Проект федерального закона "О физической культуре и спорте в Российской Федерации" (внесен депутатами ГД В. Д. Горюновым, Р. Г. Гостевым, Б. Г. Кибиревым, М. Ф. Косых, А. А. Кравец, К. С. Савельевым, А. С. Соколовым, С. А. Тотиевым и членами СФ С. Н. Рябухиным и Е. И. Саловым) (подписан Президентом РФ) (не действует)

Проект федерального закона
"О физической культуре и спорте в Российской Федерации"


 Досье на проект федерального закона

 См. финансово-экономическое обоснование
     предложения к разработке нормативных правовых актов

Глава I. Общие положения


Статья 1. Отношения, регулируемые настоящим Федеральным законом

Настоящий Федеральный закон устанавливает правовые, организационные, экономические и социальные основы деятельности физкультурно-спортивных организаций, ответственность государства за физическое воспитание подрастающего поколения и взрослого населения, принципы и меры государственной поддержки спорта высших достижений, подготовки спортивных резервов, регулирует другие отношения в области физической культуры, спорта и олимпийского движения.

Государство определяет приоритеты политики, направленные на формирование с раннего возраста и на протяжении всей жизни человека осознанной потребности в регулярных занятиях физическими упражнениями, создает условия для повсеместного перехода к массовым и индивидуальным формам организации физкультурно-оздоровительной и спортивной работы в дошкольных и образовательных учреждениях, на предприятиях, в организациях, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, среди детей дошкольного возраста, учащейся молодежи, рабочих, служащих, работников сельского хозяйства, инвалидов, пенсионеров и других категорий населения.

Государство рассматривает физическую культуру и спорт, как одно из средств профилактики заболеваний, укрепления здоровья, поддержания высокой работоспособности человека, создания рабочих мест и объединения граждан, гарантирует права на равный доступ к занятиям физическими упражнениями и спортом, придает важное значение воспитанию патриотизма, развитию и укреплению дружбы между народами.


Статья 2. Основные понятия, применяемые в настоящем Федеральном законе

Физическая культура - составная часть культуры, область социальной деятельности, представляющая собой совокупность духовных и материальных ценностей, создаваемых и используемых обществом для физического развития человека, укрепления здоровья и совершенствования двигательной активности людей.

Физическое воспитание - организованный педагогический процесс, направленный на формирование здорового, физически совершенного, морально стойкого подрастающего поколения, на укрепление здоровья, всестороннее развитие физических и духовных сил, повышение работоспособности, творческого долголетия и продления жизни людей.

Спорт - обобщенное понятие одного из компонентов физической культуры общества, исторически сложившегося в форме соревновательной деятельности и специальной практики подготовки человека к соревнованиям.

Физкультурное движение - форма социального движения, ставящая своей целью содействовать повышению уровня физической культуры населения, целенаправленную деятельность государственных и общественных организаций и граждан по развитию физической культуры и спорта.

Олимпийское движение - международное общественное движение за развитие спорта, как одного из средств достижения физического и духовного совершенствования человека, за укрепление международного спортивного сотрудничества.

Комплекс "Физкультура и здоровье" - программная и нормативная основа физического воспитания населения Российской Федерации.


Статья 3. Принципы государственной политики в области физической культуры и спорте

Государственная политика в области физической культуры и спорта осуществляется в соответствии с принципами:

непрерывности и преемственности физического воспитания для различных возрастных групп граждан на всех этапах их жизнедеятельности:

учета интересов всех граждан при разработке и реализации федеральных программ развития физической культуры и спорта, признания их ответственности за свое здоровье и физическое состояние;

признания самостоятельности всех физкультурно-спортивных объединений, отвечающих требованиям настоящего Федерального закона, равенства их прав на государственную поддержку:

создания благоприятных условий по финансированию физкультурно-спортивных и спортивно-технических организаций и олимпийского движения, физкультурно-спортивных учебных заведений и научных учреждений, а также для предприятий по производству спортивных изделий и техники.


Статья 4. Меры государственной поддержки развития физической культуры и спорта

1. Государство в лице органов государственной власти обеспечивает развитие физической культуры и спорта среди населения Российской Федерации, поддерживает физкультурно-спортивное и олимпийское движение и гарантирует:

ежегодное финансирование мероприятий в сфере физической культуры и спорта, включая подготовку и участие спортсменов в Олимпийских играх и других международных соревнованиях, из федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, муниципальных образований и внебюджетных источников;

создание условий использования физкультурно-спортивными организациями и предприятиями по производству спортивных изделий государственных финансовых, материально-технических и информационных ресурсов, а также научно-исследовательских и технических разработок и технологий;

содержание физкультурно-оздоровительных, учебных и других спортивных объектов;

создание по месту жительства граждан спортивных сооружений, а в каждом муниципальном образовании - физкультурно-оздоровительных центров и оказание на их основе физкультурно-оздоровительных и спортивных услуг;

расширение сети детско-юношеских спортивных школ всех видов и типов, детских и молодежных спортивно-оздоровительных лагерей, врачебно-физкультурных диспансеров и укрепление их материальной базы;

организацию лицензирования деятельности в области физической культуры и спорта и обязательной сертификации спортивных изделий и техники в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации:

поддержку внешнеэкономических связей физкультурно-спортивных организаций.

2. Государство поддерживает развитие спорта высших достижений и создает для этого благоприятные условия через:

развитие сети спортивных школ всех видов и типов, училищ олимпийского резерва, занимающихся подготовкой спортсменов высокой квалификации, и укрепление их материальной базы:

строительство новых и модернизацию существующих баз и центров олимпийской подготовки сборных команд Российской Федерации, а также учебных и спортивных объектов высших и средних физкультурных учебных заведений с целью улучшения условий подготовки и переподготовки кадров по физической культуре и спорту;

выделение ассигнований на комплексные научные исследования по проблемам развития спорта высших достижений;

стимулирование деятельности физкультурно-спортивных организаций по подготовке спортсменов высокого класса и их участия в международных соревнованиях;

поощрения меценатства и благотворительности.

3. Государство обеспечивает пропаганду физической культуры и спорта, физкультурно-спортивного и олимпийского движения в соответствии с законодательством Российской Федерации.

4. Государственная поддержка сферы физической культуры и спорта, физкультурно-спортивных организаций и спортивных сооружений, предприятий по производству спортивных изделий и техники осуществляется в соответствии с федеральными, региональными, межрегиональными, межотраслевыми и муниципальными программами развития физической культуры и спорта, утверждаемыми соответственно Правительством Российской Федерации, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в установленном порядке на основе представлений федерального органа исполнительной власти в области физической культуры и спорта. Олимпийского комитета России, других физкультурно-спортивных организаций.

5. Государственная поддержка физкультурно-спортивных организаций, спортивных сооружений и предприятий по производству спортивных изделий и техники не может быть использована органами государственной власти и органами местного самоуправления, их должностными лицами в нарушение уставных задач этих организаций и сооружений, а также в целях необоснованного изменения характера их деятельности,

6. Расходы по реализации федеральных, региональных и муниципальных программ развития физической культуры и спорта производятся за счет средств федерального бюджета, средств бюджетов субъектов Российской Федерации и средств бюджетов органов местного самоуправления, доходов от проведения спортивных лотерей, а также за счет внебюджетных средств и других источников, не запрещенных законодательством Российской Федерации. Средства из федерального бюджета направляются в федеральный орган исполнительной власти в области физической культуры и спорта и в Олимпийский комитет России на подготовку и участие спортсменов в Олимпийских играх.

7. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области физической культуры и спорта, общественные физкультурно-спортивные объединения могут создавать фонды поддержки программ развития физической культуры и спорта и других мероприятий, связанных с организацией физкультурно-оздоровительной и спортивной работы среди населения.


Глава II. Система физической культуры и спорта
в Российской Федерации


Статья 5. Организационная структура физкультурного движения Российской Федерации

В структуру физкультурного движения Российской Федерации входят:

спортивные клубы, коллективы физической культуры, действующие на самодеятельной и профессиональной основе в образовательных учреждениях, на предприятиях, в организациях всех форм собственности и по месту жительства граждан;

детско-юношеские спортивные школы, детско-юношеские спортивно-технические школы, специализированные детско-юношеские школы олимпийского резерва, училища олимпийского резерва, школы высшего спортивного мастерства, центры олимпийской подготовки, находящиеся в ведении органов исполнительной власти в области физической культуры и спорта, образования, профсоюзов, других организаций;

физкультурные образовательные и научные учреждения независимо от их организационно-правовых форм, типов и видов;

общероссийские общественные физкультурно-спортивные объединения, общественно-государственные физкультурно-спортивные общества, спортивные комитеты федеральных органов исполнительной власти, общероссийские федерации (союзы, ассоциации) по видам спорта, Российская оборонная спортивно-техническая организация со своими подразделениями в субъектах Российской Федерации и муниципальных образованиях:

Олимпийский комитет России;

Федеральный орган исполнительной власти в области физической культуры и спорта, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области физической культуры и спорта и подведомственные им учреждения и организации;

органы физической культуры и спорта в составе органов местного самоуправления субъектов Российской Федерации и подведомственные им учреждения и организации.


Статья 6. Компетенция органов государственной власти в области физической культуры и спорта

1. К компетенции Федерального Собрания Российской Федерации относятся:

разработка законопроектов, принятие федеральных законов в области физической культуры и спорта и внесение изменений в соответствующие законы и дополнений к ним;

утверждение соответствующих статей Федерального бюджета и контроль за их исполнением.

2. К компетенции Правительства Российской Федерации относятся:

определение государственной политики в области физической культуры и спорта;

разработка законопроектов, утверждение в соответствии с принятыми законами нормативных правовых актов;

разработка и реализация федеральных государственных программ развития физической культуры и спорта;

разрешение на лицензирование деятельности в сфере физической культуры и спорта;

осуществление бюджетного финансирования сферы физической культуры и спорта;

ежегодное рассмотрение итогов развития физической культуры и спорта в стране и утверждение программных действий в этой области на следующий год.

3. К компетенции Федерального органа исполнительной власти в области физической культуры и спорта относятся:

осуществление государственной политики в сфере физической культуры и спорта, руководство физическим воспитанием населения, разработка и реализация государственных программ развития физической культуры и спорта, внедрение физической культуры в режим труда и отдыха населения, организация массовых соревнований, спартакиад, физкультурно-спортивных фестивалей, других мероприятий физкультурно-оздоровительного характера, обеспечение подготовки резервов высококвалифицированных спортсменов для сборных команд страны;

разработка и утверждение с учетом предложений Олимпийского комитета России и физкультурно-спортивных организаций нормативов физической подготовленности различных групп населения, включая нормативы комплекса "Физкультура и здоровье";

разработка, утверждение и внедрение совместно с федеральными органами исполнительной власти в области образования и здравоохранения в учебный процесс всех дошкольных и образовательных учреждений, обязательных для выполнения дошкольниками, учащимися и студентами нормативных требований по физической подготовленности;

введение на основе научно-экспериментальной проверки новых видов физических упражнений и видов спорта в государственные программы физического воспитания населения;

пропаганда массовой физической культуры, спорта, здорового образа жизни, распространение среди различных возрастных групп населения основ знаний о физической культуре и спорте, популярных программ, комплексов физических упражнений, выпуск массовой литературы, видео- и киноматериалов;

разработка федеральных нормативов финансирования физической культуры и спорта;

установление федеральных нормативов по оказанию физкультурно-оздоровительных услуг населению, созданию льготных условий для занятий детей и инвалидов;

утверждение совместно с Олимпийским комитетом России порядка признания (и его отмены) общественных физкультурно-спортивных объединений, участвующих от лица Российской Федерации в международных спортивных связях;

осуществление прямого финансирования:

а) научных исследований в области физической культуры и спорта, включая разработку спортивных изделий, в соответствии с федеральной программой развития физической культуры и спорта;

б) содержания центров спортивной подготовки и государственных физкультурно-спортивных организаций (объединений) федерального значения;

в) подготовки (включая научно-медицинское обеспечение) и выступления в официальных международных спортивных соревнованиях резерва сборных команд России;

программное и научно-методическое обеспечение системы физической культуры и спорта, организация издания научной, учебной и популярной литературы по физической культуре и спорту в соответствии с Федеральной программой развития физической культуры и спорта;

создание единой государственной системы информационного обеспечения в области физической культуры и спорта;

разработка и утверждение совместно с Олимпийским комитетом Российской Федерации по предложениям федераций по видам спорта и физкультурно-спортивных объединений Единой всероссийской спортивной классификации, единого календарного плана физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятий. Положения о присвоении спортивных званий и других нормативных актов по физической культуре и спорту;

контроль за исполнением федерального законодательства, законодательных и нормативных актов Российской Федерации в области физической культуры и спорта;

подготовка и переподготовка кадров специалистов физической культуры и спорта;

разработка и утверждение совместно с Олимпийским комитетом России программы научных исследований по проблемам физического воспитания населения и развития спорта высших достижений, в том числе подготовку сборных команд Российской Федерации;

организация строительства и содержания действующих спортивных сооружений, включая сооружения федерального значения, строительство новых физкультурно-спортивных объектов, в том числе по месту жительства населения, помощь по этим вопросам общественным физкультурно-спортивным объединениям, другим ведомствам;

разработка и утверждение социальных нормативов развития физической культуры и спорта, а также норм и правил использования физкультурно-оздоровительных и спортивных сооружений;

изучение спроса населения на товары и оборудование физкультурно-спортивного и туристского назначения, организация их производства на предприятиях органов исполнительной власти в области физической культуры и спорта, координация производства указанных изделий на других предприятиях, контроль за качеством и ассортиментом изготавливаемой продукции;

организация лицензирования в сфере физической культуры и спорта и осуществление обязательной сертификации продукции в пределах своей компетенции;

заключение международных договоров межведомственного характера, в соответствии с законодательством Российской Федерации;

ежегодный анализ деятельности спортивных организаций страны на основе данных государственной статистики, вводимой по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области статистики.

4. Федеральный орган исполнительной власти в области физической культуры и спорта ежегодно направляет отчет о своей деятельности Президенту Российской Федерации, Федеральному собранию Российской Федерации и Правительству России.

5. К компетенции государственных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области физической культуры и спорта, органов физической культуры и спорта муниципальных образований субъектов Российской Федерации относятся:

разработка и реализация программ развития физической культуры и спорта:

внедрение физической культуры и спорта в режим учебы, труда и отдыха различных возрастных групп населения, на основе утвержденных нормативов физической подготовленности, включая требования комплекса "Физкультура и здоровье":

расширение сети спортивных школ, центров и клубов всех видов и типов и обеспечение подготовки резерва высококвалифицированных спортсменов для сборных команд страны;

разработка и реализация календарных планов физкультурно-оздоровительных и спортивно-массовых мероприятий, в том числе организация всероссийских и международных соревнований и учебно-тренировочных сборов;

формирование структур управления физической культурой и спортом, их координация и взаимодействие;

обеспечение совместно с федеральным органом исполнительной власти в области физической культуры и спорта, Олимпийским комитетом России и всероссийскими федерациями по видам спорта подготовки членов сборных команд страны и субъектов Российской Федерации и их выступление во всероссийских и международных соревнованиях.

6. Объемы финансирования государственных органов исполнительной власти в области физической культуры и спорта всех уровней устанавливаются и утверждаются соответствующими органами государственной власти.


Статья 7. Олимпийский комитет России

1. Олимпийский комитет России является общероссийским союзом общественных объединений, действующим на всей территории Российской Федерации, созданным на основе правопреемства бывшего Национального олимпийского комитета СССР. Олимпийский комитет России представляет собой самостоятельное, самоуправляемое, добровольное, неправительственное физкультурно-спортивное объединение, признанное в установленном порядке Российским государством и Международным олимпийским комитетом.

2. Олимпийский комитет России возглавляет и руководит олимпийским движением в стране, совместно с федеральным органом исполнительной власти в области физической культуры и спорта разрабатывает и проводит единую политику в развитии спорта высших достижений, осуществляет свою деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации, Олимпийской хартией Международного олимпийского комитета и своим уставом.

3. В Олимпийский комитет России в соответствии с его уставом на добровольных началах могут входить юридические и физические (граждане России) лица.

4. В собственности Олимпийского комитета России могут находиться подведомственные ему специализированные спортивные сооружения для олимпийской подготовки и соревнований, предприятия, учреждения и организации, созданные для обеспечения его деятельности и дополнительного внебюджетного финансирования.

5. Олимпийский комитет России представляет интересы Российской Федерации в международном олимпийском движении, во всех мероприятиях, проводимых Международным олимпийским комитетом, в том числе под его патронажем.

Выступления сборных команд Российской Федерации на Олимпийских играх осуществляются под Государственным флагом Российской Федерации.

6. Олимпийский комитет России является хранителем олимпийских символов и девизов Международного олимпийского комитета на территории Российской Федерации, в его собственности находится олимпийская эмблема России. Их использование в рекламных и иных целях допускается только с разрешения и на условиях Олимпийского комитета России.

7. Олимпийский комитет России осуществляет подготовку и формирование сборных команд России совместно с федеральным органом исполнительной власти в области физической культуры и спорта, общероссийскими федерациями по видам спорта, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области физической культуры и спорта на основании договоров с ними для участия в Олимпийских играх и других международных спортивных мероприятиях, координацию деятельности общественных физкультурно-спортивных объединений по вопросам олимпийского движения, развития спорта высших достижений.

Олимпийский комитет России реализует выполнение стоящих перед ним уставных задач за счет целевых средств федерального бюджета Российской Федерации, а также за счет собственных источников финансирования.


Статья 8. Общественные физкультурно-спортивные объединения

1. В Российской Федерации создаются и действуют общественные физкультурно-спортивные объединения, в том числе с участием государства. К ним относятся: физкультурно-спортивные общества профсоюзов, органов исполнительной власти, физкультурно-спортивные организации, федерации по видам спорта, спортивные клубы, коллективы физической культуры предприятий, организаций, образовательных учреждений и их объединений, иные организации, обеспечивающие развитие физической культуры и спорта.

2. Порядок образования, регистрации, реорганизации и (или) ликвидации общественных физкультурно-спортивных объединений определяются Федеральным законом "Об общественных объединениях", а также с учетом особенностей, определяемых настоящим Федеральным законом.

Общероссийскими могут быть признаны федерации, которые по сложности культивируемых видов спорта и другим особенностям не имеют возможности действовать в более чем 50 процентах территории Российской Федерации.

Перечень таких федераций определяет федеральный орган исполнительной власти в области физической культуры и спорта совместно с Олимпийским комитетом России.

3. Основные задачи, функции, структура, вопросы членства, избрания органов управления, хозяйственной деятельности, финансирования, социальной защиты спортсменов и работников физической культуры и спорта, учреждения своей символики предусматриваются уставами общественных физкультурно-спортивных объединений.

Общественные физкультурно-спортивные объединения могут вступать в соответствующие международные объединения (федерации, союзы, ассоциации), приобретать права и нести обязанности, соответствующие статусу этих международных объединений.

4. Чемпионаты, первенства, розыгрыши кубков и другие официальные соревнования Российской Федерации по видам спорта имеют право проводить только зарегистрированные в установленном порядке общероссийские федерации (союзы, ассоциации) по видам спорта, признанные федеральным органом исполнительной власти в области физической культуры и спорта и Олимпийским комитетом России, на основании единого календарного плана физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятий.

5. Общественные физкультурно-спортивные объединения, общественно-государственные физкультурно-спортивные объединения, являющиеся исполнителями отдельных разделов федеральных программ развития физической культуры и спорта, имеют право получать финансовую и иную поддержку за счет средств, предусмотренных для этих целей федеральным бюджетом Российской Федерации.

Финансирование общественных и общественно-государственных физкультурно-спортивных объединений может также осуществляться путем финансовой поддержки со стороны предприятий и организаций, спонсоров, пожертвований граждан, за счет части доходов от проведения спортивных лотерей, соревнований, предпринимательской деятельности и других поступлений, не запрещенных законодательством Российской Федерации.


Статья 9. Спортивные школы и училища олимпийского резерва

1. Спортивные школы создаются органами местного самоуправления, профсоюзными организациями, ведомствами и другими учреждениями, а также гражданами и могут находиться в ведении государственных органов исполнительной власти и органов местного самоуправления в области физической культуры и спорта, образования, профсоюзов, ведомств и иных организаций и граждан.

Училища олимпийского резерва создаются по решению органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению федерального органа исполнительной власти в области физической культуры и спорта, органов исполнительной власти в области физической культуры и спорта, образования субъектов Российской Федерации и Олимпийского комитета России и могут находиться в ведении федерального органа исполнительной власти в области физической культуры и спорта, органов исполнительной власти в области физической культуры и спорта субъектов Российской Федерации и (или) Олимпийского комитета России.

Школы высшего спортивного мастерства и центры олимпийской подготовки создаются решениями федерального органа исполнительной власти в области физической культуры и спорта, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и Олимпийского комитета России с учетом предложений федераций по видам спорта по представлению органов исполнительной власти в области физической культуры и спорта субъектов Российской Федерации и находятся в их ведении.

2. Государство обеспечивает укрепление существующей и создание новой материальной базы для спортивных школ и училищ и условий для учащихся, предусматривающих:

основную спортивную учебно-тренировочную базу по профилю спортивной школы или училища олимпийского резерва (учебный стадион с беговыми дорожками и футбольным полем, спортивные залы или крытый каток и другие);

для всех спортивных школ и училищ олимпийского резерва: плавательный бассейн, спортивные залы, летний спортивно-оздоровительный лагерь, общежитие со столовой (для училищ олимпийского резерва и школ высшего спортивного мастерства), типовой набор спортивного инвентаря и оборудования в соответствии с нормативами, утверждаемыми федеральным органом исполнительной власти в области физической культуры и спорта;

бесплатное питание для учащихся спортивных школ, проходящих подготовку в группах спортивного совершенствования и высшего мастерства, а также для учащихся училищ олимпийского резерва;

бесплатная спортивная форма и обувь для детей малообеспеченных семей.

3. Финансирование спортивных школ и училищ олимпийского резерва осуществляется за счет выделения средств из бюджетов всех уровней, средств Фонда социального страхования, средств профсоюзов и иных организаций - учредителей спортивных школ и училищ олимпийского резерва.


Статья 10. Сборные команды Российской Федерации по видам спорта

1. Сборные команды Российской Федерации и их резерв - коллективы, состоящие из спортсменов, тренеров, ученых, других работников физической культуры и спортивной медицины, являющиеся составной частью федераций (союзов, ассоциаций) по видам спорта, создаются с целью подготовки и участия в международных соревнованиях под Государственным флагом Российской Федерации.

2. Сборные команды Российской Федерации по видам спорта формируются с учетом предложений спортивных организаций субъектов Российской Федерации соответствующими общероссийскими федерациями по видам спорта на конкурсной основе. Их подготовка и участие в международных соревнованиях осуществляется за счет средств бюджетов всех уровней.

3. Финансирование сборных команд может также производиться и из других источников, незапрещенных законодательством Российской Федерации.


Статья 11. Взаимодействие органов исполнительной власти в области физической культуры и спорта и общественных физкультурно-спортивных объединений

Федеральный орган исполнительной власти в области физической культуры и спорта, Олимпийский комитет России, органы исполнительной власти в области физической культуры и спорта субъектов Российской Федерации и органы физической культуры и спорта в составе органов местного самоуправления:

1) взаимодействуют с общественными физкультурно-спортивными объединениями по всем вопросам развития физической культуры и спорта, координируют их деятельность по актуальным вопросам физкультурно-спортивного и олимпийского движения, при необходимости совместно проводят соревнования, спартакиады, другие физкультурно-спортивные мероприятия, организуют пропаганду физической культуры и спорта, строительство, ремонт и содержание спортивных сооружений, переподготовку кадров;

2) оказывают разностороннюю помощь общественным физкультурно-спортивным объединениям, в том числе финансовую на безвозмездной основе, содействуют выполнению уставных задач, заслушивают информацию по основным вопросам развития физической культуры и спорта, принимают соответствующие решения и контролируют их исполнение. Совместная деятельность осуществляется на основе договорных отношений;

3) получают от общественных физкультурно-спортивных объединений официальные сведения по формам, утвержденным в установленном законодательством порядке органами исполнительной власти в области статистики для органов исполнительной власти в области физической культуры и спорта и общественных физкультурно-спортивных объединений, дают по ним необходимые заключения и рекомендации.


Статья 12. Научно-методическое и техническое развития физической культуры и спорта

1. Организацию, проведение фундаментальных, поисковых, опытно-конструкторских, технологических, прикладных и других научно-исследовательских работ в области физической культуры и спорта осуществляют государственные научные центры, научно-исследовательские институты, лаборатории, образовательные учреждения физической культуры, созданные в установленном порядке и работающие на основании государственных и иных заказов.

2. Научно-исследовательские учреждения и подразделения сферы физической культуры и спорта ведут разработку и внедрение в практику конкретных программ, способствующих укреплению здоровья населения средствами физической культуры с обязательным участием в их реализации федеральных и региональных служб телевидения и радиовещания, совершенствуют научное обеспечение подготовки спортивных резервов и сборных команд страны к международным соревнованиям.

3. Федеральный орган исполнительной власти в области физической культуры и спорта. Олимпийский комитет России, иные заинтересованные органы государственной власти и общественные объединения содействуют научным учреждениям и подразделениям в формировании государственных и иных заказов на актуальные научно-исследовательские работы, оказывают им помощь в привлечении дополнительных источников финансирования, анализируют итоги проведенных научных работ.


Глава III. Реализация программ
физкультурно-оздоровительной работы среди граждан и развития спорта
высших достижений


Статья 13. Участие органов государственной власти, образовательных и иных учреждений, предприятий и организаций в физическом воспитании учащейся молодежи и иных граждан

1. Органы государственной власти, образовательные учреждения, предприятия всех форм собственности, учреждения и организации рассматривают физическое воспитание детей дошкольного возраста, учащейся молодежи и взрослого населения как важнейшее направление социальной политики государства. При участии физкультурно-спортивных, профсоюзных, молодежных и иных организаций они реализуют федеральные программы развития физической культуры и спорта и на их основе создают свои программы, в которых предусматриваются:

повышение качества учебных и внеклассных форм физического воспитания детей дошкольного возраста и учащейся молодежи на основе обязательных нормативных требований в дошкольных и иных образовательных учреждениях, в детских оздоровительных, молодежных и спортивных лагерях;

вовлечение граждан в систематические занятия физической культурой и спортом, обязательное внедрение в систему научной организации труда и отдыха каждого трудового коллектива производственной гимнастики, послетрудовой реабилитации;

строительство новых, расширение и реконструкция действующих спортивных сооружений для проведения физкультурно-оздоровительной работы и подготовки спортивных резервов.

2. Органы исполнительной власти, местного самоуправления, профессиональные союзы включают вопросы развития физической культуры и спорта среди детей, подростков и иных граждан в коллективные договоры, соглашения по социальным проблемам и охране труда, организуют контроль за их реализацией, а также за выполнением своих программ развития физической культуры и спорта.


Статья 14. Развитие физической культуры и спорта в дошкольных и иных образовательных учреждениях

1. В целях организации работы по физическому воспитанию и пропаганде здорового образа жизни среди подрастающего поколения в дошкольных и иных образовательных учреждениях в Российской Федерации предусматривается выделение средств на эти цели в бюджетах всех уровней на приобретение табельного спортивного инвентаря и оборудования, в приоритетном порядке на реконструкцию и строительство в каждом дошкольном и ином образовательном учреждении спортивного зала, плавательного бассейна и спортивного городка, создание для группы или отдельных крупных образовательных учреждений зональных детско-юношеских спортивных школ, детско-юношеских клубов физической подготовки и врачебно-физкультурных диспансеров.

Государство оказывает материальную и иную поддержку деятельности физкультурно-спортивных клубов в образовательных учреждениях.

2. Федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления в области образования и здравоохранения, дошкольные и образовательные учреждения, их руководители:

несут ответственность за физическое воспитание детей и учащейся молодежи, обеспечивают высокий уровень проведения в режиме учебного дня ежедневных учебных и внеучебных занятий;

во всех дошкольных учреждениях и учебных заведениях проводят на основе нормативов комплекса "Физкультура и здоровье" многоразовые соревнования по циклам обучения, обеспечивают участие детей, учащихся и студентов в аналогичных ежегодных районных, городских, областных, краевых, республиканских соревнованиях.

По итогам учебного года во всех общеобразовательных школах, учреждениях профессионального обучения каждому учащемуся выставляется оценка его физической подготовленности, а в выпускных классах (курсах) проводятся контрольные проверки.

3. Физическая подготовка молодежи допризывного возраста к военной службе проводится в общеобразовательных высших и средних специальных учебных заведениях, а также на учебных пунктах, создаваемых в районах и городах или для нескольких предприятий, учреждений и организаций, независимо от их ведомственной принадлежности и форм собственности.

Общее руководство и контроль за физической подготовкой молодежи допризывного возраста к военной службе осуществляет федеральный орган исполнительной власти в области обороны.


Статья 15. Участие молодежных и детских государственных организаций и общественных объединений в физическом воспитании детей и молодежи

Молодежные и детские государственные организации и общественные объединения:

1) участвуют в организации физкультурно-оздоровительной работы среди своих членов, привлекают детей и молодежь к занятиям физической культурой и спортом с целью формирования у молодежи здорового образа жизни, ведут борьбу с негативными проявлениями в молодежной среде, совместно со спортивными организациями проводят массовые соревнования и спартакиады:

2) создают с участием других организаций физкультурно-оздоровительные объединения, клубы, в том числе оборонно-спортивные. Привлекают к работе в них известных спортсменов, ветеранов физкультурного движения, воинов запаса. Уделяют особое внимание физкультурно-массовой работе с детьми и подростками по месту их жительства;

3) выделяют на проведение физкультурно-массовых и спортивных мероприятий необходимые средства.


Статья 16. Физическое воспитание на предприятиях и организациях

1. Руководители предприятий и организаций всех форм собственности совместно с профессиональными союзами:

1) обеспечивают условия для реализации (гражданами) работниками данного предприятия и организации права на занятия физической культурой, включающие профессионально-прикладные, физкультурно-оздоровительные и реабилитационные мероприятия в режиме трудового дня, послетрудового восстановления, а также для организации спортивно-массовой работы, по возможности вводят в свои штаты работников физической культуры и спорта;

2) на основе соглашений с общественными объединениями физкультурно-оздоровительной и спортивной направленности предоставляют для занятий физической культурой и спортом рабочих, служащих и их семей имеющиеся на балансе предприятий и организаций спортивные сооружения и базы, обеспечивают их обслуживание, капитальный и текущий ремонт, содержат технический и административный персонал, в том числе детско-юношеских спортивных школ, выделяют средства на приобретение оборудования и спортивного инвентаря:

2. Расходы предприятий и организаций на проведение физкультурно-оздоровительных мероприятий в режиме трудового дня и послетрудового восстановления работников, включая создание и содержание материальной базы для осуществления указанных мероприятий, а также содержание детско-юношеских спортивных школ, являются производственными затратами и относятся на себестоимость продукции.

На развитие физической культуры и спорта на предприятии, организации могут направляться также средства государственного социального страхования в соответствии с законодательством Российской Федерации.


Статья 17. Развитие физической культуры и спорта в сельских муниципальных образованиях

1. Государство поддерживает развитие физической культуры и спорта в сельских муниципальных образованиях. На эти цели могут выделяться средства в бюджетах субъектов Российской Федерации и местных бюджетах, в том числе на строительство физкультурно-оздоровительных центров и иных спортивных объектов в сельских муниципальных образованиях.

2. Предприятия и организации всех форм собственности агропромышленного комплекса, оформившие юридическое членство в сельском физкультурно-спортивном обществе, в соответствии с его Уставом, отчисляют ему взносы. Собранные взносы расходуются непосредственно в коллективах физической культуры и спортивных клубах на организацию физкультурно-оздоровительной и спортивной работы среди жителей сельских муниципальных образований, содержание детско-юношеских спортивных школ и оплату труда работников физической культуры и спорта.

3. Работники физической культуры и спорта, работающие и проживающие в сельских муниципальных образованиях, имеют льготы, как и сельские учителя, в соответствии с законодательством Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.


Статья 18. Организация физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятий среди инвалидов

Федеральный орган исполнительной власти в области физической культуры и спорта, органы исполнительной власти в области физической культуры и спорта субъектов Российской Федерации, общественные физкультурно-спортивные объединения совместно с физкультурно-спортивными объединениями инвалидов организуют физкультурно-оздоровительную работу, проведение спортивномассовых мероприятий, подготовку спортсменов инвалидов и их направление на всероссийские и международные соревнования, в том числе Параолимпийские# игры. Всемирные игры глухих.


Глава IV. Пропаганда физической культуры и спорта


Статьи 19. Участие государственных, общественных организаций и средств массовой информации в пропаганде физической культуры и спорта

1. Федеральные органы исполнительной власти в области физической культуры и спорта, здравоохранения, образования, общественные физкультурно-спортивные объединения, средства массовой информации определяют формы и методы пропаганды физической культуры с учетом возрастных, профессиональных и социальных особенностей различных групп населения, обеспечивают раскрытие социальной значимости физического воспитания, его роль в оздоровлении нации, борьбе с негативными явлениями - курением, употреблением алкоголя, наркотиков.

2. Газеты и другие периодические издания предусматривают специальные рубрики, организуют публикацию системных материалов образовательно-просветительного характера, формируют у людей потребность в занятиях физическими упражнениями, повышают у них интерес к знаниям в области гигиены, медицины, режима питания, организации труда и отдыха, популяризируют комплексы упражнений, в том числе для самостоятельных занятий в домашних условиях, привлекают внимание государства и широкой общественности к этим проблемам, освещают опыт трудовых коллективов и их спортивных организаций, успешно внедряющих физическую культуру в быт людей, информируют о ходе развития олимпийских и других видов спорта в стране.


Статьи 20. Пропаганда физической культуры и спорта по телевидению и радио

Федеральные, государственные и муниципальные службы телевидения и радиовещания:

устанавливают лимит на размещение спортивных программ по телевидению и радио оздоровительной направленности (утренняя, производственная гимнастика и т.п.) не менее 10 процентов к общему объему ежедневного вещания, обеспечивают высокий уровень постоянно действующих образовательных теле- и радиопрограмм, кинофильмов, электронных и компьютерных игр, других материалов, стимулирующих интерес зрителей и слушателей к самостоятельным занятиям физической культурой и спортом, дающих необходимые для этого знания, формирующих потребность всех людей в активном здоровом образе жизни;

в тесном взаимодействии с государственными органами исполнительной власти в области физической культуры и спорта. Олимпийским комитетом России, федерациями по видам спорта, советами физкультурно-спортивных организаций организуют регулярные репортажи по телевидению и радио о соревнованиях по наиболее популярным видам спорта, проводят подготовку других спортивных программ, координируют деятельность спортивных редакций различных телевизионных и радиокомпаний. При этом в целях обеспечения конституционного права граждан на отдых, наибольшего охвата зрительской аудитории, экономии бюджетных средств, совместно с вышеперечисленными организациями устанавливают порядок освещения наиболее интересных, престижных соревнований прежде всего на открытых, доступных государственных каналах радио и телевидения;

обеспечивают в приоритетном порядке финансирование программ физкультурно-оздоровительной и спортивной направленности за счет средств государственного бюджета всех уровней и других источников, имея при этом в виду, что трансляция спортивных соревнований и других спортивных мероприятий по телевидению, радио, съемки и фотографирование, производство записи их изображения и звуковые записи осуществляются только при наличии разрешения организаторов данных спортивных соревнований или мероприятий, или заключенных с ними письменных соглашений о приобретении прав у организаторов соревнований. Реклама товаров, изделий и услуг во время проведения спортивных соревнований, других спортивных мероприятий допускается также с разрешения организаторов данных соревнований или мероприятий.


Глава V. Права и обязанности спортсменов, работников
физической культуры и спорта, общественного
физкультурного актива, их социальная защита


Статья 21. Любительский спорт

1. Любительский или самодеятельный спорт - многогранное массовое движение в спортивной жизни страны, органическая часть системы физического воспитания, способ выявления перспективных и талантливых людей в различных видах спорта.

Спортсменом-любителем считается гражданин Российской Федерации, осуществляющий подготовку к соревнованиям и участвующий в них на началах добровольности.

2. Главная цель любительского спорта - физическое совершенствование человека, долголетнее сохранение им хорошего здоровья, формирование духовных и нравственно-волевых качеств личности, подготовка спортсменов.

3. Государство оказывает содействие развитию любительского спорта.


Статья 22. Профессиональный спорт

1. Профессиональный спорт - предпринимательская деятельность в спортивном движении, к которому приобщены профессиональные спортивные организации (лиги, клубы, команды), спортсмены, избравшие спорт своей профессией. Профессиональный спорт выполняет развлекательно-зрелищную функцию, удовлетворяет специфические потребности людей, содействует их вовлечению в занятия спортом.

2. Профессиональным спортсменом считается гражданин Российской Федерации или спортсмен, временно прибывший из другого государства, получающий за подготовку к соревнованиям и участие в них заработную плату.

3. Спортсмены-профессионалы состоят в официально признанных федерациях по видам спорта, физкультурно-спортивных организациях. Деятельность спортсмена-профессионала регулируется специальными нормами, разработанными на основе международных стандартов соответствующими общероссийскими федерациями по видам спорта по согласованию с Олимпийским комитетом России и федеральным органом исполнительной власти в области физической культуры и спорта.


Статья 23. Спортсмены

1. Спортсмен - гражданин, систематически занимающийся избранным видом спорта и принимающий участие в спортивных соревнованиях по установленным правилам.

2. Спортсмен высокого класса - спортсмен, систематически занимающийся видом спорта, регулярно выступающий на российских и международных соревнованиях и имеющий спортивное звание не ниже звания "Мастер спорта России" согласно требованиям Единой всероссийской спортивной квалификации.

3. Квалификационно-нормативные требования к спортсмену-любителю и к спортсмену-профессионалу определяются федеральным органом исполнительной власти в области физической культуры и спорта и Олимпийским комитетом России по представлению общероссийских федераций по видам спорта с учетом соответствующих актов международных спортивных организаций.

При выполнении установленных классификационных нормативов и требований спортсмену присваивается соответствующий спортивный разряд или звание.

4. Спортсмены высокого класса, выполнившие на конкурсной основе, при соблюдении спортивного принципа, установленные Олимпийским комитетом России и общероссийскими федерациями по видам спорта специальные нормативы, заранее обусловленные и объявленные, включаются в основной, резервный и молодежный составы сборных команд Российской Федерации. Члены сборных команд, не выполняющие установленные нормативы и систематически нарушающие свои обязанности, могут отчисляться из сборных команд Российской Федерации.


Статья 24. Права и обязанности спортсмена-любителя

1. Спортсмен-любитель в соответствии с Кодексом о труде и законодательством субъектов Российской Федерации имеет право:

1) бесплатно пользоваться физкультурно-оздоровительными и спортивными сооружениями, медицинским обслуживанием, снаряжением и спортивной одеждой, а также жильем и питанием во время тренировочных занятий (сборов) и спортивных соревнований в составе сборных команд;

2) получать денежную компенсацию по основному месту работы, службы, учебы из расчета среднемесячной заработной платы или стипендии за время, проведенное на тренировочных занятиях (сборах) и спортивных соревнованиях;

3) пользоваться иными льготами и специальными гарантиями, установленными законодательством Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

2. Спортсмен-любитель обязан:

1) достойно представлять спортивные организации в местных, общероссийских и международных соревнованиях;

2) заботиться о своих морально-волевых качествах, проявлять высокую гражданственность, изучать основы гигиены, овладевать знаниями о физической культуре и спорте, олимпийском и международном спортивном движении;

3) выступать активным популяризатором физической культуры и спорта среди граждан;

4) не употреблять медицинские препараты и не принимать процедуры, запрещенные в спорте.


Статья 25. Контракт о спортивной деятельности

Контракт о спортивной деятельности заключается на основе трудового законодательства Российской Федерации и представляет собой письменное соглашение между спортсменом (тренером, специалистом) и администрацией физкультурно-спортивной организации и регистрируется в общероссийской федерации по виду спорта, если спортсмен входит в состав сборной команды Российской Федерации. Контракт должен содержать обязанности спортсмена, его права на социальное и медицинское страхование, заключение и расторжение контракта. Физкультурно-спортивная организация обеспечивает спортсмену условия для подготовки и участия в соревнованиях, своевременную выплату заработной платы, выполняет иные обязательства, предусмотренные контрактом и не противоречащие законодательству Российской Федерации.


Статья 26. Переход спортсменов в другие спортивные организации

Спортсмен имеет право перехода из одного спортивного клуба (спортивной организации) Российской Федерации в другой клуб (организацию) или зарубежный спортивный клуб только после окончания срока контракта и выполнения указанных в контракте спортивных обязательств.

В случае перехода спортсмена в другой спортивный клуб (спортивную организацию) до истечения срока контракта или невыполнения предусмотренных в контракте обязательств, то переход спортсмена возможен только в результате взаимного согласия спортивных клубов (организаций).

Переход спортсменов с учетом возрастных ограничений, трансфертных выплат осуществляется с разрешения общероссийских федераций по видам спорта, по согласованию с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области физической культуры и спорта.


Статья 27. Работники физической культуры и спорта

1. Работниками в области физической культуры и спорта считаются лица, занимающиеся физкультурно-оздоровительной и спортивно-педагогической работой и имеющие установленную законодательством спортивную и профессиональную квалификацию. К числу этой категории работников относятся: тренеры, тренеры-преподаватели, инструкторы, методисты, инструкторы-методисты, организаторы, спортивные судьи, ученые, врачи, ветеринарные врачи, концертмейстеры, фельдшеры, массажисты, мастера спортивных сооружений, конюхи, оружейники и т.д.

2. В зависимости от образования, стажа работы, уровня профессиональной подготовки тренерам, инструкторам, методистам и другим работникам физической культуры и спорта устанавливаются квалификационные спортивные звания и категории, порядок присвоения которых регулируется специальными нормативными актами.

3. Права и обязанности работников физической культуры и спорта:

приобщать людей различных слоев и возрастов к занятиям физической культурой и спортом, увеличивать сеть физкультурно-оздоровительных и спортивных групп, команд, секций, организовывать в них конкретную работу, выступать инициаторами внедрения производственной гимнастики в режиме научной организации труда;

обеспечивать подготовку спортсменов высокой квалификации, формировать у занимающихся физической культурой и спортом нравственную гражданскую позицию, патриотизм, умение трудиться, соблюдать дисциплину, правила соревнований;

постоянно повышать свою квалификацию, уметь на высоком уровне вести воспитательную работу среди физкультурников и спортсменов, быть активными пропагандистами физической культуры и спорта, здорового образа жизни.

4. Тренеры, инструкторы, методисты, другие работники физической культуры и спорта, вносящие конкретный вклад в подготовку высококвалифицированных спортсменов, в том числе в сборных командах страны, пользуются правами, указанными в статье 24, пункт 1 настоящего закона.

5. За многолетнюю и плодотворную деятельность работники физической культуры и спорта имеют право на поощрение - присвоение государственных почетных званий, а также званий "Заслуженный тренер Российской Федерации", награждение почетными знаками федерального органа исполнительной власти в области физической культуры и спорта, Олимпийского комитета России.

За выдающиеся достижения в профессиональной физкультурно-спортивной деятельности работники физической культуры и спорта могут быть представлены к государственным наградам и иным формам поощрения.

За особые заслуги перед государством, крупные достижения в разработке теории и практики в области физической культуры и спорта, получившие мировое признание, подготовке спортсменов высокой квалификации, прославивших страну на международной спортивной арене, выдающиеся ученые, тренеры и организаторы физической культуры и спорта могут представляться к присуждению Государственных премий Российской Федерации.


Статья 28. Подготовка специалистов физической культуры и спорта

1. Подготовка специалистов для работы в сфере физической культуры и спорта осуществляется в соответствии с законами Российской Федерации "Об образовании" и " О высшем и послевузовском профессиональном образовании".

2. В структуре системы среднего специального и высшего образования реализуется практика подготовки специалистов с присвоением квалификации "бакалавр", "дипломированный специалист", "магистр", обладающих необходимыми знаниями и навыками, умеющих обеспечивать средствами физической культуры и спорта в сфере туризма, санаторно-курортного комплекса высокий уровень оздоровления различных возрастных групп населения, содействовать подготовке квалифицированных спортсменов, способствовать гармоничному воспитанию человека.

3. Государство содействует укреплению существующей и созданию в физкультурных учебных заведениях новой материальной базы, предусматривающей комплекс спортивных и иных сооружений для учебных целей, типовой набор оборудования, специализированные спортивные сооружения для подготовки специалистов различного профиля, а также бесплатную табельную спортивную форму и обувь для учащихся, студентов и преподавателей спортивных дисциплин в соответствии с нормативами, утвержденными федеральным органом исполнительной власти в области физической культуры и спорта.

4. Финансирование высших и средних профессиональных физкультурных учебных заведений, включая расходы на укрепление существующей и создание новой материальной базы, может осуществляться из средств федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации, бюджетов органов местного самоуправления и иных источников, не запрещенных действующим законодательством Российской Федерации.


Статья 29. Повышение квалификации работников физической культуры и спорта

Государство гарантирует создание условий для повышения квалификации не реже, чем один раз в пять лет работников органов исполнительной власти в области физической культуры и спорта, общественных спортивных организаций, научно-педагогических работников государственных научных учреждений и организаций, выделяя на эти цели необходимые средства за счет федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и внебюджетных источников.

Повышение квалификации работников физической культуры и спорта, общественных физкультурных кадров может осуществляться также по договорам, заключенным физическими и (или) юридическими лицами с высшими учебными заведениями и научными организациями или учреждениями, за счет средств физических и (или) юридических лиц.


Статья 30. Общественные физкультурные кадры

1. Общественные кадры - физкультурные организаторы, инструкторы по видам спорта, инструкторы производственной гимнастики, туризма, альпинизма, спортивные судьи, члены советов коллективов физической культуры и правлений спортивных клубов, члены бюро секций по видам спорта и иные организаторы, ведущие на добровольной основе работу по физической культуре и спорту.

2. Профили подготовки общественного физкультурного актива, его переподготовка и аттестация осуществляется в порядке, устанавливаемом федеральным органом исполнительной власти в области физической культуры и спорта.


Статья 31. Социальная защита спортсменов и работников физической культуры и спорта

1. Федеральный орган исполнительной власти в области физической культуры и спорта, Олимпийский комитет России, общероссийские общественные физкультурно-спортивные объединения, органы исполнительной власти в области физической культуры и спорта субъектов Российской Федерации могут выплачивать за счет бюджетных и внебюджетных средств ежемесячное материальное обеспечение в сумме не менее девятикратного минимального размера оплаты труда выдающимся спортсменам - олимпийским чемпионам, чемпионам мира и Европы, заслуженным мастерам спорта, мастерам спорта международного класса, входящим в состав сборных команд страны по видам спорта, их тренерам - заслуженным тренерам Российской Федерации и СССР.

2. Федеральный орган исполнительной власти в области физической культуры и спорта, Олимпийский комитет России, общероссийские общественные и общественно-государственные физкультурно-спортивные объединения, органы исполнительной власти в области физической культуры и спорта субъектов Российской Федерации могут устанавливать за счет бюджетных или внебюджетных средств, а также средств предприятий, учреждений, организаций, различных форм собственности и иных источников финансирования денежное содержание в сумме, не менее семикратного минимального размера оплаты труда, спортсменам, входящим в состав сборных команд страны по видам спорта, их тренерам, а также спортсменам, выступающим в составах команд по игровым видам спорта в чемпионатах России, их тренерам и руководителям клубных команд.

3. Спортсменам, входившим в состав сборных команд Российской Федерации или СССР не менее пяти лет, добившимся высоких спортивных результатов, завоевавшим звания олимпийского чемпиона, назначаемые им пенсии в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации повышаются на 50 процентов, но не менее чем на 100 процентов минимального размера пенсии по старости.

Спортсменам, входившим в состав сборных команд Российской Федерации или СССР не менее пяти лет, неоднократно занимавшим вторые и третьи места на Олимпийских играх, первые, вторые и третьи места на чемпионатах мира, чемпионатах Европы, имеющим общий трудовой стаж не менее 20 лет, назначаемые им пенсии в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, могут повышаться на 50 процентов, но не менее чем на 100 процентов минимального размера пенсии по старости.

Олимпийским чемпионам, призерам Олимпийских игр (вторые и третьи места), чемпионам и призерам (вторые и третьи места) чемпионатов мира и Европы могут предусматриваться также за счет средств федерального или бюджетов субъектов Российской Федерации и иных источников финансирования: обеспечение жильем нуждающихся спортсменов по месту их жительства; медицинское и санаторно-курортное лечение; для спортсменов, окончивших спортивные выступления и не имеющих высшего образования, бесплатное обучение в высших учебных заведениях с ежемесячной выплатой повышенной стипендии, устанавливаемой Правительством Российской Федерации.

4. Выдающимся спортсменам, входившим в состав сборных команд Российской Федерации не менее пяти лет, имеющим общий трудовой стаж не менее 20 лет и большие заслуги перед Российской Федерацией, неоднократно завоевывавшим звания олимпийского чемпиона, чемпиона мира и чемпиона Европы, их тренерам, имеющим звание "Заслуженный тренер России" или "Заслуженный тренер СССР", а также организаторам, имеющим особые заслуги перед государством в развитии физкультурно-спортивного и олимпийского движения и спорта высших достижений, устанавливается за счет средств федерального бюджета дополнительное пожизненное ежемесячное материальное обеспечение в сумме десятикратного минимального размера оплаты труда, предусмотренного законодательством Российской Федерации. На них распространяются также льготы, изложенные в пункте 3 настоящей статьи.

5. Работникам физической культуры и спорта, обеспечивающим (или обеспечивавшим) на протяжении многих лет высокий уровень физкультурно-оздоровительной и спортивной работы среди населения или успешное выступление спортсменов на Олимпийских играх и других международных соревнованиях, награжденных орденами и медалями Российской Федерации и СССР или имеющим почетные звания Российской Федерации или "Заслуженный тренер России", "Заслуженный тренер СССР", предусматриваются за счет средств бюджетов всех уровней: дополнительное пожизненное ежемесячное материальное обеспечение в сумме пятикратного минимального размера оплаты труда; льготное медицинское и санаторно-курортное обслуживание; бесплатное пользование общественным транспортом; обеспечение жильем.

6. Спортсменам, здоровью которых причинен вред в связи с занятиями спортом или в соревнованиях, проводимых спортивной организацией, в установленном порядке гарантируется медицинская, социальная, бытовая и профессиональная реабилитация.


Глава VI. Ресурсное обеспечение сферы физической
культуры и спорта


Статья 32. Строительство и содержание физкультурно-оздоровительных, спортивных и иных сооружений и зданий

1. В настоящем Федеральном законе под физкультурно-оздоровительными, спортивными и спортивно-техническими сооружениями понимаются объекты, созданные для занятий населения физическими упражнениями, спортом и проведения зрелищных мероприятий. Они подразделяются на объекты федерального, регионального и местного значения и могут принадлежать соответствующим органам исполнительной власти, органам местного самоуправления, а также общественным и общественно-государственным физкультурно-спортивным организациям, иным юридическим лицам.

Физкультурно-оздоровительные, спортивные и спортивно-технические сооружения, включая спортивные объекты, обеспечивающие централизованную подготовку сборных команд Российской Федерации, и занимаемые ими земельные территории независимо от подчиненности, являются достоянием государства и приватизации не подлежат.

Спортивные сооружения могут принадлежать физическим лицам, если указанные объекты построены или приобретены за счет собственных средств граждан.

2. Государство принимает участие в финансировании строительства, реконструкции и эксплуатации физкультурно-оздоровительных и спортивных сооружений, привлекает к их созданию и содержанию на началах кооперации хозяйственные и иные организации.

3. Не допускается ликвидация имеющихся государственных и муниципальных спортивных сооружений, пока на данной территории не будут созданы равнозначные объекты для занятий физической культурой и спортом.

4. За государственными высшими, средними профессиональными образовательными и научно-исследовательскими учреждениями физической культуры, школами высшего спортивного мастерства, центрами олимпийской подготовки, училищами олимпийского резерва, детско-юношескими и другими спортивными школами закрепляются на праве оперативного управления здания, сооружения, имущество, оборудование, а также другое необходимое имущество потребительского, социального, культурного и иного назначения. За ними, а также за владельцами физкультурно-оздоровительных, спортивных и спортивно-технических сооружений закрепляются в бессрочное безвозмездное пользование выделенные им земельные участки в порядке, определяемом органами государственной власти субъектов Российской Федерации, в соответствии с действующим законодательством.

5. Нормативы обеспеченности жилых районов основными физкультурно-спортивными сооружениями определяются органами исполнительной власти в области физической культуры и спорта субъектов Российской Федерации на основе действующих градостроительных норм.

Реализация этого законодательного положения возлагается на органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления, с привлечением соответствующих органов исполнительной власти в области физической культуры и спорта.

6. Содержание физкультурно-оздоровительных и спортивных объектов по месту жительства населения, в том числе их ремонт, организацию массовых мероприятий, оплату труда работников физической культуры и спорта, проводящих занятия с жителями микрорайонов или поселков, осуществляется органами жилищно-коммунального хозяйства в пределах имеющихся у них общих ассигнований, включая средства от уплаты гражданами за жилищно-коммунальные услуги.

7. Расходы на содержание физкультурно-оздоровительных и спортивных сооружений в местах жительства и массового отдыха населения, проведение спортивных мероприятий производятся также за счет внебюджетных фондов развития районов и городов, добровольных взносов учреждений, организаций, предприятий и их объединений, не имеющих своих спортивных объектов, физических лиц и других поступлений, не противоречащих законодательству Российской Федерации.

8. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации могут распространять на физкультурно-спортивные организации, спортивные сооружения и предприятия спортивной промышленности страны независимо от ведомственной принадлежности и форм собственности, тарифы на отпуск сетевого газа, электрическую, тепловую энергию, водоснабжение и водоотведение, как это предусмотрено при отпуске для населения, а пользование услугами почтовой, телеграфной и телефонной связи - по тарифам, которые устанавливаются для бюджетных организаций.

Указанные тарифы могут снижаться на 50 и более процентов для спортивных школ всех типов, училищ олимпийского резерва, физкультурных учебных заведений и научных учреждений. Вопрос о расходах на эти цели также определяют органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления.

9. Спортивные сооружения не разрешается использовать не по прямому назначению. Средства от сдачи в аренду части помещений и площадей физкультурно-оздоровительных и спортивных сооружений, не используемых в основной деятельности, получаемые предприятиями и организациями, у которых они находятся на балансе, подлежат учету на отдельном субсчете и расходуются исключительно на покрытие затрат, связанных с организацией и проведением занятий в спортивных школах и физкультурно-оздоровительных группах, содержанием, ремонтом и развитием материально-технической базы этих физкультурно-оздоровительных и спортивных сооружений.

10. Спортивные сооружения федерального значения, построенные за счет государственного бюджета или иных источников финансирования для подготовки сборных команд Российской Федерации (СССР), могут быть переданы федеральному органу исполнительной власти в области физической культуры и спорта и Олимпийскому комитету России на правах безвозмездного и бессрочного совместного оперативного управления. Решение о передаче таких объектов принимается Правительством Российской Федерации.

11. Для спортивных баз федерального значения, на которых ведется подготовка сборных команд страны, в соответствии со второй частью пункта 8 настоящей статьи устанавливаются льготные условия их содержания. Перечень таких баз устанавливается федеральным органом исполнительной власти в области физической культуры и спорта, Олимпийским комитетом России.

Спортивные базы федерального значения, являющиеся национальными олимпийскими центрами и непосредственно входящие в систему федерального органа исполнительной власти в области физической культуры и спорта и Олимпийского комитета России, содержатся за счет средств федерального бюджета и других источников финансирования.

12. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления могут регулировать цены на посещение соревнований, аренду спортивных сооружений, продажу абонементов населению на эти сооружения, разрешать региональным муниципальным спортивным объектам проведение занятий бесплатно или на льготных условиях для детей дошкольного возраста, детей малообеспеченных и многодетных семей, учащихся, студентов, пенсионеров, инвалидов и, в случае необходимости, предусматривать компенсацию соответствующим спортивным сооружениям за счет бюджетных средств субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления или других источников финансирования.

13. Организаторы спортивных мероприятий обеспечивают во взаимодействии со специализированными службами и ведомствами безопасность проведения таких мероприятий для участников и зрителей.


Статья 33. Спортивная промышленность

1. Спортивная промышленность - совокупность промышленных предприятий, производящих продукцию физкультурно-спортивного и туристского назначения для населения и спорта высших достижений, и научных организаций, разрабатывающих спортивно-технические изделия.

В настоящем Федеральном законе под предприятиями спортивной промышленности понимаются специализированные комбинаты, заводы, фабрики и научные организации, а также отдельные цеха неспециализированных промышленных предприятий, осуществляющие свою деятельность на основании лицензий на производство продукции физкультурно-спортивного и туристского назначения по технической документации и (или) нормативным актам, утверждаемым в порядке, устанавливаемом федеральным органом исполнительной власти в области физической культуры и спорта.

2. Государство поддерживает развитие спортивной промышленности в Российской Федерации (в том числе строительство новых и модернизацию действующих специализированных предприятий) в соответствии с федеральными, региональными, отраслевыми и муниципальными программами, утверждаемыми в установленном порядке соответственно Правительством Российской Федерации, органами власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.


Статья 34. Налогообложение спортивных организаций

1. Учреждения физической культуры и спорта, спортивные сооружения всех форм собственности, используемые в сфере оздоровления, физической культуры и спорта, освобождаются от налогообложения, отчислений и сборов в федеральный, региональный и местный бюджеты, в том числе на землю, пользование водными объектами, трудовые и природные ресурсы. Не облагаются налогом отчисления предприятий, организаций, а также спонсоров на нужды физического воспитания населения, содержание команд мастеров.

2. Доходы от предпринимательской деятельности общественных и общественно-государственных физкультурно-спортивных объединений, перечисляемые на специальные счета и используемые на уставные цели этих объединений, налогами не облагается.

3. Не включается в совокупный облагаемый доход при налогообложении с физических лиц стоимость питания, спортивного снаряжения, оборудования и спортивной формы, призов в денежной и натуральной форме, получаемых спортсменами и работниками физической культуры и спорта на учебно-тренировочных сборах, соревнованиях в Российской Федерации и на международной арене (за исключением физических лиц, осуществляющих деятельность в профессиональном спорте).

4. Порядок налогообложения, освобождения физкультурно-спортивных организаций, спортивных сооружений, предприятий спортивной промышленности от уплаты налогов, отсрочки и рассрочки их уплаты устанавливается в соответствии с налоговым законодательством.


Статья 35. Лицензирование видов деятельности и сертификация продукции и услуг в сфере физической культуры и спорта

1. Федеральный орган исполнительной власти в области физической культуры и спорта осуществляет лицензирование видов деятельности, определенных для него Правительством Российской Федерации, включая деятельность по оказанию физкультурно-оздоровительных и спортивных услуг негосударственными организациями и индивидуальными предпринимателями в соответствии с законодательством Российской Федерации.

2. Лицензирование отдельных видов деятельности в сфере физической культуры и спорта могут осуществлять также органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области физической культуры и спорта, общероссийские федерации по видам спорта.

3. Федеральный орган исполнительной власти в области физической культуры и спорта проводит и осуществляет обязательную сертификацию продукции и услуг в сфере физической культуры и спорта.


Статья 36. Поддержка внешнеэкономической деятельности

1. Федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации поддерживают спортивные организации в осуществлении экспортно-импортных операций, в реализации программ и проектов в области внешнеэкономической деятельности, содействуют их участию в международных соревнованиях и спортивно-зрелищных мероприятиях, учебно-тренировочных сборах.

2. Федеральный орган исполнительной власти в области физической культуры и спорта. Олимпийский комитет России, органы исполнительной власти в области физической культуры и спорта субъектов Российской Федерации освобождаются от уплаты таможенной пошлины, налога на добавленную стоимость и акциза на импортируемые в Российскую Федерацию специальное оборудование, инвентарь, спортивную технику и товары по контрактам, заключенным в целях осуществления физкультурно-спортивных услуг, оказываемых физкультурно-спортивными организациями для проведения спортивных соревнований, в том числе международных, организации учебно-тренировочных сборов для спортсменов и физкультурно-спортивных занятий с населением, включая спортсменов-инвалидов. Льготы относятся также к предприятиям по производству продукции спортивного назначения и импортируемые в их адрес материалы и оборудование.

3. Федеральный орган исполнительной власти в области физической культуры и спорта. Олимпийский комитет России вправе заключать договоры с отдельными общероссийскими общественными физкультурно-спортивными объединениями на реализацию ими контрактов, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи.


Глава VII. Заключительные положения


Статья 37. Ответственность должностных лиц федеральных органов исполнительной власти и руководителей общественных физкультурно-спортивных объединений за исполнение настоящего Федерального закона

1. Должностные лица федеральных органов исполнительной власти несут ответственность за соблюдение положений настоящего Федерального закона в соответствии с законодательством Российской Федерации. Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, принятые с нарушением настоящего Федерального закона, ограничивающие права общественных физкультурно-спортивных объединений, спортсменов, работников физической культуры и спорта, либо устанавливающие такой порядок осуществления этих прав, который существенно затрудняет их использование, признаются недействительными в установленном законодательством порядке.

2. Неисполнение либо ненадлежащее исполнение должностными лицами федеральных органов власти своих обязанностей, предусмотренных настоящим Федеральным законом, влечет за собой дисциплинарную, административную, уголовную или гражданско-правовую ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

3. Руководители общественных физкультурно-спортивных объединений, представившие ложные сведения о составе и деятельности этих объединений в целях получения государственной поддержки несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации и возмещают нанесенный ущерб.


Статья 38. Приведение нормативных правовых актов в соответствие с настоящим Федеральным законом.

Предложить Президенту Российской Федерации и поручить Правительству Российской Федерации привести в соответствие с настоящим Федеральным законом свои нормативные правовые акты.


Статья 39. Вступление в силу настоящего Федерального закона.

Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.


Текст документа на сайте мог устареть

Вы можете заказать актуальную редакцию полного документа и получить его прямо сейчас.

Или получите полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня


Получить доступ к системе ГАРАНТ

(1 документ в сутки бесплатно)

(До 55 млн документов бесплатно на 3 дня)


Чтобы приобрести систему ГАРАНТ, оставьте заявку и мы подберем для Вас индивидуальное решение