Пояснительная записка к Соглашению между Правительством Российской Федерации и Правительством Азербайджанской Республики об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и имущество (не действует)

Пояснительная записка
к Соглашению между Правительством Российской Федерации и Правительством Азербайджанской Республики об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и имущество


В соответствии с действующим законодательством Министерство финансов Российской Федерации представляет пояснительную записку по вопросу ратификации Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Азербайджанской Республики об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и имущество, подписанного в г.Москве 3 июля 1997 года.

Целью вышеуказанного Соглашения является обеспечение условий, при которых юридические и физические лица каждого из договаривающихся государств не будут дважды уплачивать налоги с одного и того же вида дохода или вида имущества в своей стране и стране-партнере. Решение этого вопроса позволяет на взаимовыгодных началах привлечь в каждое из договаривающихся государств иностранные инвестиции и обеспечить условия для устранения двойного налогообложения предприятий, организаций и граждан.

При подготовке указанного Соглашения Российская Сторона основывалась на типовой модели соглашений об избежании двойного налогообложения, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 28 мая 1992 года N 352, а также договаривающиеся государства руководствовались типовой моделью, рекомендованной Организацией Экономического Сотрудничества и Развития (ОЭСР).

Основными положениями Соглашения являются следующие:


Сфера применения Соглашения


Соглашение распространяется на налоги на доходы и имущество юридических и физических лиц, имеющих постоянное местопребывание или постоянное место жительства в Российской Федерации или Азербайджане.


Налогообложение доходов (прибыли) от
предпринимательской деятельности


Соглашение предусматривает, что налогообложение доходов (прибыли) от предпринимательской деятельности лица одного договаривающегося государства в другом договаривающемся государстве производится, если такое лицо осуществляет деятельность в этом другом государстве через постоянное представительство. При этом в отношении строительно-монтажных работ установлено, что получаемая от этой деятельности прибыль будет облагаться налогом, если продолжительность таких работ превышает 12 месяцев.


Налогообложение доходов от имущества
и самого имущества


Доходы от использования имущества и само имущество облагаются налогами в том государстве, где такое имущество фактически находится. Исключение сделано в отношении транспортных средств, которые облагаются в том государстве, резидентом которого является лицо, получающее доходы от эксплуатации таких транспортных средств.


Налогообложение дивидендов


Право взимать налоги с дивидендов, получаемых из другого договаривающегося государства, предоставлено стране - получателю. В то же время оговаривается право взимания налога и в стране - источнике, если получатель дивидендов является их фактическим владельцем, однако в этом случае налог не может превышать 10% от общей суммы дивидендов.


Налогообложение процентов


Право взимать налоги с процентов, выплачиваемых по разным долговым обязательствам, предоставлено стране - получателю. В то же время оговаривается право взимания налога и в стране - источнике, если получатель процентов является их фактическим владельцем, однако в этом случае налог не может превышать 10% от общей суммы процентов.Несмотря на вышеизложенное, освобождаются от налогообложения проценты, возникающие в одном договаривающемся государстве и выплачиваемые Правительству или уполномоченному им органу другого договаривающегося государства.


Налогообложение доходов от
авторских прав и лицензий


Право взимать налоги на доходы от авторских прав и лицензий предоставлено стране - получателю. В то же время оговаривается право взимания налога и в стране - источнике, если получатель таких доходов является их фактическим владельцем, однако в этом случае налог не может превышать 10% от общей суммы дивидендов.


Налогообложение доходов физических лиц


Соглашение предусматривает режим налогообложения доходов физических лиц, аналогичный принятому в международной практике. Физическое лицо уплачивает налоги со всех своих доходов в той стране, в которой оно находится свыше 183 дней за любые 12 месяцев. Исключение с учетом международной практики сделано для членов экипажей транспортных средств, артистов, спортсменов, государственных служащих, пенсионеров, студентов и практикантов.

Соглашение гарантирует недопущение налоговой дискриминации, регулирует процедуру рассмотрения обращений и заявлений плательщиков и разрешения споров, регулирует процедуру обмена информации между компетентными органами и процедуру устранения двойного налогообложения доходов и имущества.

Соглашение подлежит ратификации и вступает в силу в день получения последнего из уведомлений о выполнении договаривающимися государствами процедур, необходимых для вступления в силу, и применяется до тех пор. пока одно из договаривающихся государств не денонсирует его путем передачи по дипломатическим каналам письменного уведомления о прекращении его действия, но не позднее чем за 6 месяцев до окончания любого календарного года.

Соглашение способствует развитию торгового, культурного и научно-технического сотрудничества между Россией и Азербайджаном, а также привлечению взаимных инвестиций. Доходная база российских бюджетов не сузится, т.к. некоторое уменьшение налогового бремени для азербайджанских юридических и физических лиц в Российской Федерации будет компенсировано за счет аналогичного его увеличения в отношении прибыли и доходов, полученных российскими организациями и гражданами на территории Азербайджана. Более того, получение возможности для налоговых органов обеих стран обмениваться необходимой информацией приведет к выявлению дополнительных источников поступлений в соответствующие бюджеты.

Таким образом представленное Соглашение является экономически и политически выгодным для Российской Федерации.


Заместитель Министра

финансов Российской Федерации

М.А. Моторин


Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.