документ в сутки бесплатно)

(До 55 млн документов бесплатно на 3 дня)


Чтобы приобрести систему ГАРАНТ, оставьте заявку и мы подберем для Вас индивидуальное решение