Пояснительная записка к проекту Федерального закона N 97083164-2 "О внесении изменений и дополнений в статью 33 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (не действует)

Пояснительная записка
к проекту Федерального закона N 97083164-2 "О внесении изменений и дополнений в статью 33 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации"


Досье на проект федерального закона

Действующим законодательством не определен статус общественной организации инвалидов, что вносит осложнения в практическую работу общественных организаций инвалидов при реализации положений законодательных и других актов, касающихся общественных организаций инвалидов, кроме того, необходимость введения (определения) статуса общественной организации инвалидов в законодательный акт продиктована:

1. особенностями деятельности объединений инвалидов по достижению уставных целей и задач, отличающихся от целей и задач других общественных объединений;

2. признанием государством важности и необходимости существования объединений инвалидов для защиты своих прав и интеграции инвалидов в Общество;

3. взаимодействием объединений инвалидов с властными структурами Российской Федерации, требующим законодательного статуса организации;

4. Стандартными правилами ООН "Обеспечения равных возможностей для инвалидов" (правила 16,18).

Среди законодательных актов Российской Федерации по данной проблеме особое место занимает Федеральный Закон "Об общественных объединениях", регулирующий функционирование всего разнообразия общественных объединений.

Вместе с тем, Федеральный Закон "О некоммерческих организациях" допускает введение иных, кроме указанных в действующем законодательстве, организационно - правовых форм юридических лиц, что было учтено при подготовке предлагаемого проекта закона.

Государство уже признало специфику общественных объединений, в частности, религиозных, профсоюзных и молодежных организаций, приняв соответствующие законодательные акты.

Практика настоятельно требует такого же подхода и к общественным организациям инвалидов. В настоящее время практически единственным Федеральным Законом, хотя бы в какой - то мере отражающим проблемы инвалидов и их общественных организаций, является Закон "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации". Учитывая это, положения, определяющие статус общественной организации инвалидов, целесообразно ввести именно в названный Закон.

Общественные организации инвалидов имеют значительные отличия от других общественных объединений. Прежде всего, они создаются как организации самопомощи самими инвалидами для защиты своих прав и интересов. Членами таких организаций являются инвалиды, законные представители инвалидов (родители детей - инвалидов, опекуны и т.д.), а также здоровые люди, активно работающие по решению проблем инвалидов и инвалидности.

Такие организации, как правило, осуществляют значительные собственные программы, направленные на социальную, медицинскую и профессиональную реабилитацию инвалидов, так как государство пока не обеспечивает надлежащие условия жизни этой категории населения

Международная практика свидетельствует, что в большинстве развитых стран законодательство отражает особенности общественных организаций инвалидов, определяя их статус. Более того, принятые на сорок восьмой сессии Генеральной Ассамблеи Организации Объединенных Наций 20 декабря 1993 г. "Стандартные правила обеспечения равных возможностей для инвалидов" рекомендуют их активную государственную поддержку.

Ряд законодательных актов РФ предусматривает предоставление государственной поддержки общественным организациям инвалидов в виде налоговых льгот, но при этом остаются нерешенными некоторые вопросы. Какие общественные объединения могут быть отнесены к общественным организациям инвалидов? Могут ли в их состав входить здоровые люди? Каков может быть их удельный вес в общей численности организации? За этими вопросами встает и главный вопрос - каким общественным объединениям оказывать государственную поддержку?

Регистрация общественных организаций органами юстиции, проводимая в соответствии с действующим законодательством, также не проясняет данную коллизию.

Например, в Уставе организации в соответствии с требованиями Закона указано, что Всероссийское общество инвалидов является общероссийской общественной организацией инвалидов. Но как показала практика, некоторые органы власти и управления, в частности Пенсионный фонд РФ, оспаривают такой путь, исходя из того, что в уставах присутствуют положения, расходящиеся с действующим законодательством. ПФР выдвигает требование, чтобы "общественные организации инвалидов и пенсионеров" (термин применяемый законом "О тарифах страховых взносов...") состояли только из инвалидов и пенсионеров - физических лиц.

Действующее законодательство допускает определенные ограничения на участие лиц в общественных объединениях так, статья 19 Закона "Об общественных объединениях" вносит ограничения в виде возрастного ценза, хотя пункт 2 статьи 17 Конституции РФ говорит, что "основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения". Поэтому конкретизация удельного веса инвалидов в общественной организации инвалидов не противоречит законодательной практике и носит элемент защиты от "размывания" ее другими общественными организациями.

По замечаниям Правительства РФ и заключению Правового управления Госдумы РФ к проекту Федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", внесенный депутатом Госдумы Пашуто В.Р., в проект закона внесены редакционные изменения, направленные на устранение отмеченных противоречий проекта закона положениям Конституции РФ и закона "Об общественных объединениях".

Введение предлагаемого проекта закона позволит законодательно регламентировать особенности общественных организаций инвалидов. Что приведет, безусловно, к усилению контроля за выделением средств в форме государственной поддержки и их использованием, снимет существующие юридические недоразумения и позволит устранить имеющиеся конфликтные ситуации общественных организаций инвалидов с некоторыми органами власти и управления.

Внедрение предлагаемого проекта закона не связано с финансовыми затратами.


Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.