Письмо Президента РФ от 15 апреля 1998 г. N Пр-535 О проекте федерального закона "О внесении изменения в Федеральный закон "О государственных внешних заимствованиях Российской Федерации и государственных кредитах, предоставляемых Российской Федерацией иностранным государствам, их юридическим лицам и международным организациям"

Письмо Президента РФ
от 15 апреля 1998 г. N Пр-535


На основании части 3 статьи 107 Конституции Российской Федерации отклоняю направленный 2 апреля 1998 г. Президенту Российской Федерации для подписания и обнародования Федеральный закон "О внесении изменения в Федеральный закон "О государственных внешних заимствованиях Российской Федерации и государственных кредитах, предоставляемых Российской Федерацией иностранным государствам, их юридическим лицам и международным организациям" (далее именуется - Федеральный закон), принятый Государственной Думой 4 марта 1998 г. и одобренный Советом Федерации 1 марта 1998 г.

Анализ Федерального закона свидетельствует о том, что при его подготовке не были тщательно проработаны по совокупности правового регулирования положения статьи 114 Конституции Российской Федерации, нормы статьи 15 Федерального конституционного закона "О Правительстве Российской Федерации", касающиеся реализации полномочий Правительства Российской Федерации в сфере организации бюджетной, финансовой, кредитной и денежной политики, а также решения, принимаемые Правительством Российской Федерации по осуществлению управления государственным внутренним и внешним долгом.

Статьей 15 названного Федерального конституционного закона установлено, что Правительство Российской Федерации разрабатывает и представляет Государственной Думе федеральный бюджет и обеспечивает его исполнение, а также представляет ей отчет об исполнении федерального бюджета.

Правительство Российской Федерации представляет в рамках проекта федерального закона о федеральном бюджете на соответствующий год программу государственных внешних заимствований, выделяя при этом кредиты (займы), превышающие сумму, эквивалентно 100 млн.долларов США.

В программу государственных внешних заимствований на соответствующий год включаются только проекты, одобренные постановлениями или распоряжениями Правительства Российской Федерации. Решения о привлечении иностранных кредитов принимаются Правительством Российской Федерации по каждому проекту, прошедшему экспертизу в индивидуальном порядке.

Государственная Дума утверждает программу государственных внешних заимствований на соответствующий год, а также направления привлекаемых иностранных кредитов, с разбивкой их по разделам функциональной классификации федерального бюджета на соответствующий год.

Таким образом, в настоящее время действует отлаженный механизм осуществления исполнительной и законодательной ветвями власти совместного контроля за внешними заимствованиями.

Изменениями, вносимыми в статьи 4 и 5 Федерального закона "О государственных внешних заимствованиях Российской Федерации и государственных кредитах, предоставляемых Российской Федерацией иностранным государствам, их юридическим лицам и международным организациям", в части, касающейся изменения суммы получаемых кредитов, устанавливается, что ратификации будут подлежать международные договоры, предусматривающие средства объемом свыше 10 миллионов долларов США.

Кроме того, Правительство Российской Федерации фактически лишается возможности принятия оперативных решений по привлекаемым кредитам и осуществления гибкой политики заимствований на внешних финансовых рынках с учетом складывающейся на них конъюнктуры.

В процессе реализации Федерального закона возникнет ситуация, при которой реально возрастет число международных кредитных договоров, подлежащих ратификации. Тем самым Государственной Думе чаще придется обращаться к рассмотрению вопроса о внесении изменений в программу государственных внешних заимствований на соответствующий год.

Сам факт принятия данного Федерального закона отражает тенденцию к перераспределению полномочий между исполнительной и законодательной ветвями власти и наделению Государственной Думы распорядительными функциями в сфере кредитной политики, которая в соответствии с Конституцией Российской Федерации не обладает такими полномочиями.


Б.Ельцин



Письмо Президента РФ от 15 апреля 1998 г. N Пр-535


Текст письма официально опубликован не был


Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.