Пояснительная записка к проекту федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О прокуратуре Российской Федерации" (не действует)

Пояснительная записка
к проекту федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О прокуратуре Российской Федерации"


Представленный законопроект направлен на повышение эффективности прокурорского надзора, усиление роли прокуратуры в борьбе с преступностью и укреплении законности в стране.

1. Отсутствие в системе государственного механизма органа, осуществляющего крайне необходимый надзор за исполнением Конституции Российской Федерации, обусловило расширение полномочий прокуроров, на которых возлагается указанный надзор.

2. Предлагается исключить положения, устанавливающие назначение прокуроров на определенный срок (статьи 12, 13 и 48 Федерального закона).

Срок полномочий прокуроров устанавливался, начиная с 1936 года, на конституционном уровне. Действующая Конституция Российской Федерации от этого отказалась.

Календарный срок полномочий для лиц, назначаемых на государственные должности, не установлен ни в одном ведомстве, кроме прокуратуры. Не предусматривает такого срока и Федеральный закон "Об основах государственной службы Российской Федерации". В соответствии с действующим Федеральным законом "О прокуратуре Российской Федерации" исключение составляют лишь прокуроры. Между тем, особенности службы в органах прокуратуры такого исключения не требуют. Более того, оно оказывает отрицательное влияние на независимость прокуроров, являющуюся одним из основополагающих принципов прокурорской деятельности. Указанное негативно сказывается на состоянии прокурорского надзора и, в конечном счете, - на состоянии законности.

Кроме того, истечение срока полномочий и сопряженный с этим переезд в другую местность создает в условиях сегодняшнего дня значительные сложности, связанные с обеспечением жильем, поисками работы для членов семьи и другие. Поэтому немало прокуроров предпочитают увольняться из органов прокуратуры и оставаться на прежнем месте жительства. В результате система прокуратуры теряет квалифицированных, опытных работников, дефицит которых и без того испытывается достаточно остро.

3. Уточнение некоторых аспектов организации и деятельности военной прокуратуры обеспечивает укрепление их независимости от органов военного управления, что в целом должно сказаться на состоянии дисциплины и законности в войсках.

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 19.07.97 N 733 "О должностных окладах военных прокуроров и следователей органов военной прокуратуры" статья 49 в предлагаемой редакции устанавливает общий для органов территориальной и военной прокуратуры принцип определения должностных окладов прокуроров и следователей. Это будет способствовать закреплению в этой структуре прокурорских и следственных кадров.

4. В соответствии со статьей 129 Конституции Российской Федерации устанавливающей, что "организация и порядок деятельности прокуратуры Российской Федерации определяются федеральным законом", вопросы службы в системе прокуратуры Российской Федерации регламентируются рядом статей, предлагаемых проектом.

В связи с указанным основные нормы (за исключением имеющих технический характер) Положения о прохождении службы в органах и учреждениях прокуратуры Российской Федерации, утвержденного Постановлением Государственной Думы от 23 июня 1997 г., переносятся в Федеральный закон "О прокуратуре Российской Федерации".

При этом решается, в частности, вопрос о статусе прокурорских работников как государственных служащих федеральной государственной службы. Вследствие этого устраняется существующая в настоящее время двусмысленность, в результате которой одна часть прокуроров является государственными служащими, а другая, значительно большая, не относится к этой категории.

5. Изменение пункта 2 статьи 45 (об оружии) обусловлено выявившейся необходимостью обеспечения прокуроров и следователей, нередко выполняющих свои обязанности в экстремальных условиях, в "горячих точках", не служебным, а боевым ручным стрелковым оружием. В одном пакете с предлагаемым законопроектом представляется и проект Федерального закона "О внесении дополнения в статью 5 Федерального закона "Об оружии".

6. Статьей 44 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" установлено, что должностной оклад Генерального прокурора России, являющийся базовым для определения размера должностных окладов по всей системе прокуратуры, составляет 98 процентов должностного оклада Председателя Верховного Суда России. Таким решением законодатель обозначил принципиальный подход к определению соотношения оплаты труда прокурорских работников и судей. Это соотношение оказалось существенно нарушенным в результате установления судьям различных надбавок к должностным окладам, которых лишены прокурорские работники. Уместно отметить, что прокурорские работники - единственные во всей правоохранительной системе, в отличие от судей не освобождены от уплаты подоходного налога, что еще больше увеличивает образовавшийся разрыв.

В целях сохранения профессиональных кадров и выравнивания уровня оплаты труда прокурорских работников и судей предлагается размер доплаты за особые условия работы, установленной пунктом 1 статьи 44 закона, определить в виде 50 процентов должностного оклада прокурорских работников и установить, как и судьям, в таком же размере доплату за сложность, напряженность и высокие достижения в труде. При этом даже в случае принятия указанных дополнений денежное содержание прокуроров и следователей лишь несколько приблизится к оплате труда судей, но не достигнет ее уровня.

7. В связи с тем, что настоящим проектом подробно регламентированы вопросы прохождения службы в органах прокуратуры Российской Федерации, организации и деятельности военной прокуратуры, а также Указом Президента Российской Федерации от 30.06.97 утверждено Положение о классных чинах прокурорских работников Российской Федерации, Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.03.96 решены вопросы форменного обмундирования прокурорских работников предлагается признать недействующими на территории России либо утратившими силу некоторые акты СССР и Российской Федерации.

Принятие предлагаемых законопроектом изменений и дополнений потребует дополнительных бюджетных ассигнований за год в сумме 707,9 млн. деноминированных рублей.


Текст документа на сайте мог устареть

Вы можете заказать актуальную редакцию полного документа и получить его прямо сейчас.

Или получите полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня


Получить доступ к системе ГАРАНТ

(1 документ в сутки бесплатно)

(До 55 млн документов бесплатно на 3 дня)


Чтобы приобрести систему ГАРАНТ, оставьте заявку и мы подберем для Вас индивидуальное решение