• ТЕКСТ ДОКУМЕНТА
  • АННОТАЦИЯ
  • ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ

ОБОСНОВАНИЕ НЕОБХОДИМОСТИ ПРИНЯТИЯ ПРОЕКТА

Обоснование
необходимости принятия Федерального закона
Российской Федерации
"О гражданско-правовой ответственности за причинение
ядерного вреда и ее финансовом обеспечении"


Среди прочих всеобъемлющих мер по обеспечению безопасности при использовании атомной энергии на одно из первых мест в настоящее время выдвигается дальнейшая разработка правовых проблем возмещения ядерного вреда и принятия законодательных актов, регламентирующих режим гражданско-правовой ответственности в области использования атомной энергии.

В России в настоящее время отсутствуют специальные нормы, регламентирующие ответственность за ядерный вред, а также финансовый и страховой механизм, обеспечивающие возмещение. Действующие нормы российского законодательства не учитывают полностью особенности ядерного вреда и не обеспечивают в достаточной мере защиты потерпевших. Что касается принятого в последние годы законодательства, связанного о возмещении вреда, то оно регулирует отношения в области гражданско-правовой ответственности за ядерный вред не в полной мере. Это законодательство в основном закрепляет государственную систему льгот и компенсаций за вред, нанесенный здоровью и имуществу граждан.

Государство не должно полностью перекладывать на свои плечи все финансовое бремя возмещения причиненного ядерным инцидентом вреда здоровью и имуществу потерпевших. Необходимо восполнение пробелов отечественного законодательства в этой области и принятие специального закона, направленного на обеспечение возмещения материального и иного вреда юридическим и физическим лицам, вызванного радиационным воздействием, а также не формирование соответствующего компенсационного механизма, позволяющего создать систему финансового обеспечения безопасного функционирования ядерных объектов.

Действие такого закона должно быть направлено на определение субъектов гражданско-правовой ответственности за ядерный вред, установление оснований и пределов ответственности, а также создание механизма обязательного финансового обеспечения гражданско-правовой ответственности и дополнительных финансовых гарантий возмещения вреда.

Данное требование вытекает из Федерального закона "Об использовании атомной энергии", так и из некоторых других законодательных актов, например, из Закона Российской Федерации "О страховании".

Потребности в скорейшей разработке и принятии Федерального закона "О гражданско-правовой ответственности за причинение ядерного вреда и ее финансовом обеспечении" обусловлены следующими факторами:

- невозможностью покрытия такого вреда за счет федерального бюджета;

- ограниченностью собственных финансовых средств эксплуатирующих организаций для полного покрытия возможного вреда;

- современным состоянием отечественного страхового рынка, частные страхователи которого не могут разворачивать модные страховые фонды при отсутствии законодательной базы;

- необходимостью разработки специальных норм о возмещении ядерного вреда и ядерном страховании в дополнение к действующим нормам, в частности, в Гражданском Кодексе Российской Федерации, в Федеральном законе "Об использовании атомной энергии";

- наличием требований федеральных органов по ядерной и радиационной безопасности при лицензировании деятельности предприятий и организаций, эксплуатирующих ядерно- и радиационно опасные объекты, по предоставлению доказательств финансового обеспечения покрытия причиненного вреда, что возможно только при законодательном определении этого процесса.

Кроме того, следует подчеркнуть, что законодательное решение вопросов возмещения ядерного вреда составляет необходимое условие дальнейшего развития международных отношений России с другими странами в области использования атомной энергии. Неучастие России в действующих международных конвенциях о гражданско-правовой ответственности за ядерный вред перед третьими лицами представляет собой серьезную опасность для международного сообщества, уже пострадавшего от чернобыльской катастрофы, а также существенно затрудняет международное сотрудничество в области использования атомной энергии.

Принятие национального законодательства о возмещении ядерного вреда и ядерном страховании, основные положения которого должны соответствовать международным конвенциям о гражданско-правовой ответственности за ядерный вред, позволит России присоединиться к существующему в этой сфере международно-правовому режиму и тем самым создаст необходимые предпосылки для полноправного выхода России на международный ядерный рынок.

Настоятельная необходимость разработки данного проекта федерального закона непосредственно вытекает из факта подписания (1996 г.) Россией Венской (1963 г.) конвенции о гражданско-правовой ответственности за ядерный ущерб и участия Российской Федерации в других международных договорах, обеспечивающих режим безопасности в области использования атомной энергии.

Проект федерального закона инициативно разрабатывался Комитетом по экологии с 1994 года исходя из "Концепции правового обеспечения использования атомной энергии", принятой Комитетом Государственной Думы по экологии за основу. Кроме того принимались во внимание обращения в Комитет по этому вопросу представителей органов государственной власти, общественных и научных организаций (Минатом России, Госатомндазор России, ИГиП РАН, Всероссийский Союз страховщиков и пр.).

Законопроект разработан рабочей группой под руководством заместителя Председателя Комитета В.В.Тетельмина, в которую кроме депутатов Государственной Думы (В.М.Костюткин, В.А.Леончев, С.С.Сулакшин) и сотрудники аппарата ГД (Е.К.Нестеров - координатор) входили представители государственных и общественных организаций (ИГиП РАН - А.И.Иойрыш, И.Ю.Бортник, Е.Н.Васильева, О.А.Супотаева; Минздрав России - В.В.Кисилев; Госатомнадзор России - Ю.А.Рогожин; СоЭС России - Л.В.Попова; Фонд БРЦ - А.Н.Проценко).

По решению Совета Государственной Думы законопроект направлялся в Комитеты и Комиссию Государственной Думы (10.05.95 Пр. N 138), Правительство Российской Федерации (14.11.95 Пр. N 179), субъекты Российской Федерации (16.07.96 Пр. N 37), а также в законопроекте учтены замечания и предложения Правового управления Государственной Думы.


Текст документа на сайте мог устареть

Вы можете заказать актуальную редакцию полного документа и получить его прямо сейчас.

Или получите полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня


Получить доступ к системе ГАРАНТ

(1 документ в сутки бесплатно)

(До 55 млн документов бесплатно на 3 дня)


Чтобы приобрести систему ГАРАНТ, оставьте заявку и мы подберем для Вас индивидуальное решение