Заключение на проект федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (не действует)

Заключение Правового управления Аппарата Государственной Думы
от 16 июня 1998 г. N 02-15/2912
по проекту федерального закона "О внесении изменений и дополнений в
Федеральный закон "Об основных гарантиях избирательных прав и права
на участие в референдуме граждан Российской Федерации"
(ко II чтению)


Изучив в соответствиями с Вашими поручениями от 8 и 15 июня с.г. проект федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее Федеральный закон), Правовое управление Аппарата Государственной Думы сообщает, что по законопроекту имеются следующие замечания.

1) Пунктом 3 статьи 1 законопроекта учреждается право иностранных граждан избирать и быть избранными в органы местного самоуправления на тех же условиях, что и для граждан Российской Федерации, в соответствии с международными договорами Российской Федерации и изданными в соответствии с ними федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации. При регламентации этих вопросов необходимо иметь в виду, что Конституция Российской Федерации, имеющая согласно ее статье 15 (часть 1) высшую юридическую силу и прямое действие на всей территории государства, не содержит норм, допускающих в Российской Федерации участие иностранных граждан в выборах в органы государственной власти или органы местного самоуправления, а международные договоры имеют приоритет перед федеральными законами, но не перед Конституцией Российской Федерации (часть 4 статьи 15 Конституции Российской Федерации).

2) Пунктами 16 (абзац 8), 27 (абзац 4), 29 (абзац 6) статьи 1 проекта предлагается дополнить Федеральный закон положениями, в которых содержится упоминание о наличии у кандидата иностранного гражданства уже без ссылок на вид выборов, что также должно быть отнесено к принципиальным юридическим погрешностям, нарушающим конституционно-правовой статус граждан Российской Федерации. Именно гражданство обеспечивает устойчивую правовую связь человека с государством (преамбула Закона Российской Федерации "О гражданстве Российской Федерации") в том числе и посредством реализации конституционного права граждан участвовать в управлении государством как непосредственно, так и через своих представителей путем реализации права избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участия в референдуме (части 1 и 2 статьи 32 Конституции Российской Федерации). Возможно в указанных положениях речь идет о двойном гражданстве, но и в этом случае в законе должны быть сделаны соответствующие оговорки, дающие представление о правовой логике законодателя. При этом необходимо иметь в виду, что Конституция Российской Федерации (часть 1 статьи 62) допускает возможность наличия у гражданина Российской Федерации гражданства иностранного государства, т.е. двойного гражданства, только в соответствии с федеральным законом (в настоящее время таких оснований приобретения двойного гражданства федеральным законом не закреплено) или международным договором Российской Федерации.

3) Законопроектом (пункт 35 статьи 1) предлагается дополнить статью 59 Федерального закона пунктом 8, содержащим положение о том, что повторные и дополнительные выборы не проводятся, если они дважды признаны несостоявшимися по основаниям, которые предлагается предусмотреть подпунктами "а" и "б" пункта 2 статьи 58 Федерального закона (пункт 34 статьи 1 проект), т.е. в случаях, когда выборы признаны несостоявшимися из-за недостаточной явки избирателей, а также если число голосов, поданных против всех кандидатов, окажется большим, чем было получено кандидатом, набравшим относительное большинство голосов избирателей. Полагаем, что данная норма противоречит статье 3 Конституции Российской Федерации, а ее реализация на практике может привести к парализации деятельности законодательных (представительных) органов государственной власти и местного самоуправления.

4) Полагаем, что предлагаемое пунктом 38 (абзац 2) статьи 1 проекта дополнение в пункт 1 статьи 64 Федерального закона о сроке, в течение которого может быть аннулировано решение избирательной комиссии о регистрации кандидата, должно быть соизмеримо со сроком (до дня голосования), позволяющим кандидату обжаловать в судебном порядке решение избирательной комиссии, нарушающее его избирательные права (пункт 11 статьи 63 Федерального закона).

5) Изменения, предлагаемые законопроектом (пункт 39 статьи 1) в статью 66 Федерального закона являются юридически некорректными, поскольку предлагают использовать для регулирования избирательного процесса нормы Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав граждан Российской Федерации", признанного утратившим силу.

6) Ввиду крайне сжатого срока (один день), отведенного для экспертизы последнего варианта текста законопроекта, не представляется возможным обеспечить данному законопроекту полноценную лингвостилистическую экспертизу.

7) Проект постановления Государственной Думы о рассмотрении законопроекта во втором чтении соответствует требованиям Регламента Государственной Думы.


Начальник управления

В.Б.Исаков



Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.