Пояснительная записка
к проекту федерального закона "О внесении дополнений в федеральный закон "О федеральном бюджете на 1998 год"
В соответствии со статьей 2 федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР "О плате за землю" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1994. N 16, ст.1860) ежегодно, начиная с 1995 года, должна проводиться индексация установленных указанным федеральным законом ставок земельного налога. Согласно федеральному закону индексацию должно проводить Правительство Российской Федерации, которое ежегодно и проводило индексацию, что давало возможность удерживать удельный вес поступающих в бюджет средств от земельного налога в общих налоговых поступлениях. Однако, пункт 3 статьи 2 указанного федерального закона обусловил возможность индексации ставок земельного налога на земельные участки в городах и других населенных пунктах, а также участки, используемые гражданами для жилищного, дачного, гаражного строительства, личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества и животноводства изменением минимального размера оплаты труда. Минимальный размер оплаты труда, установленный федеральным законом "О повышении минимального размера оплаты труда" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, N 3, ст.350) с 1 января 1997 года и равный 83490 руб. (в ценах 1997 г.), не изменялся. Следовательно, индексация ставок земельного налога на 1998 год возможна только на основании федерального закона. (Аналогичная ситуация уже складывалась в 1996 году и тогда индексация была произведена также на основании федерального закона - статья 13 федерального закона "О федеральном бюджете на 1997 год".)
Предлагаемый коэффициент индексации 4 экономически обоснован. В настоящее время сложилась ситуация, что ставки земельного налога как для юридических, так и для физических лиц очень низки. Так, например, самая высокая ставка в России в Краснодарском крае будет составлять в 1998 году - 22,3 руб., а во многих областях и краях Нечерноземья и Сибири - 4-5 руб. за 1 га пашни. На сегодняшний день ставки земельного налога настолько минимальны, что не стимулируют собственников земли, землевладельцев и землепользователей рационально подходить к вопросам хозяйствования на земле. Кроме того, в законодательном порядке закреплены направления расходования средств, полученных за счет поступлений от сбора земельного налога. Среди них - кадастровые и землеустроительные работы, без проведения которых невозможно осуществление взвешенной и обоснованной экономической и финансовой политики. Сегодня указанные работы практически не финансируются, что в значительной степени обусловлено минимальными поступлениями от сбора земельного налога. Наконец, расходы по сбору земельного налога не покрываются поступлениями от этих налогов. Четырехкратное увеличение ставок налога для юридических и физических лиц позволит в 1998 году выполнить бюджетные назначения.
Принятие данного федерального закона и введение его в действие не позднее 1 июля 1998 года позволит обеспечить увеличение в 1998 году поступлений в федеральный бюджет от взимания земельных платежей на 2,6 млрд.руб.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.