Финансово-экономическое заключение
к проектам федеральных законов "О мерах Российской Федерации
по предотвращению нарушения основных прав и свобод граждан
Российской Федерации и российских соотечественников в Латвийской
Республике" и "О мерах по оказанию гуманитарной помощи гражданам
Российской Федерации и российским соотечественникам, постоянно
проживающим в Латвии, в связи с массовым нарушением прав человека
и прав русского народа в Латвийской Республике"
Указанные законопроекты внесены депутатами Государственной Думы Ю.П.Кузнецовым, В.Н.Скворцовым, Г.И.Тихоновым, А.Г.Чехоевым, Г.И.Чуркиным и 17 марта 1998 г. рассмотрены на Совете Государственной Думы (протокол N 129, пункт 40).
Необходимость принятия указанных законопроектов вызвана тем, что в Латвийской Республике продолжается политика грубого нарушения прав человека, построения моноэтнического государства и национальной дискриминации, целенаправленного ущемления в правах российских соотечественников, произвольного лишения их гражданства и "выдавливания" за пределы Латвии.
1. Проект федерального закона "О мерах Российской Федерации по предотвращению нарушения основных прав и свобод граждан Российской Федерации и российских соотечественников в Латвийской Республике" определяет содержание и режим экономических контрмер, вводимых в отношении Латвийской Республики со стороны Российской Федерации в связи с массовым нарушением основных прав и свобод граждан Российской Федерации и российских соотечественников в Латвийской Республике.
Проектом федерального закона запрещается:
1) заключение и исполнение любых внешнеторговых и иных внешнеэкономических сделок с Правительством, государственными или муниципальными органами Латвийской Республики, юридическими лицами либо иными организациями, которые зарегистрированы в Латвийской Республике, или штаб-квартира которых находится в Латвийской Республике, или место основной деятельности которых находится в Латвийской Республике, а также с физическими лицами, не являющимися гражданами Российской Федерации или российскими соотечественниками;
2) экспорт любых товаров в Латвийскую Республику или импорт из Латвийской Республики...;
3) осуществление платежей и иных финансово-кредитных операций с юридическими лицами либо иными организациями, а также физическими лицами, указанный в пункте 1;
4) оказание и получение любых услуг (выполнение работ), а также инвестирование с участием юридических лиц, указанных в пункте 1...
Кроме того, предусматривается, что деятельность всех предприятий и организаций, созданных на территории Российской Федерации с участием инвестиций юридических лиц либо иных организаций, а также физических лиц, указанных в пункте 1, приостанавливается, включая операции по банковским счетам.
Помимо этого, устанавливается, что любые претензии, судебные и арбитражные иски имущественного характера со стороны Латвийской Стороны, ее организаций и физических лиц, указанных в пункте 1, удовлетворению не подлежат.
Исторически сложившиеся длительные торговые связи привели к зависимости Латвии от поставок из России таких товаров как газ, нефть и нефтепродукты, электроэнергия, лесоматериалы, цветные металлы, химическая продукция.
По предварительным данным объем товарооборота России с Латвией по итогам 1997 года составил 1500 млн.долларов США, что выше уровня 1996 года на 21%, в том числе экспорт - 1200 млн.долларов США (+15%), а импорт - 300 млн.долларов США (+27%). Положительное сальдо торгового баланса составило 900 млн.долларов США.
Безусловно, что потеря такого рынка приведет экономику Латвии к непредсказуемым последствиям.
При этом следует иметь в виду, что никаких негативных последствий для федерального бюджета России от этой акции не произойдет, поскольку поставляемые в Латвию товары пользуются спросом на мировом рынке и их реализация не вызывает сомнений. Что касается импорта из Латвии, то для России его объем является незначительным, а по номенклатуре он может быть замещен поставками из третьих стран.
По состоянию на 1 октября 1997 г. на территории Российской Федерации действовал КБ "Парэкс-Банк", в уставный капитал которого латвийскими инвесторами внесено 3,06 млн. деноминированных рублей. Эти средства согласно представленному законопроекту будут "заморожены".
Важным, особенно для экономики Латвии, является диверсификация грузопотоков из России. Транзитная торговля обеспечивает в настоящее время 25% доходов национального бюджета Латвии, причем главным образом за счет российского экспорта нефти и металлов.
Максимальная загрузка российских портов за счет латвийских портов принесет дополнительные поступления в российский бюджет. Особенно болезненным для экономики Латвии будет прекращение отгрузки нефти и нефтепродуктов через порт Вентспилс. По ориентировочным расчетам потери Латвии составят 325 млн.долларов США в год. Однако в этом случае понесет потери в размере 35 млн.долларов США и Россия (но не бюджет, а внешнеторговые организации), так как вынуждена будет осуществлять отгрузки через финский порт Порво.
Важным мероприятием является усиление пограничного и таможенного режима на границе с Латвией в целях предотвращения массового незаконного реэкспорта российских товаров и сырья. Введение этой акции также явится дополнительным источником пополнения федерального бюджета России.
Таким образом, из всего вышеизложенного можно сделать вывод о том, что принятие указанного Федерального закона не приведет к заметным расходам из федерального бюджета России и в то же время будет иметь плачевные последствия для экономики Латвии, что не может не повлиять на изменение националистической политики этой страны по отношению к гражданам Российской Федерации и российским соотечественникам.
2. Проект федерального закона "О мерах по оказанию гуманитарной помощи гражданам Российской Федерации и российским соотечественникам, условия для оказания гуманитарной помощи российским гражданам и соотечественникам в условиях их неопределенного гражданско-правового статуса в Латвийской Республике.
Проектом федерального закона устанавливается:
1) Правительству Российской Федерации, государственным и муниципальным учреждениям, промышленным, торговым, транспортным и другим организациям и иным юридическим и физическим лицам, находящимся под юрисдикцией Российской Федерации, разрешается осуществление внешнеторговых сделок с проживающими в Латвийской Республике гражданами Российской Федерации, российскими соотечественниками и их юридическими лицами, если указанные сделки предусматривают экспорт в Латвийскую Республику товаров и услуг гуманитарного назначения, включая товары медицинского назначения и продукты питания, сырье и оборудование для их изготовления, топливо, товары сельскохозяйственного назначения, строительное оборудование и строительные материалы для нужд граждан Российской Федерации и российских соотечественников в Латвийской Республике.
2. Всем российским юридическим лицам и гражданам разрешаются осуществление денежных переводов и поставка товаров гуманитарного назначения в адрес проживающих в Латвийской Республике граждан Российской Федерации, российских соотечественников и их юридических лиц.
3. Всем российским транспортным организациям и собственникам транспортных средств разрешается использование транспортных средств для доставки грузов гуманитарного назначения в Латвийскую Республику.
Все перечисленные действия осуществляются на контрактной и договорной основе и поэтому не требуют дополнительных расходов из федерального бюджета Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.