Проект федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (внесен депутатами ГД) (подписан Президентом РФ) (не действует)

Проект федерального закона
"Об оценочной деятельности в Российской Федерации"


 Досье на проект федерального закона

  Глава I.   Общие положения
  Глава II.  Основания для осуществления оценочной
             деятельности  и условия ее осуществления
  Глава III. Регулирование оценочной деятельности
  Глава IV.  Заключительные положения

Глава I. Общие положения


Статья 1. Законодательство, регулирующее оценочную деятельность в Российской Федерации

Законодательство, регулирующее оценочную деятельность в Российской Федерации, состоит из настоящего Федерального закона, принимаемых в соответствии с ним федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, а также из международных договоров Российской Федерации.

Субъекты Российской Федерации имеют право регулировать оценочную деятельность в отношении объектов гражданских прав, находящихся на их территориях, в части, не противоречащей федеральным законам.

Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации в области оценочной деятельности, применяются правила международного договора Российской Федерации.


Статья 2. Отношения, регулируемые настоящим Федеральным законом

Настоящим Федеральным законом регулируются отношения субъектов оценочной деятельности в связи с установлением рыночной или иной стоимости объектов гражданских прав на условиях и в порядке, которые установлены настоящим Федеральным законом.

Настоящий Федеральный закон определяет правовые основы оценочной деятельности в отношении объектов гражданских прав, принадлежащих Российской Федерации, субъектам Российской Федерации или муниципальным образованиям, физическим лицам и юридическим лицам и находящихся как на территории Российской Федерации, так и за пределами территории Российской Федерации, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации.


Статья 3. Понятие оценочной деятельности

Для целей настоящего Федерального закона под оценочной деятельностью понимается деятельность по установлению в отношении объектов гражданских прав рыночной или иной стоимости (инвестиционной, ликвидационной и другой).

Для целей настоящего Федерального закона под рыночной стоимостью объекта гражданских прав понимается наиболее вероятная цена, по которой данный объект может быть продан на открытом рынке в условиях конкуренции, когда продавец и покупатель действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на цене не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства, то есть когда:

продавец не обязан продавать объект гражданских прав, а покупатель не обязан его приобрести;

стороны, участвующие в сделке, хорошо осведомлены о предмете данной сделки и действуют в своих интересах;

объект гражданских прав представлен на открытом рынке;

цена сделки представляет собой разумное вознаграждение за объект гражданских прав и принуждения к совершению сделки в отношении сторон сделки с чьей-либо стороны не было;

платеж за объект гражданских прав выражен в денежной форме.


Статья 4. Субъекты оценочной деятельности

Субъектами оценочной деятельности признаются, с одной стороны, юридические лица и физические лица (индивидуальные предприниматели), деятельность которых регулируется настоящим Федеральным законом (оценщики), а с другой - потребители их услуг (заказчики).

Юридическое лицо, являющееся открытым акционерным обществом, не может быть оценщиком.


Статья 5. Объекты оценочной деятельности

К объектам оценочной деятельности, осуществляемой оценщиками, относятся объекты гражданских прав (далее - объекты оценки), определенные гражданским законодательством Российской Федерации.


Статья 6. Право Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальных образований, физических лиц и юридических лиц на проведение оценки принадлежащих им объектов оценки

Российская Федерация, субъекты Российской Федерации или муниципальные образования, физические лица и юридические лица имеют право на проведение оценщиком оценки любых принадлежащих им объектов оценки на основаниях и условиях, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

Право на проведение оценки объекта оценки является безусловным и не зависит от установленного законодательством Российской Федерации порядка осуществления государственного статистического учета и бухгалтерского учета и отчетности. Данное право распространяется и на проведение повторной оценки объекта оценки. Результаты проведения оценки объекта оценки могут быть использованы для корректировки данных бухгалтерского учета и отчетности.

Результаты проведения оценки объекта оценки могут быть обжалованы заинтересованными лицами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.


Статья 7. Предположение об установлении рыночной стоимости объекта оценки

В случае, если в нормативном правовом акте, содержащем требование обязательного проведения оценки какого-либо объекта оценки, либо в договоре по оценке объекта оценки (далее - договор) не определен конкретный вид стоимости объекта оценки, установлению подлежит рыночная стоимость данного объекта.

Указанное правило подлежит применению и в случае использования в нормативном правовом акте не предусмотренных настоящим Федеральным законом или стандартами оценки терминов, определяющих вид стоимости объекта оценки, в том числе терминов "действительная стоимость", "разумная стоимость", "эквивалентная стоимость", "реальная стоимость" и других.


Статья 8. Обязательность проведения оценки объектов оценки

Проведение оценки объектов оценки является обязательным в случае вовлечения в сделку объектов оценки, принадлежащих полностью или частично Российской Федерации, субъектам Российской Федерации либо муниципальным образованиям, в том числе:

при определении стартовой цены для аукционов и конкурсов по продаже и сдаче в аренду объектов оценки, принадлежащих полностью или частично Российской Федерации, субъектам Российской Федерации либо муниципальным образованиям;

при определении стоимости объектов оценки, принадлежащих полностью или частично Российской Федерации, субъектам Российской Федерации либо муниципальным образованиям, в целях их приватизации или передачи в доверительное управление;

при определении арендной платы при заключении договоров аренды объектов оценки, принадлежащих полностью или частично Российской Федерации, субъектам Российской Федерации либо муниципальным образованиям;

при использовании объектов оценки, принадлежащих полностью или частично Российской Федерации, субъектам Российской Федерации либо муниципальным образованиям, в качестве предмета залога;

при оценке объектов оценки, принадлежащих полностью или частично Российской Федерации, субъектам Российской Федерации либо муниципальным образованиям, в целях разрешения имущественных споров в случае, когда одной из сторон спора выступает орган государственной власти Российской Федерации, орган государственной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления;

при продаже или передаче объектов оценки, принадлежащих полностью или частично Российской Федерации, субъектам Российской Федерации либо муниципальным образованиям;

при переуступке долговых обязательств, связанных с объектами оценки, принадлежащими полностью или частично Российской Федерации, субъектам Российской Федерации либо муниципальным образованиям;

при реализации инвестиционных проектов с привлечением средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации или местных бюджетов или средств под гарантии государства, равно как при оценке технических заданий и условий для разработки таких проектов;

при коммерческом использовании (капитализации) средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации или местных бюджетов или средств внебюджетных фондов;

при передаче объектов оценки, принадлежащих полностью или частично Российской Федерации, субъектам Российской Федерации либо муниципальным образованиям, в качестве вклада в уставные капиталы (фонды) юридических лиц, в том числе юридических лиц с долей иностранного капитала;

при определении ущерба, причиненного застрахованному имуществу в результате наступления страхового случая, в случае обязательного страхования объектов оценки, принадлежащих полностью или частично Российской Федерации, субъектам Российской Федерации либо муниципальным образованиям;

при выкупе имущества у собственников для государственных или муниципальных нужд.

Проведение оценки объектов оценки является обязательным в случаях возникновения споров о величине стоимости объектов оценки, в том числе:

при национализации имущества;

при проведении выборочной оценки рыночной стоимости имущества физических лиц и юридических лиц в целях контроля за правильностью проведения оценки налогооблагаемой базы;

при проведении оценки объектов оценки в целях контроля за правильностью уплаты налогов, сборов и пошлин;

при ипотечном кредитовании физических лиц и юридических лиц в случае возникновения спора о стоимости предмета ипотеки;

при изменении права владения объектом оценки, находящимся в доверительном управлении;

при составлении брачных контрактов или разделе имущества разводящихся супругов по требованию одной из сторон или обеих сторон в случае возникновения спора о стоимости этого имущества;

при конвертации акции, слиянии или разделении акционерных обществ.


Глава II. Основания для осуществления оценочной
деятельности и условия ее осуществления


Статья 9. Основания для проведения оценки объекта оценки

Основанием для проведения оценки объекта оценки является договор между оценщиком и заказчиком.

Договором может быть предусмотрено проведение оценки единичного объекта оценки, ряда объектов оценки либо долговременное обслуживание заказчика по его заявлениям.

В случаях, предусмотренных процессуальным законодательством Российской Федерации, оценка объекта оценки может быть проведена оценщиком на основании определения суда, арбитражного суда, третейского суда о проведении экспертизы, в том числе повторной.

Лица, участвующие в деле, вправе указать в ходатайстве о проведении экспертизы кандидатуры оценщиков для ее проведения. Указанные кандидатуры могут быть отклонены судом, арбитражным судом, третейским судом, в том числе по заявлениям лиц, участвующих в деле.

Суд, арбитражный суд, третейский суд самостоятельны в выборе оценщика. Расходы, связанные с проведением оценки объекта оценки, а также вознаграждение оценщику подлежат возмещению (выплате) в порядке, установленном процессуальным законодательством Российской Федерации.


Статья 10. Обязательные требования к договору

Договор между оценщиком и заказчиком заключается в письменной форме и не требует нотариального удостоверения.

В договоре должны быть указаны:

вид объекта оценки;

вид стоимости (стоимостей) объекта оценки;

размер оплаты за проведение оценки объекта оценки;

сведения об образовательном учреждении, выдавшем документ об образовании, подтверждающий получение профессиональных знаний в области оценочной деятельности;

дата выдачи документа об образовании, подтверждающего получение профессиональных знаний в области оценочной деятельности.

В договор в обязательном порядке включаются сведения о наличии у оценщика лицензии на осуществление оценочной деятельности с указанием порядкового номера и даты выдачи этой лицензии, органа, ее выдавшего, а также срока, на который данная лицензия выдана.

Договор об оценке как единичного объекта оценки, так и ряда объектов оценки должен содержать точное указание на этот объект оценки (объекты оценки), а также его (их) описание.

В отношении оценки объектов оценки, принадлежащих Российской Федерации, субъектам Российской Федерации или муниципальным образованиям, договор заключается исключительно с балансодержателем этих объектов, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.


Статья 11. Общие требования к содержанию отчета об оценке объекта оценки

Надлежащим исполнением оценщиком своих обязанностей, возложенных на него договором, являются своевременное составление в письменной форме и передача заказчику отчета об оценке объекта оценки (далее - отчет).

Отчет не должен допускать неоднозначного толкования или вводить в заблуждение. В отчете в обязательном порядке указываются дата проведения оценки объекта оценки, используемые стандарты оценки, цели и задачи проведения оценки объекта оценки, а также приводятся иные сведения, которые необходимы для полного и недвусмысленного толкования результатов проведения оценки объекта оценки, отраженных в отчете.

В случае, если при проведении оценки объекта оценки определяется не рыночная стоимость, а иные виды стоимости, в отчете должны быть указаны критерии установления оценки объекта оценки и причины отступления от возможности определения рыночной стоимости объекта оценки.

В отчете должны быть указаны:

дата составления и порядковый номер отчета;

основание для проведения оценщиком оценки объекта оценки;

юридический адрес оценщика и сведения о выданной ему лицензии на осуществление оценочной деятельности по данному виду имущества;

точное описание объекта оценки, а в отношении объекта оценки, принадлежащего юридическому лицу, - реквизиты балансодержателя и балансовая стоимость данного объекта оценки;

стандарты оценки для определения соответствующего вида стоимости объекта оценки, обоснование их использования при проведении оценки данного объекта оценки, перечень использованных при проведении оценки объекта оценки данных с указанием источников их получения, а также принятые при проведении оценки объекта оценки допущения;

последовательность определения стоимости объекта оценки и ее итоговая величина, а также ограничения и пределы применения полученного результата;

дата определения стоимости объекта оценки;

перечень документов, используемых оценщиком и устанавливающих количественные и качественные характеристики объекта оценки.

Отчет может также содержать иные сведения, являющиеся, по мнению оценщика, существенно важными для полноты отражения примененного им метода расчета стоимости конкретного объекта оценки;

Для проведения оценки отдельных видов объектов оценки законодательством Российской Федерации могут быть предусмотрены специальные формы отчетов.

Отчет собственноручно подписывается оценщиком и заверяется его печатью.


Статья 12. Достоверность отчета как документа, содержащего сведения доказательственного значения

Итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, содержащаяся в отчете, составленном на основании и в порядке, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, полагается достоверной, если в судебном порядке не доказано иное.

Предположение о достоверности величины рыночной или иной стоимости объекта оценки, установленной в отчете оценщиком, может быть применено судом, арбитражным судом, третейским судом во всех случаях рассмотрения соответствующих споров, однако указанные суды не вправе обязать какую-либо из сторон спора к заключению договора об отчуждении объекта по цене, равной его стоимости, установленной оценщиком, за исключением случая обязательности заключения такого договора в соответствии с законодательством Российской Федерации.


Статья 13. Оспоримость сведений, содержащихся в отчете

В случае наличия спора о достоверности величины рыночной или иной стоимости объекта оценки, установленной в отчете, в том числе и в связи с имеющимся иным отчетом об оценке этого же объекта, указанный спор подлежит рассмотрению исключительно судом, арбитражным судом, третейским судом в соответствии с установленной подведомственностью.

Суд, арбитражный суд, третейский суд, принявшие к рассмотрению дело по спору о достоверности итоговой величины стоимости объекта оценки, содержащейся в отчете (отчетах), а равно в случае возникновения спора в связи с рассмотрением дела с иным предметом иска вправе своим определением назначить оценщика для проведения повторной оценки объекта оценки в порядке, установленном процессуальным законодательством Российской Федерации, и с учетом положений настоящего Федерального закона.


Статья 14. Права оценщика

Оценщик имеет право:

применять самостоятельно методы проведения оценки объекта оценки в соответствии со стандартами оценки;

требовать от заказчика при проведении обязательной оценки объекта оценки обеспечения доступа в полном объеме к документации, необходимой для осуществления этой оценки;

получать разъяснения и дополнительные сведения, необходимые для осуществления данной оценки;

запрашивать в письменной или устной форме у третьих лиц информацию, необходимую для проведения оценки объекта оценки, за исключением информации, являющейся государственной или коммерческой тайной; в случае, если отказ в предоставлении указанной информации существенным образом влияет на достоверность оценки объекта оценки, оценщик указывает это в отчете;

привлекать по мере необходимости на договорной основе к участию в проведении оценки объекта оценки иных оценщиков либо других специалистов;

отказаться от проведения оценки объекта оценки в случаях, если заказчик нарушил условия договора, не обеспечил предоставление необходимой информации об объекте оценки либо не обеспечил соответствующие договору условия работы.


Статья 15. Обязанности оценщика

Оценщик обязан:

соблюдать при осуществлении оценочной деятельности требования настоящего Федерального закона, а также принятых на его основе нормативных правовых актов Российской Федерации и нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации;

сообщать заказчику о невозможности своего участия в проведении оценки объекта оценки вследствие возникновения обстоятельств, препятствующих проведению объективной оценки объекта оценки;

обеспечивать сохранность документов, получаемых от заказчика и третьих лиц в ходе проведения оценки объекта оценки;

предоставлять заказчику информацию о требованиях законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, об уставе и о кодексе этики соответствующей саморегулируемой организации (профессионального общественного объединения оценщиков или некоммерческой организации оценщиков), на членство в которой ссылается оценщик в своем отчете;

предоставлять по требованию заказчика документ об образовании, подтверждающий получение профессиональных знаний в области оценочной деятельности;

не разглашать конфиденциальную информацию, полученную от заказчика в ходе проведения оценки объекта оценки, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации;

предоставлять информацию из своего отчета судебным органам по их требованию;

хранить составленные отчеты об оценке объекта оценки в течение трех лет.


Статья 16. Независимость оценщика

Оценка объекта оценки не может проводиться оценщиком, если он является учредителем, собственником, акционером или должностным лицом юридического лица либо заказчиком или физическим лицом, имеющим имущественный интерес в объекте оценки, или состоит с указанными лицами в близком родстве или свойстве.

Проведение оценки объекта оценки не допускается, если:

в отношении объекта оценки оценщик имеет вещные или обязательственные права вне договора;

оценщик является учредителем, собственником, акционером, кредитором, страховщиком юридического лица либо юридическое лицо является учредителем, акционером, кредитором, страховщиком оценочной фирмы.

Не допускается вмешательство заказчика либо иных заинтересованных лиц в деятельность оценщика, если это может негативно повлиять на достоверность результата проведения оценки объекта оценки, в том числе ограничение круга вопросов, подлежащих выяснению или определению при проведении оценки объекта оценки.

Размер оплаты оценщику за проведение оценки объекта оценки не может зависеть от итоговой величины стоимости объекта оценки.


Статья 17. Страхование профессиональной (гражданской) ответственности оценщиков

Страхование профессиональной (гражданской) ответственности оценщиков является условием, обеспечивающим защиту прав потребителей услуг оценщиков, и осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Оценщик не вправе заниматься оценочной деятельностью без заключения договора страхования.

Наличие страхового полиса является обязательным условием для получения лицензии на осуществление оценочной деятельности.

Страховая сумма не может быть менее 100-кратного установленного законодательством Российской Федерации минимального размера оплаты труда.


Глава III. Регулирование оценочной деятельности


Статья 18. Контроль за осуществлением оценочной деятельности в Российской Федерации

Контроль за осуществлением оценочной деятельности в Российской Федерации осуществляют органы, уполномоченные Правительством Российской Федерации и субъектами Российской Федерации (далее - уполномоченные органы), органы лицензирования, а также саморегулируемые организации.

При уполномоченных органах формируются общественные советы, в состав которых входят должностные лица уполномоченных органов и представители саморегулируемых организаций.

Положения об уполномоченных органах и общественных советах, о порядке лицензирования деятельности оценщиков утверждаются Правительством Российской Федерации.


Статья 19. Функции уполномоченных органов

Уполномоченные органы являются регулирующими оценочную деятельность органами исполнительной власти, функциями которых являются:

контроль за осуществлением оценочной деятельности;

взаимодействие с органами государственной власти и организация работы общественного совета;

координация действий органов государственной власти и саморегулируемых организаций;

определение органов лицензирования оценочной деятельности;

определение порядка лицензирования оценочной деятельности и установление требований к лицензированию оценочной деятельности по видам объектов оценки;

согласование систем добровольной сертификации саморегулируемых организаций;

согласование стандартов оценки;

согласование перечня требований, предъявляемых к образовательным учреждениям, к осуществлению профессиональной подготовки оценщиков в соответствии с законодательством Российской Федерации.


Статья 20. Стандарты оценки

Стандарты оценки, обязательные к применению субъектами оценочной деятельности, разрабатываются и утверждаются в соответствии с законодательством Российской Федерации и согласовываются с уполномоченным органом.


Статья 21. Профессиональное обучение оценщиков

Профессиональное обучение оценщиков осуществляется высшими государственными или частными учебными заведениями, специально создаваемыми для этой цели, или на базе факультетов (отделений, кафедр) высших государственных или частных учебных заведений, имеющих право осуществлять такое обучение в соответствии с законодательством Российской Федерации.


Статья 22. Саморегулируемые организации

В целях саморегулирования оценочной деятельности оценщики вправе объединяться в саморегулируемые организации.

Саморегулируемые организации выполняют следующие функции:

защищают профессиональные интересы оценщиков;

повышают профессиональный уровень оценщиков;

содействуют высшим государственным или частным учебным заведениям в разработке образовательных программ для профессионального обучения оценщиков;

разрабатывают стандарты оценки в соответствии с законодательством Российской Федерации;

разрабатывают и поддерживают системы контроля за качеством и сертификацией оценочных услуг в соответствии с законодательством Российской Федерации;

осуществляют контроль за профессиональной деятельностью оценщиков посредством их сертификации;

участвуют в деятельности общественного совета при уполномоченном органе.


Статья 23. Лицензирование оценочной деятельности

Лицензирование оценочной деятельности осуществляется в порядке, определяемом уполномоченным органом в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Орган, выдающий лицензию на осуществление оценочной деятельности, осуществляет контроль за соблюдением требований к осуществлению этой деятельности оценщиками в соответствии с настоящим Федеральным законом и законодательством Российской Федерации о лицензировании.


Статья 24. Требования к лицензированию оценочной деятельности

Требования к лицензированию оценочной деятельности для физических лиц:

государственная регистрация в качестве индивидуального предпринимателя;

наличие документа об образовании, подтверждающего получение профессиональных знаний в области оценочной деятельности в соответствии с согласованными с уполномоченным органом образовательными программами;

наличие страхового полиса, подтверждающего страхование профессиональной (гражданской) ответственности оценщика;

уплата сбора за выдачу лицензии на осуществление оценочной деятельности, величина которого устанавливается законодательством субъектов Российской Федерации.

Требования к лицензированию оценочной деятельности для юридических лиц:

государственная регистрация в качестве юридического лица;

наличие в штате юридического лица не менее одного работника, имеющего документ об образовании, подтверждающий получение профессиональных знании в области оценочной деятельности в соответствии с согласованными с уполномоченным органом образовательными программами;

наличие страхового полиса, подтверждающего страхование профессиональной (гражданской) ответственности оценщика;

уплата сбора за выдачу лицензии на осуществление оценочной деятельности, величина которого устанавливается законодательством субъектов Российской Федерации.

Отзыв лицензии на осуществление оценочной деятельности осуществляется на основании:

признания в установленном законодательством Российской Федерации порядке недействительным факта государственной регистрации индивидуального предпринимателя или юридического лица;

признания в установленном законодательством Российской Федерации порядке индивидуального предпринимателя или юридического лица банкротом;

признания в установленном законодательством Российской Федерации порядке недействительным имеющегося у оценщика, являющегося индивидуальным предпринимателем, документа об образовании, подтверждающего получение профессиональных знаний в области оценочной деятельности; если оценщиком является юридическое лицо - признания недействительным документа об образовании работника этого юридического лица при условии, что он один имеет документ об образовании, подтверждающий получение профессиональных знаний в области оценочной деятельности;

выхода данным оценщиком в своей деятельности за пределы прав, предоставленных ему лицензией на осуществление оценочной деятельности;

решения суда, арбитражного суда, третейского суда.

Ходатайство об отзыве лицензии на осуществление оценочной деятельности может быть представлено уполномоченным органом, а также саморегулируемой организацией, членом которой является оценщик.

Указанный в настоящей статье перечень оснований отзыва лицензии на осуществление оценочной деятельности является исчерпывающим и не может быть расширен или изменен иначе как путем внесения изменений и дополнений в настоящий Федеральный закон.


Глава IV. Заключительные положения


Статья 25. Вступление в силу настоящего Федерального закона

Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

Документы об образовании, подтверждающие получение профессиональных знаний в области оценочной деятельности, выданные до вступления в силу настоящего Федерального закона, подлежат приведению в соответствие с нормами настоящего Федерального закона не позднее 1 июля 2000 года.


Статья 26. Приведение нормативных правовых актов в соответствие с настоящим Федеральным законом

Предложить Президенту Российской Федерации и поручить Правительству Российской Федерации привести свои нормативные правовые акты в соответствие с настоящим Федеральным законом.


Президент

Российской Федерации

Б.Ельцин


Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.