Пояснительная записка к проекту федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О сертификации продукции и услуг" (не действует)

Пояснительная записка
к проекту федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О сертификации продукции и услуг"


Досье на проект федерального закона

Необходимость внесения изменений и дополнений в закон


Внесения изменений и дополнений в закон Российской Федерации "О сертификации продукции и услуг" обусловлено необходимостью проведения его в соответствие:

с Конституцией Российской Федерации и Гражданским кодексом Российской Федерации, которые приняты после введения в действие указанного Закона;

с требованиями Соглашения по техническим барьерам в торговле (ТБТ) Всемирной торговой организации (ВТО) в связи с подготовкой к вступлению России в ВТО;

с требованиями документов международных организаций по стандартизации (ИСО) и международной электротехнической комиссии (МЭК), в которых принимает участие Российская Федерация;

с отечественной и зарубежной практикой подтверждения соответствия продукции и услуг нормативным требованиям.

Внесение изменений и дополнений в указанный закон вызвано также необходимостью совершенствования российского законодательства в области сертификации с учетом развития в стране рыночной экономики и гармонизации его с зарубежным законодательством.

В статье 1 Федерального закона предлагается внести в Закон Российской Федерации "О сертификации продукции и услуг" следующие изменения и дополнения:

1. Часть первую статьи 1 изложить в следующей редакции:

"Сертификация продукции (далее - сертификация) - процедура подтверждения соответствия, посредством которой независимая от изготовителя (продавца, исполнителя) и потребителя (покупателя) организация письменно удостоверяет, что продукция соответствует установленным требованиям".

Определение "Сертификация продукции" приведено в соответствие с Руководством ИСО/МЭК 2 "Стандартизация и смежные виды деятельности - Общий словарь", 1996 г. (п.15.1.2.).

2. Пункт первый статьи 7 дополнить абзацем следующего содержания:

"При обязательной сертификации сертификат и знак соответствия имеют юридическую силу на всей территории Российской Федерации"

Указанное дополнение вызвано противоправной практикой принятия субъектами Российской Федерации нормативных правовых актов, обязывающих изготовителей и поставщиков проводить обязательную сертификацию товаров, имеющих сертификаты и знаки соответствия, выданные в других регионах Российской Федерации. Эти действия дискредитируют обязательную сертификацию и противоречат пункту 2 статьи 74 Конституции Российской Федерации, согласно которому ограничения перемещения товаров и услуг могут вводиться в соответствии с федеральными законами, а не законами и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

3. Дополнить статью 7 пунктом 4 следующего содержания:

"4. Подтверждение соответствия может также проводиться посредством декларации изготовителя (продавца, исполнителя) о соответствии продукции установленным требованиям в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации".

Указанное дополнение вызвано необходимостью более гибкого подхода к подтверждению соответствия продукции и услуг не только третьей стороной, но и первой стороной с принятием декларации о соответствии.

Введение этой правовой нормы будет способствовать снижению расходов на обязательную сертификацию, ускорению товарооборота на рынке без увеличения риска поступления на внутренний рынок опасной продукции.

Такой подход к подтверждению соответствия не исключает обязательной сертификации потенциально-опасной продукции, соответствует международной практике и Соглашению ВТО по техническим барьерам в торговле (ТБТ). Он также отвечает документу Европейской комиссии Генерального Директората III "Перечень мероприятий, которые должны быть предприняты Российской Федерацией" (в связи с вступлением в ВТО), согласно которому "Существующая область деятельности сертификации, проводимой третьей стороной, должна быть основана на предполагаемом потенциальном риске, и должна быть дополнена системой декларирования изготовителем..." (Брюссель, 19 июля 1997 г.).

4. Часть первую статьи 8 после слов: "лаборатории (центры)" дополнить словами: "аттестованные эксперты по сертификации".

Абзац восьмой статьи 9 после слова "аккредитации" дополнить запятой и словами: "аттестации экспертов по сертификации".

В работах по обязательной сертификации в Российской Федерации уже принимают участие эксперты по сертификации, аттестованные Госстандартом России и другими федеральными органами исполнительной власти, что соответствует международной практике и нормативным документам международных организаций (международный стандарт ИСО 10011-2 "Руководящие указания по проверке систем качества. Часть 2. Квалификационные критерии для экспертов - аудиторов по проверке систем качества").

Участие экспертов в обязательной сертификации упорядочило организацию работ по сертификации, повысило личную ответственность исполнителей за качество проводимой сертификации.

Существующая практика участия экспертов в работах по обязательной сертификации и их аттестация требует законодательного регулирования.

5. Из статьи 9 исключить последний абзац ("выдают сертификаты и лицензии на применение знака соответствия").

Это вызвано необходимостью исключения необоснованного дублирования федеральным органом исполнительной власти функций органа по сертификации (абзац второй статьи 11).

6. Часть вторую статьи 8 изложить в редакции:

"Допускаются к проведению работ по обязательной сертификации организации, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, если они не являются изготовителями (продавцами, исполнителями) и потребителями (покупателями) сертифицируемой ими продукции, при условии их аккредитации и наличии лицензии на право проведения работ по обязательной сертификации."

Указанную правовую норму следует рассматривать в совокупности с определением "Сертификация продукции" (см. пункт 1 статьи 1 проекта закона), т.е. организации, участвующие в работах по сертификации, должны быть независимыми от изготовителя (продавца, исполнителя) и потребителя (покупателя).

Независимость этих организаций устанавливается при их аккредитации и лицензировании. При этом должны учитываться ограничения, предусмотренные в данной правовой норме.

Новая формулировка соответствует международной практике и отвечает требованиям документа Европейской комиссии Генерального Директората III "Перечень мероприятий, которые должны быть предприняты Российской Федерацией", согласно которому условием присоединения Российской Федерации к Соглашению ВТО по техническим барьерам в торговле (ТБТ) - ТБТС является участие в деятельности по сертификации "неправительственных, коммерческих организаций" (Брюссель, 19 июля 1997 г.).

Аналогичные требования содержатся в документе Европейской комиссии "Соглашение ВТО по техническим барьерам в торговле. Примерный перечень обязательств, которые должна принять Российская Федерация" (Брюссель, 21 января 1998 г.).

Действующая формулировка - "Допускается участие в проведении работ по обязательной сертификации зарегистрированных некоммерческих (бесприбыльных) объединений (союзов) и организаций любых форм собственности при условии их аккредитации соответствующим государственным органом управления" с принятием Гражданского кодекса РФ оказалась неоднозначной и привела к исключению из сферы деятельности по обязательной сертификации коммерческих организаций.

Предложенная формулировка позволит привлечь к работам по обязательной сертификации наиболее компетентные организации научно-исследовательские институты, которые в условиях рыночной экономики изменили свой статус на коммерческие организации и, в силу решения Арбитражного суда Российской Федерации, при действующей правовой норме не могут быть аккредитованы в качестве органов по обязательной сертификации.

7. Статью 11 дополнить абзацем вторым следующего содержания:

"проводит идентификацию продукции, представленной на сертификацию в соответствии с правилами системы сертификации;"

Идентификация продукции уже вошла в практику сертификации, как средство установления тождественности продукции заявленному наименованию и представленной информации о ней. Действующая практика требует законодательного регулирования.

8. Статью 11 дополнить абзацем четвертым следующего содержания:

"осуществляет в установленном порядке инспекционный контроль за сертифицированной продукцией;"

В статье 9 действующего закона Госстандарту России и другим государственным органам управления Российской Федерации предоставлено право устанавливать порядок инспекционного контроля за сертифицированной продукцией. В то же время закон не устанавливает исполнителя инспекционного контроля. В практической деятельности инспекционный контроль осуществляет орган по сертификации.

В связи с этим действующая практика требует законодательного регулирования.

9. В статье 12 исключить слова: "соответствующей системой сертификации".

Исключение указанных слов обусловлено необходимостью устранения противоречия данной статьи с абзацами 5, 8 статьи 9 действующего закона, согласно которым аккредитация испытательных лабораторий (центров) для целей обязательной сертификации осуществляется не системой сертификации, а государственным органом управления Российской Федерации, на который возложена организация и проведение работ по сертификации.

Кроме этого, международной практикой не допускается совмещение деятельности по сертификации и аккредитации.

10. Статьи 17 и 18, регулирующие добровольную сертификацию, изложены в новой редакции.

Действующая редакция указанных статей не допускает проведение добровольной сертификации продукции, подлежащей обязательной сертификации, и ограничивает добровольную сертификацию только требованиями, не предусмотренными обязательной сертификацией.

Такие ограничения не дают возможности использовать добровольную сертификацию как средство повышения конкурентоспособности отечественной продукции.

В новой редакции статей 17, 18 указанные ограничения сняты. Вместе с тем в статье 17 предусмотрена правовая норма, согласно которой проведение добровольной сертификации не заменяет обязательной сертификации.

Новая редакция статьи 18 направлена на улучшение организации создания и функционирования систем добровольной сертификации с учетом отечественного и международного опыта в данной области.

11. С целью приведения в соответствие с Конституцией Российской Федерации и законотворческой практикой предлагается по тексту закона слова: "государственные органы управления Российской Федерации" заменить словами: "федеральные органы исполнительной власти", а слова: "Комитет Российской Федерации по стандартизации, метрологии и сертификации" и "Госстандарт России" заменить словами: "федеральный орган исполнительной власти по стандартизации, метрологии и сертификации".

В статье 2 Федерального закона кроме правовой нормы, предусматривающей вступление в силу данного закона, даны поручения Правительству Российской Федерации: привести свои нормативные правовые акты в соответствие с Федеральным законом и утвердить в течение трех месяцев со дня его официального опубликования порядок подтверждения соответствия продукции установленным требованиям.

Следует отметить, что предлагаемые изменения и дополнения в Закон Российской Федерации "О сертификации продукции и услуг" не потребуют дополнительных затрат на их реализацию.


Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.