• ТЕКСТ ДОКУМЕНТА
  • АННОТАЦИЯ
  • ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ

ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ

Финансово-экономическое обоснование
проекта Федерального закона
"О гражданско-правовой ответственности за
причинение ядерного вреда и ее
финансовом обеспечении"


1) Для реализации настоящего Федерального закона не требуется затрат на создание специальных исполнительных органов. Вопросы административно-правового регулирования реализуются посредством уже существующей системы органов исполнительной власти (Госатомнадзор России, Департамент страхового надзора Минфина России и др.).

2) Реализация данного закона не приведет к появлению прямых затрат, связанных с возмещением государством ядерного вреда, больших тех, которые понесло бы государство в отсутствии данного закона.

Анализ случаев, при которых государство должно выплачивать возмещение ядерного вреда показывает, что не имеет смысла формировать какой-либо страховой фонд до того, как будут определены масштабы аварии и возможный ущерб для третьих лиц от радиационной аварии.

Действительно, анализ статистических данных по инцидентам на атомных объектах, показывает, что ни один из них не произошел по причине непреодолимой силы и поэтому нет никаких оснований считать, что такой инцидент может произойти в ближайшем будущем. В случае, если государство должно выплачивать возмещение ущерба спустя 10 лет после инцидента, то очевидно, что это произойдет после того, как инцидент будет иметь место, а поэтому его масштабы и возможные последствия будут известны задолго до того, как возникнет необходимость привлечения государственных средств для возмещения ущерба. Самый неблагоприятный случай для государственного бюджета представляет случай крупномасштабной аварии, когда заведомо известно, что средств финансового обеспечения эксплуатирующей организации будет недостаточно для выплат по возмещению ущерба. Такие аварии относятся по Международной шкале ядерных событий (ИНЕС) к 6 или 7 уровню и имеют очень малую вероятность. В данных случаях имеет смысл после такой аварии решением Правительства Российской Федерации или Законодательным актом Государственной Думы определить порядок формирования Государственного страхового Фонда (статья 18), величину средств, необходимую для аккумулирования в таком фонде и порядок выплат из такого фонда. Времени для принятия такого решения и проведения необходимых организационных мероприятий, по-видимому, будет достаточно, поскольку первыми в возмещении ущерба примут участие страховые компании.

3) Для реализации настоящего Федерального закона потребуются косвенные затраты Федерального бюджета, связанные с увеличением цены на продукцию предприятий, в связи с дополнительными расходами на страхование.

Косвенные затраты можно оценить следующим образом:

Проектом федерального закона предусмотрена гражданско-правовая ответственность эксплуатирующей организации за ядерный ущерб. Эксплуатирующая организация обязана иметь финансовое обеспечение ответственности, равное пределу ее ответственности (статья 10). Формой финансового обеспечения является страховой полис (страхование ответственности) (статья 12). Таким образом страхование в силу данного закона будет обязательным для эксплуатирующей организации. В настоящее время в Российской Федерации существует три эксплуатирующих организации, к которым применим данный законопроект:

- Государственное предприятие "Российский государственный концерн по производству электрической и тепловой энергии на атомных станциях (концерн "Росэнергоатом");

- Государственное предприятие "Ленинградская атомная станция";

- ОАО "ТВЭЛ".

Указанные организации эксплуатируют 29 промышленных атомных реакторов различных типов в составе АЭС. В мировой практике приняты тарифные ставки при страховании ответственности за ядерный ущерб вследствие ядерного инцидента на ядерной установке на уровне 0,2 - 0,5%. Грубо можно принять для российских атомных станций величину - 1% на каждый реактор. Тогда при страховой сумме 150 млн.долларов страховой взнос на реактор составит в среднем 1,5 млн.долларов или на все реакторы примерно 45 млн.долларов или 270 млрд.руб. АЭС вырабатывают примерно 120 млрд.квт.час электроэнергии в год. Таким образом страхование по данному закону увеличит стоимость электроэнергии, вырабатываемой АЭС, примерно на 2,2 руб. за каждый квт.час. Поскольку доля электроэнергии вырабатываемая АЭС составляет примерно 12% от общего количества электроэнергии, вырабатываемой в России, то общее подорожание электроэнергии может составить 0,26 руб. за квт.час. Если принять, что отпускная стоимость 1 квт.час в настоящее время составляет 100 руб., то электроэнергия подорожает на 0,26%. При этом первый уровень финансового обеспечения (т.е. страхование в страховых компаниях) обеспечит подорожание электроэнергии на уровне 0,01% и потребует косвенных затрат из Федерального бюджета на закупку этой электроэнергии на сумму примерно 9 млрд.руб. Следует отметить, что рассмотрен самый неблагоприятный случай страхования с тарифной ставкой в 1%. Общество взаимного страхования может (в зависимости от устава) существенно уменьшить ежегодную тарифную ставку и более того договориться о том, что взносы будут уплачиваться только после ядерной аварии на одной из ядерных установок. Таким образом в зависимости от того, каким образом будет формироваться страховой фонд общества взаимного страхования, косвенные затраты федерального бюджета в год будут составлять от 9 млрд.руб до 270 млрд.руб при условии, что закупки всей электроэнергии будут оплачиваться из федерального бюджета. Реально, по-видимому, эта вилка будет составлять от 4 до 100 млрд.руб.


Вывод:

Представляется, что принятие данного законопроекта потребует только косвенных затрат из государственного бюджета, которые могут быть оценены примерно в 4-100 млрд.руб. и связаны с удорожанием продукции объектов, попадающих под действие данного законопроекта. Вместе с тем представляется, что эти затраты будут существенно меньше тех, которые понесло бы государство в случае, если бы все бремя обязанности по выплате возмещения за ядерный вред несло только государство, поскольку в этом случае потребовалось бы создавать специальные структуры исполнительной власти, ответственные за выплату возмещений. Такие структуры (Государственный страховой фонд) по данному законопроекту государство создает только в исключительных случаях.


Откройте нужный вам документ прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.