Судья Хабаровского краевого суда Куратов А.А.,
рассмотрев жалобу Гуцаевой М.И. на постановление заместителя руководителя Управления Федерального казначейства по Хабаровскому краю от 15 ноября 2018 г. и решение судьи Центрального районного суда г.Хабаровска от 25 июля 2019г. в отношении
главного бухгалтера - начальника отдела казначейства отделения ПФР по Хабаровскому краю Гуцаевой М.И, "данные изъяты",
привлекаемой к административной ответственности, предусмотренной ст.15.15.6 КоАП РФ,
УСТАНОВИЛ:
постановлением заместителя руководителя Управления Федерального казначейства по Хабаровскому краю Замороцкого Е.В. (далее - должностное лицо) от 15 ноября 2018 г. Гуцаева М.И. привлечена к административной ответственности по ст.15.15.6 КоАП РФ (в редакции Федерального закона от 23 июля 2013 N 252-ФЗ) в виде административного штрафа в размере 10 000 рублей.
Данным постановлением Гуцаева М.И. признана виновной в том, что являясь главным бухгалтером - начальником отдела казначейства отделения ПФР по Хабаровскому краю, в нарушение требований п. 167 Инструкции о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы РФ, утвержденной Приказом Министерства финансов РФ от 28 декабря 2010 года N191н, при составлении годовой бюджетной отчетности об исполнении бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования за 2016 год, представленной 23 марта 2017 г. по форме 0503169 "Сведения по дебиторской и кредиторской задолженности" в графе 11 раздела 1 "Сведения о дебиторской (кредиторской) задолженности", не отразила сведения о просроченной дебиторской задолженности по состоянию на 01 января 2017 года.
Решением судьи Центрального районного суда г.Хабаровска от 25 июля 2019г. постановление должностного лица оставлено без изменения.
Гуцаева М.И. обратилась в краевой суд с жалобой, в которой просит постановление должностного лица и решение судьи районного суда отменить, ссылаясь на неверное применение положений п.167 Инструкции 191н, отсутствие на момент составления отчетности у неё первичных документов, подтверждающих наличие просроченной дебиторской задолженности, а также на отсутствие умысла в совершении правонарушения.
В судебном заседании Гуцаева М.И. доводы жалобы поддержала по изложенным в ней основаниям.
В судебном заседании заместитель начальника юридического отдела Управления Федерального казначейства по Хабаровскому краю Федоров А.В. просит в удовлетворении жалобы отказать.
С учётом мнения участников процесса, дело в силу положений п. 4 ч. 2 ст. 30.6 КоАП РФ рассмотрено в отсутствие защитника Сиртокиной О.А, заместителя руководителя Управления Федерального казначейства по Хабаровскому краю Замороцкого Е.В.
Изучив доводы жалобы, исследовав материалы дела, прихожу к следующему.
В соответствии со ст.15.15.6 КоАП РФ (в редакции Федерального закона от 23 июля 2013 N 252-ФЗ) административным правонарушением признается непредставление или представление с нарушением сроков, установленных бюджетным законодательством и иными нормативными правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения, бюджетной отчетности, либо формирование и представление с нарушением установленных требований сведений (документов), необходимых для составления и рассмотрения проектов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, либо представление заведомо недостоверной бюджетной отчетности или иных сведений, необходимых для составления и рассмотрения проектов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
В соответствии с ч.1 ст. 13 Федерального закона от 06 декабря 2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" бухгалтерская (финансовая) отчетность должна давать достоверное представление о финансовом положении экономического субъекта на отчетную дату, финансовом результате его деятельности и движении денежных средств за отчетный период, необходимое пользователям этой отчетности для принятия экономических решений. Бухгалтерская (финансовая) отчетность должна составляться на основе данных, содержащихся в регистрах бухгалтерского учета, а также информации, определенной федеральными и отраслевыми стандартами.
Согласно ч.ч. 1, 2 ст. 264.1 БК РФ единая методология и стандарты бюджетного учета и бюджетной отчетности устанавливаются Министерством финансов Российской Федерации в соответствии с положениями настоящего Кодекса.
Бюджетный учет представляет собой упорядоченную систему сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении о состоянии финансовых и нефинансовых активов и обязательств Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, а также об операциях, изменяющих указанные активы и обязательства.
Бюджетный учет осуществляется в соответствии с планом счетов, включающим в себя бюджетную классификацию Российской Федерации.
План счетов бюджетного учета и инструкция по его применению утверждаются Министерством финансов Российской Федерации.
Порядок составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации определен Инструкцией о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы РФ, утвержденной приказом Министерства финансов РФ от 28 декабря 2010 года N191н (далее - Инструкция 191н).
В соответствии с п.167 указанной инструкции формируются сведения по дебиторской и кредиторской задолженности (ф. 0503169).
Информация в приложении содержит обобщенные за отчетный период данные о состоянии расчетов по дебиторской и кредиторской задолженности субъекта бюджетной отчетности в разрезе видов расчетов.
Приложения составляются раздельно по дебиторской и по кредиторской задолженности раздельно по видам деятельности.
Приложение оформляется получателем бюджетных средств, администратором источников финансирования дефицита бюджета, администратором доходов бюджета.
Периодичность представления - по состоянию на 1 июля, 1 октября, 1 января года, следующего за отчетным.
Показатели, отраженные в Сведениях (ф. 0503169), должны быть подтверждены соответствующими регистрами бюджетного учета.
В разделе 1 Приложения отражаются суммы дебиторской и кредиторской задолженности учреждения с выделением сумм, по которым в срок, предусмотренный правовым основанием возникновения задолженности, обязательства кредитором (дебитором) не исполнены (далее - просроченная кредиторская, дебиторская задолженность).
В графах 4, 11, 14 отражаются данные о просроченной дебиторской, кредиторской задолженности (неисполненной задолженности при наступлении даты ее исполнения на соответствующую отчетную дату) на начало года, на конец отчетного периода и на конец аналогичного отчетного периода прошлого финансового года соответственно.
Согласно статье 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Из материалов дела следует, что в отчетности отделения ПФР по Хабаровскому краю за 2016г. в форме 0503169 "Сведения по дебиторской и кредиторской задолженности" в графе 11 раздела 1 не отражены сведения о просроченной дебиторской задолженности по состоянию на 01 января 2017г.
Указанные обстоятельства явились основанием для возбуждения в отношении главного бухгалтера - начальника отдела казначейства отделения ПФР по Хабаровскому краю Гуцаевой М.И. дела об административном правонарушении, предусмотренном ст.15.15.6 КоАП РФ, и привлечения её к административной ответственности.
Виновность Гуцаевой М.И. в совершении инкриминируемого административного правонарушения подтверждается совокупностью доказательств, приведённых в судебном решении, которые были оценены по правилам статьи 26.11 КоАП РФ с точки зрения их относимости, допустимости, достоверности и достаточности.
Анализируя содержание представленных материалов, с выводом должностного лица и судьи районного суда о доказанности факта совершения Гуцаевой М.И. инкриминируемого правонарушения следует согласиться, поскольку он сделан с учетом всех фактически значимых обстоятельств по делу.
Доводы заявителя о том, что учетной политикой Пенсионного фонда РФ, утвержденной постановлением Правления ПФР от 25 декабря 2015 года N 251п не предусмотрено деление задолженности на просроченную и долгосрочную, в связи с чем у отдела ПФР по Хабаровскому краю отсутствовали первичные документы о наличии просроченной дебиторской задолженности на момент составления отчетности за 2016г, не может служить основанием для отмены состоявшихся по делу актов.
Несмотря на то, что по результатам инвентаризации дебиторская задолженность не была разделена на просроченную и долгосрочную, данное обстоятельство не освобождало Гуцаеву М.И. от обязанности во исполнение п. 167 Инструкция 191н заполнять графу 11 раздела 1 установленной формы ОКУД 0503169, в виду того, что образование просроченной задолженности связанно с временем её образования и не поставлено в зависимость от воли главного распорядителя бюджетных средств.
При отсутствии первичных документов о наличии просроченной дебиторской задолженности на момент составления отчетности за 2016г, для цели правильного заполнения бюджетной отчетности Гуцаева М.И. обязательные для всех работников экономического субъекта требования в письменной форме о соблюдении установленного порядка документального оформления фактов хозяйственной жизни, представления документов (сведений), необходимых для ведения бухгалтерского учета (п.3 ст. 9 Федерального закона N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете"), не заявляла.
При таких обстоятельствах нет оснований полагать, что Гуцаева М.И. надлежащим образом исполнила свои служебные обязанности.
Ссылка Гуцаевой М.И. на положения п. 167 Инструкция 191н, предусматривающего порядок определения критерий показателей, подлежащих отражению в разделе 2 Сведений (ф. 0503169) к возникшим правоотношениям не применима, поскольку Гуцаевой М.И. нарушение заполнения раздела 2 Сведений (ф. 0503169) не вменяется.
Вопреки ссылкам жалобы то, обстоятельство, что сведения, подлежащие отражению в разделе 2 формы 0503169, устанавливаются для получателей бюджетных средств - главным распорядителем бюджетных средств, не освобождал Гуцаеву М.И. от корректного заполнения раздела 1 данной формы отчетности, что в данном случае ей исполнено не было.
Утверждение автора жалобы об отсутствии у Гуцаевой М.И. умысла на совершение инкриминируемого правонарушения основанием для её освобождения от административной ответственности не являются.
В силу ч.1 ст. 2.2 КоАП РФ административное правонарушение признается совершенным умышленно, если лицо, его совершившее, сознавало противоправный характер своего действия (бездействия), предвидело его вредные последствия и желало наступления таких последствий или сознательно их допускало либо относилось к ним безразлично.
Об обязанности указания всех достоверных данных при заполнении графы 11 раздела 1 формы 0503169 "Сведения по дебиторской и кредиторской задолженности", о необходимости исполнения п. 167 Инструкция 191н Гуцаева М.И. в силу специфики своей профессиональной деятельности знала, со своей должностной инструкцией была ознакомлена. При этом она была осведомлена о требованиях законодательства, регулирующих составление такого вида отчетности, в виду чего могла предвидеть возможность наступления вредных последствий в случае ненадлежащего исполнения требований ч.1 ст.13 Федерального закона "О бухгалтерском учете", п. 167 Инструкции 191н.
Таким образом, в данном случае умышленное совершение Гуцаевой М.И. противоправного деяния влечет административную ответственность, поскольку, она при составлении годовой бюджетной отчетности об исполнении бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования за 2016 год не отразила необходимые достоверные сведения о просроченной дебиторской задолженности.
Иные доводы жалобы были предметом рассмотрения судом первой инстанции, и были отклонены с приведением убедительных мотивов принятого решения. Оснований для повторной оценки данных доводов не имеется, поскольку выводы судьи районного суда основаны на материалах дела и требованиях действующего законодательства.
Процессуальный порядок привлечения к административной ответственности соблюден. Существенных нарушений процессуальных требований, предусмотренных КоАП РФ, являющихся основанием для отмены постановления и решения по делу об административном правонарушении, а также обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 КоАП РФ, не установлено.
Постановление по делу вынесено в пределах срока давности, установленного частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ. Административное наказание назначено в соответствии с санкцией ст.15.15.6 КоАП РФ в минимальном размере.
На основании изложенного, руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 30.7, ст. 30.9 КоАП РФ, судья
РЕШИЛ:
постановление заместителя руководителя Управления Федерального казначейства по Хабаровскому краю от 15 ноября 2018 г. и решение судьи Центрального районного суда г.Хабаровска от 25 июля 2019г. в отношении Гуцаевой М.И, привлекаемой к административной ответственности, предусмотренной ст.15.15.6 КоАП РФ, оставить без изменения, а её жалобу - без удовлетворения.
Судья Хабаровского краевого суда Куратов А.А.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.