Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия) в составе
председательствующего Федоровой Г.А,
судей Кычкиной Н.А, Игнатьевой А.Р,
с участием прокурора Рязанской А.Д,
при секретаре Васильевой Л.Э,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу представителя ответчика на решение Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 20 ноября 2018 года, которым
по гражданскому делу по иску прокурора Алданского района в интересах Ракульцевой Е.В. к Министерству здравоохранения Республики Саха (Якутия) о взыскании расходов, связанных с приобретением жизненно необходимого лекарственного препарата
постановлено:
Взыскать с Министерства здравоохранения Республики Саха (Якутия) в пользу Ракульцевой Е.В. компенсацию расходов на приобретение лекарственного средства в размере 539 000 (пятьсот тридцать девять тысяч) руб.
Заслушав доклад судьи Федоровой Г.А, объяснения представителя ответчика Гапелик Б.Б, заключение прокурора Рязанской А.Д, полагавшей решение суда законным и обоснованным, подлежащим оставлению без изменения, судебная коллегия,
установила:
Прокурор Алданского района РС(Я) в интересах Ракульцевой Е.В. обратился в суд с иском к Министерству здравоохранения РС(Я) о взыскании расходов, связанных с приобретением жизненно необходимого лекарственного препарата.
Заявленные требования обосновывал тем, что Ракульцева Е.В. страдает заболеванием ********", ей было назначено жизненно важное лекарственное средство "Ибрутиниб 140 мг".
По вине работников ответчика истец не была обеспечена жизненно необходимым лекарственным средством, семья Ракульцевой Е.В. была вынужденно приобрести жизненно необходимое лекарственное препарат "Ибрутиниб" за собственный счет.
Указывая на данные обстоятельства, просили суд взыскать с ответчика понесенные на приобретение препарата расходы в размере 539 000 руб.
Судом постановлено указанное выше решение.
Определением Якутского городского суда РС(Я) от 05 июля 2019 г. произведена замена истца на правопреемника Ракульцева И.Г.
Не согласившись с решением суда, представитель ответчика Иннокентьев Е.П. обратился с апелляционной жалобой, в которой просит отменить оспариваемое решение как необоснованное и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении иска. Доводы жалобы аналогичны возражениям на иск, проведенным в суде первой инстанции.
Прокурор Алданского района обратился с возражениями на апелляционную жалобу ответчика, просил решение суда оставить без изменения.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, объяснения представителя ответчика, заключение прокурора Рязанской А.Д, судебная коллегия приходит к следующему.
Как следует из материалов дела и установлено судом, Ракульцева Е.В. страдает ********), с сентября 2017 г. включена в региональный сегмент Федерального регистра лиц, больных гемофилией, муковисцидозом, гипофизным нанизмом, болезнью Гоше, злокачественными новообразованиями лимфоидной, кроветворной и родственных им тканей, рассеянным склерозом, лиц, после трансплантации органов и (или) тканей, в соответствии с требованиями Постановления Правительства РФ от 26.04.2012 года N 404.
В 2018 году Ракульцевой Е.В. была установлена инвалидность I группы бессрочно.
Постановлением врачебной комиссии ГАУ РС(Я) РБ N1 N10/1 от 12 февраля 2018 г. в связи с прогрессированием заболевания Ракульцевой Е.В. по жизненным показаниям было назначено лечение препаратом Ибрутиниб.
Таким образом, необходимость обеспечения Ракульцевой Е.В. лекарственным препаратом Ибрутиниб обусловлена наличием у нее хронического лимфолейкоза (код по международной классификации болезней МКБ-10: C91.1), входящего в подрубрику "злокачественные новообразования лимфоидной, кроветворной и родственных тканей (C81 - C96) рубрики "злокачественные новообразования" (C00 - C97) класса "новообразования" (C00 - D48), положениями о бесплатным обеспечением лекарственными средствами при амбулаторном лечении в соответствии с Постановлением Правительства N 890, а также назначением препарата врачебной комиссией лечебного учреждения, признавшей ее нуждаемость в лечении препаратом "Ибрутиниб" по жизненным показаниям.
В силу частей 1, 4 ст. 37 Федерального закона N 323-ФЗ медицинская помощь организуется и оказывается на основе утверждаемых уполномоченным федеральным органом исполнительной власти стандартов медицинской помощи, определяющих, какие лекарственные препараты должны использоваться при оказании медицинской помощи согласно номенклатуре.
В соответствии с п. 21 ч. 2 ст. 14 Федерального закона N 323-ФЗ к полномочиям федерального органа исполнительной власти в сфере здравоохранения относится организация обеспечения лиц, больных гемофилией, муковисцидозом, гипофизарным нанизмом, болезнью Гоше, злокачественными новообразованиями лимфоидной, кроветворной и родственных им тканей, рассеянным склерозом, лиц после трансплантации органов и тканей лекарственными препаратами.
При этом, в силу ч. 7 ст. 44 Федерального закона 323-ФЗ, обеспечение указанных лиц лекарственными препаратами осуществляется по перечню, утвержденному Правительством РФ и сформированному в установленном им порядке, в связи с чем, полномочия Министерства здравоохранения РФ по обеспечению больных семи нозологиями (7ВЗН) ограничиваются рамками указанного перечня. Аналогичное положение содержит пункт 2 Постановления Правительства РФ от 26.12.2011 г. N 1155, регулирующий порядок закупки лекарственных препаратов, предназначенных для обеспечения указанных выше лиц.
Утвержденный распоряжением Правительства РФ N 2323-р от 23.10.2017 г. перечень лекарственных средств не содержит препарата "Ибрутиниб".
Вместе с тем, согласно пп. 24 п. 2 ст. 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъекта РФ по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта РФ (за исключением субвенций из федерального бюджета) относится решение вопросов социальной поддержки и социального обслуживания инвалидов.
Реализация субъектами Российской Федерации полномочий по предметам совместного ведения, в том числе в области социальной защиты, предполагает осуществление ими нормативно-правового регулирования, включая принятие соответствующих нормативно-правовых актов. В силу положений ч. 1, 2 ст. 81 Федерального закона N 323-ФЗ, на органы государственной власти субъектов Российской Федерации возложена обязанность утверждения территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, в которой устанавливается перечень заболеваний (состояний) и перечень видов медицинской помощи, оказываемой гражданам без взимания с них платы за счет бюджетных ассигнований бюджета субъекта Российской Федерации и средств бюджета территориального фонда обязательного медицинского страхования; перечень лекарственных препаратов, отпускаемых населению в соответствии с Перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно.
В соответствии с Программой госгарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2018 год, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 08.12.2018 г. N 1492, обеспечение лекарственными препаратами осуществляется за счет средств бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации (разд. V - "Финансовое обеспечение программы").
Согласно п. 3, 4 Постановления Правительства Российской Федерации от 30.07.1994 г. N 890 "О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения" органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации поручено своевременно обеспечивать оплату лекарственных средств, отпускаемых в установленном порядке населению по рецептам врачей бесплатно при амбулаторном лечении по перечням групп населения и категориям заболеваний.
Министерство здравоохранения РС(Я) как орган исполнительной власти, реализующий государственную политику в сфере здравоохранения, обладает широкими полномочиями, включая вопросы лекарственного обеспечения населения республики, в том числе, обеспечения лекарственными препаратами граждан, включенных в Федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи.
Как указано в Определении Конституционного Суда РФ N 1054-О от 02.07.2013 г, в случае недостаточности собственных средств для покрытия расходов на обеспечение лекарственными препаратами для лечения заболеваний, включенных в перечень жизнеугрожающих и хронических прогрессирующих редких (орфанных) заболеваний, субъекты Российской Федерации вправе рассчитывать на оказание им Российской Федерацией в той или иной форме финансовой помощи целевого характера.
С Февраля 2018 г. по июнь 2018 г. Ракульцева Е.В. обеспечивалась препаратом в аптеке г.Якутска: 15.02.2018 - 1 упаковка, обеспечивает ее потребность в лекарстве до 15.03.2018; 13.03.2018 - 1 упаковка, обеспечивает ее потребность до 15.04.2018; 26.06.2018 - 2 упаковки.
То есть Ракульцева Е.В. не была обеспечена жизненно необходимым препаратом в период с 15.04.2018 по 26.06.2018.
07 мая 2018 г. была вынуждена приобрести препарат Ибрутиниб за свой счет, расходы по приобретению лекарства составили 539 000 руб, что подтверждается товарным чеком.
Правильно установив фактические обстоятельства дела, руководствуясь вышеприведенными нормами права, суд первой инстанции надлежащим ответчиком по делу, в связи с чем, обязал возместить истцу расходы на приобретение жизненно необходимого лекарственного препарата Ибрутиниб.
Доводы апелляционной жалобы, направленные на оспаривание судебного решения, судебная коллегия не может признать состоятельными, поскольку они были предметом рассмотрения суда первой инстанции, который дал им надлежащую правовую оценку, основания для иной оценки, представленных сторонами и исследованных судом доказательств, отсутствуют, приведенные выводы суда не противоречат материалам настоящего дела.
Разрешая спор, суд правильно определилобстоятельства, имеющие значение для дела, дал им надлежащую правовую оценку и постановилзаконное и обоснованное решение. Выводы суда соответствуют обстоятельствам дела. Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену решения, судом допущено не было.
Таким образом, предусмотренных ст. 330 ГПК Российской Федерации оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 328, 329, 330 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 20 ноября 2018 г. по данному делу оставить без изменений, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий: Г.А. Федорова
Судьи: Н.А. Кычкина
А.Р. Игнатьева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.