Пояснительная записка к проекту федерального закона N 97027738-2 "О внесении изменений и дополнений в статью 3 Федерального закона "О государственных долговых товарных обязательствах" (не действует)

Пояснительная записка
к проекту федерального закона "О внесении изменений и дополнений в статью 3 Федерального закона "О государственных долговых товарных обязательствах"


Федеральным законом "О государственных долговых товарных обязательствах" от 1 июня 1995 года N 86-ФЗ Правительству Российской Федерации поручено разработать Государственную программу погашения государственных долговых товарных обязательств, исходя из принципа полной компенсации задолженности до конца 1997 года и предусмотреть в ней по выбору граждан условия погашения задолженности (предоставление товаров, денежная компенсация, перевод задолженности в ценные бумаги, в том числе обеспеченные валютой и золотом, обмен на акции приватизируемых предприятий и другие).

По состоянию на 1 января 1997 года общая сумма задолженности по государственным долговым товарным обязательствам оценивается в 20,7 трлн. рублей (исходя из требований основополагающего Закона и без учета затрат на организационные мероприятия по реализации Государственной программы).

В федеральном бюджете на 1997 год предусмотрено на погашение государственных долговых товарных обязательств 2,3 трлн. рублей, а в пределах внутреннего долга, утвержденного на текущий год, предусмотрена возможность выпуска специального займа для погашения долговых товарных обязательств в последующие годы.

Рассматривая проблему погашения задолженности владельцам долговых товарных обязательств, следует иметь в виду, что долговые товарные обязательства имеют существенные различия.

Владельцы чеков "Урожай-90" и сдатчики сельскохозяйственной продукции урожая 1991 года не предоставляли государству денежных средств, а за сдаваемую ими сверх установленного плана продукцию производился расчет на общих основаниях. Фактически сельским товаропроизводителям предоставлялось право на покупку дефицитных в те годы товаров. Следует учитывать, что в настоящее время дефицит товаров народного потребления практически ликвидирован.

В отличие от задолженности перед сельскими товаропроизводителями размещение облигаций государственных целевых беспроцентных займов 1990 года и открытие специальных счетов на получение легковых автомобилей (целевых вкладов) производились путем заимствования денежных средств граждан. Причем облигации целевых беспроцентных займов 1990 года не приносили их владельцам доход, а по целевым вкладам на приобретение легковых автомобилей начислялись проценты, производились и компенсационные начисления. Различаются сроки, на которые отвлекались денежные средства граждан, а также суммы накопленных средств на целевых вкладах по состоянию на 1 января 1992 года.

Кроме того, условиями заимствования бывшего Союзного Правительства по облигациям государственных целевых беспроцентных займов 1990 года и целевым вкладам на приобретение легковых автомобилей было предусмотрено, что, в случае увеличения цены, владельцы облигаций на легковые автомобили, а также целевых чеков и вкладов должны доплачивать разницу в цене.

В процессе работы над проектом Государственной программы прорабатывались указанные в основополагающем Законе возможные способы погашения государственных долговых товарных обязательств. Одновременно осуществлялся предварительный сбор заявок граждан на получение компенсации, исходя из различных условий погашения, предусмотренных Законом.

По результатам проведенной работы установлено, что большинство владельцев долговых товарных обязательств изъявили желание получать денежную компенсацию или товары. Заявок на перевод задолженности во вклады граждан в государственные пенсионные, страховые медицинские фонды и другие, а также в акции приватизированных предприятий не поступало.

Кроме того, имеются категорические возражения Пенсионного фонда Российской Федерации против отнесения задолженности государства перед владельцами долговых обязательств на Фонд, поскольку вопросы формирования и расходования средств Пенсионного фонда регулируются законодательными нормативными актами. При этом каких-либо вкладов граждан (учтенных как личные) в Пенсионном фонде в настоящее время не имеется. Индивидуальный (персонифицированный) учет в системе пенсионного страхования будет организован не ранее 2000 года. Учитывая сложившееся в настоящее время критическое положение с выплатой пенсий, вызванное дефицитом бюджета Пенсионного фонда, реализация предлагаемых мер по переводу долгов государства перед владельцами товарных обязательств еще более усугубила бы финансовое положение Пенсионного фонда.

Что касается зачета задолженности государства при приватизации государственного имущества считаем, что в условиях продолжающегося спада производства нецелесообразно применять механизм прямого обмена обязательств на акции приватизированных предприятий. К тому же высоколиквидные акции государственных предприятий распроданы, а оставшиеся - это акции предприятий, производящих продукцию, имеющую стратегическое назначение, для обеспечения национальной безопасности страны, а также низколиквидные, что не позволит обеспечить надежную котировку их на фондовом рынке. Кроме того, зачет указанной задолженности государства при приватизации государственного имущества не позволит получить планируемые доходы в федеральный бюджет от реализации государственной собственности.

Учитывая изложенное и исходя из реальных источников финансирования, Правительство Российской Федерации считает, что полное погашение задолженности должно осуществляться с учетом различий в условиях заимствования в трех формах (выкуп, выдача товаров, перевод задолженности в государственные ценные бумаги) и в течение более длительного времени - до 2001 года включительно.

Принятие предлагаемого проекта федерального закона позволяет предусмотреть, начиная с 1997 года, для владельцев облигаций целевых беспроцентных займов и целевых расчетных чеков на легковые автомобили: выдачу товаров (кроме легковых автомобилей по облигациям целевых беспроцентных займов); выкуп по сложившимся на момент исполнения обязательств потребительским ценам; при желании владельца - перевод задолженности в полном объеме в более привлекательные государственные ценные бумаги. При этом выкуп облигаций целевых беспроцентных займов на легковые автомобили осуществляется путем выплаты единовременной денежной компенсации в размере 60 процентов стоимости автомобиля на момент погашения облигации, т.е. на условиях, в соответствии с которыми осуществлялось погашение задолженности еще до выхода основополагающего Закона, а целевых расчетных чеков на легковые автомобили - с учетом накопленной по состоянию на 1 января 1992 года суммы денежных средств на вкладе.

Что же касается владельцев чеков - "Урожай-90" и сдатчиков сельскохозяйственной продукции урожая 1991 года, считаем возможным предусмотреть им выплату денежной компенсации в размере 318-кратной номинальной стоимости чеков "Урожай-90" или цены товара, подлежащего продаже сдатчикам сельскохозяйственной продукции урожая 1991 года, действовавшей до 1 января 1992 года, начиная с 1997 года, при необходимости увеличивая коэффициент по годам с учетом роста цен, и оставшуюся задолженность погасить путем перевода ее в государственный облигационный заем.


Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.