Письмо Правительства РФ от 30 января 1998 г. N 0515п-П8 Заключение по проекту федерального закона "Об образовании лиц с ограниченными возможностями (специальном образовании)" (не действует)

Письмо Правительства РФ от 30 января 1998 г. N 0515п-П8
Заключение по проекту федерального закона "Об
образовании лиц с ограниченными возможностями (специальном образовании)"


Досье на проект федерального закона

В соответствии с частью 3 статьи 104 Конституции Российской Федерации в Правительстве Российской Федерации рассмотрен проект федерального закона "Об образовании лиц с ограниченными возможностями (специальном образовании)".

По существу проекта федерального закона "Об образовании лиц с ограниченными возможностями (специальном образовании)" имеются следующие замечания:

1. Значительная часть норм, содержащихся в законопроекте, дублирует дословно или с некоторыми редакционными изменениями нормы федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "Об образовании" и "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".

Так, в статьях 4,5,6,10,13,21,32 и др. повторяются положения соответствующих статей Федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "Об образовании" либо содержатся отсылки к ним. Совпадают даже заголовки статей проекта и названного федерального закона.

Ст.7,11,12 проекта в значительной части содержат предписания, установленные ст.18-20 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".

2. Законопроект изобилует отсылочными нормами к действующим федеральным законам и поручениями Правительству Российской Федерации подготовить и принять необходимые нормативно-правовые акты (ст.7,8,13,17,21,23,24,29,31,32,33,34,36 проекта). При таком количестве отсылочных норм эффективность действия закона будет напрямую поставлена в зависимость от своевременности и оперативности принятия соответствующих нормативно-правовых актов. Между тем, эффективно действующий закон должен иметь прямое действие, выступать регулятором общественных отношений независимо от наличия или отсутствия конкретизирующих его нормативноправовых актов.

3. Отдельные положения законопроекта противоречат Конституции Российской Федерации, действующим федеральным законам в сфере образования, предусматривают меры, которые ухудшают правовой статус преподавателей и иных участников образовательных отношений.

Так, например, подпункт 3 ч.1 ст.8 законопроекта о внеконкурсном приеме родителей лиц с ограниченными возможностями здоровья в высшие и средние специальные учебные заведения противоречит ст.43 Конституции Российской Федерации.

Ч.2 ст.32 проекта предусматривает положение, согласно которому педагогические и медицинские работники государственных специальных образовательных учреждений должны приниматься только по срочному трудовому договору (контракту). Между тем не имеется потребности в такой мере, поскольку Федеральный закон "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "Об образовании"(ч.2 ст.56) предусматривает регулирование трудовых отношений трудовым договором (контрактом), т.е. предоставляет возможность заключать как срочный трудовой договор (контракт), так и использовать традиционную форму трудового договора на неопределенный срок.

Ч.3 ст.32 проекта разрешает педагогическим работникам заниматься индивидуальной трудовой деятельностью лишь при наличии лицензии. При этом порядок лицензирования должен быть установлен законодательством Российской Федерации. Согласно ст.48 Федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "Об образовании" индивидуальная трудовая педагогическая деятельность не лицензируется и эта норма законопроекта является неправомерной, поскольку право на ведение педагогической деятельности гражданин получает при наличии диплома об окончании специального образовательного учреждения. В этих условиях лицензирование становится ненужной мерой.

Ч.1 ст.25 проекта необходимо привести в соответствие с п.2 ст.37 Федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "Об образовании".

Следует уточнить термины "ребенок" и "взрослый" с учетом статей 21 и 27 Гражданского кодекса Российской Федерации и др.

4. В законопроекте установлено, что вопросы признания граждан инвалидами (независимо от возраста) рассматриваются учреждениями государственной службы медико-социальной экспертизы (МСЭ), примерное положение о которых уже утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 1996 г. N 965. Следовательно, разрабатывать новый документ не требуется. При этом следует отметить, что освидетельствование в учреждениях МСЭ проводится бесплатно.

5. Принятие указанного законопроекта потребует дополнительных затрат в сумме около 1 трлн.рублей (в ценах 1997 г.), в то время как источники финансирования законопроектом не определены.

6.Ч.2 ст.5 законопроекта предусматривается разработка и утверждение федеральным законом федеральной программы развития специального образования. Поскольку реализация государственной политики в области образования, в том числе и специального, осуществляется на основе федеральной программы "Развитие образования", разрабатывать еще одну программу нецелесообразно.

Что касается выделения в бюджете отдельной строкой средств на финансирование специального образования, то структура федерального бюджета формируется в соответствии с Федеральным законом "О бюджетной классификации Российской Федерации".

Отмеченные факты дублирования норм действующих федеральных законов и наличие отсылок к нормативно-правовым актам Правительства Российской Федерации убедительно свидетельствуют о том, что данный законопроект не имеет предмета правового регулирования.

Положения законопроекта, которыми предусматриваются дополнительные гарантии и льготы лицам с ограниченными возможностями здоровья можно принять в виде изменений и дополнений в действующие федеральные законы.

Отношения в сфере деятельности специальных образовательных учреждений для лиц с ограниченными возможностями здоровья в соответствии с ч.5 ст.12 Федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "Об образовании" надлежит урегулировать в форме типового положения, утверждаемого Правительством Российской Федерации.


На основании изложенных замечаний Правительство Российской Федерации считает, что принимать специальный федеральный закон по вопросам получения образования лицами с ограниченными возможностями здоровья нецелесообразно.


Заместитель Председателя

Правительства Российской Федерации

О.Сысуев



Текст документа на сайте мог устареть

Вы можете заказать актуальную редакцию полного документа и получить его прямо сейчас.

Или получите полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня


Получить доступ к системе ГАРАНТ

(1 документ в сутки бесплатно)

(До 55 млн документов бесплатно на 3 дня)


Чтобы приобрести систему ГАРАНТ, оставьте заявку и мы подберем для Вас индивидуальное решение

Если вы являетесь пользователем системы ГАРАНТ, то Вы можете открыть этот документ прямо сейчас, или запросить его через Горячую линию в системе.