Проект федерального Закона "О финансировании деятельности политических объединений" (внесен депутатом ГД В. И. Зоркальцевым) (не действует)

Проект федерального закона
"О финансировании политических объединений"

 

 Досье на проект федерального закона

 

 См. пояснительную записку
     финансово-экономическое обоснование

 

   Глава 1. Общие положения
   Глава 2. Порядок финансирования политических объединений.
   Глава 3. Финансовая ответственность и отчетность политических
            объединений
   Глава 4. Заключительные положения.

 

Глава I. Общие положения

 

Статья 1. Предмет регулирования настоящего Закона

1.1. Целями настоящего закона являются определение порядка финансового и материального обеспечения политических общественных объединений, государственного контроля и публичного раскрытия информации об их финансовой деятельности, гарантирующее равные условия для участия граждан и их объединений в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей.

1.2. Предметом регулирования настоящего закона являются гражданские отношения, складывающиеся между политическими объединениями, содействующими им гражданами и юридическими лицами, а также Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации или муниципальными образованиями.

Статья 2. Основные понятия.

В настоящем Федеральном законе используются следующие понятия:

2.1. Политическая деятельность - деятельность граждан и их объединений, направленная на реализацию права граждан на участие в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей, в том числе путем участия в референдуме и выборах в органы государственной власти и местного самоуправления. К политической деятельности относится также осуществление пропаганды и агитации, направление индивидуальных и коллективных обращений, проведение собраний, митингов и демонстраций, иные ненасильственные формы побуждения к определенным действиям или к отказу от определенных действий выборных должностных лиц и иных субъектов политической деятельности.

2.2. Политическое объединение - политическое общественное объединение (политическая партия, политическая организация, политическое движение), основной уставной целью которого является осуществление политической деятельности. К политическим объединениям относятся избирательные блоки и иные добровольные объединения двух и более политических объединений, а также региональные и местные отделения политических объединений.

2.3. Политическая партия - политическое объединение, созданное в организационно-правовой форме общественной организации, основанной на фиксированном индивидуальном членстве.

2.4. Финансирование политического объединения финансирование деятельности политического объединения, а также формирование его имущества, в том числе - формирование избирательных фондов за счет источников, предусмотренных законом.

2.5. Финансирование избирательной кампании политического объединения - финансирование деятельности политического объединения, непосредственно связанной с участием политического объединения в проведении выборов в органы государственной власти или местного самоуправления.

Статья 3. Законодательство о финансировании политических объединений.

3.1. Деятельность политических объединений регулируется Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Федеральным законом "Об общественных объединениях", федеральным законодательством о выборах и референдуме, настоящим Законом и иным гражданским законодательством.

Глава 2. Порядок финансирования политических объединений.

 

Статья 4. Порядок финансирования политического объединения

4.1. Исполнение обязательств политического объединения не может быть возложено на третье лицо, если иное не предусмотрено договором между двумя и более политическими объединениями.

4.2. Не допускается использование иностранной валюты, а также платежных документов в иностранной валюте для финансирования деятельности политических объединений.

4.3. Исполнение политическим объединением неденежных обязательств, возникающих из договора, обеспечивается неустойкой.

4.4. Политическое объединение, его региональное или местное отделение, приобретшее права юридического лица, открывают один основной расчетный счет в банковском учреждении по месту государственной регистрации общественного объединения, его регионального или местного отделения.

4.5. Наличные денежные средства, поступающие в качестве взносов и пожертвований, могут расходоваться только после внесения этих средств в полном объеме на основной расчетный счет политического объединения.

4.6. На период избирательных кампаний по выборам в органы государственной власти и местного самоуправления участвующие в них избирательные объединения и избирательные блоки образуют избирательные фонды, порядок создания и распоряжения средствами которых определяется законодательством о выборах.

4.7. Финансирование деятельности политических объединений, связанной с их участием в выборах, осуществляется исключительно через расчетные счета соответствующих избирательных фондов, создаваемых отдельно для каждой из избирательных кампаний, решение об участии в которой принято высшим органом соответствующего политического объединения.

4.8. Финансирование иной деятельности политического объединения, не связанной с участием в выборах, осуществляется исключительно через основные расчетные счета, открываемые политическим объединением.

4.9. Использование политическим объединением для финансирования своей деятельности иных расчетных счетов, помимо основных расчетных счетов и расчетных счетов избирательных фондов, не допускается, равно как и финансирование деятельности политического объединения из средств, находящихся на расчетных счетах иных юридических лиц.

Статья 5. Порядок финансирования избирательных кампаний.

5.1. Финансирование избирательных кампаний политических объединений осуществляется в порядке, предусмотренном федеральным законодательством о выборах, с учетом общего порядка финансирования политических объединений и их деятельности, определенного настоящим Законом.

5.2. Исполнение обязательств политических объединений, вытекающих из договоров, связанных с участием в выборах, осуществляется не позднее одного месяца после дня выборов. Если политическое объединение не исполнит своих обязательств по финансированию избирательной кампании к вышеуказанному сроку, то избирательная комиссия обращается в суд, который принимает решение об ответственности политического объединения в соответствии с настоящим Законом.

5.3. Исчерпание средств избирательного фонда не освобождает политические объединения от исполнения обязательств, возникших из оснований, связанных с участием в соответствующих выборах. В этом случае политическое объединение обязано восполнить недостаток средств избирательного фонда за счет иных источников, предусмотренных законодательством. В случаях, когда общая сумма таких обязательств превысит установленную федеральным законом предельную сумму финансирования избирательной кампании, либо установленный законом предельный размер финансирования деятельности из одного источника, избирательная комиссия обращается в суд, который принимает решение об ответственности политического объединения в соответствии с настоящим Законом и законодательством о выборах.

5.4. Политические объединения, входящие в избирательный блок, несут солидарную ответственность по его обязательствам, если иное не предусмотрено учредительными документами избирательного блока.

Статья 6. Собственность политических объединений.

6.1. В собственности или пользовании политических объединений может находиться любое имущество, денежные, материальные средства, объекты интеллектуальной собственности и иные объекты, владение которыми не противоречит действующему законодательству и уставу объединения.

6.2. Использование для обеспечения деятельности политических объединений объектов государственной и муниципальной собственности (зданий, сооружений, предприятий, транспорта, оргтехники, типографского и иного оборудования и т.п.) не допускается, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Законом и законодательством о выборах.

6.3. Использование политическими объединениями объектов иной собственности в своих уставных целях должно быть оформлено соответствующими письменными договорами об аренде, о безвозмездном пользовании, о передаче в управление или о лизинге, что должно быть отражено в бухгалтерском балансе данных объединений.

6.4. Использование финансовых и материальных средств, объектов интеллектуальной собственности и иного имущества политических объединений в целях, не предусмотренных уставом, не допускается.

6.5. В случае ликвидации или реорганизации политического объединения его имущество направляется на цели, предусмотренные уставом объединения.

Статья 7. Политические объединения и государственные средства массовой информации.

7.1. Информационные материалы политических объединений в период избирательной кампании размещаются в государственных и муниципальных периодических печатных средствах массовой информации, а также на государственных радио и телевидении исключительно на правах политической рекламы в порядке, предусмотренном действующим законодательством о выборах и о политической рекламе.

Статья 8. Источники и размеры финансирования политических объединений.

8.1. Допускаются следующие источники и размеры финансирования общероссийских и межрегиональных политических объединений:

а) членские взносы - не более 100.000 минимальных месячных размеров оплаты труда в год,

б) добровольные пожертвования физических лиц - не более 50.000 минимальных месячных размеров оплаты труда в год,

в) добровольные пожертвования от юридических лиц - не более 50.000 минимальных месячных размеров оплаты труда в год,

г) собственные источники объединений (прибыль от деятельности коммерческих предприятий, находящихся в собственности или учрежденных политическим объединением, либо поступления из фондов политического объединения) - в объеме не более 50.000 минимальных месячных размеров оплаты труда в год.

д) средства региональных и местных отделений политических объединений - не более 10.000 минимальных месячных размеров оплаты труда в год,

е) государственные субсидии - не более 5.000 минимальных месячных размеров оплаты труда в год.

Размер пожертвования одного физического лица не должен превышать 100 минимальных месячных размеров оплаты труда в год, одного юридического лица - 1000 минимальных месячных размеров оплаты труда в год.

Предельная сумма расходов политического объединения не должна превышать 265.000 минимальных месячных размеров оплаты труда в год.

8.2. Допускаются следующие источники и размеры финансирования региональных и местных политических объединений:

а) членские взносы - не более 5.000 минимальных месячных размеров оплаты труда в год,

б) добровольные пожертвования физических лиц - не более 5.000 минимальных месячных размеров оплаты труда в год,

в) добровольные пожертвования от юридических лиц - не более 5.000 минимальных месячных размеров оплаты труда в год,

г) собственные источники объединений (прибыль от деятельности коммерческих предприятий, находящихся в собственности или учрежденных политическим объединением, либо поступления из фондов политического объединения) - в объеме не более 5.000 минимальных месячных размеров оплаты труда в год,

д) средства общероссийских (межрегиональных) политических объединений (для региональных и местных отделений политических объединений) - не более 1.000 минимальных месячных размеров оплаты труда в год,

е) государственные (муниципальные) субсидии - не более 1.000 минимальных месячных размеров оплаты труда в год.

Размер пожертвования одного физического лица не должен превышать 100 минимальных месячных размеров оплаты труда в год, одного юридического лица - 1000 минимальных месячных размеров оплаты труда в год.

Предельная сумма расходов регионального или местного политического объединения не должна превышать 22.000 минимальных месячных размеров оплаты труда в год.

8.3. Не допускается использование для финансирования политических объединений денежных и материальных средств, собственниками которых являются:

а) иностранные граждане, лица без гражданства, зарубежные юридические лица, международные организации;

б) религиозные и благотворительные организации;

в) государство и муниципальные образования - кроме случаев, предусмотренных настоящим Законом и законами о выборах.

г) предприятия, в которых доля собственников, перечисленных в подпунктах а) - в) составляет не менее 25%, либо их представители являются руководителями (управляющими) или членами исполнительного органа управления предприятия.

8.4. В названные выше предельные объемы финансирования не включаются средства избирательных фондов, создаваемых и расходуемых в соответствии с законодательством о выборах.

Статья 9. Фонды политических объединений.

9.1. С целью более эффективного привлечения финансовых и иных средств политические объединения могут создавать фонды.

9.2. Число фондов политического объединения не ограничивается.

9.3. Финансовые и иные средства фондов, направляемые на финансирование деятельности политического объединения, входят в общий объем регулируемого финансирования данного объединения.

9.4. Источники финансирования фондов политических объединений аналогичны источникам финансирования политических объединений как таковых. Предельные размеры привлекаемых всеми фондами политического объединения финансовых средств ограничены 50.000 минимальных месячных размеров оплаты труда в год.

9.5. Фонды политического объединения не имеют права заниматься коммерческой деятельностью, но могут учреждать или приобретать в собственность предприятия.

9.6. Фонды распространяют свою деятельность на ту же территорию, что и учредившее его политическое объединение или его региональное или местное отделение.

Статья 10. Иные ограничения на финансовую деятельность политических объединений и их налогообложение.

10.1. Политические объединения не имеют права заниматься коммерческой деятельностью, но могут учреждать или приобретать в собственность предприятия.

10.2. В отношении политических объединений и их региональных и местных отделений применяются нормы налогообложения, касающиеся некоммерческих организаций.

10.3. Финансовые средства учрежденных политическим объединением предприятий, направляемые на финансирование политической деятельности в пределах общих размеров собственных источников финансирования, установленных статьей 8 настоящего Закона, исключаются из налогооблагаемой прибыли предприятия.

Глава 3. Финансовая ответственность и отчетность политических
объединений

 

Статья 11. Реестр политических объединений.

11.1. Министерство юстиции РФ и органы юстиции субъектов Федерации ведут специальные реестры политических объединений.

11.2. Реестры политических объединений должны содержать следующую информацию:

- юридические и фактические адреса политических объединений и их региональных и местных отделений, телефоны центральных, региональных и местных штаб-квартир,

- списки руководителей и финансово-ответственных лиц объединений и их региональных и местных отделений с указанием их контактных телефонов,

- банковские реквизиты объединений и их региональных и местных отделений,

- годовые финансовые отчеты политических объединений и их региональных и местных отделений.

Статья 12. Финансовая отчетность политических объединений.

12.1. Политическое объединение должно представлять ежегодные финансовые отчеты в орган, осуществивший его государственную регистрацию.

12.2. В финансовых отчетах политических объединений должны быть отражены источники и размеры финансовых поступлений и материальных приобретений. К финансовому отчету прилагается копия баланса объединения за отчетный год.

12.3. Отчет предоставляется в орган юстиции не позднее 15 февраля года, следующего за отчетным.

12.4. Министерство юстиции Российской Федерации готовит Сводный отчет о финансовой деятельности общероссийских и межрегиональных политических объединений и представляет его в Счетную палату РФ не позднее 31 марта года, следующего за отчетным. Сводный отчет публикуется в одном из официальных изданий Министерства юстиции РФ в месячный срок.

12.5. Счетная палата РФ обязана составить свое заключение по Сводному отчету и направить его в Министерство юстиции в месячный срок с момента получения Сводного отчета. Заключение Счетной палаты публикуется в том же издании Министерства юстиции РФ в месячный срок.

12.6. Орган юстиции субъекта Федерации готовит Сводный отчет по соответствующему субъекту Федерации о финансовой деятельности региональных и местных политических объединений, включая региональные и местные отделения общероссийских, межрегиональных и местных политических объединений. Не позднее 15 марта следующего за отчетным года орган юстиции субъекта Федерации представляет сводный отчет для утверждения в Министерство юстиции РФ и в контрольно-счетный орган законодательного (представительного) орган государственной власти субъекта Федерации, который в месячный срок обязан представить свое заключение.

12.7. Утвержденный Министерством юстиции РФ Сводный отчет по субъекту Федерации вместе с заключением контрольно-счетного органа законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Федерации должен быть опубликован в месячный срок в официальном издании органа юстиции субъекта Федерации, а в случае отсутствия такового - в официальном издании законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Федерации.

12.8. В случае непредставления политическим объединением (региональным и местным отделением) финансового отчета в установленный настоящей статьей срок, органы юстиции вправе обратиться в суд с требованием о ликвидации данного политического объединения, его регионального или отделения.

12.9. Порядок контроля за финансированием избирательных компаний политических объединений устанавливается законодательством о выборах.

Статья 13. Финансовая ответственность политических объединений

13.1. Лицом, ответственным за ведение финансовой деятельности о обеспечение отчетности политического объединения, его регионального или местного отделения является казначей, предлагаемый исполнительным органом политического объединения (регионального или местного отделения) и утверждаемый его общим собранием или съездом (конференцией).

13.2. Казначей несет предусмотренную действующим законодательством ответственность за соответствие настоящему Закону и законодательству о выборах финансовой деятельности политического объединения.

13.3. Отношения между политическим объединением или его региональным и местным отделением и казначеем регулируются настоящим законом, иными законами и нормативными актами, касающимися финансовой деятельности, а также уставом политического объединения.

13.4. В случае нарушения казначеем действующего законодательства политическое объединение вправе применить уставные меры привлечения казначея к ответственности либо обратиться в суд.

13.5. В случае нарушения тем или иным политическим объединением статей 5-8 настоящего Закона Министерство юстиции РФ, либо орган юстиции субъекта Федерации вправе направить в суд общей юрисдикции по месту регистрации политического объединения, его регионального или местного отделения иск о наложении денежного штрафа, замораживании счетов политического объединения или его ликвидации.

Глава 4. Заключительные положения.

 

Статья 14. Вступление в силу настоящего Федерального закона

14.1. Закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

Статья 15. О признании нормативных правовых актов в связи с вступлением в силу настоящего Федерального закона не действующими в Российской Федерации или утратившими силу

15.1. Признать утратившими силу в Российской Федерации:

Статья 16. О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты в связи с вступлением в силу настоящего Федерального закона

16.1. Внести изменения и дополнения .................

 

Президент Российской Федерации

Б.Ельцин

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.