Заключение на проект федерального закона "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" (не действует)

Заключение Правового управления Аппарата Государственной Думы
по проекту федерального закона
"О жилищных субсидиях для граждан, выезжающих из районов
Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" (1 чтение)
и проекту постановления Государственной Думы
от 20 апреля 1998 г. N 22-15/303


Изучив по поручению Комитета от 3 апреля 1998 года проект указанного федерального закона. Правовое управление сообщает.


Соответствие законопроекта федеральным законам


Законопроект содержит нормы постоянного действия, регулирующие отношения по распределению жилищных субсидий для граждан, выезжающих из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей. Однако, статьей 58 Федерального закона "О федеральном бюджете на 1998 год" установлено, что распределение жилищных субсидий гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, между субъектами Российской Федерации, размеры, условия и порядок их предоставления в 1998 году устанавливаются федеральным законом. Следовательно, действие данного законопроекта (в том числе приложения) должно быть ограничено 1998 годом и из него должны быть исключены положения, не относящиеся к распределению указанных жилищных субсидий между субъектами Российской Федерации, размерам, условиям и порядку их предоставления в 1998 году (часть 2 статьи 3, абзац 2 статьи 5).

Законопроектом также утверждается распределение средств между субъектами Российской Федерации на строительство жилья взамен ветхою в зоне БАМа, что не является предметом регулирования данного законопроекта согласно статье 58 Федерального закона "О федеральном бюджете на 1998 год", а также не соответствует его названию и преамбуле.

Статья 12. содержит поручение Счетной палате ежеквартально осуществлять контроль за перечислением и использованием средств федерального бюджета на жилищные субсидии. Однако, этот вопрос не является предметом регулирования данного законопроекта. Согласно абзацу 2 статьи 2 Федерального закона "О Счетной палате Российской Федерации" одной из задач Счетной палаты является организация и осуществление контроля за своевременным исполнением расходных статей федерального бюджета по объемам, структуре и целевому назначению, определение эффективности и целесообразности расходов государственных средств. Порядок организации и планирования работы Счетной палаты определяется согласно статье 10 указанного Федерального закона.


Постатейные замечания


В статье 1 указывается, что жилищные субсидии предоставляются гражданам, проработавшим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее 10 лет. В тоже время в других статьях (см. статьи 6, 8 и преамбулу) говорится о стаже работы (пребывания) в указанных регионах. При этом неясно, что имеется в виду под "пребыванием" граждан в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.

В статье 1 также предусматривается, что право на субсидии имеют только "малообеспеченные" граждане. В данном случае обращаем внимание, что это ухудшает положение граждан по сравнению с действующим законодательством, так как жилищные субсидии в настоящее время выделяются всем гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий. Кроме того, нужно уточнить само понятие "малообеспеченные граждане" с учетом того, что в Конституции Российской Федерации (см.статью 40) и Федеральном законе "О прожиточном минимуме в Российской Федерации" применяется понятие "малоимущие граждане".

Из статьи 2 неясно, должны ли в обязательном порядке выделяться жилищные субсидии гражданам, ранее выехавшим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, или этот вопрос будет решаться по усмотрению органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации (запись "средства федерального бюджета ... могут быть использованы" для предоставления субсидий указанным гражданам не дает ответа на этот вопрос). Также неясно, почему предполагается выделение субсидий только гражданам, выехавшим из этих регионов после января 1992 года.

В статье 6 следует уточнить, какая социальная норма площади жилья имеется в виду, так как она устанавливается субъектами Российской Федерации (по месту проживания северян или по месту строительства (приобретения) жилья).

Законопроект нуждается в юридико-технической доработке. В частности, в целом по всему тексту законопроекта необходимо уточнить в соответствии с законодательством записи: "контингент граждан", "климатически благоприятные регионы", "органы исполнительной власти (администрации) субъектов Российской Федерации, на территории которых находятся регионы Крайнего Севера и приравненные к ним местности", "закрывающихся городов". "в регионе вселения", "относительный размер предоставляемой жилищной субсидии", "субъектам хозяйственной деятельности".

По проекту постановления Государственной Думы замечаний не имеется.


Начальник Управления

В.Б.Исаков



Текст документа на сайте мог устареть

Вы можете заказать актуальную редакцию полного документа и получить его прямо сейчас.

Или получите полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня


Получить доступ к системе ГАРАНТ

(1 документ в сутки бесплатно)

(До 55 млн документов бесплатно на 3 дня)


Чтобы приобрести систему ГАРАНТ, оставьте заявку и мы подберем для Вас индивидуальное решение