Проект федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (внесен депутатами ГД А. И. Лукьяновым, В. Л. Шейнисом, А. И. Салием, В. И. Зоркальцевым, В. В. Гришуком, Ю. И. Полдниковым, О. А. Финько, Ю. М. Нестеровым, Е. В. Паниной) (подписан Президентом РФ) (не действует)

Проект федерального закона
"О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон
"Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в
референдуме граждан Российской Федерации"


(с поправками в тексте, принятыми во втором чтении)


 Досье на проект федерального закона

Статья 1. Внести в Федеральный закон "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, N 38, ст.4339) следующие изменения и дополнения:

1. В статье 2:

абзац одиннадцатый изложить в следующей редакции:

"избирательное объединение - политическое общественное объединение (политическая партия, иная политическая организация, политическое движение), созданное и зарегистрированное в соответствии с федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации на уровне, соответствующем уровню выборов, или на более высоком уровне, в числе* основных, закрепленных в уставе целей которого** должны быть участие в политической жизни общества посредством влияния на формирование политической воли граждан, участие в выборах в органы государственной власти и органы местного самоуправления посредством выдвижения кандидатов и организации их предвыборной агитации, участие в организации и деятельности указанных органов. Политическое общественное объединение либо изменения и дополнения, вносимые в устав общественного объединения в целях придания ему статуса политического, должны быть зарегистрированы не позднее чем за год до дня голосования. Указанный срок не распространяется на иные изменения и дополнения, вносимые в устав политического общественного объединения;";

в абзаце двадцать четвертом слова "при проведении выборов кандидатом, избирательным объединением, избирательным блоком, общественным объединением, которое должно быть создано и зарегистрировано на уровне, соответствующем уровню референдума," заменить словами "при проведении выборов зарегистрированным кандидатом, избирательным объединением, избирательным блоком, общественным объединением, которое должно быть создано и зарегистрировано на уровне, соответствующем уровню выборов,".

2. Статью 3 дополнить пунктом 8 следующего содержания:

"8. Иностранные граждане, за исключением случая, указанного в пункте 8 статьи 4 настоящего Федерального закона, лица без гражданства, иностранные юридические лица не вправе осуществлять деятельность, способствующую выдвижению и избранию кандидатов, зарегистрированных кандидатов (списков кандидатов).".

3. Статью 4 дополнить пунктом 8 следующего содержания:

"8. В соответствии с международными договорами Российской Федерации и соответствующими им федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации иностранные граждане имеют право избирать и быть избранными в органы местного самоуправления на тех же условиях, что и граждане Российской Федерации.".

4. Пункт 1 статьи 10 дополнить предложением следующего содержания:

"Решение о назначении выборов должно быть официально опубликовано в средствах массовой информации не позднее чем через 5 дней со дня его принятия.".

5. Пункт 1 статьи 12 дополнить предложением следующего содержания:

"Решение о назначении референдума должно быть официально опубликовано в средствах массовой информации не позднее чем через 5 дней со дня его принятия.".

6. В пункте 13 статьи 18 слова "всеобщего ознакомления" заменить словами "ознакомления избирателей, участников референдума".

7. В статье 19:

во втором предложении пункта 1:

слова "(улиц, домов)" исключить;

после слов "входящих в каждый избирательный округ" дополнить словами "(в случае, если избирательный округ включает в себя часть территории населенного пункта, в схеме должны быть обозначены границы данной части населенного пункта)";

абзац второй пункта 3 изложить в следующей редакции:

"примерное равенство одномандатных избирательных округов по числу избирателей с допустимым отклонением от средней нормы представительства избирателей не более чем на 10 процентов, а в труднодоступных и отдаленных местностях - не более чем на 15 процентов. В случае образования многомандатных избирательных округов, избирательные округа образуются с примерным равенством числа избирателей на депутатский мандат. Отклонение числа избирателей в многомандатном избирательном округе от средней нормы представительства избирателей, умноженной на число депутатских мандатов в данном округе, не может превышать 10 процентов, а в труднодоступных и отдаленных местностях - 15 процентов от средней нормы представительства избирателей. Указанные требования могут не применяться при проведении выборов в федеральные органы государственной власти, иные федеральные государственные органы в случае, если федеральными законами устанавливается обязательность образования не менее одного избирательного округа на территории каждого субъекта Российской Федерации. Перечень труднодоступных и отдаленных местностей устанавливается законом субъекта Российской Федерации, вступившим в силу до дня официального опубликования решения о назначении выборов;".

8. В статье 21:

дополнить новыми пунктами 4 и 5:

"4. Избирательные комиссии, комиссии референдума обязаны в пределах своей компетенции рассматривать поступившие к ним в ходе избирательной кампании или подготовки референдума обращения о нарушении настоящего федерального закона, федеральных конституционных законов, иных федеральных законов, законов субъектов Российской Федерации, уставов муниципальных образований в части, регулирующей подготовку и проведение выборов, референдума, проводить проверки по этим обращениям и давать лицам, направившим обращения, письменные ответы в пятидневный срок, но не позднее дня, предшествующего дню голосования, а в день голосования или в день, следующий за днем голосования, - немедленно. В случае, если факты, содержащиеся в обращениях, требуют дополнительной проверки, решения по ним принимаются не позднее чем в десятидневный срок. Избирательные комиссии, комиссии референдума вправе обращаться с представлением о проведении соответствующей проверки и пресечении нарушений настоящего Федерального закона, федеральных конституционных законов, иных федеральных законов, законов субъектов Российской Федерации, уставов муниципальных образований в части, регулирующей подготовку и проведение выборов, референдума, в правоохранительные органы, которые обязаны в пятидневный срок, но не позднее дня, предшествующего дню голосования, а в день голосования или в день, следующий за днем голосования, - немедленно принять меры по пресечению этих нарушений. В случае, если факты, содержащиеся в обращении, требуют дополнительной проверки, указанные меры принимаются не позднее чем в десятидневный срок.

5. Избирательные комиссии, комиссии референдума обеспечивают информирование избирателей, участников референдума о сроках и порядке осуществления избирательных действий, действий, связанных с подготовкой и проведением референдума, о ходе избирательной кампании, подготовки и проведения референдума, о кандидатах, зарегистрированных кандидатах.";

первое предложение пункта 13 после слов "должны предоставлять возможность для размещения печатной информации избирательных комиссий, комиссий референдума" дополнить словами ", а также предоставлять избирательным комиссиям, комиссиям референдума бесплатное эфирное время для информирования избирателей, участников референдума";

пункты 4 - 13 статьи 21 считать соответственно пунктами 6 - 15.

9. В статье 22:

пункт 2 после второго предложения дополнить предложением следующего содержания:

"При этом от одного депутатского объединения в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации может быть назначено не более одного представителя.";

дополнить статью новым пунктом 8 следующего содержания:

"8. Центральная избирательная комиссия Российской Федерации определяет в пределах выделенных ей из федерального бюджета средств размер и порядок оплаты труда работников учреждений и организаций, создаваемых ею для обеспечения своей деятельности.";

пункты 8-11 считать соответственно пунктами 9-12.

10. В статье 23:

в пункте 2:

в первом и втором предложениях слова "выборный орган" в соответствующем падеже заменить словами "представительный орган (представительные органы)" в соответствующем падеже;

второе предложение после слова "обязан" дополнить словом "(обязаны)";

дополнить статью новым пунктом 4 следующего содержания:

"4. В случае, если уполномоченные на то настоящим Федеральным законом органы государственной власти и органы местного самоуправления не назначат состав либо часть состава окружной избирательной комиссии, территориальной, участковой избирательной комиссии, комиссии референдума в срок, установленный федеральным конституционным законом, федеральным законом, законом субъекта Российской Федерации, уставом муниципального образования, либо если на соответствующей территории отсутствует представительный орган местного самоуправления, назначение состава либо части состава избирательной комиссии, комиссии референдума производится вышестоящей избирательной комиссией, комиссией референдума с соблюдением требований, установленных настоящим Федеральным законом, федеральным конституционным законом, иным федеральным законом, законом субъекта Российской Федерации, уставом муниципального образования.";

пункты 4 - 12 считать соответственно пунктами 5 - 13.

11. В статье 24:

в пункте 3 после слов "член избирательной комиссии, комиссии референдума" и после слов "соответственно уровню выборов, референдума избирательной комиссии, комиссии референдума" дополнить словами "с правом решающего голоса";

в пункте 7:

после слов "в месячный срок" дополнить словами "а в период избирательной кампании, подготовки и проведения референдума - не позднее чем через десять дней с момента появления вышеуказанных обстоятельств";

дополнить пункт предложением следующего содержания:

"В случае невыполнения уполномоченным на то органом данного требования, нового члена избирательной комиссии, комиссии референдума назначает вышестоящая избирательная комиссия, комиссия референдума с соблюдением требований, установленных настоящим Федеральным законом.";

в пункте 11 после слов "органе исполнительной власти" и перед словами "субъекта Российской Федерации" дополнить словами "либо законодательном (представительном) органе государственной власти";

в пункте 12:

дополнить первое предложение словами "за счет средств предприятия, организации независимо от формы собственности";

дополнить предложением следующего содержания:

"Порядок перечисления и размер денежных средств, направляемых на оплату труда членов избирательных комиссий, комиссий референдума с правом решающего голоса за счет средств федерального бюджета, определяется Центральной избирательной комиссией Российской Федерации.";

пункт 15 дополнить предложением следующего содержания:

"Избирательное объединение, избирательный блок, выдвинувшие зарегистрированного кандидата, вправе также назначить в избирательную комиссию, на которую федеральным конституционным законом, федеральным законом, законом субъекта Российской Федерации возложено руководство деятельностью нижестоящих избирательных комиссий по подготовке и проведению соответствующих выборов, по одному члену избирательной комиссии с правом совещательного голоса.".

12. В пункте 1 статьи 26:

после слов "На всех заседаниях соответствующей избирательной комиссии, комиссии референдума" дополнить словами ", а также при осуществляемой соответствующей участковой, территориальной избирательной комиссией, комиссией референдума работе со списками избирателей, участников референдума, избирательными бюллетенями, бюллетенями для голосования на референдуме, открепительными удостоверениями для голосования на выборах, референдуме, протоколами об итогах голосования,";

во втором, третьем и четвертом предложениях после слов "заседания" в соответствующих падежах дополнить словами "и при осуществлении работы с указанными избирательными документами, документами, связанными с подготовкой и проведением референдума," в соответствующих падежах.

13. В статье 27:

дополнить новым пунктом 7 следующего содержания:

"7. Избирательная комиссия, комиссия референдума по требованию любого члена соответствующей избирательной комиссии, комиссии референдума, а также любого присутствующего члена вышестоящей избирательной комиссии, комиссии референдума обязана проводить голосования по любым вопросам, входящим в ее компетенцию и рассматриваемым комиссией на заседании в соответствии с утвержденной повесткой дня.";

пункты 7 - 12 считать соответственно пунктами 8 - 13.

14. В статье 28:

пункт 2 изложить в следующей редакции:

"2. Выдвижение кандидата (списка кандидатов) возможно при условии представления лицом (каждым из выдвинутых лиц) письменного заявления о согласии баллотироваться, в котором указываются сведения биографического характера (возраст, образование, основное место работы или службы (в случае отсутствия основного места работы или службы - род занятий), занимаемая должность, сведения о неснятых или непогашенных судимостях, гражданство, в том числе гражданство иностранного государства с указанием даты и оснований его приобретения) и дается обязательство в случае избрания прекратить деятельность, несовместимую со статусом депутата или с замещением иной выборной должности. Указанное заявление вместе с уведомлением о начале сбора подписей направляется в соответствующую избирательную комиссию.";

в абзаце четвертом пункта 5 перед словом "использование" дополнить словами "бесплатное или на льготных условиях".

15. В статье 30

первое предложение пункта 4 изложить в следующей редакции:

"Список кандидатов, выдвинутых избирательным объединением, избирательным блоком, представляется в соответствующую избирательную комиссию вместе с составленными в соответствии с пунктом 2 статьи 28 настоящего Федерального закона заявлениями кандидатов о согласии на выдвижение от данного избирательного объединения, избирательного блока по избирательному округу и (или) по списку кандидатов.";

пункт 5 дополнить предложением следующего содержания:

"В случаях, предусмотренных федеральным конституционным законом, федеральным законом, законом субъекта Российской Федерации, данное правило в части запрета на изменение порядка размещения кандидатов в списке не применяется при проведении выборов по одномандатным избирательным округам.";

дополнить статью новым пунктом 6 следующего содержания:

"6. В многомандатном избирательном округе избирательное объединение, избирательный блок, группа избирателей вправе выдвинуть кандидата на каждый мандат, подлежащий замещению в этом округе.".

16. В статье 31:

в пункте 8:

после слова "избиратель," дополнить словами "участник референдума,";

после слова "отчество," дополнить словами "год рождения (в возрасте 18 лет - дополнительно день и месяц рождения),";

дополнить пункт предложениями следующего содержания:

"Избиратель, участник референдума, не имеющий возможности самостоятельно внести данные о себе, свою подпись и дату ее внесения в подписной лист, вправе воспользоваться помощью другого совершеннолетнего дееспособного гражданина Российской Федерации, за исключением лица, собирающего подписи. Лицо, оказавшее помощь избирателю, участнику референдума собственноручно вносит в подписной лист запись об этом и свои данные (фамилия, имя, отчество, число, месяц и год рождения, серия и номер паспорта или заменяющего его документа). В этом случае лицо, собирающее подписи, к подписному листу прилагает письменное объяснение, о причине, по которой избиратель, участник референдума не имел возможности внести данные о себе, ставит свою подпись и дату ее внесения в подписной лист.";

дополнить статью новыми пунктами 9 и 10 следующего содержания:

"9. В случае наличия у кандидата неснятой или непогашенной судимости в подписном листе должны указываться номер и наименование статьи (статей) Уголовного кодекса Российской Федерации, на основании которой (которых) был осужден кандидат, а также статьи (статей) уголовного кодекса, принятого в соответствии с Основами уголовного законодательства Союза ССР и союзных республик, статьи (статей) закона иностранного государства, если кандидат был осужден в соответствии с указанными законодательными актами за деяния, признаваемые преступлением действующим Уголовным кодексом Российской Федерации. В случае наличия у кандидата гражданства иностранного государства в подписном листе должно указываться наименование соответствующего иностранного государства.

10. Каждое избирательное объединение, избирательный блок, группа избирателей, избиратель, выдвинувшие одного и того же кандидата и письменно уведомившие о его выдвижении соответствующую избирательную комиссию, собирает необходимое количество подписей избирателей в поддержку выдвижения. Не допускается суммирование подписей избирателей, собранных разными инициаторами выдвижения кандидата в поддержку одного и того же кандидата.".

17. В статье 32:

пункт 1 изложить в следующей редакции:

"1. Кандидаты (списки кандидатов) при наличии необходимого количества подписей избирателей, собранных в их поддержку, регистрируются соответствующей избирательной комиссией при наличии составленных в соответствии с пунктом 2 статьи 28 настоящего Федерального закона заявлений кандидатов об их согласии баллотироваться по данному избирательному округу. Для регистрации кандидата (списка кандидатов) в соответствующую избирательную комиссию представляется также составленные по форме, установленной Центральной избирательной комиссией Российской Федерации совместно с Государственной налоговой службой Российской Федерации декларация о доходах кандидата, в том числе кандидата из списка кандидатов, за два года, предшествующие году назначения выборов, и сведения об имуществе, принадлежащем кандидату и его супругу (супруге) на праве собственности. Порядок оформления, представления, проверки декларации о доходах и сведений об имуществе, а также перечень подлежащих опубликованию сведений о доходах и имуществе устанавливается Центральной избирательной комиссией Российской Федерации совместно с Государственной налоговой службой Российской Федерации.";

дополнить статью новым пунктом 2 следующего содержания:

"2. Избирательная комиссия вправе обратиться в соответствующие органы с представлением о проверке достоверности сведений о доходах каждого кандидата и его супруга (супруги) и об имуществе, принадлежащем им на праве собственности, а также сведений, представляемых в соответствии с пунктом 2 статьи 28 настоящего Федерального закона.";

пункт 2 считать пунктом 3 и изложить его в следующей редакции:

"3. Количество представляемых для регистрации кандидата (списка кандидатов) подписей избирателей, собранных в поддержку кандидата (списка кандидатов), может превышать количество подписей, необходимое для регистрации, но не более чем на 15 процентов. Федеральным законом, законом субъекта Российской Федерации не может быть установлено иное предельное количество подписей избирателей, представляемых для регистрации кандидата (списка кандидатов).";

пункт 3 считать пунктом 4. В указанном пункте:

в первом предложении после слов "либо часть этих подписей," дополнить словами "но не менее 20 процентов от установленного законом необходимого для регистрации количества подписей,";

во втором предложении после слов "предельная величина которой устанавливается федеральным конституционным законом, федеральным законом, законом субъекта Российской Федерации" дополнить словами "но не может быть менее 10 и более 20 процентов от числа проверенных подписей,";

дополнить статью новым пунктом 5 следующего содержания:

"5. Федеральным законом, законом субъекта Российской Федерации может быть предусмотрено, что по усмотрению кандидата, избирательного объединения, избирательного блока подписи избирателей в поддержку выдвижения этого кандидата (списка кандидатов) не собираются и (или) не представляются в избирательную комиссию, а регистрация кандидата (списка кандидатов) производится соответствующей избирательной комиссией в случае внесения в комиссию этим кандидатом, избирательным объединением, избирательным блоком, выдвинувшим список кандидатов, избирательного залога. Избирательный залог вносится из средств избирательного фонда. При этом если зарегистрированный кандидат не будет избран и наберет по результатам голосования менее установленного федеральным законом, законом субъекта Российской Федерации числа голосов избирателей, принявших участие в голосовании, избирательное объединение, избирательный блок не примет участие в распределении депутатских мандатов и наберет по результатам голосования менее установленного федеральным законом, законом субъекта Российской Федерации числа голосов избирателей, принявших участие в голосовании, избирательный залог, внесенный кандидатом, избирательным объединением, избирательным блоком, перечисляется в доход соответствующего бюджета. Указанное число голосов избирателей не может быть более пяти процентов от числа голосов избирателей, принявших участие в голосовании в соответствующем избирательном округе, для зарегистрированных кандидатов и трех процентов для избирательных объединений, избирательных блоков. Размер устанавливаемого законом избирательного залога не может составлять более десяти процентов от устанавливаемого этим законом предельного размера расходования средств избирательного фонда соответственно кандидата, избирательного объединения, избирательного блока. Порядок открытия и ведения специального счета для принятия и хранения избирательного залога соответствующей избирательной комиссией устанавливается федеральным законом, законом субъекта Российской Федерации.";

Пункты 4 - 6 считать соответственно пунктами 6 - 8;

пункт 7 считать пунктом 9 и изложить его в следующей редакции:

"9. В случае отказа зарегистрировать кандидата (список кандидатов) соответствующая избирательная комиссия обязана в течение суток с момента принятия решения об отказе выдать кандидату либо уполномоченному представителю избирательного объединения, избирательного блока, группе избирателей, избирателю копию решения избирательной комиссии с изложением оснований отказа. Основаниями отказа могут быть:

существенное нарушение установленного федеральным конституционным законом, федеральным законом, законом субъекта Российской Федерации порядка сбора подписей;

недостаточное количество представленных достоверных подписей избирателей в поддержку кандидата (списка кандидатов);

недостоверность сведений, представленных кандидатом в соответствии с пунктом 2 статьи 28 настоящего Федерального закона и пунктом 1 настоящей статьи, если недостоверность этих сведений носит существенный характер;

превышение установленной законом предельной доли недостоверных подписей среди подписей, подвергшихся проверке;

существенное нарушение порядка создания избирательного фонда и расходования его средств;

иные основания, предусмотренные настоящим Федеральным законом.";

дополнить статью новым пунктом 10 следующего содержания:

"10. В случае, если недостоверность сведений, представленных кандидатом в соответствии с пунктом 2 статьи 28 настоящего Федерального закона и пунктом 1 настоящей статьи, будет установлена после регистрации кандидата (списка кандидатов) и недостоверность этих сведений носит существенный характер, избирательная комиссия не позднее чем за 16 дней до дня голосования вправе отменить решение о регистрации кандидата (списка кандидатов), а за 15-1 день до дня голосования обратиться в суд с представлением об отмене регистрации кандидата (списка кандидатов).";

пункты 8-12 считать соответственно пунктами 11-15.

18. В пункте 4 статьи 36 после слова "иные" дополнить словами "часы и".

19. В пункте 5 статьи 37 слова "при исполнении ими своих должностных или служебных обязанностей" заменить словами "с использованием преимуществ должностного или служебного положения".

20. В статье 39:

пункт 1 изложить в следующей редакции:

"1. Телерадиокомпании и периодические печатные издания, учредителями (соучредителями) которых являются государственные или муниципальные органы, организации, учреждения и (или) которые финансируются полностью или частично, но не менее чем на 15 процентов бюджета соответствующей телерадиокомпании, периодического печатного издания за год, предшествующий дню официального опубликования решения о назначении выборов, за счет средств, выделенных федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, обязаны обеспечить зарегистрированным кандидатам, избирательным объединениям, избирательным блокам равные возможности проведения предвыборной агитации.";

в пункте 2:

в первом предложении слова "Средства массовой информации" заменить словами "Телерадиокомпании и периодические печатные издания";

второе предложение изложить в следующей редакции:

"Оплата зарегистрированными кандидатами, избирательными объединениями, избирательными блоками эфирного времени и печатной площади, а равно предоставление эфирного времени на каналах телерадиокомпаний должны осуществляться на равных условиях, при этом оплата должна производиться исключительно через соответствующие избирательные фонды.".

21. Статью 40 дополнить пунктом 6 следующего содержания:

"6. В информационных блоках телерадиокомпаний не допускается отдавать предпочтение какому бы то ни было кандидату, зарегистрированному кандидату, избирательному объединению, избирательному блоку, в том числе по времени освещения их агитационной деятельности.".

22. В статье 43:

в пункте 1 второе предложение исключить;

в пункте 2:

слова "адреса мест жительства" заменить словами "места жительства";

второе предложение исключить;

дополнить статью новыми пунктами 3 и 4 следующего содержания:

"3. Экземпляры агитационных печатных материалов и их копии должны представляться в избирательную комиссию, зарегистрировавшую соответствующего кандидата (соответствующий список кандидатов), в комиссию референдума, зарегистрировавшую инициативную группу по проведению референдума. Вместе с данными материалами в избирательную комиссию, комиссию референдума должны быть представлены также сведения о месте нахождения (месте жительства) организаций (лиц), изготовивших и заказавших эти материалы.

4. Распространение агитационных печатных материалов с нарушением требований, установленных пунктами 2 и 3 настоящей статьи, запрещается.";

пункты 3 - 5 считать соответственно пунктами 5 - 7.

23. В статье 45:

в пункте 2 после слова "национальную" дополнить словом "религиозную";

в пункте 4 слова "с момента их регистрации и до опубликования результатов выборов" заменить словами "и уполномоченные представители, а также организации, учредителями и членами руководящих органов которых являются вышеуказанные организации и лица в период избирательной кампании";

в пункте 5 слова "средства массовой информации" заменить словами "телерадиопрограммы на каналах телерадиокомпаний, указанных в пункте 1 статьи 39 настоящего Федерального закона, и периодические печатные издания";

пункт 6 изложить в следующей редакции:

"6. В случае нарушения зарегистрированным кандидатом, избирательным объединением, избирательным блоком пункта 2 настоящей статьи избирательная комиссия обязана, а иные органы, организации и граждане, указанные в пункте 4 статьи 63 настоящего Федерального закона, вправе обратиться в суд с представлением об отмене регистрации кандидата (списка кандидатов). В случае нарушения зарегистрированным кандидатом, избирательным объединением, избирательным блоком, инициативной группой по проведению референдума установленных статьями 37 - 45 настоящего Федерального закона иных правил проведения предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума избирательная комиссия, комиссия референдума делает предупреждение, которое принимается ее решением, зарегистрированному кандидату, избирательному объединению, избирательному блоку, инициативной группе по проведению референдума, либо обращается в соответствующие правоохранительные и иные органы с представлением о пресечении противоправной агитационной деятельности, при этом избирательная комиссия вправе также отменить решение о регистрации кандидата (списка кандидатов).";

дополнить статью пунктами 7 и 8 следующего содержания:

"7. Правоохранительные органы обязаны принимать меры по пресечению противоправной агитационной деятельности, предотвращению изготовления и изъятию подложных и незаконных печатных, аудиовизуальных и иных агитационных материалов, устанавливать их изготовителей и источник оплаты, а также незамедлительно информировать соответствующую избирательную комиссию, комиссию референдума о выявленных фактах и о принятых мерах.

8. В случае нарушения телерадиокомпанией, периодическим печатным изданием установленных настоящим Федеральным законом, федеральным конституционным законом, иным федеральным законам, законом субъекта Российской Федерации правил проведения агитации, соответствующая избирательная комиссия, комиссия референдума вправе обратиться в правоохранительные органы, суд, исполнительные органы государственной власти, вырабатывающие государственную политику в области средств массовой информации, с представлением о пресечении противоправной агитационной деятельности и привлечении телерадиокомпании, периодического печатного издания к ответственности, установленной законодательством.".

24. В статье 46:

пункт 6 дополнить предложением следующего содержания:

"Председатели избирательных комиссий, комиссий референдума распоряжаются денежными средствами, выделенными на подготовку и проведение выборов, референдума, и несут ответственность за соответствие финансовых документов решениям избирательных комиссий, комиссий референдума по финансовым вопросам и представление финансовых отчетов о расходовании бюджетных средств на выборы, референдум в порядке и сроки, установленные федеральными конституционными законами, федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований.";

дополнить статью пунктом 7 следующего содержания:

"7. При проведении выборов в федеральные органы государственной власти, референдума Российской Федерации порядок открытия и ведения счетов, учета, отчетности и перечисления денежных средств, выделенных Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, другим избирательным комиссиям, комиссиям референдума, устанавливается Центральной избирательной комиссией Российской Федерации по согласованию с Центральным банком Российской Федерации. При проведении выборов в органы государственной власти субъектов Российской Федерации, референдумов субъектов Российской Федерации, а также выборов в органы местного самоуправления и местных референдумов порядок открытия и ведения счетов, учета, отчетности и перечисления денежных средств, выделенных избирательной комиссии субъекта Российской Федерации, другим избирательным комиссиям, комиссиям референдума, устанавливается избирательной комиссией субъекта Российской Федерации по согласованию с главным управлением (национальным банком) Центрального банка Российской Федерации в субъекте Российской Федерации. Доход по счетам избирательных комиссий, комиссий референдума не начисляется и не выплачивается, комиссионное вознаграждение за открытие и ведение этих счетов не взимается.".

25. В статье 47:

пункт 4 изложить в следующей редакции:

"4. Запрещается вносить пожертвования в избирательные фонды кандидатов, зарегистрированных кандидатов, избирательных объединений, избирательных блоков:

иностранным государствам, предприятиям, организациям;

иностранным гражданам, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 8 статьи 4 настоящего Федерального закона;

лицам, не имеющим гражданства;

гражданам Российской Федерации, не достигшим возраста 18 лет;

российским юридическим лицам с иностранным участием, если доля иностранного участия в их уставном капитале превышает 30 процентов на день официального опубликования решения о назначении выборов;

международным организациям и международным общественным движениям;

органам государственной власти и органам местного самоуправления;

государственным и муниципальным учреждениям и организациям;

юридическим лицам, имеющим государственную или муниципальную долю в их уставном капитале, превышающую 30 процентов на день официального опубликования решения о назначении выборов;

воинским частям, военным учреждениям и организациям, правоохранительным органам;

благотворительным организациям и религиозным учреждениям;

анонимным жертвователям (для гражданина: без указания фамилии, имени, отчества, адреса места жительства и даты рождения; для юридического лица: без указания идентификационного номера, названия, банковских реквизитов отметки об отсутствии государственной или муниципальной доли в уставном капитале либо о наличии такой доли с указанием ее размера, об отсутствии иностранного участия в уставном капитале либо о наличии такого участия с указанием доли этого участия);

юридическим лицам, зарегистрированным менее чем за один год до дня голосования.";

пункт 10 дополнить подпунктом "д" следующего содержания:

"д) внесение избирательного залога.";

пункт 11 после первого предложения дополнить предложением следующего содержания:

"Запрещается выполнение оплачиваемых работ, реализация товаров, оказание платных услуг, прямо или косвенно связанных с выборами, без документального подтверждения согласия кандидата, зарегистрированного кандидата, избирательного объединения, избирательного блока на выполнение этих работ, реализацию товаров, оказание услуг и их оплату из соответствующего избирательного фонда.";

пункт 13 изложить в следующей редакции:

"13. Банк - держатель счета избирательного фонда кандидата, зарегистрированного кандидата, избирательного объединения, избирательного блока по требованию соответствующей избирательной комиссии обязан периодически предоставлять ей информацию о поступлении и расходовании средств, находящихся на счете данного кандидата, зарегистрированного кандидата, избирательного объединения, избирательного блока.",

дополнить статью новым пунктом 16 следующего содержания:

"16. Федеральным законом, законом субъекта Российской Федерации может быть установлено, что зарегистрированный кандидат, не избранный по результатам голосования и набравший по результатам голосования менее установленного этим федеральным законом, законом субъекта Российской Федерации числа голосов избирателей, избирательное объединение, избирательный блок, не принявшие участие в распределении мандатов и набравшие по результатам голосования менее установленного этим федеральным законом, законом субъекта Российской Федерации числа голосов избирателей, принявших участие в голосовании, обязаны возвратить соответствующей избирательной комиссии средства, перечисленные из бюджета (федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, местного бюджета) в их избирательные фонды, а также иные средства, полученные ими из бюджета в соответствии с федеральным законом, законом субъекта Российской Федерации, а телерадиокомпаниям, периодическим печатным изданиям - средства, израсходованные этими телерадиокомпаниями, периодическими печатными изданиями для обеспечения их прав на проведение предвыборной агитации с использованием бесплатного эфирного времени и печатной площади. Указанное число голосов избирателей не может быть более чем 4 процента от числа голосов избирателей, принявших участие в голосовании в соответствующем избирательном округе, для зарегистрированных кандидатов и более чем 2 процента для избирательных объединений, избирательных блоков.";

в пункте 18 после слова "кандидатов," дополнить словами "зарегистрированных кандидатов,";

пункты 16 - 19 считать соответственно пунктами 17 - 20.

26. Статью 48 дополнить после первого предложения предложениями следующего содержания:

"Указанные органы по представлению соответствующей избирательной комиссии не позднее чем через месяц со дня официального опубликования решения о назначении выборов обязаны направить специалистов в ее распоряжение на срок, установленный федеральными конституционными законами, федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации. В этот период специалисты осуществляют свои обязанности с временным освобождением от основной работы, за ними сохраняются установленные должностные оклады и выплаты по основному месту работы.".

27. В пункте 3 статьи 49:

слово "помещаются" заменить словом "размещает";

дополнить пункт после первого предложения предложениями следующего содержания:

"В случае наличия у зарегистрированного кандидата, в том числе из списка кандидатов, неснятой или непогашенной судимости в информационных материалах должны указываться номер и наименование статьи (статей) Уголовного кодекса Российской Федерации, на основании которой (которых) был осужден кандидат, статьи (статей) уголовного кодекса, принятого в соответствии с Основами уголовного законодательства Союза ССР и союзных республик, статьи (статей) закона иностранного государства, если кандидат был осужден в соответствии с указанными законодательными актами за деяния, признаваемые преступлением действующим Уголовным кодексом Российской Федерации. В случае наличия у зарегистрированного кандидата, в том числе из списка кандидатов, гражданства иностранного государства, в информационных материалах должно указываться наименование соответствующего иностранного государства.".

28. В статье 50 исключить слова "за 15 дней до дня голосования и".

29. В статье 51:

в пункте 4:

слова "адрес места жительства" заменить словами "место жительства", слова "род занятий" - словами "(в случае отсутствия основного места работы или службы - род занятий), занимаемая должность";

после слов "Принадлежность кандидата к" дополнить словами "зарегистрированному в установленном порядке", после слов "общественному объединению" - словами "и его статус в нем".

дополнить статью новым пунктом 6 следующего содержания:

"6. В случае наличия у зарегистрированного кандидата, чьи данные указываются в избирательном бюллетене, неснятой или непогашенной судимости в избирательном бюллетене должны указываться номер и наименование статьи (статьей) Уголовного кодекса Российской Федерации, на основании которой (которых) был осужден кандидат, статьи (статей) уголовного кодекса, принятого в соответствии с Основами уголовного законодательства Союза ССР и союзных республик, статьи (статей) закона иностранного государства, если кандидат был осужден в соответствии с указанными законодательными актами за деяния, признаваемые преступлением действующим Уголовным кодексом Российской Федерации. В случае наличия у зарегистрированного кандидата, чьи данные указываются в избирательном бюллетене, гражданства иностранного государства, в избирательном бюллетене должно указываться наименование соответствующего иностранного государства.";

пункты 6-16 считать соответственно пунктами 7-17.

30. В статье 53:

в пункте 1:

первое предложение изложить в следующей редакции:

"1. В случае, если федеральным конституционным законом, федеральным законом, законом субъекта Российской Федерации не предусмотрено голосование по открепительным удостоверениям для голосования на выборах, референдуме, а также в иных случаях, предусмотренных федеральным конституционным законом, федеральным законом, законом субъекта Российской Федерации, избирателю, участнику референдума, который в день голосования по уважительной причине (отпуск, командировка, режим трудовой и учебной деятельности, выполнение государственных и общественных обязанностей, состояние здоровья) будет отсутствовать по месту своего жительства и не сможет прийти в участковую избирательную комиссию, комиссию референдума, на избирательном участке, участке референдума, на котором он включен в список избирателей, участников референдума, должна быть предоставлена возможность проголосовать досрочно путем заполнения избирательного бюллетеня, бюллетеня для голосования на референдуме в помещении соответствующей территориальной (окружной) (за 15 - 4 дня до дня голосования) или участковой (не ранее чем за 3 дня до дня голосования) избирательной комиссии, комиссии референдума.";

дополнить пункт после первого предложения предложениями следующего содержания:

"Избиратель, участник референдума, голосующий досрочно, подает в соответствующую избирательную комиссию, комиссию референдума заявление, в котором указывает причину досрочного голосования. Данное заявление приобщается к списку досрочно проголосовавших избирателей, участников референдума.";

в пункте 5:

в третьем предложении исключить слова "и участковой";

дополнить пункт после второго предложения предложением следующего содержания:

"В случае если число избирателей, участников референдума, проголосовавших досрочно, будет составлять более одного процента от числа избирателей, участников референдума, зарегистрированных на территории избирательного участка, участка референдума (но не менее 10 избирателей), избирательные бюллетени, бюллетени для голосования на референдуме опускаются в отдельный стационарный ящик для голосования, который затем опечатывается и вскрывается при проведении непосредственного подсчета голосов избирателей, участников референдума.".

31. Первое предложение пункта 2 статьи 54 изложить в следующей редакции:

"Голосование вне помещения для голосования проводится, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 6 статьи 53 настоящего Федерального закона, только в день голосования и только на основании письменного заявления или устного обращения (в том числе переданного при содействии других лиц) избирателя, участника референдума о предоставлении ему возможности проголосовать вне помещения для голосования. "

32. В статье 55:

в пункте 2:

абзац первый изложить в следующей редакции:

"Протокол участковой избирательной комиссии, комиссии референдума должен быть составлен на одном листе. В исключительных случаях протокол может быть составлен более чем на одном листе, при этом каждый его лист должен быть подписан всеми присутствующими членами участковой избирательной комиссии, комиссии референдума с правом решающего голоса. Протокол участковой избирательной комиссии, комиссии референдума об итогах голосования должен содержать:";

в подпункте "д":

после слов "строки протокола" дополнить словами "в следующей последовательности";

дополнить абзацем следующего содержания:

"строка 13г: число погашенных на избирательном участке, участке референдума открепительных удостоверений для голосования на выборах, референдуме;";

пункт 3 дополнить предложением следующего содержания:

"Нумерация строк протокола участковой избирательной комиссии, комиссии референдума устанавливается федеральными конституционными законами, федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации.".

33. В статье 56:

в пункте 3 после слов "подписей членов комиссии и печати комиссии, проставленных на бюллетене" дополнить словами ", и квадратов, размещенных на бюллетене справа от сведений о зарегистрированных кандидатах, наименований избирательных объединений, избирательных блоков и строки "Против всех кандидатов", "Против всех списков кандидатов", квадратов, размещенных под словами "да" и "нет".";

пункт 4 заменить пунктами 4 - 6:

"4. Перед непосредственным подсчетом голосов избирателей, участников референдума члены участковой избирательной комиссии, комиссии референдума с правом решающего голоса вносят на каждую страницу списка избирателей, участников референдума следующие суммарные данные по этой странице:

а) число избирателей, участников референдума, внесенных в список;

б) число избирательных бюллетеней, бюллетеней для голосования на референдуме, выданных избирателям, участникам референдума на избирательном участке, участке референдума в день голосования (устанавливается по числу подписей избирателей, участников референдума в списке избирателей, участников референдума);

в) число избирательных бюллетеней, бюллетеней для голосования на референдуме, выданных избирателям, участникам референдума, проголосовавшим вне помещения для голосования (устанавливается по числу соответствующих отметок в списке избирателей, участников референдума);

г) число избирателей, участников референдума, проголосовавших досрочно;

д) число открепительных удостоверений для голосования на выборах, референдуме, выданных участковой избирательной комиссией, комиссией референдума избирателям, участникам референдума на избирательном участке, участке референдума;

е) число избирателей, участников референдума, проголосовавших по открепительным удостоверениям для голосования на выборах, референдуме на избирательном участке, участке референдума.

5. После внесения указанных в пункте 4 настоящей статьи данных каждая страница списка избирателей, участников референдума подписывается членом избирательной комиссии, комиссии референдума, проставляющим эти данные, который затем их суммирует, оглашает и сообщает председателю, заместителю председателя или секретарю участковой избирательной комиссии, комиссии референдума и лицам, присутствующим при подсчете голосов. В последний лист списка избирателей, участников референдума председатель, заместитель председателя или секретарь участковой избирательной комиссии, комиссии референдума вносит итоговые данные, определяемые как сумма данных, установленных в соответствии с пунктом 4 настоящей статьи, заверяет их подписью и печатью участковой избирательной комиссии, комиссии референдума. После этого со списком избирателей, участников референдума вправе ознакомиться лица, указанные в пункте 3 статьи 26 настоящего Федерального закона.

6. Председатель, заместитель председателя или секретарь участковой избирательной комиссии, комиссии референдума уточняет, оглашает и заносит в строки 1 и 2 протокола об итогах голосования и в его увеличенную форму:

число избирателей, участников референдума, внесенных в список;

число избирательных бюллетеней, бюллетеней для голосования на референдуме, полученных участковой избирательной комиссией, комиссией референдума (данные о бюллетенях, извлеченных из конвертов досрочно проголосовавших избирателей, участников референдума в помещении территориальной (окружной) избирательной комиссии, комиссии референдума, в указанное число не входят).".

в пункте 5:

слова " и 13в" заменить словами ", 13в и 13г";

дополнить абзацем следующего содержания:

"число погашенных на избирательном участке, участке референдума открепительных удостоверений для голосования на выборах, референдуме.";

дополнить предложением следующего содержания:

"В случае, если федеральным конституционным законом, федеральным законом, законом субъекта Российской Федерации предусмотрено повторное голосование, порядок учета открепительных удостоверений устанавливается этим федеральным конституционным законом, федеральным законом, законом субъекта Российской Федерации.".

в пункте 14:

во втором предложении слова "При этом" заменить словами "При сортировке";

дополнить предложением следующего содержания:

"В случае, если федеральным законом, законом субъекта предусмотрено голосование более чем за одного кандидата персонально, порядок сортировки избирательных бюллетеней при выборах по многомандатным избирательным округам, устанавливается федеральным законом, законом субъекта Российской Федерации, а в случаях, если такой порядок не установлен законом, - Центральной избирательной комиссией Российской Федерации, избирательной комиссией субъекта Российской Федерации в зависимости от уровня выборов.";

второе предложение пункта 20 дополнить словами ", включая дополнительный подсчет избирательных бюллетеней, бюллетеней для голосования на референдуме";

пункты 5 - 31 считать соответственно пунктами 7 - 33.

34. Статью 58 изложить в следующей редакции:

"1. На основании первых экземпляров протоколов об итогах голосования, полученных из непосредственно нижестоящих избирательных комиссий, комиссий референдума, путем сложения содержащихся в них данных результаты выборов, референдума определяет избирательная комиссия, комиссия референдума, наделенная этим правом федеральным конституционным законом, федеральным законом, законом субъекта Российской Федерации, уставом муниципального образования. Члены указанной комиссии с правом решающего голоса устанавливают результаты выборов, референдума лично. О результатах выборов, референдума составляются в трех экземплярах протокол и сводная таблица, которые подписывают все присутствующие члены данной избирательной комиссии, комиссии референдума с правом решающего голоса.

2. Выборы признаются соответствующей избирательной комиссией несостоявшимися в случае, если:

а) в них приняло участие меньшее число избирателей, чем это предусмотрено соответствующими федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. При этом указанное число не может составлять менее 25 процентов от числа избирателей, зарегистрированных на территории соответствующего избирательного округа;

б) число голосов избирателей, поданных за кандидата, набравшего наибольшее число голосов по отношению к другому кандидату (другим кандидатам), меньше, чем число голосов избирателей, поданных против всех кандидатов;

в) кандидат (все кандидаты при выборах по многомандатным избирательным округам), который (которые) по результатам голосования должен быть признан избранным (должны быть признаны избранными), не сложил (не сложили) с себя полномочия, несовместимые со статусом депутата, выборного должностного лица в порядке, установленном федеральным конституционным законом, федеральным законом, законом субъекта Российской Федерации;

г) ни один список кандидатов не получил число голосов избирателей, необходимое в соответствии с федеральным законом, законом субъекта Российской Федерации для участия в распределении депутатских мандатов.

3. При проведении выборов по многомандатным избирательным округам кандидат считается не избранным в случае, если число голосов избирателей, поданных за кандидата, меньше, чем число голосов избирателей, поданных против всех кандидатов. В этом случае по оставшимся незамещенными мандатам назначаются дополнительные выборы.

4. Избирательная комиссия не вправе выдать кандидату, набравшему необходимое для избрания число голосов избирателей, удостоверение об избрании, если он в срок, установленный федеральным конституционным законом, федеральным законом, законом субъекта Российской Федерации, но не позднее чем в недельный срок со дня официального опубликования результатов выборов не представит в соответствующую избирательную комиссию копию приказа (распоряжения) об освобождении от обязанностей, несовместимых со статусом депутата, выборного должностного лица, либо копию документов, удостоверяющих подачу в установленный срок заявления об освобождении от указанных обязанностей.

5. В случае, если кандидат без вынуждающих к тому обстоятельств не сложил с себя полномочия, несовместимые со статусом депутата, выборного должностного лица, в результате чего назначены повторные либо дополнительные выборы, этот кандидат возмещает соответствующей избирательной комиссии все произведенные ею расходы, связанные с проведением повторных либо дополнительных выборов. Перечень обстоятельств, вынуждающих к отказу от сложения полномочий, несовместимых со статусом депутата, выборного должностного лица, устанавливается федеральным конституционным законом, федеральным законом, законом субъекта Российской Федерации.

6. Референдум признается соответствующей комиссией референдума несостоявшимся, если в нем приняло участие менее половины участников референдума, зарегистрированных на территории проведения референдума. Соответствующая комиссия референдума признает решение не принятым на референдуме, если за него проголосовало менее половины участников референдума, принявших участие в голосовании.

7. Соответствующая избирательная комиссия, комиссия референдума признает итоги голосования, результаты выборов, референдума субъекта Российской Федерации, местного референдума недействительными:

а) в случае, если допущенные при проведении голосования или установлении итогов голосования нарушения не позволяют с достоверностью установить результаты волеизъявления избирателей, участников референдума;

б) в случае, если они признаны недействительными не менее чем на одной четвертой части избирательных участков, участков референдума;

в) по решению суда.

8. Документация избирательных комиссий, комиссий референдума всех уровней, включая бюллетени и открепительные удостоверения, подлежит хранению в течение сроков, установленных настоящим Федеральным законом, федеральными конституционными законами, иными федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований. При этом устанавливаемые сроки хранения бюллетеней и списков избирателей, участников референдума не могут быть менее одного года со дня опубликования итогов голосования и результатов выборов, референдума, а протоколов и сводных таблиц избирательных комиссий - менее одного года со дня объявления даты следующих выборов того же уровня.

9. Порядок хранения и передачи в архив документов, связанных с подготовкой и проведением выборов, референдума, утверждается Центральной избирательной комиссией Российской Федерации по согласованию с соответствующими государственными архивными органами.".

35. В статье 59:

наименование статьи изложить в следующей редакции:

"Повторное голосование и повторные выборы. Дополнительные выборы";

дополнить статью пунктами 6-12 следующего содержания:

"6. В случае досрочного прекращения полномочий депутата, избранного по одномандатному избирательному округу, в избирательном округе в течение месяца с момента такого прекращения полномочий назначаются дополнительные выборы в порядке, предусмотренном федеральным конституционным законом, федеральным законом, законом субъекта Российской Федерации.

7. В случае досрочного прекращения полномочий депутата, избранного по многомандатному избирательному округу, дополнительные выборы назначаются и проводятся в порядке, предусмотренном пунктом 6 настоящей статьи, в случае, если в округе замещено менее двух третей депутатских мандатов. Федеральным конституционным законом, федеральным законом, законом субъекта Российской Федерации могут быть предусмотрены иные основания для проведения в многомандатном избирательном округе дополнительных выборов депутата взамен выбывшего.

8. Федеральным законом, законом субъекта Российской Федерации может быть предусмотрено, что повторные и (или) дополнительные выборы не назначаются и не проводятся в случае, если в результате этих выборов депутат не может быть избран на срок более одного года, а также в случае, если повторные и (или) дополнительные выборы были два раза признаны не состоявшимися по основаниям, предусмотренным подпунктами "а" и "б" пункта 2 статьи 58 настоящего Федерального закона.

9. В случае выбытия нескольких депутатов в срок, когда проведение дополнительных выборов в соответствии с пунктом 8 настоящей статьи не предусмотрено, а законодательный (представительный) орган государственной власти, местного самоуправления остался в неправомочном составе, проводятся новые основные выборы в порядке и сроки, предусмотренные федеральными конституционными законами, федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации.

10. Федеральным законом, законом субъекта Российской Федерации может быть предусмотрено, что в случае, если депутат прекращает свои полномочия ранее чем за год до окончания срока полномочий законодательного (представительного) органа государственной власти, без вынуждающих к тому обстоятельств, он обязан внести в соответствующий бюджет денежные средства в размере, устанавливаемом федеральным конституционным законом, федеральным законом, законом субъекта Российской Федерации. Перечень обстоятельств, вынуждающих к досрочному прекращению полномочий, устанавливается федеральным конституционным законом, федеральным законом, законом субъекта Российской Федерации.

11. Федеральным конституционным законом, федеральным законом, законом субъекта Российской Федерации может быть предусмотрено, что подпункт "а" пункта 2 статьи 58 настоящего Федерального закона не применяется при проведении повторного голосования по кандидатурам, набравшим наибольшее число голосов избирателей.

12. Федеральным конституционным законом, федеральным законом, законом субъекта Российской Федерации может быть снижено установленное в соответствии подпунктом "а" пункта 2 статьи 58 настоящего Федерального закона число избирателей, принявших участие в выборах, при котором выборы признаются несостоявшимися, при проведении дополнительных выборов.".

36. В пункте 4 статьи 60;

последнее предложение исключить;

дополнить пункт предложениями следующего содержания:

"Федеральным конституционным законом, федеральным законом, законом субъекта Российской Федерации публикация перечисленных данных, содержащихся в протоколах избирательных комиссий, действовавших на территории избирательного округа, может быть возложена на соответствующую окружную избирательную комиссию либо на избирательную комиссию субъекта Российской Федерации. Официальное опубликование полных данных о результатах выборов в федеральные органы государственной власти, референдума Российской Федерации осуществляется в течение трех месяцев со дня голосования. Официальное опубликование полных данных о результатах выборов в органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, референдума субъекта Российской Федерации, местного референдума осуществляется в течение двух месяцев со дня голосования.".

37. Пункт 4 статьи 63 дополнить предложением следующего содержания:

"При этом в случае, если указанные в жалобе (жалобах) нарушения касаются значительного числа граждан либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение, Центральная избирательная комиссия Российской Федерации вправе обратиться в Верховный Суд Российской Федерации, который обязан рассмотреть жалобу по существу.".

38. В статье 64:

в пункте 1 после слова "(аннулирована)" дополнить словами "не позднее чем в день, предшествующий дню голосования";

дополнить статью пунктом 8 следующего содержания:

"8. Не могут служить основанием для отмены решения о результатах выборов нарушения настоящего Федерального закона, способствующие избранию либо имевшие целью побудить или побуждавшие избирателей голосовать за кандидатов, зарегистрированных кандидатов, не избранных по результатам голосования, за избирательные объединения, избирательные блоки, не принявшие участие в распределении депутатских мандатов.".

39. В статье 66:

в пункте 2 слова "в пункте 3" заменить словами "в пунктах 3, 4 и 7";

дополнить статью новым пунктом 4 следующего содержания:

"4. В случае, если основные выборы были назначены до вступления в силу настоящего Федерального закона, при подготовке и проведении дополнительных и повторных выборов депутатов не применяются следующие положения настоящего Федерального закона: пункты 5 и 6 статьи 18, пункт 8 статьи 31, пункт 1 и подпункт "а" пункта 10 статьи 47, а также подпункты "а" и "б" пункта 2 статьи 58 в случае, если голосование на основных выборах проводилось до вступления в силу настоящего Федерального закона.";

пункты 4 и 5 считать соответственно пунктами 5 и 6;

дополнить статью новыми пунктами 7 и 8 следующего содержания:

"7. Абзац одиннадцатый статьи 2 настоящего Федерального закона не применяется при проведении выборов, назначенных до 1 июля 1999 года. В этом случае применяется абзац десятый статьи 2 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав граждан Российской Федерации". При проведении выборов, голосование на которых должно проводиться до 31 декабря 1999 года, срок, указанный в абзаце одиннадцатом статьи 2 настоящего Федерального закона, сокращается до шести месяцев.

8. Признать утратившими силу:

Закон РСФСР "О выборах главы администрации" (Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР, 1991, N 45, ст.1491; Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 35, ст.3506);

постановление Верховного Совета РСФСР "О порядке введения в действие закона РСФСР "О выборах глав администрации" (Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР, 1991, N 45, ст.1492).".

Статья 2. Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.


Президент Российской Федерации


_________________

* Жирным шрифтом выделен текст, измененный по сравнению с проектом федерального закона, принятым в первом чтении.

** Курсивом выделен текст, измененный по сравнению с проектом федерального закона, принятым в первом чтении, и повторяющий редакцию действующего Федерального закона.


Текст документа на сайте мог устареть

Вы можете заказать актуальную редакцию полного документа и получить его прямо сейчас.

Или получите полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня


Получить доступ к системе ГАРАНТ

(1 документ в сутки бесплатно)

(До 55 млн документов бесплатно на 3 дня)


Чтобы приобрести систему ГАРАНТ, оставьте заявку и мы подберем для Вас индивидуальное решение

Если вы являетесь пользователем системы ГАРАНТ, то Вы можете открыть этот документ прямо сейчас, или запросить его через Горячую линию в системе.