Заключение Правового управления Аппарата Государственной Думы РФ
от 29 мая 1998 г. N 2.2-15/3032
по проекту федерального закона
"О жилищных субсидиях для граждан, выезжающих из районов
Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" (II чтение)
и проекту постановления Государственной Думы
Изучив по поручению Комитета от 3 апреля 1998 года проект указанного федерального закона, Правовое управление сообщает.
Соответствие законопроекта федеральным законам
Согласно статье 11 Закона Российской Федерации "Об основах федеральной жилищной политики" социальная норма площади жилья эквивалентна максимальному размеру предоставления жилых помещений и устанавливается органами государственной власти субъектов Российской Федерации в зависимости от уровня жилищной обеспеченности, состава семьи, применяемых типов жилых домов и других факторов.
В этой связи записи в преамбуле и статье 7 о том, что настоящий федеральный закон устанавливает (определяет) социальную норму площади жилья входит в противоречие с указанным Законом.
Другими словами, нормы общей площади жилья, указанные в статье 7 (33 кв.метра на 1 человека, 42 кв. метра - на 2-х человек и 18 кв.метров на каждого человека, если состав семьи 3 и более человека), не охватываются понятием "социальная норма площади жилья". Поэтому в данном законе речь должна идти не об определении социальной нормы площади жилья, а о предоставлении субсидий на строительство или приобретение жилья исходя из социальной нормы площади жилья, которая установлена по месту строительства (приобретения) гражданином жилого помещения.
Не согласуется с жилищным законодательством (см. статьи 50, 51, 53, 85, 89 Жилищного кодекса РСФСР и др.) положения статьи 12 о том, что органы субъектов Российской Федерации определяют порядок "сдачи занимаемого жилья и дальнейшего его использования". Указанную статью и статью 9 проекта необходимо уточнить с учетом того, что эти вопросы урегулированы законодательством Российской Федерации.
Не учтено замечание Правового управления в отношении поручения Счетной палате ежеквартально осуществлять контроль за перечислением и использованием средств федерального бюджета на жилищные субсидии (статья 13 проекта). Данный вопрос не является предметом регулирования данного законопроекта, в связи с чем его следует из текста законопроекта исключить. Согласно абзацу 2 статьи 2 Федерального закона "О Счетной палате Российской Федерации" одной из задач Счетной палаты является организация и осуществление контроля за своевременным исполнением расходных статей федерального бюджета по объемам, структуре и целевому назначению, определение эффективности и целесообразности расходов государственных средств. Порядок организации и планирования работы Счетной палаты определяется согласно статье 10 указанного Федерального закона. Кроме этого, согласно статье 14 данного Федерального закона Счетная палата в процессе исполнения федерального бюджета контролирует полноту и своевременность денежных поступлений, фактическое расходование бюджетных ассигнований и ежеквартально представляет Федеральному Собранию Российской Федерации оперативный отчет о ходе исполнения федерального бюджета.
Постатейные замечания
Содержащаяся в преамбуле запись о порядке и условиях предоставления гражданам жилищных субсидий включает в себя и другие вопросы, в том числе о размере предоставляемых субсидий, о социальной норме площади жилья и другие, то есть абзацы 2, 3, 4 и 5 преамбулы являются излишними. Их предлагается исключить.
По статье 1
В статье указывается, что жилищные субсидии предоставляются гражданам, имеющим стаж работы (пребывания) в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее 10 лет. При этом неясно, что имеется в виду под "пребыванием" граждан в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.
По статье 2
Частью 2 предусматривается, что основная часть средств на жилищные субсидии должна быть направлена на приобретение жилья на вторичном рынке. При этом неясно, что понимается под "основной частью средств" и почему устанавливаются для граждан ограничения на строительство жилья с привлечением жилищных субсидий (только путем приобретения жилья и на "вторичном" рынке).
По-существу, речь идет об ограничении прав граждан и ухудшении их положения по сравнению с действующим законодательством (см. Положение о предоставлении гражданам Российской Федерации, нуждающимся в улучшении жилищных условий, безвозмездной субсидии на строительство или приобретение жилья, утвержденное Постановлением Правительством Российской Федерации от 3 августа 1996 года за N 937).
Кроме того, непонятно, почему предполагается выделение субсидий только гражданам, выехавшим из этих регионов после января 1992 года.
По статье 3
В статье утверждается распределение средств, предусмотренных статьей 26 Федерального закона "О федеральном бюджете на 1998 год", на жилищные субсидии по субъектам Российской Федерации согласно приложению к настоящему Федеральному закону. В связи с этим в названии приложения необходимо указать, что распределяются средства в 1998 году.
По статье 4
В части 1 содержится поручение Правительству Российской Федерации при разработке проекта федерального бюджета на предстоящий год предусмотреть отдельной строкой ассигнования на жилищные субсидии для граждан, выезжающих из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей. Данный вопрос уже урегулирован Федеральным законом "О бюджетной классификации Российской Федерации", поскольку классификация целевых статей расходов федерального бюджета ведомственной классификации расходов федерального бюджета содержит в качестве отдельной целевой статьи жилищные субсидии гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера.
По статье 6
В статье следует уточнить, какая социальная норма площади жилья имеется в виду, так как она устанавливается субъектами Российской Федерации (по месту проживания северян или по месту строительства (приобретения) жилья). Также неясно, как и кто будет определяться стоимость строительства (приобретения) жилья.
По статье 7
Необходимо уточнить, о какой норме жилья идет речь (по-видимому, в данном случае имеется в виду не социальная норма площади, которая, как указывалось выше, устанавливается субъектами Российской Федерации, а об общей площади жилья, подлежащей строительству (приобретению) с помощью субсидий).
По статье 8
Предлагаемый в части 2 порядок определения стажа работы (проживания) в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностей (для пенсионеров и безработных периоды их нахождения на пенсии (без работы) учитываются в половинном размере) входит в противоречие с частью 2 статьи 1 проекта, в котором говорится о десятилетнем стаже работы (пребывания) в этих районах и местностях без каких-либо ограничений.
Требует уточнения второе предложение части 2 ("Для инвалидов с детства отсчет времени ведется со дня рождения") ввиду его неясности.
Нуждается в уточнении и часть 3 (в частности, предприятия не закрываются, а ликвидируются, неясен смысл употребления здесь слов "по решению органов государственной власти" и др.).
По статье 9
В статье необходимо конкретизировать, что речь идет об освобождении жилых помещений, занимаемых гражданами в государственном и муниципальном жилищных фондах. Слова, касающиеся дальнейшего использования этих жилых помещений (в случаях выезда на новое место жительства части семьи), не являются предметом правового регулирования данного закона, и их следует исключить.
По статье 10
Часть 3 следует отредактировать, поскольку неясно, что именно зависит от стажа работы (пребывания) граждан в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях. Если имеется в виду размер предоставляемой жилищной субсидии, то данный вопрос уже урегулирован в статье 8.
Законопроект нуждается в юридико-технической доработке. В частности, в целом по всему тексту законопроекта необходимо уточнить в соответствии с законодательством записи: "контингент граждан", "климатически благоприятные регионы", "органы исполнительной власти (администрации) субъектов Российской Федерации, на территории которых находятся регионы Крайнего Севера и приравненные к ним местности", "закрывающихся городов". "в регионе вселения", "относительный размер предоставляемой жилищной субсидии", "субъектам хозяйственной деятельности".
Замечания лингвостилистического характера переданы в рабочем порядке.
По проекту постановления Государственной Думы замечаний не имеется.
Первый заместитель
начальника Управления |
В.А.Рощин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.