• ТЕКСТ ДОКУМЕНТА
  • АННОТАЦИЯ
  • ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ

ЗАКЛЮЧЕНИЕ КОМИТЕТА ГД ПО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВУ НА ПРОЕКТЫ ЗАКОНОВ

Письмо Комитета по законодательству и судебно-правовой реформе
Государственной Думы Федерального Собрания РФ
от 2 декабря 1997 г. N 3.1-2697


Направляю Вам заключение Комитета по законодательству и судебно-правовой реформе на проекты федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Семейный кодекс Российской Федерации", "О внесении изменений и дополнений в Гражданский процессуальный кодекс РСФСР", "О внесении изменений и дополнений в Кодекс РСФСР об административных правонарушениях", "О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс Российской Федерация", "О внесении изменений в Закон Российской Федерация "О гражданстве Российской Федерации".

Приложение: на 3 листах.


Председатель Комитета

А.Н.Лукьянов


Заключение
на проекты федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в
Семейный кодекс Российской Федерации", "О внесении изменений и дополнений
в Гражданский процессуальный кодекс РСФСР", "О внесения изменений и
дополнений в Кодекс РСФСР об административных правонарушениях",
"О внесения изменений и дополнений в Уголовный кодекс
Российской Федерация", "О внесении изменений в Закон
Российской Федерации "О гражданстве Российской Федерации"


В Комитете по законодательству и судебно-правовой реформе Государственной Думы рассмотрены проекты федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Семейный кодекс Российский Федерации", "О внесении изменений и дополнений в Гражданский процессуальный кодекс РСФСР", "О внесении изменений и дополнений в Кодекс РСФСР об административных правонарушениях", "О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс Российской Федерации", "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О гражданстве Российской Федерации", внесенные депутатами Государственной Думы, членами Комитета Государственной Думы по делам женщин, семьи и молодежи.

Как следует из пояснительной записки к проектам законов, цель их принятия - предотвращение негативных тенденций, которые имеют место в области усыновления детей, и отсутствие надлежащего контроля за процессом усыновления в Российской Федерации. При этом, по мнению авторов законопроектов, предлагаемые изменения и дополнения не изменяют основные принципы действующего законодательства об усыновлении, а лишь корректируют те его положения, которые являются недостаточными с точки зрения защиты прав и интересов российских детей.

На наш взгляд принятие ряда норм вышеуказанных законопроектов является целесообразным и обоснованным. К таким нормам относятся: сохранение за ребенком, усыновленным иностранными гражданами, российского гражданства, введение консульского учета российских детей, возложение контроля за соблюдением прав усыновленных российских детей, проживающих за границей, на консульские службы России, личное предварительное общение ребенка с усыновителями, запрет на усыновление лицам, не имеющим постоянного заработка и постоянного места жительства, установление порядка выдачи сведений о детях и порядка организации централизованного учета детей, оставшихся без попечения родителей, изменения и дополнения в Гражданский процессуальный кодекс РСФСР и др.

Вместе с тем, предлагаемые нормы по международному усыновлению детей носят фактически "запретительный" характер, т.к. допускают возможность усыновления российских детей иностранными гражданами только при наличии двустороннего соглашения по вопросам межгосударственного сотрудничества в области усыновления, заключенного Российской Федерацией с государством, граждане которого желают усыновить детей, являющихся гражданами Российской Федерации. Установление указанного условия усыновления ребенка приведет к нарушению его права на воспитание в семье и возможности его усыновления иностранными гражданами, как альтернативы воспитанию в детском доме. Данная норма по существу противоречит части первой статьи 21 Конвенция ООН о правах ребенка, ратифицированной Россией в 1991 г., в соответствии с которой "государства-участники, которые признают или разрешают существование системы усыновления, обеспечивают, чтобы наилучшие интересы ребенка учитывались в первостепенном порядке", при этом подпункт "е" данной статьи гласит, что государства "содействуют в необходимых случаях достижению целей настоящей статьи путем заключения двусторонних и многосторонних договоренностей".

На наш взгляд, неправомерно дополнение Семейного кодекса статьей 123 "Недопустимость посреднической деятельности по выявлению и устройству детей, оставшихся без попечения родителей". Авторы законопроекта предлагают запретить любую посредническую деятельность, не выявляя в ней позитивную деятельность, способствующую усыновлению, и коммерческое посредничество, которое должно караться законом. Не конкретизирован вопрос, кого в данной ситуации можно считать посредником. Представляется более правильным создание системы регистрации и контроля иностранных организаций, осуществляющих данную деятельность, с определением специального режима для подобной деятельности, устанавливаемого страной, передающей детей на усыновление.

Предлагая дополнить статью 141 СК РФ пунктом 3 о возможности отмены усыновления, если решение об установлении усыновления было вынесено с нарушением условий усыновления, установленных законом, или основано на подложных документах, авторы законопроекта не учли, что вопрос об отмене усыновления решается прежде всего исходя из интересов ребенка, которые при наличии подобной нормы могут отойти на второй план.

Нормы проектов законов "О внесении изменений и дополнений в Кодекс РСФСР об административных правонарушениях" и "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О гражданстве Российской Федерации" на наш взгляд целесообразнее представить в виде поправок к принятым Государственной Думой в первом чтении Кодексу РФ об административных правонарушениях и проекту закона "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерация "О гражданстве Российской Федерация".

Проект федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс Российской Федерации" предлагается направить для подготовки в Комитет по законодательству и судебно-правовой реформе, поскольку в соответствии с решением Совета Государственной Думы N 68 от 6 февраля 1997 г. указанный Комитет назначен ответственным по всем законопроектам, связанным с внесением изменений и дополнений в Уголовный кодекс Российской Федерации,

Учитывая вышеизложенное, Комитет по законодательству и судебно-правовой реформе считает, что представленные на заключение законопроекты нуждаются в доработке с учетом сделанных замечаний и после внесения в эти проекты соответствующих изменений могут быть рекомендованы для рассмотрения Государственной Думой в первом чтении.


Председатель Комитета

А.И.Лукьянов


Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.