Заключение на проект федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О прокуратуре Российской Федерации" (не действует)

Заключение Правового управления Аппарата Государственной Думы РФ
от 9 февраля 1998 г. N 22-15/2604
по проектам федерального закона
"О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон
"О прокуратуре Российской Федерации"
и постановления Государственной Думы
"О проекте федерального закона "О внесении изменений и дополнений в
Федеральный закон "О прокуратуре Российской Федерации"
(к 1 чтению)


Изучив по поручению Комитета Государственной Думы по безопасности от 27 января 1998 года проект федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О прокуратуре Российской Федерации", а также проект постановления Государственной Думы по этому вопросу, Правовое управление Аппарата Государственной Думы сообщает следующее.


Соответствие законопроекта Конституции Российской
Федерации, федеральным конституционным законам,
федеральным законам, основным отраслевым законодательным актам


1. Законопроект предусматривает расходы, покрываемые за счет федерального бюджета, и поэтому может быть внесен на рассмотрение Государственной Думы только при наличии заключения Правительства Российской Федерации (статья 104 Конституции Российской Федерации).

2. Пункт 4 статьи 40.1, которой предлагается дополнить закон о прокуратуре, устанавливающий обязательную отработку в органах прокуратуры для лиц, окончивших образовательные учреждения высшего профессионального образования, противоречит статьям 37 и 43 Конституции Российской Федерации.

3. Подпункт "б" пункта 1 статьи 40.5, предлагаемый для включения в Закон о прокуратуре, противоречит статье 129 Конституции Российской Федерации, согласно которой прокуроры субъектов Российской Федерации назначаются Генеральным прокурором Российской Федерации по согласованию с ее субъектами.

4. Абзац второй пункта 5 статьи 44, который предлагается включить в Закон о прокуратуре, противоречит статье 132 Конституции Российской Федерации, так как нарушает принцип самостоятельности органов местного самоуправления в вопросах утверждения и исполнения местного бюджета.

5. Абзац второй пункта 1 новой редакции статьи 40, относящий военных прокуроров и следователей к федеральным государственным служащим, противоречит Федеральному закону "Об основах государственной службы Российской Федерации", согласно которому (пункты 1, 2 статьи 1, статья 3) федеральными государственными служащими могут быть лица, занимающие государственные должности категории "Б" и "В", включенные в Реестр государственных должностей государственной службы Российской Федерации. В соответствии с пунктом 8 статьи 48 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" офицеры органов военной прокуратуры имеют статус военнослужащих в соответствии с Законом Российской Федерации "О статусе военнослужащих" и проходят военную службу в соответствии с Законом Российской Федерации "О воинской обязанности и военной службе", в статье 35 которого записано, что военная служба - это особый вид государственной службы.

6. Абзац шестой пункта 1 статьи 41.8, предлагаемой для включения в закон о прокуратуре, предусматривающий в качестве меры взыскания понижение в должности, противоречит действующему законодательству Российской Федерации о труде и законодательству о государственной службе, которое не предусматривает такую меру дисциплинарной ответственности, являющуюся по существу, постоянным переводом на другую нижеоплачиваемую должность, не обусловленную трудовым договором.

Данное положение законопроекта противоречит также Конвенции МОТ N 105 "Об упразднении принудительного труда" от 25 июня 1957 года, согласно которой запрещается применять принудительный или обязательный труд в качестве поддержания трудовой дисциплины.

7. Дополнение пункта 1 статьи 45 Закона о прокуратуре новым третьим абзацем о собственной службе безопасности является весьма спорным, так как государственная защита прокуроров, следователей и их близких родственников, то есть обеспечение их безопасности, создание надлежащих условий для борьбы с правонарушениями и т.п. действующим законодательством уже предусмотрена.

Предоставление прокурорам и следователям права на постоянное ношение и хранение боевого ручного стрелкового оружия (пункт 3 статьи 45 (в новой редакции), также как и абзац третий новой статьи 41.1 противоречит статье 5 Федерального закона "Об оружии".


Постатейные замечания


8. Пункт 4 статьи 1 законопроекта после слов "Пункт 3 этой статьи исключить" целесообразно дополнить новым абзацем: "Пункт 4 считать пунктом 3".

9. Пункт 7 статьи 1 правильнее было бы записать: "Из абзаца первого статьи 16 исключить..." (далее по тексту).

10. Абзац второй пункта 2 новой редакции статьи 40 следует изложить более точно: "Трудовой распорядок в органах и учреждениях прокуратуры определяется правилами внутреннего трудового распорядка, утверждаемыми общим собранием работников по представлению руководителей указанных органов и учреждений".

11. В пункте 3 новой статьи 40.1 после слова "договора" необходимо дополнительно записать слово "заключенного", поскольку трудовой договор именно заключается между гражданином, поступающим на работу в органы прокуратуры и соответствующим органом прокуратуры в лице его руководителя. Следует также обратить внимание, что в законопроекте содержится две статьи пол одним и тем же номером 40.1.

12. В новой статье 40.4 в первом абзаце ее пункта 1 после слова "(следователя)", на наш взгляд, целесообразно записать: "следующего содержания": "(далее по тексту). Как это сделано, например, в статье 8 Закона Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации" и статье 10 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации".

13. Абзацем первым новой статьи 41.4 на работников органов и учреждений прокуратуры распространена продолжительность рабочего времени, установленная законодательством о труде. Представляется этот пункт излишним, так как в статье 40 уже записано, что на работников прокуратуры распространяется трудовое законодательство,

Что касается компенсации за работу в ночное время, то законодательством Российской Федерации такая работа не компенсируется, в отличие от, например, сверхурочной работы или работы в выходной день. Работа в ночное время в соответствии со статьей 90 КЗоТ Российской Федерации оплачивается в повышенном размере, установленном коллективным договором или положением об оплате труда организации.

14. Из пункта 2 новой статьи 41.5 предлагается исключить слова "имеющим права на очередной и дополнительный отпуск" как излишние, поскольку право работника на разделение отпуска на две части не должно связываться правом на очередной и дополнительный отпуска. В этом же пункте вместо "указанных отпусков" следует записать "отпуск", вместо слова "использование" записать слово "разделение", а вместо слов "в два срока" записать "на две части", что будет соответствовать терминологии законодательства Российской Федерации.

15. В новой статье 41.6 применяется термин "медицинское заключение", в то же время в пункте 2 новой статьи 40.1 применяется иной термин - "заключение медицинской комиссии". Следует унифицировать указанные термины.

16. В пункте 6 новой статьи 41.7 записано, что Генеральный прокурор может применять меры поощрения, указанные в пункте 1, и к лицам, не работающим в органах прокуратуры. В этом случае возникает вопрос о том, может ли Генеральный прокурор наградить это лицо, например, именным оружием или присвоить классный чин.

17. Согласно пункту 9 статьи 1 законопроекта статьи 40-44 Закона о прокуратуре излагаются в новой редакции. Однако, если проанализировать статью 42 этого закона, то видно, что ее содержание осталось прежним, только в абзац второй пункта 1 и в пункт 2 этой статьи были внесены дополнения.

18. В пункте 1 новой редакции статьи 43 записано, что служба в органах прокуратуры прекращается при увольнении работника или его отставке. Таким образом отставка не является увольнением. В таком случае неясно, чем отличается отставка от увольнения, а также прекращается ли при отставке трудовой договор, на основании которого гражданин поступает на работу в органы прокуратуры.

Последний абзац этой же статьи (в новой редакции) представляется излишним, так как указываемая в нем норма имеется в статье 39 Кодекса законов о труде Российской Федерации, и в пункте 8 статьи 21 Федерального закона "Об основах государственной службы Российской Федерации".

19. В абзаце третьем пункта 3 новой статьи 43.4 непонятна ссылка на абзац второй, поскольку какие-либо лица в абзаце втором не упоминаются.

20. С точки зрения законодательной техники целесообразно размеры надбавок исключить из первого абзаца пункта 1 новой редакции статьи 44 и указать их в четвертом абзаце этого же пункта, который посвящен именно размерам надбавок.

В третьем абзаце пункта 1 записано, что размер доплаты за выслугу лет определяется в должностных окладах, включая и надбавку за классный чин. Однако надбавка за классный чин не входит в должностной оклад.

21. В седьмом абзаце пункта 2 новой редакции статьи 44 предусмотрено, что выходное пособие при увольнении лиц, указанных в этом пункте в связи с совершением порочащих поступков, не выплачивается. Но во втором абзаце этого пункта уже перечислены исчерпывающие основания увольнения, при которых производится выплата выходного пособия; поэтому седьмой абзац является излишним и его предлагается исключить.

Следует отметить, что выплата, предусмотренная пунктом 2, фактически является единовременным пособием, а не выходным, поскольку выплата его обусловлена соответствующим стажем. Выходное пособие выплачивается в случаях, предусмотренных статьей 36 КЗоТ РФ, который распространяется на работников прокуратуры.

В этой связи слово "выходное" необходимо заменить словом "единовременное". Кроме того, из этого пункта непонятно, относятся ли слова "при наличии права на эту пенсию" ко всем основаниям увольнения либо только к увольнению в связи с организационно-штатными мероприятиями. Следует также конкретизировать понятие "организационно-штатные мероприятия" (в трудовом законодательстве и законодательстве о труде применяется понятие "сокращение штата работников").

В целом пункт 2 требует уточнения в связи с тем, что выплата пособия связывается с наличием у работника прокуратуры права на пенсию за выслугу лет, а такого права, судя по указанному стажу, у них не может быть.

22. В пункте 4 (абзац первый) новой редакции статьи 44 необходимо уточнить порядок предоставления жилых помещений прокурорам и следователям. Неясно, в каких случаях жилье выделяют органы исполнительной власти и в каких случаях - органы местного самоуправления, а также должны ли компенсироваться расходы указанных органов из федерального бюджета. Во втором абзаце нужно указать, какая дополнительная жилая площадь имеется в виду (по-видимому, отдельная комната, а при ее отсутствии - дополнительная жилая площадь в размере не менее 20 кв.метров). В четвертом абзаце следует указать, что речь идет о жилых помещениях, занимаемых по договору социального найма жилого помещения.

В пункте 5 статьи 44 не указано, за счет каких средств (средств какого бюджета) должны предоставляться льготы по оплате за жилое помещение и коммунальные услуги.

23. Статья 47 Закона о прокуратуре дополняется двумя дополнительными абзацами (пятым и шестым), о чем, на наш взгляд, и следовало бы записать (а не излагать целиком всю статью).

По проекту Постановления Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации "О проекте федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О прокуратуре Российской Федерации" считаем необходимым в пункте 2 записать поручение о направлении указанного законопроекта в законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации, Конституционный Суд Российской Федерации, Верховный Суд Poccийской Федерации, Высший Арбитражный Суд Российской Федерации.


Начальник Управления

В.Б.Исаков



Текст документа на сайте мог устареть

Вы можете заказать актуальную редакцию полного документа и получить его прямо сейчас.

Или получите полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня


Получить доступ к системе ГАРАНТ

(1 документ в сутки бесплатно)

(До 55 млн документов бесплатно на 3 дня)


Чтобы приобрести систему ГАРАНТ, оставьте заявку и мы подберем для Вас индивидуальное решение

Если вы являетесь пользователем системы ГАРАНТ, то Вы можете открыть этот документ прямо сейчас, или запросить его через Горячую линию в системе.