Письмо Президента РФ от 5 октября 1997 г. N Пр-1613 "Об отклонении проекта федерального закона "Об отходах производства и потребления"

Письмо Президента РФ от 5 октября 1997 г. N Пр-1613


На основании части 3 статьи 107 Конституции Российской Федерации отклоняю принятый Государственной Думой в соответствии с частью 5 статьи 105 Конституции Российской Федерации Федеральный закон "Об отходах производства и потребления".

ГАРАНТ:

См. Федеральный закон "Об отходах производства и потребления", подписанный Президентом РФ 24 июня 1998 г., N 89-ФЗ


Некоторые нормы Федерального закона противоречат отдельным положениям Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации и других законодательных актов Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 1 статьи 4 Федерального закона отходы производства и потребления относятся к объектам гражданских прав и поэтому на них распространяется действие норм гражданского законодательства, состоящего согласно пункту 2 статьи 3 Гражданского кодекса Российской Федерации из данного Кодекса и принятых в соответствии с ним иных федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в пунктах 1 и 2 статьи 2 Гражданского кодекса Российской Федерации. При этом нормы гражданского права, содержащиеся в других федеральных законах, должны соответствовать Гражданскому кодексу Российской Федерации. Однако отдельные положения статьи 4 Федерального закона, содержащей нормы гражданского права, противоречат Гражданскому кодексу Российской Федерации.

Получение (производство) отходов не является целью деятельности граждан и юридических лиц, то есть результатом той деятельности, которая служит основанием приобретения лицом в соответствии с пунктом 1 статьи 218 Гражданского кодекса Российской Федерации права собственности на новую вещь или на поступления (плоды, продукцию, доходы), полученные в результате использования имущества. Поскольку предполагается, что имущество (сырье, материалы, полуфабрикаты, иные изделия или продукты), о котором говорится в приведенном в статье 1 Федерального закона определении отходов, имеет собственника, то право собственности и на остатки (часть) данного имущества также принадлежит этому собственнику. И только если отходы производства и потребления брошены собственником или иным образом оставлены им с целью отказаться от права собственности на них, то лицо, в собственности, владении или пользовании которого находится земельный участок, водоем или иной объект, где находятся брошенные отходы, может обратить их в свою собственность, приступив к их использованию или совершив иные действия, свидетельствующие об обращении их в собственность. Поэтому пункты 1 и 2 статьи 4 Федерального закона не соответствуют пункту 2 статьи 218 и статье 226 Гражданского кодекса Российской Федерации, устанавливающих соответственно основания приобретения права собственности на имущество, которое имеет собственника, и на имущество, от которого собственник отказался.

Как указано выше, отходы производства и потребления относятся к объектам гражданских прав и на них распространяется действие норм гражданского законодательства, поэтому пункт 4 статьи 4 и абзац второй пункта 5 Федерального закона, дублирующие положения части второй статьи 236 и пункта 3 статьи 218 Гражданского кодекса Российской Федерации, подлежат исключению из текста Федерального закона.

Норма, содержащаяся в абзаце втором пункта 2 статьи 129 Гражданского кодекса Российской Федерации, предусматривающая основания ограничения оборотоспособности объектов гражданских прав, не относит к ним отсутствие в договоре об отчуждении ограниченно оборотоспособных объектов указания на цель их приобретения. Поэтому требования абзаца первого пункта 5 и пункта б статьи 4 Федерального закона об указании в договоре цели приобретения или передачи отходов противоречат данной норме Гражданского кодекса Российской Федерации и принципу свободы договора.

Статья 7. Федерального закона, в которой определяются специально уполномоченные федеральные органы исполнительной власти в области обращения с отходами, и последующие статьи Федерального закона, в которых устанавливаются полномочия этих органов, противоречат статье 10, части 1 статьи 110 и части 1 статьи 112 Конституции Российской Федерации, в соответствии с которыми определение структуры федеральных органов исполнительной власти относится к компетенции Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации.

Положение пункта 4 статьи 14 Федерального закона, предусматривающее возможность ограничения или запрета на основании решения специально уполномоченных федеральных органов исполнительной власти в области обращения с отходами и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации деятельности индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, в процессе которой образуются опасные отходы, не соответствует пункту 2 статьи 1065 Гражданского кодекса Российской Федерации, устанавливающему судебный порядок рассмотрения вопроса о приостановлении или прекращении производственной деятельности, которая причиняет вред или угрожает новым вредом. При этом суд может отказать в иске о приостановлении или прекращении такой деятельности, если ее приостановление либо прекращение противоречит общественным интересам.

Статья 25. Федерального закона к мерам экономического стимулирования деятельности в области обращения с отходами, которые определяет Правительство Российской Федерации, относит предоставление индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам налоговых льгот, что противоречит пункту 3 статьи 23 Закона РСФСР "Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в РСФСР" и статье 10 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации".

Преамбула Федерального закона устанавливает, что он определяет правовые основы обращения с отходами производства и потребления. Согласно статье 1 Федерального закона бытовые отходы к отходам производства и потребления не относятся. Поэтому пункт 3 статьи 10 и статья 13, регулирующие отношения, связанные с обращением бытовых отходов, подлежат исключению из текста Федерального закона.

Федеральный закон содержит также внутренние противоречия и редакционные неточности.


Б.Ельцин



Письмо Президента РФ от 5 октября 1997 г. N Пр-1613


Текст письма официально опубликован не был


Текст документа на сайте мог устареть

Вы можете заказать актуальную редакцию полного документа и получить его прямо сейчас.

Или получите полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня


Получить доступ к системе ГАРАНТ

(1 документ в сутки бесплатно)

(До 55 млн документов бесплатно на 3 дня)


Чтобы приобрести систему ГАРАНТ, оставьте заявку и мы подберем для Вас индивидуальное решение