Пояснительная записка к проекту Федерального закона "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О плате за землю" (не действует)

Пояснительная записка
к проекту Федерального закона "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О плате за землю"


Действующим Законом Российской Федерации "О плате за землю" предусмотрены конкретные доли средств, централизуемых в федеральный бюджет за земли сельскохозяйственного назначения по субъектам Российской Федерации в размере 20-40 процентов от общей суммы платы за землю, а за земли городов и поселков устанавливается одновременно с утверждением федерального бюджета на предстоящий год.

Федеральным законом от 26.03.98 N 42-ФЗ "О федеральном бюджете на 1998 год" установлена доля централизации средств земельного налога и арендной платы за земли городов и поселков в размере 50 процентов, из которых 30 процентов должны зачисляться в федеральный бюджет и 20 процентов - в бюджеты субъектов Российской Федерации. Сумма поступления в федеральный бюджет земельного налога и арендной платы определена на 1998 год в размере 2600,9 млн.руб. при фактическом поступлении платы за землю в 1995 году в сумме 450,5 млн.руб. (с учетом деноминации) и в 1997 году 1103,2 млн.рублей.

Средства, поступающие в федеральный бюджет от платы за землю, используются для финансирования Государственной программы повышения плодородия почв (включая капитальные вложения), ведения земельного кадастра, проведения мероприятий по улучшению землеустройства и землепользования.

В соответствии с Законом Российской Федерации "О плате за землю" и постановлением Правительства Российской Федерации от 24.07.95 N 749 утвержден порядок централизации этих средств в федеральный бюджет. согласно которому все поступающие в уплату земельного налога денежные средства зачисляются в доход (на счет) районного (городского) бюджета с последующими перечислениями в бюджеты субъектов Российской Федерации и в федеральный бюджет.

В связи с этим, централизация средств земельного налога и арендной платы из местных бюджетов осуществляется органами местного самоуправления в бюджет субъектов Российской Федерации, которые должны соответствующую часть этих средств по установленной норме перечислять в федеральный бюджет.

Однако, органы исполнительной власти многих субъектов Российской Федерации в нарушение Федеральных законов о федеральном бюджете на соответствующие годы и "О плате за землю" не обеспечивают своевременное и полное перечисление средств земельного налога и арендной платы. За 19931996 гг. выполнение бюджетных назначений не превышало 50 процентов.

Из подлежащих зачислению а 1997 году в федеральный бюджет средств от платы за землю в сумме 2415,9 млрд.руб., фактически поступило только 1 103 млрд.руб. и бюджетные назначения выполнены лишь на 45,6%.

Вообще не перечисляли плату за землю в федеральный бюджет в 1997 году финансовые органы 15 субъектов Российской Федерации, в том числе Рязанская, Тульская, Тамбовская, Волгоградская, Самарская, Пермская Кемеровская, Ульяновская области, объясняя это недофинансированием их расходов в полном объеме Минфином России.

Не выполнили предусмотренные бюджетные назначения (перечисления средств в федеральный бюджет) 63 субъекта Российской Федерации, в том числе по 19 субъектам выполнение составило менее 10%, и только 4 субъекта (г.Москва, Орловская область и Республики Ингушетия и Алтай) обеспечили перечисление средств в федеральный бюджет.

В первом квартале 1998 года поступило платы за землю в размере 163,4 млн.руб., что в 1,7 раза больше чем в 1997 году. Однако, многие субъекты Российской Федерации продолжают нарушать законодательство, оставляя все средства, поступающие от уплаты земельного налога и арендной платы, в местных бюджетах, не направляя вообще эти средства в федеральный бюджет, в том числе Ленинградская, Московская, Калининградская, Ростовская, Ярославская, Липецкая области и другие регионы.

Кроме того, не выполняется на местах постановление Правительства России от 11.10.97 N 1297 "Вопросы исполнения федерального бюджета в 1997 году", в соответствии с которым контроль за аккумулированием средств от земельных платежей в части, централизуемой на федеральном уровне, осуществляется органами федерального казначейства.

В целях обеспечения полного поступления платы за землю в федеральный бюджет Госналогслужба России предлагает изменить порядок централизации в федеральный бюджет средств, поступающих от взимания платы за землю, внеся соответствующие изменения в статьи 18 и 19 Закона Российской Федерации "О плате за землю", распространив на плату за землю общий порядок распределения органами федерального казначейства налогов между бюджетами различных уровней, установленный Положением о федеральном казначействе Российской Федерации.

Суть предлагаемого порядка состоит в том, что платежи за землю зачисляются на счета территориальных органов федерального казначейства, открытые для распределения налогов между бюджетами различных уровней, а территориальные органы федерального казначейства направляют средства, поступающие от платы за землю в федеральный бюджет и в бюджет соответствующего субъекта Российской Федерации в той доле, которая определена законодательством, а оставшуюся часть средств направляют на бюджетные счета соответствующих органов местного самоуправления.

Принятие предлагаемого Закона не потребует дополнительных расходов из федерального бюджета и обеспечит поступление платы за землю в федеральный бюджет в размерах, определенных в соответствии с Федеральным законом "О федеральном бюджете на 1998 год", увеличив доходную часть федерального бюджета по плате за землю на 1,3 млрд.рублей.


Текст документа на сайте мог устареть

Вы можете заказать актуальную редакцию полного документа и получить его прямо сейчас.

Или получите полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня


Получить доступ к системе ГАРАНТ

(1 документ в сутки бесплатно)

(До 55 млн документов бесплатно на 3 дня)


Чтобы приобрести систему ГАРАНТ, оставьте заявку и мы подберем для Вас индивидуальное решение