Письмо Президента РФ от 13 мая 1997 г. N Пр-719
В соответствии с частью 3 статьи 107 Конституции Российской Федерации отклоняю Федеральный закон "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О сельскохозяйственной кооперации", принятый Государственной Думой 11 апреля 1997 г. и считающийся одобренным Советом Федерации в соответствии с частью 4 статьи 105 Конституции Российской Федерации.
По представленному Федеральному закону имеются следующие замечания.
1. В рассматриваемом Федеральном законе под предлогом приведения терминологии Федерального закона "О сельскохозяйственной кооперации" в соответствие с Гражданским кодексом Российской Федерации фактически предпринята попытка лишить права на имущество, в том числе и на землю, лиц, выходящих из сельскохозяйственного кооператива.
Так, в статье 1 Федерального закона "О сельскохозяйственной кооперации" предлагается определить пай как часть имущества кооператива в денежном выражении, которую может потребовать член кооператива при выходе из кооператива или при его ликвидации, при этом пай включает в себя паевой взнос и приращенный пай (в действующем Федеральном законе паевой взнос (пай) определялся как имущественным взнос), то есть осуществляется подмена объекта, на который имеет право член кооператива при выходе из кооператива: имущества денежным выражением этого имущества.
Это подтверждается предлагаемыми изменениями в статью 11 Федерального закона "О сельскохозяйственной кооперации", устанавливающими необходимость включения в устав кооператива условия образования и использования фонда возврата паевых взносов, а также изменениями в статью 18 указанного Федерального закона, где предлагается осуществлять выплату паевых взносов из фонда возврата паевых взносов, формируемого за счет отчислений из прибыли. При этом предлагаемой новой редакцией статьи 36 Федерального закона "О сельскохозяйственной кооперации" устанавливается, что средства в фонд возврата паевых взносов отчисляются из прибыли только в шестую очередь, то есть получается, что паевой взнос может быть возвращен лишь из этого фонда, который в свою очередь может и не быть сформирован из-за отсутствия прибыли. Таким образом, член кооператива при выходе из него фактически теряет реальное право на возврат пая.
Эта логика закономерно находит свое отражение в изменениях, предлагаемых к внесению изменениях в статью 18 Федерального закона "О сельскохозяйственной кооперации". Так, предлагается из пункта 1 этой статьи исключить положение о возможности возврата паевого взноса путем выдачи имущества, а пункт 6, где речь идет о выдаче земельного участка в счет паевого взноса, предлагается исключить.
Такие изменения не соответствуют статье 111 Гражданского кодекса Российской Федерации, которой предусматривается возможность возврата пая как путем выплаты его стоимости, так и путем выдачи имущества. Соответственно ограничиваются права граждан по сравнению с Гражданским кодексом Российской Федерации, что не соответствует статье 55 Конституции Российской Федерации, а также статье 2 Гражданского кодекса Российской Федерации.
2. Федеральным законом "О сельскохозяйственной кооперации" предлагается ввести институт "приращенного пая". Приращенный пай определяется как часть пая, сформированного за счет кооперативных выплат и погашаемого члену кооператива при наличии в кооперативе необходимых средств и при условии формирования соответствующих фондов, предусмотренных уставом кооператива. При этом в первую очередь погашаются приращенные паи, сформированные в наиболее ранний период по отношению к году их погашения. Члену кооператива, выходящему из него, приращенный пай выплачивается на этих же условиях (предлагаемые изменения в статьи 1, 18 и 36 Федерального закона "О сельскохозяйственной кооперации"). Практически вводимый институт "приращенного пая" есть не что иное, как передача кооперативных выплат, предназначенных для выплат членам кооператива, самому кооперативу в качестве практически бессрочной и безвозмездной ссуды. Кроме того, у лица, выходящего из кооператива, остаются весьма неопределенные перспективы получения этих выплат после выхода, поскольку для этого необходимо несколько указанных выше условий.
В соответствии с действующим Федеральным законом "О сельскохозяйственной кооперации" существует возможность направления кооперативных выплат на пополнение паевых взносов, что является более правильным, поскольку на эти средства распространяется правовой режим паевого взноса, в том числе и в случае выхода лица из кооператива.
Вводимый институт "приращенного пая" ограничивает права членов кооператива и фактически является изъятием имущества у собственника, что противоречит статьям 35 и 55 Конституции Российской Федерации и статьям 2, 109, 111 и 209 Гражданского кодекса Российской Федерации.
3. Предлагаемой редакцией пункта 2 статьи 36 Федерального закона "О сельскохозяйственной кооперации" устанавливается порядок распределения прибыли кооператива, которым предусматривается, что обязательные платежи в бюджет осуществляются во вторую очередь. Налоговое законодательство Российской Федерации не входит в сферу регулирования гражданского законодательства Российской Федерации и соответственно отношения регулирующие платежи в бюджет не могут регулироваться рассматриваемым Федеральным законом. Представляется, что рассматриваемая норма противоречит пункту 3 статьи 2 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В целом рассматриваемым Федеральный закон противоречит Конституции Российской Федерации, федеральному законодательству и направлен на то, чтобы фактически лишить крестьян при выходе из кооператива возможности получить в собственность землю и иное имущество, а также возможности реализации их права на часть доли в кооперативе.
Б.Ельцин
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Президента РФ от 13 мая 1997 г. N Пр-719
Текст письма официально опубликован не был