Проект федерального закона "О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения" (внесен депутатами ГД Куликом Г. В. , Харитоновым Н. М. , Чернышевым А. А. , Чуркиным Г. И. , Шевелухой В. С. ) (подписан Президентом РФ) (не действует)

Проект федерального закона
"О государственном регулировании обеспечения
плодородия земель сельскохозяйственного назначения"


 Досье на проект федерального закона

  Глава I.    Основные положения
  Глава II.   Полномочия Российской Федерации, субъектов
              Российской Федерации и органов местного самоуправления в
              области обеспечения плодородия земель
              сельскохозяйственного назначения
  Глава III.  Права и обязанности собственников, владельцев,
              пользователей и арендаторов земельных участков в области
              обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного
               назначения
  Глава IV.   Государственное регулирование деятельности в области
              обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного
              назначения
  Глава V.    Государственная поддержка деятельности в области
              обеспечения плодородия земель
              сельскохозяйственного назначения
  Глава VI.   Разрешение споров в области обеспечения плодородия
              земель сельскохозяйственного назначения и ответственность
              за нарушение законодательства Российской Федерации
              в области обеспечения плодородия земель
              сельскохозяйственного назначения
  Глава VII. Заключительные положения

Настоящий Федеральный закон устанавливает правовые основы государственного регулирования обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения.


Глава I. Основные положения


Статья 1. Основные понятия

В настоящем Федеральном законе используются следующие основные понятия:

плодородие земель сельскохозяйственного назначения - способность почвы удовлетворять потребность сельскохозяйственных культурных растений в питательных веществах, воздухе, воде, тепле, биологической и физико-химической среде и обеспечивать урожай сельскохозяйственных культурных растений;

государственное нормирование плодородия земель сельскохозяйственного назначения - установление стандартов, норм, нормативов, правил, регламентов в области обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения;

воспроизводство плодородия земель сельскохозяйственного назначения - сохранение и повышение плодородия земель сельскохозяйственного назначения посредством систематического проведения агротехнических, агрохимических, мелиоративных, фитосанитарных, противоэрозионных и иных мероприятий;

рациональное использование земель сельскохозяйственного назначения - экологически безопасное и экономически эффективное использование земель сельскохозяйственного назначения в целях производства сельскохозяйственной продукции;

деградация земель сельскохозяйственного назначения - ухудшение свойств земель сельскохозяйственного назначения в результате природного и антропогенного воздействий;

загрязнение почв - содержание в почвах химических соединений, радиоактивных элементов, патогенных организмов в количествах, оказывающих вредное воздействие на здоровье человека, окружающую природную среду, плодородие земель сельскохозяйственного назначения;

агротехнические мероприятия - совокупность научно обоснованных приемов обработки почв в целях воспроизводства плодородия земель сельскохозяйственного назначения и их рационального использования;

агрохимические мероприятия - совокупность научно обоснованных приемов применения агрохимикатов и пестицидов в целях воспроизводства плодородия земель сельскохозяйственного назначения и их рационального использования при обеспечении мер по безопасному обращению с ними в целях охраны окружающей природной среды;

мелиоративные мероприятия - проектирование, строительство, эксплуатация и реконструкция мелиоративных систем и отдельно расположенных гидротехнических сооружений, обводнение пастбищ, создание систем защитных лесных насаждений, проведение культуртехнических работ, работ по улучшению химических и физических свойств почв, научное и производственно-техническое обеспечение указанных работ;

фитосанитарные мероприятия - совокупность научно обоснованных приемов выявления и устранения засоренности почв сорными растениями, зараженности почв болезнями и вредителями сельскохозяйственных растений;

противоэрозионные мероприятия - совокупность научно обоснованных приемов защиты почв от водной, ветровой и механической эрозии;

агрохимическое обслуживание - деятельность по обеспечению производителей сельскохозяйственной продукции агрохимикатами и пестицидами, торфом и продуктами его переработки, гипсом, известковыми и органическими удобрениями, технологиями, техникой, а также деятельность по осуществлению агротехнических, агрохимических, мелиоративных, фитосанитарных, противоэрозионных и иных мероприятий, по проведению научных исследований в области обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения.


Статья 2. Цель настоящего Федерального закона

Целью настоящего Федерального закона является установление правовых основ государственного регулирования обеспечения воспроизводства плодородия земель сельскохозяйственного назначения и их рационального использования при осуществлении собственниками, владельцами, пользователями и арендаторами земельных участков хозяйственной деятельности.


Статья 3. Правовое регулирование деятельности в области обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения

Правовое регулирование деятельности в области обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения осуществляется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации, настоящим Федеральным законом и принимаемыми в соответствии с ними законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.


Глава II. Полномочия Российской Федерации, субъектов
Российской Федерации и органов местного самоуправления в
области обеспечения плодородия земель
сельскохозяйственного назначения


Статья 4. Полномочия Российской Федерации в области обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения

К полномочиям Российской Федерации в области обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения относятся:

определение государственной политики в области обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения;

разработка и принятие федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации в области обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения, контроль за их соблюдением;

разработка, утверждение и реализация федеральных целевых программ обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения, контроль за выполнением таких программ;

проведение единой научно-технической политики в области обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения;

координация деятельности федеральных органов исполнительной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения;

иные полномочия, отнесенные к полномочиям Российской Федерации Конституцией Российской Федерации и федеральными законами.


Статья 5. Полномочия субъектов Российской Федерации в области обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения

К полномочиям субъектов Российской Федерации в области обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения относятся:

разработка и принятие в соответствии с федеральными законами в области обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации в данной области;

участие в разработке и реализации федеральных целевых программ обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения;

разработка, утверждение и реализация региональных целевых программ обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения, контроль за выполнением таких программ;

контроль за воспроизводством плодородия земель сельскохозяйственного назначения и их рациональным использованием;

иные полномочия, не отнесенные к полномочиям Российской Федерации Конституцией Российской Федерации и федеральными законами.


Статья 6. Полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения

Органы местного самоуправления в соответствии с Конституцией Российской Федерации могут наделяться отдельными государственными полномочиями в области обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств.


Глава III. Права и обязанности собственников, владельцев,
пользователей и арендаторов земельных участков в области
обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного
назначения


Статья 7. Права собственников, владельцев, пользователей и арендаторов земельных участков в области обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения

Собственники, владельцы, пользователи и арендаторы земельных участков имеют право:

проводить агротехнические, агрохимические, мелиоративные, фитосанитарные и противоэрозионные мероприятия по воспроизводству плодородия земель сельскохозяйственного назначения и их рациональному использованию, а также по повышению урожайности сельскохозяйственных культурных растений;

получать в установленном Правительством Российской Федерации порядке информацию о состоянии плодородия почв на своих земельных участках и динамике изменения его состояния;

получать в установленном Правительством Российской Федерации порядке возмещение убытков, причиненных им ухудшением плодородия земель сельскохозяйственного назначения в результате неблагоприятного воздействия, вызванного деятельностью других организаций, граждан;

получать в установленном Правительством Российской Федерации порядке возмещение убытков, причиненных им временным занятием их плодородных земельных участков для государственных или муниципальных нужд;

получать в установленном Правительством Российской Федерации порядке возмещение убытков, причиненных им ограничением их прав, за исключением случаев установления охранных зон и (или) округов санитарной охраны вокруг земель природоохранного, природно-заповедного и оздоровительного назначения;

иметь другие права, если их реализация не противоречит законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации.


Статья 8. Обязанности собственников, владельцев, пользователей арендаторов земельных участков по обеспечению плодородия земель сельскохозяйственного назначения

Собственники, владельцы, пользователи и арендаторы земельных участков обязаны:

обеспечивать воспроизводство плодородия земель сельскохозяйственного назначения и их рациональное использование;

осуществлять производство сельскохозяйственной продукции способами, обеспечивающими воспроизводство плодородия земель сельскохозяйственного назначения и их рациональное использование, а также исключающими или ограничивающими неблагоприятное воздействие такой деятельности на окружающую природную среду;

соблюдать стандарты, нормы, нормативы, правила и регламенты проведения агротехнических, агрохимических, мелиоративных, фитосанитарных и противоэрозионных мероприятий;

представлять в установленном порядке в соответствующие органы исполнительной власти сведения об использовании агрохимикатов и пестицидов;

содействовать проведению почвенного, агрохимического, фитосанитарного и эколого-токсикологического обследований земель сельскохозяйственного назначения;

информировать соответствующие органы исполнительной власти о фактах деградации земель сельскохозяйственного назначения и загрязнения почв на земельных участках, находящихся в их владении или пользовании;

выполнять другие обязанности, предусмотренные законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, а также нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.


Глава IV. Государственное регулирование деятельности в области
обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного
назначения


Статья 9. Основные направления государственного регулирования деятельности в области обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения

Основными направлениями государственного регулирования деятельности в области обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения являются:

разработка законов и иных нормативных правовых актов в области обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения и контроль за соблюдением указанных актов;

осуществление инвестиционной политики в области обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения;

государственное управление в области обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения.


Статья 10. Государственное управление в области обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения

Государственное управление в области обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения осуществляется Правительством Российской Федерации, федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим управление сельским хозяйством, по согласованию со специально уполномоченным федеральным органом исполнительной власти по охране окружающей природной среды, специально уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим управление земельными ресурсами и землеустройством, и с другими заинтересованными федеральными органами исполнительной власти, а также специально уполномоченными на то органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Указанные федеральные органы исполнительной власти осуществляют свою деятельность в области обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения в соответствии с положениями об указанных органах, утвержденными Правительством Российской Федерации.

Специально уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти в области обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения и его государственные организации, осуществляющие деятельность в области обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения, образуют государственную агрохимическую службу. Положение о государственной агрохимической службе утверждается Правительством Российской Федерации.


Статья 11. Основные направления государственного управления в области обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения

Основными направлениями государственного управления в области обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения являются:

разработка и реализация федеральных целевых программ обеспечения воспроизводства плодородия земель сельскохозяйственного назначения и их рационального использования, а также региональных целевых программ в данной области;

проведение учета показателей плодородия земель сельскохозяйственного назначения и мониторинга плодородия земель сельскохозяйственного назначения;

разработка стандартов, норм, нормативов, правил, регламентов в области обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения;

разработка планов проведения агротехнических, агрохимических, мелиоративных, фитосанитарных и противоэрозионных мероприятий в области обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения;

разработка планов мероприятий по реабилитации земель сельскохозяйственного назначения, загрязненных радионуклидами, тяжелыми металлами и другими вредными веществами;

финансирование мероприятий по обеспечению плодородия земель сельскохозяйственного назначения;

финансирование научно-исследовательских работ в области обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения;

контроль за качеством используемых в целях обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения агрохимикатов и пестицидов и контроль за безопасным обращением с ними;

сертификация почв;

лицензирование деятельности по агрохимическому обслуживанию;

государственный контроль за воспроизводством плодородия земель сельскохозяйственного назначения и их рациональным использованием;

создание банков данных в области обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения;

учет эталонных участков земель сельскохозяйственного назначения.


Статья 12. Национальный доклад о состоянии плодородия земель сельскохозяйственного назначения

Правительство Российской Федерации ежегодно представляет Федеральному Собранию Российской Федерации национальный доклад о состоянии плодородия земель сельскохозяйственного назначения и о государственном регулировании и государственной поддержке в области обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения.


Статья 13. Целевые программы в области обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения

В целях обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения осуществляются разработка и реализация федеральных целевых программ обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения и региональных целевых программ в данной области.

Федеральные целевые программы обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения формируются Правительством Российской Федерации и утверждаются федеральным законом.

Региональные целевые программы обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения разрабатываются и утверждаются в порядке, предусмотренном законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.


Статья 14. Государственное нормирование плодородия земель сельскохозяйственного назначения

Государственное нормирование плодородия земель сельскохозяйственного назначения осуществляется в соответствии с законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.


Статья 15. Государственный учет показателей состояния плодородия земель сельскохозяйственного назначения

Государственный учет показателей состояния плодородия земель сельскохозяйственного назначения включает в себя сбор и обобщение результатов почвенного, агрохимического, фитосанитарного и эколого-токсикологического обследований земель сельскохозяйственного назначения. Государственный учет показателей состояния плодородия земель сельскохозяйственного назначения проводится в целях обеспечения органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, заинтересованных граждан и юридических лиц информацией о состоянии плодородия указанных земель.

Порядок государственного учета показателей состояния плодородия земель сельскохозяйственного назначения устанавливается Правительством Российской Федерации.


Статья 16. Мониторинг плодородия земель сельскохозяйственного назначения

Мониторинг плодородия земель сельскохозяйственного назначения является составной частью государственного мониторинга земель, порядок проведения которого устанавливается земельным законодательством.


Статья 17. Сертификация почв земельных участков сельскохозяйственного назначения, агрохимикатов и пестицидов

Почвы земельных участков сельскохозяйственного назначения, агрохимикаты и пестициды подлежат обязательной сертификации.

Сертификация почв земельных участков сельскохозяйственного назначения, агрохимикатов и пестицидов осуществляется в соответствии с Законом Российской Федерации "О сертификации продукции и услуг".


Статья 18. Лицензирование деятельности по агрохимическому обслуживанию

Виды деятельности по агрохимическому обслуживанию, подлежащие лицензированию, определяются федеральным законом.


Статья 19. Агрохимическое обслуживание

Агрохимическое обслуживание осуществляется государственными организациями, входящими в состав агрохимической службы, и организациями иных организационно-правовых форм, осуществляющими деятельность в области обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения, а также гражданами, осуществляющими индивидуальную предпринимательскую деятельность в области обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения. Указанные организации в целях координации своей деятельности, защиты общих интересов могут в соответствии с законодательством Российской Федерации создавать объединения в форме союзов (ассоциаций). Федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления содействуют созданию указанных организаций, а также их союзов (ассоциаций).


Статья 20. Основные направления агрохимического обслуживания

Основными направлениями агрохимического обслуживания являются:

проведение почвенных, агрохимических, фитосанитарных и эколого-токсикологических обследований и мониторинга плодородия земель сельскохозяйственного назначения;

проведение мелиоративных и противоэрозионных мероприятий в целях обеспечения воспроизводства плодородия земель сельскохозяйственного назначения и их рационального использования, в том числе консервации сильно эродированных земель;

обеспечение производителей сельскохозяйственной продукции агрохимикатами и пестицидами, торфом и продуктами его переработки, гипсом, известковыми и органическими удобрениями;

предоставление собственникам, владельцам, пользователям и арендаторам земельных участков техники для осуществления агротехнических, агрохимических, мелиоративных, фитосанитарных и противоэрозионных мероприятий.


Статья 21. Экологические требования к обеспечению плодородия земель сельскохозяйственного назначения

Обеспечение плодородия земель сельскохозяйственного назначения должно осуществляться при условии соблюдения экологических требований, установленных законодательством Российской Федерации.


Статья 22. Государственный контроль за воспроизводством плодородия земель сельскохозяйственного назначения и их рациональным использованием

Государственный контроль за воспроизводством плодородия земель сельскохозяйственного назначения и их рациональным использованием проводится специально уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, указанными в статье 10 настоящего Федерального закона, в целях обеспечения соблюдения собственниками, владельцами, пользователями и арендаторами земельных участков требований законодательства Российской Федерации.

Порядок проведения государственного контроля за воспроизводством плодородия земель сельскохозяйственного назначения и их рациональным использованием устанавливается Правительством Российской Федерации.


Глава V. Государственная поддержка деятельности в области
обеспечения плодородия земель
сельскохозяйственного назначения


Статья 23. Основные направления государственной поддержки деятельности в области обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения

Основными направлениями государственной поддержки деятельности в области обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения являются:

стимулирование инвестиционной деятельности по воспроизводству плодородия земель сельскохозяйственного назначения и их рациональному использованию;

развитие инфраструктуры государственной агрохимической службы;

организация научных исследований в области обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения;

размещение государственных заказов на производство агрохимикатов и пестицидов, добычу торфа и производство продуктов его переработки, а также на создание и производство оборудования и машин для осуществления агротехнических, агрохимических, мелиоративных, фитосанитарных и противоэрозионных мероприятий;

организация подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров в области обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения.


Статья 24. Финансирование деятельности в области обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения

1. Финансирование деятельности в области обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения может осуществляться за счет:

средств федерального бюджета, в том числе средств специального фонда обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения;

средств бюджетов субъектов Российской Федерации;

средств местных бюджетов;

кредитов кредитных организаций;

иных не запрещенных законом источников.

2. Указанные в пункте 1 настоящей статьи средства распределяются и используются в соответствии с целевыми программами обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения.

Положение о специальном фонде обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения утверждается Правительством Российской Федерации.


Статья 25. Материально-техническое обеспечение агрохимического обслуживания

От имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус таких органов, содействуют развитию агрохимического обслуживания посредством размещения государственных заказов на:

производство и поставки агрохимикатов и пестицидов производителям сельскохозяйственной продукции;

добычу торфа и производство продуктов его переработки;

производство оборудования и машин для осуществления агротехнических, агрохимических, мелиоративных, фитосанитарных и противоэрозионных мероприятий.


Статья 26. Научные исследования в области обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения

В области обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения проводятся научные исследования по разработке:

научно-исследовательских программ обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения;

показателей состояния плодородия земель сельскохозяйственного назначения с учетом природно-сельскохозяйственного районирования земель;

методик оценки состояния земель сельскохозяйственного назначения и учета показателей состояния их плодородия;

нормативов предельно допустимых концентраций вредных веществ, вредных микроорганизмов и других биологических веществ, загрязняющих почву;

норм предельно допустимых нагрузок на земли сельскохозяйственного назначения, а также норм предельно допустимого уровня применения агрохимикатов и пестицидов;

технологий проведения агротехнических, агрохимических, мелиоративных, фитосанитарных, противоэрозионных мероприятий, а также технологий добычи торфа и производства продуктов его переработки;

эффективных и экологически безопасных агрохимикатов и пестицидов;

систем обеспечения производителей сельскохозяйственной продукции информацией о состоянии земель сельскохозяйственного назначения и об агрохимическом обслуживании.


Статья 27. Подготовка, переподготовка и повышение квалификации кадров

Федеральные органы исполнительной власти в пределах своей компетенции, специально уполномоченные на то органы государственной власти субъектов Российской Федерации обеспечивают развитие системы образовательных учреждений, осуществляющих подготовку, переподготовку и повышение квалификации кадров в области обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения.


Глава VI. Разрешение споров в области обеспечения плодородия
земель сельскохозяйственного назначения и ответственность
за нарушение законодательства Российской Федерации
в области обеспечения плодородия земель
сельскохозяйственного назначения


Статья 28. Разрешение споров в области обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения

Споры, возникающие в области обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения, разрешаются в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.


Статья 29. Ответственность за нарушение законодательства Российской Федерации в области обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения

Нарушение законодательства Российской Федерации в области обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.


Статья 30. Возмещение ущерба, причиненного нарушением законодательства Российское Федерации в области обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения

Граждане, юридические лица обязаны возместить ущерб, причиненный ими в результате нарушения законодательства Российской Федерации в области обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения, в порядке, установленном гражданским законодательством.


Глава VII. Заключительные положения


Статья 31. Вступление настоящего Федерального закона в силу

Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

Предложить Президенту Российской Федерации и поручить Правительству Российской Федерации привести свои нормативные правовые акты в соответствие с настоящим Федеральным законом.


Президент Российской Федерации


Текст документа на сайте мог устареть

Вы можете заказать актуальную редакцию полного документа и получить его прямо сейчас.

Или получите полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня


Получить доступ к системе ГАРАНТ

(1 документ в сутки бесплатно)

(До 55 млн документов бесплатно на 3 дня)


Чтобы приобрести систему ГАРАНТ, оставьте заявку и мы подберем для Вас индивидуальное решение