Пояснительная записка к проекту Федерального закона "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О плате за землю" (не действует)

Пояснительная записка
к проекту Федерального закона "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О плате за землю"


Действующим Законом Российской Федерации "О плате за землю" предусмотрены конкретные доли средств, централизуемых в федеральный бюджет за земли сельскохозяйственного назначения по субъектам Российской Федерации в размере 20-40 процентов от общей суммы платы за землю, а за земли городов и поселков устанавливается одновременно с утверждением федерального бюджета на предстоящий год.

Федеральным законом от 26.03.98 N 42-ФЗ "О федеральном бюджете на 1998 год" установлена доля централизации средств земельного налога и арендной платы за земли городов и поселков в размере 50 процентов, из которых 30 процентов должны зачисляться в федеральный бюджет и 20 процентов - в бюджеты субъектов Российской Федерации. Сумма поступления в федеральный бюджет земельного налога и арендной платы определена на 1998 год в размере 2600,9 млн.руб. при фактическом поступлении платы за землю в 1995 году в сумме 450,5 млн.руб. (с учетом деноминации) и в 1997 году 1103,2 млн.рублей.

Средства, поступающие в федеральный бюджет от платы за землю, используются для финансирования Государственной программы повышения плодородия почв (включая капитальные вложения), ведения земельного кадастра, проведения мероприятий по улучшению землеустройства и землепользования.

В соответствии с Законом Российской Федерации "О плате за землю" и постановлением Правительства Российской Федерации от 24.07.95 N 749 утвержден порядок централизации этих средств в федеральный бюджет. согласно которому все поступающие в уплату земельного налога денежные средства зачисляются в доход (на счет) районного (городского) бюджета с последующими перечислениями в бюджеты субъектов Российской Федерации и в федеральный бюджет.

В связи с этим, централизация средств земельного налога и арендной платы из местных бюджетов осуществляется органами местного самоуправления в бюджет субъектов Российской Федерации, которые должны соответствующую часть этих средств по установленной норме перечислять в федеральный бюджет.

Однако, органы исполнительной власти многих субъектов Российской Федерации в нарушение Федеральных законов о федеральном бюджете на соответствующие годы и "О плате за землю" не обеспечивают своевременное и полное перечисление средств земельного налога и арендной платы. За 19931996 гг. выполнение бюджетных назначений не превышало 50 процентов.

Из подлежащих зачислению а 1997 году в федеральный бюджет средств от платы за землю в сумме 2415,9 млрд.руб., фактически поступило только 1 103 млрд.руб. и бюджетные назначения выполнены лишь на 45,6%.

Вообще не перечисляли плату за землю в федеральный бюджет в 1997 году финансовые органы 15 субъектов Российской Федерации, в том числе Рязанская, Тульская, Тамбовская, Волгоградская, Самарская, Пермская Кемеровская, Ульяновская области, объясняя это недофинансированием их расходов в полном объеме Минфином России.

Не выполнили предусмотренные бюджетные назначения (перечисления средств в федеральный бюджет) 63 субъекта Российской Федерации, в том числе по 19 субъектам выполнение составило менее 10%, и только 4 субъекта (г.Москва, Орловская область и Республики Ингушетия и Алтай) обеспечили перечисление средств в федеральный бюджет.

В первом квартале 1998 года поступило платы за землю в размере 163,4 млн.руб., что в 1,7 раза больше чем в 1997 году. Однако, многие субъекты Российской Федерации продолжают нарушать законодательство, оставляя все средства, поступающие от уплаты земельного налога и арендной платы, в местных бюджетах, не направляя вообще эти средства в федеральный бюджет, в том числе Ленинградская, Московская, Калининградская, Ростовская, Ярославская, Липецкая области и другие регионы.

Кроме того, не выполняется на местах постановление Правительства России от 11.10.97 N 1297 "Вопросы исполнения федерального бюджета в 1997 году", в соответствии с которым контроль за аккумулированием средств от земельных платежей в части, централизуемой на федеральном уровне, осуществляется органами федерального казначейства.

В целях обеспечения полного поступления платы за землю в федеральный бюджет Госналогслужба России предлагает изменить порядок централизации в федеральный бюджет средств, поступающих от взимания платы за землю, внеся соответствующие изменения в статьи 18 и 19 Закона Российской Федерации "О плате за землю", распространив на плату за землю общий порядок распределения органами федерального казначейства налогов между бюджетами различных уровней, установленный Положением о федеральном казначействе Российской Федерации.

Суть предлагаемого порядка состоит в том, что платежи за землю зачисляются на счета территориальных органов федерального казначейства, открытые для распределения налогов между бюджетами различных уровней, а территориальные органы федерального казначейства направляют средства, поступающие от платы за землю в федеральный бюджет и в бюджет соответствующего субъекта Российской Федерации в той доле, которая определена законодательством, а оставшуюся часть средств направляют на бюджетные счета соответствующих органов местного самоуправления.

Принятие предлагаемого Закона не потребует дополнительных расходов из федерального бюджета и обеспечит поступление платы за землю в федеральный бюджет в размерах, определенных в соответствии с Федеральным законом "О федеральном бюджете на 1998 год", увеличив доходную часть федерального бюджета по плате за землю на 1,3 млрд.рублей.


Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.