Пояснительная записка к проекту федерального закона "О жилищных субсидиях для граждан, выезжающих из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" (не действует)

Пояснительная записка
к проекту федерального закона "О жилищных субсидиях для граждан, выезжающих из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей"


Жилищные субсидии для граждан, выезжающих из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, - заметная статья расходов федерального бюджета. Так, в 1995 году они были намечены в объеме 250,0 млрд.рублей, в 1996 году - 1200,0 млрд., а в 1997 году - 600,0 млрд.рублей. На текущий год на жилищные субсидии выезжающим северянам (вместе с расходами на строительство нового жилья взамен ветхого в зоне БАМа) предусматриваются средства федерального бюджета в объеме 1 200,0 млн. рублей (в ценах 1998 года).

Это обстоятельство диктует необходимость и тщательного правового, прежде всего законодательного, регулирования всей совокупности отношений, связанных с распределением и использованием предусматриваемых в федеральном бюджете средств на жилищные субсидии северянам, с целью максимально эффективного решения их жилищных проблем.

В последние годы высшее правовое регулирование отношений, связанных с жилищными субсидиями северянам, осуществлялось федеральными законами:

"О распределении жилищных субсидий между районами Крайнего Севера в 1995 году" (от 31 июля 1995 года N 121-ФЗ);

"О распределении жилищных субсидий районами Крайнего Севера и приравненными к ним местностями в 1996 году" (от 17 августа 1996 года N 116-ФЗ).

"О федеральном бюджете на 1997 год" (статьи 22, 91, 92 и 93) (от 26 февраля 1997 года N 29-ФЗ).

Анализ практики применения указанных федеральных законов, многочисленных обращений органов власти северных субъектов Российской Федерации и граждан-северян в Государственную Думу по вопросам о жилищных субсидиях показал, что существующее законодательное регулирование рассматриваемой области отношений не свободно от недостатков. Поэтому депутаты - члены Комитета Государственной Думы по проблемам Севера и Дальнего Востока в ходе рассмотрения в Государственной Думе проекта федерального закона "О федеральном бюджете на 1998 год" внесли в него поправку, которая была одобрена и в уже принятом этом законе реализовались в виде статьи 58, согласно которой отношения по поводу жилищных субсидий северянам регулируются отдельным законом.

Во исполнение указанной статьи 58 Федерального закона "О федеральном бюджете на 1998 год" и с целью усовершенствования сложившейся практики законодательного регулирования отношений, связанных с жилищными субсидиями северянам, депутаты - члены Комитета Государственной Думы по проблемам Севера и Дальнего Востока подготовили проект федерального закона "О жилищных субсидиях для граждан, выезжающих из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей". Этот проект был рассмотрен участниками парламентских слушаний в Государственной Думе "О ходе выполнения решений и возникающих проблемах по жилищным субсидиям северянам, инвестициям по программе "Свой дом" и строительству жилья для граждан, выезжающих из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" и одобрен ими как основа для дальнейшей работы над ним.

Текст проекта федерального закона "О жилищных субсидиях для граждан, выезжающих из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" создавался с учетом результатов его обсуждения на ряде рабочих совещаний с участием специалистов Минфина России, Минэкономики России, Госкомсевера России, Госстроя России, Минтруда России и Госкомстата России.

В чем выражается потребность улучшения существующего законодательного регулирования отношений, связанных с жилищными субсидиями северянам?

Во-первых, строго говоря, продление на 1997 год действия отдельных статей федерального закона о распределении жилищных субсидий между северными регионами в 1996 году было сопряжено, как обнаружилось при внимательном подходе к делу, с возникновением некоторых пробелов и коллизий в законодательном регулировании рассматриваемой сферы.

Во-вторых, и это главное, осознана необходимость создания такого профильного федерального закона о жилищных субсидиях северянам, который бы вобрал в себя опыт применения аналогичных федеральных законов 1995 г. и 1996 г., обоснованные пожелания субъектов Российской Федерации, а также многочисленных граждан-северян - претендентов на получение жилищных субсидий. Один пример в данной связи. В прошлом году Законодательное Собрание Камчатской области внесло в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проект федерального закона, который предусматривал внесение корректив в действующее законодательство о жилищных субсидиях северянам. Главная идея представленного законопроекта камчатцев состояла в том, чтобы при определении размера предоставляемой гражданину жилья учитывалась по ее величине в регионе вселения, а не по средней по Российской Федерации в целом, как в действующем законодательстве. Правда, после длительного обсуждения указанного законопроекта Государственная Дума пришла все же к выводу, что идею камчатцев следовало бы реализовать, но уже с 1998 года.

В качестве важных элементов, определяющих концепцию рассматриваемого проекта федерального закона, можно было бы назвать, в частности, следующее.

Во-первых, указанный законопроект мыслится, в случае его принятия, как закон долговременного действия в отличие от законов однократно годового действия, как это было в прошлые годы.

Во-вторых, в проекте закона предусмотрено поручение Правительству Российской Федерации ежегодно при разработке проекта федерального бюджета на предстоящий год предусматривать отдельной строкой ассигнования на жилищные субсидии северянам. Такая постановка вопроса, в случае успеха, избавляет от не совсем приятных ежегодных забот о восстановлении в федеральном бюджете отдельной строкой позиции по жилищным субсидиям северянам, а самое главное - давала бы правовую гарантию на выделение им средств из федерального бюджета на жилищные субсидии.

В-третьих, в проекте есть важное положение, согласно которому определяется контингент граждан, вообще имеющих право на рассматриваемые субсидии, - этого, как оказалось, не было в прошлых профильных законах.

В-четвертых, в проекте имеется в виду предоставление до 15 процентов предусматриваемых жилищных субсидий тем гражданам, которые уже выехали из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, но выехали, однако, не ранее 1 января 1992 года.

В-пятых, в качестве важнейшего компонента определения размера предоставляемой гражданину жилищной субсидии выступает теперь не средняя сложившаяся на территории Российской Федерации стоимость строительства 1 квадратного метра жилья в домах массовой застройки в 1-м полугодии 1996 года, определяемая по данным Госкомстата России, а средняя сложившаяся в регионе вселения выезжающего гражданина стоимость 1 квадратного метра общей площади жилья в домах массовой застройки на момент предоставления жилищной субсидии.

И, наконец, в-шестых, согласно проекту размер предоставляемых гражданам жилищных субсидий составляет 75-100 процентов стоимости приобретаемого в регионе вселения жилья в зависимости от стажа работы. Это резко усиливает значимость получаемой субсидии в решении жилищной проблемы северянина.

Комитета Государственной Думы по проблемам Севера и Дальнего Востока, рассмотрев итоги всей выполненной работы над проектом федерального закона "О жилищных субсидиях для граждан, выезжающих из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей", рекомендовал внести его на рассмотрение Государственной Думы.


Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.