Проект федерального закона "О борьбе с терроризмом" (внесен депутатами ГД В. И. Илюхиным и А. В. Митрофановым) (подписан Президентом РФ) (не действует)

Проект федерального закона "О борьбе с терроризмом"


 Досье на проект федерального закона

    Глава I.    Общие положения
    Глава II.   Основы организации борьбы с терроризмом
    Глава III.  Проведение контртеррористических
                операций
    Глава IV.   Возмещение вреда и социальная
                реабилитация пострадавших в результате
                террористической акции
    Глава V.    Правовая и социальная защита лиц,
                участвующих в борьбе с терроризмом
    Глава IV.   Ответственность за участие
                в террористической деятельности
    Глава VII.  Контроль и надзор за законностью
                осуществления борьбы с терроризмом
    Глава VIII. Заключительные положения

Настоящий Федеральный закон определяет правовые и организационные основы борьбы с терроризмом в Российской Федерации, порядок координации деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, общественных объединений и организаций независимо от форм собственности, должностных лиц и отдельных граждан, а также права, обязанности и гарантии граждан в связи с осуществлением антитеррористической деятельности.


Глава 1. Общие положения


Статья 1. Правовые основы борьбы с терроризмом

Правовую основу борьбы с терроризмом составляют Конституция Российской Федерации, Уголовный кодекс Российской Федерации, настоящий Федеральный закон, другие федеральные законы, общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, указы и распоряжения Президента Российской Федерации, а также принимаемые в соответствии с ними иные нормативные правовые акты федеральных органов государственной власти.


Статья 2. Основные принципы борьбы с терроризмом

Борьба с терроризмом в Российской Федерации основывается на следующих принципах:

1) законность;

2) приоритет мер предупреждения терроризма;

3) неотвратимость наказания за осуществление террористической деятельности;

4) сочетание гласных и негласных методов борьбы с терроризмом;

5) комплексность использования правовых, политических, социально-экономических, социальных, пропагандистских мер, направленных на предупреждение терроризма;

6) приоритет защиты прав лиц, подвергающихся опасности в результате террористической акции;

7) минимальные уступки террористам;

8) единоначалие в руководстве привлекаемыми силами и средствами при проведении контртеррористических операций;

9) минимальная огласка приемов и методов проведения контртеррористических операций, а также состав участников указанных операций.


Статья 3. Основные понятия

Для целей настоящего Федерального закона применяются следующие основные понятия:

терроризм - насилие или угроза его применения в отношении физических лиц или организаций, а также уничтожение (повреждение) или угроза уничтожения (повреждения) имущества и других материальных объектов, создающие опасность гибели людей, причинения значительного имущественного ущерба либо наступления иных общественно опасных последствий, осуществляемые в целях нарушения общественной безопасности, устрашения населения, или оказания воздействия на принятие органами власти решений, выгодных террористам, или удовлетворения их неправомерных имущественных и (или) иных интересов; посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля, совершенное в целях прекращения его государственной или иной политической деятельности либо из мести за такую деятельность; нападение на представителя иностранного государства или сотрудника международной организации, пользующихся международной защитой, а равно на служебные помещения либо транспортные средства лиц, пользующихся международной защитой, если это деяние совершено в целях провокации войны или осложнения международных отношений;

террористическая деятельность:

1) организация, планирование подготовка и реализация террористических акций;

2) подстрекательство к террористической акции, насилию над гражданами в террористических целях;

3) организация незаконного вооруженного формирования, преступного сообщества (преступной организации), организованной группы для совершения террористических акций, а равно участие в таких акциях;

4) вербовка, вооружение, обучение и использование террористов;

5) финансирование или иное содействие заведомо террористической организации или террористической группе;

международная террористическая деятельность - террористическая деятельность:

1) проводимая террористом или террористической организацией на территории более чем одного государства или наносящая ущерб интересам более чем одного государства;

2) граждан одного государства в отношении граждан другого государства или на территории другого государства;

3) как террорист, так и жертва терроризма являются гражданами одного и того же государства или разных государств, но преступление совершено за пределами этих государств;

террористическая акция - непосредственное совершение преступлений террористического характера, осуществляемых в формах: взрыва, поджога, применения или угрозы применения ядерных взрывных устройств, радиоактивных, биологических, взрывчатых, токсических отравляющих химических и сильно действующих ядовитых веществ; уничтожения, повреждения или захвата транспортных средств и других объектов; посягательства на жизнь государственного или общественного деятеля, представителей национальных, этнических, религиозных и иных групп населения; захвата заложников, похищения человека; создания опасности причинения вреда жизни, здоровью или имуществу неопределенного круга лиц путем создания условий для аварий и катастроф техногенного характера либо реальной угрозы создания такой опасности; распространения угроз в любой форме и любыми средствами; совершения иных действий, создающих опасность гибели людей причинения значительного имущественного ущерба либо наступления иных общественно опасных последствий;

преступления террористического характера - преступления, предусмотренные статьями 205 - 208, 277 и 360 Уголовного кодекса Российской Федерации. К преступлениям террористического характера могут быть отнесены и другие преступления, предусмотренные Уголовным кодексом Российской Федерации, если они совершены в террористических целях. Ответственность за совершение таких преступлений наступает в соответствии с Уголовным кодексом Российской Федерации;

террорист - лицо, участвующее в осуществлении террористической деятельности в любой форме;

террористическая группа - группа лиц, объединившихся в целях осуществления террористической деятельности;

террористическая организация - организация, созданная в целях осуществления хотя бы одного из видов терроризма, или признающая возможность использования терроризма в своей деятельности. Организация признается террористической, если хотя бы одно из ее структурных подразделений осуществляет террористическую деятельность с ведома хотя бы одного из руководящих органов организации;

антитеррористическая деятельность - совокупность действий органов государственной власти по предупреждению, выявлению и пресечению террористической деятельности, а также по минимизации и ликвидации последствий террористической акции;

зона проведения контртеррористической операции - отдельные участки местности или акватории, транспортное средство, здание, строение, сооружение, помещение и прилегающие к ним территории или акватории, в пределах которых проводится указанная операция;

заложник - физическое лицо, захваченное и (или) удерживаемое в целях понуждения государства, организации или граждан совершить какое-либо действие или воздержаться от совершения какого-либо действия как условия освобождения удерживаемого лица.


Статья 4. Международное сотрудничество Российской Федерации в области борьбы с терроризмом

1. Российская Федерация в соответствии с международными договорами сотрудничает в области борьбы с терроризмом с иностранными государствами, их правоохранительными органами и специальными службами, а также международными организациями, осуществляющими борьбу с терроризмом.

2. Российская Федерация, руководствуясь интересами обеспечения безопасности личности, общества и государства, преследует на своей территории лиц, причастных к террористической деятельности, в том числе в случаях, когда террористические акции планировались либо проводились вне пределов Российской Федерации, если террористическая деятельность этих лиц наносит ущерб Российской Федерации, и в других случаях, предусмотренных международными договорами Российской Федерации.


Глава II. Основы организации борьбы с терроризмом


Статья 5. Цели борьбы с терроризмом

Борьба с терроризмом в Российской Федерации осуществляется в целях:

1) защиты личности, общества и государства от терроризма;

2) предупреждения, выявления пресечения террористических акций, а также их минимизации и ликвидации последствий указанных акций;

3) выявления и устранения причин и условий, способствующих осуществлению террористической деятельности.


Статья 6. Субъекты, осуществляющие борьбу с терроризмом

1. Основным субъектом руководства борьбой с терроризмом и обеспечения ее необходимыми силами, средствами и ресурсами является Правительство Российской Федерации.

2. Федеральные органы исполнительной власти участвуют в борьбе с терроризмом в пределах своей компетенции, установленной федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

3. Субъектами, непосредственно осуществляющими борьбу с терроризмом в пределах своей компетенции, являются:

Федеральная служба безопасности Российской Федерации;

Министерство внутренних дел Российской Федерации;

Служба внешней разведки Российской Федерации;

Федеральная служба охраны Российской Федерации;

Министерство обороны Российской Федерации.

4. Субъектами, участвующими в предупреждении, выявлении, пресечении террористической деятельности в пределах своей компетенции, являются и другие федеральные органы исполнительной власти, перечень которых определяется Правительством Российской Федерации.

5. В случае ликвидации, реорганизации или переименования перечисленных в настоящей статье федеральных органов исполнительной власти их функции в области борьбы с терроризмом переходят к их правопреемникам.

6. Для координации деятельности субъектов, осуществляющих борьбу с терроризмом, решениями Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации. В субъектах Российской Федерации (либо в ее регионах) могут создаваться межведомственные антитеррористические комиссии (региональные межведомственные антитеррористические комиссии).

Федеральная комиссия решает следующие основные задачи:

участвует в разработке основ государственной политики в области борьбы с терроризмом в Российской Федерации, вырабатывает рекомендации, направленные на повышение эффективности работы по выявлению и устранению причин и условий, способствующих возникновению и осуществлению террористической деятельности;

осуществляет сбор и анализ информации о состоянии, динамике и тенденциях терроризма на территории Российской Федерации;

координирует деятельность федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих борьбу с терроризмом, в целях достижения согласованности их действий по предупреждению, выявлению и пресечению террористической деятельности, а также выявлению и устранению причин и условий, способствующих подготовке и реализации террористических акций;

организует материально-техническое, финансовое, информационное и другое обеспечение борьбы с терроризмом в Российской Федерации;

принимает участие в подготовке международных договоров в Российской Федерации в области борьбы с терроризмом;

вырабатывает предложения по совершенствованию законодательства Российской Федерации в области борьбы с терроризмом.


Статья 7. Компетенция субъектов, осуществляющих борьбу с терроризмом

1. Субъекты, осуществляющие борьбу с терроризмом, руководствуются в этой деятельности настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации, а также изданными на их основе нормативными правовыми актами (в том числе и межведомственными), регламентирующими эту деятельность.

2. Федеральная служба безопасности Российской Федерации и ее территориальные органы осуществляют борьбу с терроризмом в сфере предупреждения, выявления и пресечения преступлений террористического характера, в том числе преступлений, преследующих политические цели, а также в сфере борьбы с международным терроризмом. В соответствии с уголовно-процессуальным законодательством проводит предварительное расследование по уголовным делам о таких преступлениях.

3. Министерство внутренних дел Российской Федерации осуществляет борьбу с терроризмом в сфере предупреждения, выявления и пресечения преступлений террористического характера, преследующих корыстные цели.

4. Служба внешней разведки Российской Федерации и другие органы внешней разведки Российской Федерации осуществляют борьбу с терроризмом в сфере обеспечения безопасности учреждений Российской Федерации, находящимися за пределами территории Российской Федерации, их сотрудников и членов семей указанных сотрудников, а также осуществляет сбор информации о деятельности иностранных и международных террористических организаций.

5. Федеральная служба охраны Российской Федерации осуществляет борьбу с терроризмом, обеспечивая безопасность объектов государственной охраны и защиту охраняемых объектов.

6. Министерство обороны Российской Федерации обеспечивает защиту находящегося на вооружении оружия массового поражения, ракетного и стрелкового оружия, боеприпасов и взрывчатых веществ, военных объектов, принимает участие в обеспечении безопасности национального морского судоходства, воздушного пространства Российской Федерации, в проведении контртеррористических операций.

7. Федеральная пограничная служба Российской Федерации осуществляет борьбу с терроризмом по предупреждению, выявлению и пресечению попыток пересечения террористами Государственной границы Российской Федерации, а также незаконного перемещения через Государственную границу Российской Федерации оружия, взрывчатых, отравляющих, радиоактивных веществ и иных предметов, которые могут быть использованы в качестве средств совершения преступлений террористического характера, участвует в обеспечении безопасности национального морского судоходства в пределах территориальных вод, исключительной экономической зоны Российской Федерации и в проведении контртеррористических операций.


Статья 8. Основные функции субъектов, привлекаемых к борьбе с терроризмом

Федеральные органы исполнительной власти, перечисленные в статье настоящего Федерального закона, их территориальные органы в субъектах Российской Федерации участвуют в борьбе с терроризмом в пределах своей компетенции посредством: разработки и реализации профилактических, режимных, организационных, воспитательных и иных мер предупреждения, выявления и пресечения террористических акций; создания и поддержания в необходимой готовности ведомственных систем противодействия совершению преступлений террористического характера; предоставления материально-технических и финансовых средств, информации, транспортных средств и средств связи, медицинского оборудования и медикаментов, а также иных формах, исходя из конкретных потребностей в области борьбы с терроризмом. Порядок предоставления материально-технических средств, информации, транспортных средств и средств связи, медицинского оборудования и медикаментов устанавливается Правительством Российской Федерации.


Статья 9. Содействие органам, осуществляющим борьбу с терроризмом

1. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, общественные объединения и организации независимо от форм собственности, должностные лица должны оказывать содействие органам, осуществляющим борьбу с терроризмом.

2. Сообщение граждан правоохранительным органам о ставших известными им сведениях о террористической деятельности и о любых других обстоятельствах, информация о которых может способствовать предупреждению, выявлению и пресечению террористических акций, а также их минимизации и ликвидации последствий указанных акций, является гражданским долгом каждого.


Глава III. Проведение контртеррористических
операций


Статья 10. Управление контртеррористическими операциями в Российской Федерации

1. Для непосредственного управления контртеррористическими операциями Федеральная комиссия создает Оперативный штаб по управлению контртеррористическими операциями, который возглавляет заместитель председателя Федеральной комиссии - руководитель Департамента по борьбе с терроризмом Федеральной службы безопасности Российской Федерации.

2. Межведомственные антитеррористические комиссии в субъектах Российской Федерации и региональные межведомственные антитеррористические комиссии могут создавать несколько оперативных штабов по управлению контртеррористическими операциями, количество и состав которых зависят от специфики местных условий и от характера возможных террористических акций на территории соответствующего субъекта (региона) Российской Федерации.

3. Оперативный штаб по управлению контртеррористическими операциями в субъекте (регионе) Российской Федерации возглавляет руководитель территориального органа (подразделения) того ведомства, компетенция которого будет преобладающей в проведении конкретных контртеррористических операций. В случае изменения характера террористической акции руководитель контртеррористической операции может быть заменен решением председателя соответствующей межведомственной антитеррористической комиссии.

4. Порядок деятельности оперативных штабов по управлению контртеррористическими операциями определяется положением о них, утверждаемым председателем соответствующей межведомственной антитеррористической комиссии. Положения об оперативных штабах по управлению контртеррористическими операциями разрабатываются на основании типовых положений, утвержденных Федеральной комиссией.


Статья 11. Силы и средства для проведения контртеррористических операций

Для проведения контртеррористических операций оперативные штабы по управлению контртеррористическими операциями имеют право привлекать необходимые силы и средства тех федеральных органов исполнительной власти, которые принимают в борьбе с терроризмом в соответствии со статьей 6 настоящего Федерального закона. Федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации выделяют необходимые для проведения контртеррористической операции оружие и специальные средства, транспортные средства и средства связи, иные материально-технические средства.


Статья 12. Руководство контртеррористической операцией

1. Руководитель оперативного штаба по управлению контртеррористической операцией с началом указанной контртеррористической операции становится начальником для всех военнослужащих, сотрудников и специалистов, привлекаемых к ее проведению.

2. В зависимости от масштаба и степени общественной опасности от ожидаемых негативных последствий террористической акции руководителем контртеррористической операции может быть назначен председатель Федеральной комиссии. По решению Президента Российской Федерации начальником оперативного штаба может быть назначен руководитель федерального органа исполнительной власти.

3. Руководитель оперативного штаба по управлению контртеррористической операцией определяет границы зоны проведения контртеррористической операции, принимает решение об использовании привлекаемых для проведения указанной операции сил и средств.

Вмешательство любого другого лица независимо от занимаемой должности в оперативное руководство контртеррористической операцией не допускается.


Статья 13. Правовой режим в зоне проведения контртеррористической операции

1. В границах зоны проведения контртеррористической операции лица, проводящие указанную операцию, имеют право:

1) принимать при необходимости меры по временному ограничению или запрещению движения транспортных средств и пешеходов на улицах и дорогах, по недопущению транспортных средств, в том числе транспортных средств дипломатических представительств и консульских учреждений и граждан на отдельные участки местности и объекты либо по удалению граждан с отдельных участков местности и объектов, а также по отбуксировке транспортных средств;

2) проверять у граждан и должностных лиц документы, удостоверяющие их личность, а в случае отсутствия таких документов задерживать указанных лиц для установления личности;

3) задерживать и доставлять в органы внутренних дел Российской Федерации лиц, совершивших или совершающих правонарушения либо иные действия, направленные на воспрепятствование законным требованиям лиц, проводящим контртеррористическую операцию, а также действия, связанные с несанкционированным проникновением или попыткой проникновения в зону проведения контртеррористической операции;

4) беспрепятственно входить (проникать) в жилые и иные принадлежащие гражданам помещения и на принадлежащие им земельные участки, на территории и в помещения организаций независимо от форм собственности, в транспортные средства при пресечении террористических акций, при преследовании лиц, подозреваемых в совершении террористических акций, если промедление может создать реальную угрозу жизни и здоровью людей;

5) производить при проходе (проезде) в зону проведения контртеррористической операции и при выходе (выезде) из указанной зоны личный досмотр граждан, досмотр находящихся при них вещей, досмотр транспортных средств и провозимых на них вещей, в том числе с применением технических средств;

6) использовать в служебных целях средства связи, включая специальные, принадлежащие гражданам и организациям, независимо от форм собственности;

7) использовать в служебных целях транспортные средства, принадлежащие организациям независимо от форм собственности, за исключением транспортных средств дипломатических, консульских и иных представительств иностранных государств и международных организаций, а в неотложных случаях и гражданам, для предотвращения террористической акции, для преследования и задержания лица, совершившего террористическую акцию, или для доставления лица, нуждающегося в срочной медицинской помощи, в лечебное учреждение, а также для проезда к месту происшествия.

2. В зоне проведения контртеррористической операции деятельность работников средств массовой информации определяется руководителем оперативного штаба по управлению контртеррористической операцией, если иное не предусмотрено федеральным законом.


Статья 14. Ведение переговоров с террористами

1. При проведении контртеррористической операции в целях сохранения жизни и здоровья людей, материальных ценностей, а также изучения возможности пресечения террористической акции без применения силы допускается ведение переговоров с террористами.

К ведению переговоров с террористами допускаются только лица, специально уполномоченные на то руководителем оперативного штаба по управлению контртеррористической операцией.

2. При ведении переговоров с террористами в качестве условия прекращения ими террористической акции не должны рассматриваться вопросы о выдаче террористам каких бы то ни было лиц, передаче им оружия и иных средств и предметов, применение которых может создать угрозу жизни и здоровью людей, а также вопрос о выполнении политических требований террористов.

3. Ведение переговоров с террористами не может служить основанием или условием их освобождения от ответственности за совершенные деяния.


Статья 15. Информирование общественности о террористической акции

1. При проведении контртеррористической операции информирование общественности о террористической акции осуществляется в формах и объеме, определяемых руководителем оперативного штаба по управлению контртеррористической операцией или представителем указанного штаба, ответственным за поддержание связи с общественностью.

2. Не допускается распространение информации:

1) раскрывающей специальные технические и тактические приемы проведения контртеррористической операции;

2) способной затруднить проведение контртеррористической операции и создать угрозу жизни и здоровью людей, казавшихся в зоне проведения контртеррористической операции или находящихся за ее пределами;

3) служащей пропаганде или оправданию терроризма и экстремизма;

4) о сотрудниках спецподразделений, членах оперативного штаба по управлению контртеррористической операцией при ее проведении, а также о лицах, оказывающих содействие в проведении указанной операции.


Статья 16. Окончание контртеррористической операции

1. Контртеррористическая операция считается оконченной, когда террористическая акция пресечена (прекращена) и ликвидирована угроза жизни и здоровью людей, находящихся в зоне проведения контртеррористической операции.

2. Решение об объявлении контртеррористической операции оконченной принимает ее руководитель.


Глава IV. Возмещение вреда и социальная
реабилитация пострадавших в результате
террористической акции


Статья 17. Возмещение вреда потерпевшим в результате террористической акции

1. Возмещение вреда потерпевшим в результате террористической акции производится за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации на территории которого совершена эта террористическая акция с последующим взысканием сумм этого возмещения с причинителя вреда в порядке гражданского судопроизводства.

2. Возмещение вреда потерпевшим от террористической акции производится за счет средств федерального бюджета в случае совершения террористической акции на территории нескольких субъектов Российской Федерации, а также в случае причинения одному субъекту Российской Федерации ущерба, размеры которого превышают возможности компенсации из бюджета самого субъекта, с последующим взысканием сумм этого возмещения с причинением вреда в порядке гражданского судопроизводства.

3. Возмещение вреда иностранным гражданам, потерпевшим в результате террористической акции, совершенной на территории Российской Федерации, производится за счет средств федерального бюджета с последующим взысканием сумм этого возмещения с причинением вреда.

4. Возмещение вреда организации, пострадавшей в результате террористической акции, производится в порядке, установленном Гражданским кодексом Российской Федерации.


Статья 18. Социальная реабилитация потерпевших в результате террористической акции

1. Социальная реабилитация потерпевших в результате террористической акции проводится в целях их возвращения к нормальной жизни, включает в себя праовоую помощь, психологическую, медицинскую, профессионаольную реабилитацию , трудоустройство вплоть до восстановления на работе, предоставления жилья.

2. социальная реабилитация потерпевших в результате террористической акции, а также лиц, перечисленных в статье 19 настоящего Федерального закона, производится за счет средств федерального бюджета и средств бюджета субьектов российской Федерации, на территории которого совершена эта террористическая акция.

3. Порядок осущетсвления социальной реабилитации потерпевших от террористических акций определяется Правительством Российской Федерации.


Глава V. Правовая и социальная защита лиц,
участвующих в борьбе с терроризмом


Статья 19. Лица, участвующие в борьбе с терроризмом, подлежащие правовой и социальной защите

1. Лица, участвующие в борьбе с терроризмом, находящиеся под защитой государства. Правовой и социальной защите подлежат:

1) военнослужащие, сотрудники и специалисты федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, непосредственно участвующие (участвовавшие) в проведении контртеррористических операций;

2) лица, содействующие на постоянной или временной основе государственным органам, осуществляющим борьбу с преступностью в предупреждении, выявлении и пресечении террористических акций и (или) минимизации последствий указанных акций;

3) члены семей лиц, перечисленных в пунктах 1 и 2 части 1 настоящей статьи, если необходимость в обеспечении их защиты вызвана участием перечисленных лиц в борьбе с терроризмом.

2. Социальная защита лиц, привлекаемых к выполнению мероприятия по борьбе с терроризмом, осуществляется с учетом правового статуса таких лиц, устанавливаемого федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, в соответствии с порядком, установленным Правительством Российской Федерации.


Статья 20. Возмещение вреда лицам, участвующим в борьбе с терроризмом


1. Вред, причиненный здоровью или имуществу лиц, перечисленных в статье 19 настоящего Федерального закона, в связи с их участием в выполнении мероприятий по борьбе с терроризмом, возмещается в порядке, определяемом законодательством Российской Федерации.

2. В случае гибели лица, принимавшего участие в выполнении мероприятий по борьбе с терроризмом в процессе участия в указанных мероприятиях членам семьи погибшего и лицам, находящимся на его иждивении, выплачивается единовременное пособие в размере тысячи минимальных размеров оплаты труда, назначается пенсия по случаю потери кормильца, а также сохраняются льготы на получение жилья, оплату жилищно-коммунальных услуг, если таковые имелись у погибшего.

3. В случае, если лицо, принимавшее участие в выполнении мероприятий по борьбе с терроризмом, в процессе участия в указанных мероприятиях получило увечье, повлекшее за собой наступление инвалидности, этому лицу за счет средств федерального бюджета выплачивается единовременное пособие в размере пятисот минимальных размеров оплаты труда и назначается пенсия в соответствии с законодательством Российской Федерации.

4. В случае получения лицом, принимавшим участие в выполнении мероприятий по борьбе с терроризмом, в процессе участия в указанных мероприятиях ранения, не повлекшего за собой наступление инвалидности, этому лицу выплачивается единовременное пособие в размере ста минимальных размеров оплаты труда.


Статья 21. Освобождение от ответственности за причинение вреда

В процессе проведения контртеррористических операций на основании и в пределах, которые установлены законом, допускается вынужденное причинение вреда жизни, здоровью и имуществу террористов, а также иным правоохраняемым интересам. При этом военнослужащие, специалисты и другие лица, участвующие за вред, причиненный в ходе контртеррористической операции, в соответствии с законодательством Российской Федерации.


Статья 22. Льготное лечение выслуги лет

Военнослужащим и сотрудникам федеральных органов исполнительной власти, проходящим (проходившим) службу в подразделениях, непосредственно осуществляющих (осуществлявших) борьбу с терроризмом, в срок выслуги лет для назначения пенсий засчитывается один день службы за полтора дня, а во время участия в проведении контртеррористических операций - один день службы за три дня (если эти сроки в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации не засчитываются им в более высоких размерах).


Глава VI. Ответственность за участие
в террористической деятельности


Статья 23. Ответственность за участие в террористической деятельности

Лица, виновные в террористической деятельности, несут ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации.


Статья 24. Особенности уголовного и гражданского судопроизводства по делам о террористической деятельности

Дела о преступлениях террористического характера, а также дела о возмещении вреда, причиненного террористической акцией, по решению суда могут рассматриваться в закрытых судебных заседаниях с соблюдением всех правил судопроизводства.


Статья 25. Ответственность организации за террористическую деятельность

1. Организация признается террористической решением суда и подлежит ликвидации в судебном порядке (на основании решения суда).

При ликвидации организации, признанной террористической. принадлежащее ей имущество конфискуется и обращается в доход государства.

2. В случае признания судом Российской Федерации международной организации (ее отделения, филиала, представительства), зарегистрированной за пределами Российской Федерации, террористической, запрещается деятельность данной организации на территории Российской Федерации, ее российское отделение (филиал, представительство) ликвидируется, а принадлежащее ему имущество и имущество указанной международной организации, находящееся на территории Российской Федерации, конфискуется в доход государства.

3. Заявление о привлечении к ответственности организации за террористическую деятельность направляется в суд Генеральным прокурором Российской Федерации или подчиненными ему прокурорами.


Глава VII. Контроль и надзор за законностью
осуществления борьбы с терроризмом


Статья 26. Контроль за осуществлением борьбы с терроризмом

Контроль за осуществлением борьбы с терроризмом в Российской Федерации осуществляют Президент Российской Федерации и Правительство Российской Федерации в пределах своей компетенции.


Статья 27. Надзор за законностью осуществления борьбы с терроризмом

1. Надзор за исполнением законов при осуществлении борьбы с терроризмом осуществляют Генеральный прокурор Российской Федерации и подчиненные ему прокуроры.

2. Прокуратура Российской Федерации в пределах своей компетенции также осуществляет мероприятия по предупреждению террористической деятельности, в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации проводит предварительное расследование, осуществляет надзор за расследованием уголовных дел, связанных с террористической деятельностью, поддерживает в судах государственное обвинение по таким делам, а также принимает иные меры в соответствии с законодательством Российской Федерации.


Глава VIII. Заключительные положения


Статья 28. Приведение нормативных правовых актов в соответствие с настоящим Федеральным законом

Федеральные законы и иные нормативные правовые акты подлежат приведению в соответствие с настоящим Федеральным законом в трехмесячный срок со дня вступления его в силу.


Статья 29. Вступление настоящего Федерального закона в силу

Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.


Президент

Российской Федерации


Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.