Заключение на проект федерального закона "О государственном контроле за осуществлением международных автомобильных перевозок и об ответственности за нарушение порядка их выполнения" (не действует)

Заключение Правового управления Аппарата Государственной Думы
от 1 июня 1998 г. N 2.2-15/1931
по проекту федерального закона "О государственном контроле за
осуществлением международных автомобильных перевозок и
об ответственности за нарушение порядка их выполнения"
("О международных автомобильных перевозках и ответственности
за нарушения правил таких перевозок") и по проекту постановления
Государственной Думы "О проекте федерального закона "О
государственном контроле за осуществлением международных
автомобильных перевозок и об ответственности за нарушение порядка их
выполнения" ("О международных автомобильных перевозках и
ответственности за нарушения правил таких перевозок")
к внесению на II чтение


Изучив по поручению Комитета от 15 мая 1998 г. проект федерального закона "О государственном контроле за осуществлением международных автомобильных перевозок и об ответственности за нарушение порядка их выполнения" ("О международных автомобильных перевозках и ответственности за нарушения правил таких перевозок") и проект постановления Государственной Думы "О проекте федерального закона "О государственном контроле за осуществлением международных автомобильных перевозок и об ответственности за нарушение порядка их выполнения" ("О международных автомобильных перевозках и ответственности за нарушения правил таких перевозок"). Правовое управление Аппарата Государственной Думы сообщает.


Соответствие законопроекта федеральным законам, основным отраслевым
законодательным актам, постатейные замечания


1. По всей видимости, требует дополнительного обсуждения обоснованность осуществленного после принятия в первом чтении изменения названия проекта. Предлагаемое в настоящее время его название "О государственном контроле за осуществлением международных автомобильных перевозок" охватывает лишь узкую часть тех отношений, которые настоящим проектом регулируются. По тексту проекта вопросам непосредственно надзорно-контрольной деятельности государственных органов в области международных автомобильных перевозок посвящена лишь одна статья (статья 11), в то время как основная масса статей регламентирует отдельные вопросы, связанные с порядком осуществления этих перевозок.

2. В абзаце 11 части 2 статьи 1 проекта обращаем внимание на то, что в представленных материалах нет подтверждения того факта, что Российская Федерация является участницей Европейской конференции министров транспорта.

3. В тексте проекта предусматриваются обязанности федерального органа исполнительной власти по выдаче специальных разрешений на осуществление ряда действий в области международных перевозок (статьи 3, 4, 5 и другие проекта), однако не указан порядок выдачи таких разрешений, не устанавливается состав документов, необходимых для получения разрешения, сроки рассмотрения заявления о выдаче разрешения и так далее. Учитывая, что регулирование соответствующих вопросов является формой обеспечения прав граждан и юридических лиц, участвующих в международных перевозках, полагаем, что указанные требования должны быть закреплены в законе.

4. В статьях 3, 4, 6 и других проекта регулируются полномочия отдельных федеральных органов исполнительной власти в области международных автомобильных перевозок. При этом следует иметь в виду, что Президент Российской Федерации неоднократно отклонял законопроекты, содержащие регламентирование вопросов органов исполнительной власти.

5. Полагаем, что исходя из понятия "международная автомобильная перевозка (статья 1 проекта), указанная в статье 7 проекта перевозка грузов и пассажиров не является международной. В связи с этим, по нашему мнению, положение статьи 7 проекта не является предметом данного законопроекта.

6. Из текста статьи 11 проекта не усматривается система органов, осуществляющих государственный контроль за соблюдением порядка осуществления международных автомобильных перевозок. Не ясно, являются ли органы транспортной инспекции органами, наделенными самостоятельными функциональными обязанностями, или входят в состав федерального органа исполнительной власти в области транспорта. Контекст проекта, также не позволяет достаточно определенно ответить на указанный вопрос (см., например, часть вторую статьи 12).

Поскольку данным законопроектом предлагается предоставить должностным лицам транспортной инспекции определенные права по проведению контроля (части третья, четвертая, пятая статьи 11), полагаем, что статус указанных лиц должен быть регламентирован в самостоятельной статье с указанием властных полномочий по осуществлению контрольных действий, которыми указанные лица наделяются. А также необходимо более четко определить обязанности указанных должностных лиц.

7. В части четвертой статьи 2 и в части первой статьи 12 проекта рассматриваются вопросы лицензирования.

Полагаем, что положение части четвертой статьи 2 проекта не является предметом регулирования рассматриваемого проекта, поскольку в целях обеспечения безопасности дорожного движения лицензирование перевозки пассажиров и грузов предусмотрено статьей 7 Федерального закона "О безопасности дорожного движения".

Устанавливаемое в качестве основания для аннулирования лицензии условие "неоднократности" нарушения правил осуществления международных автомобильных перевозок (часть первая статьи 12 проекта) весьма неопределенно и на практике допускает довольно широкое толкование.

То же самое касается и иностранных перевозчиков. Проект не устанавливает меры, которые могут быть приняты в отношении них при неоднократном нарушении установленных правил.

Вместе с тем полагаем, что вопросы приостановления действия и аннулирования лицензии регулируются принятым Государственной Думой во II чтении 13 мая 1998 года проектом федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности", причем несколько иначе (статьи 9, 13 проекта). До принятия такого закона лицензирование международных пассажирских и грузовых перевозок автомобильным автотранспортом осуществляет Министерство транспорта Российской Федерации на основании постановления Правительства Российской Федерации от 16 марта 1997 года N 322 "Об утверждении Положения о лицензирования перевозок автомобильным транспортом пассажиров и грузов в международном сообщении, а также грузов в пределах Российской Федерации".

8. Положения статьи 13, регулирующие порядок обжалования решений должностных лиц органов транспортной инспекции в случае разногласий между должностными лицами органов транспортной инспекции и перевозчиками должны получить более четкое разрешение, поскольку в данном случае отсылка к действующему законодательству представляется весьма неопределенной.

Вместе с тем, часть вторая данной статьи подлежит доработке в соответствии с положениями Гражданского кодекса Российской Федерации (статьи 125, 1069, 1071).

9. Непосредственно рассматриваемым законопроектом предлагается внести изменения и дополнения в Кодекс РСФСР об административных правонарушениях, дополнив его значительным рядом статей, предусматривающих административную ответственность за правонарушения в области международных перевозок (статья 15 проекта). Учитывая сложности юридико-технического характера, полагаем, что внесение изменений и дополнений в Кодекс РСФСР об административных правонарушениях рационально осуществить самостоятельным законодательным актом после принятия федерального закона, устанавливающего законодательные требования к порядку таких перевозок.

Помимо того, по тексту статей, предлагаемых к включению в Кодекс, имеется ряд замечаний правового характера.

9.1. При доработке статьи 115.1 необходимо уточнить диспозицию части второй, поскольку в предлагаемой редакции она может толковаться как требование к водителю по соблюдению особого режима жизнедеятельности, не зависимо от того, находится ли он в настоящий период в рейсе или выполняет иные обязанности, обусловленные трудовым договором.

9.2. Согласно статье 131.1, предлагаемой к включению в Кодекс, на водителя налагаются взыскания за осуществление международной автомобильной перевозки без специального разрешения. Согласно проекту обязанности по получению указанного разрешения возлагаются на автотранспортные предприятия, в связи с чем обязанности водителя, как субъекта, осуществляющего управление транспортным средством, связанные с обеспечением сохранности указанных документов должны получить более подробное закрепление в тексте законопроекта.

9.3. Нуждается в уточнении состав правонарушения, устанавливаемого статьей 131.3 предусматривающей ответственность водителей транспортных средств, принадлежащих иностранным перевозчикам, без разрешения, поскольку в соответствии требованиями части седьмой статьи 11 такие транспортные средства не допускаются к пропуску для движения по территории Российской Федерации.

Наряду с этим указанная норма, в части водителей транспортных средств, принадлежащих иностранным перевозчикам, вступает в коллизию с положениями статьи 131.1 и 131.2, предусматривающих ответственность водителей автотранспортного средства, осуществляющих автомобильные перевозки без специальных разрешений.

9.4. Нуждается в определенности состав правонарушения, устанавливаемого статьей 134.2. Правовая основа административного правонарушения должна быть сформулирована четко и конкретно, однако согласно данной норме не ясно что за "правила, относящиеся к международным перевозкам", имеются в виду в качестве правовой основы для фиксации правонарушения. Вместе с тем, не получило определенности, какие акты контролирующих органов и должностных лиц могут быть охарактеризованы как предписания транспортной инспекции. Не ясен субъект ответственности за устанавливаемое правонарушение.

9.5. Так же следует уточнить состав субъектов ответственности по правонарушению, предусматриваемого статьей 157.4, поскольку в предлагаемой редакции, фактически, устанавливается правило, позволяющее за названное правонарушение привлекать к ответственности нескольких субъектов, что не соответствует требованиям Кодекса РСФСР об административных правонарушениях (статьи 10, 11, 12 и другие) предусматривающих возможность наложения административного взыскания лишь на лицо виновное в совершении соответствующего проступка.

9.6. Статья 157.6 предусматривает ответственность водителя автотранспортного средства иностранного перевозчика за осуществление перевозки без отличительных знаков государства регистрации автотранспортного средства. Полагаем, что по указанным выше основаниям установление указанной ответственности должно корреспондироваться с положениями закона, регламентирующими правовое положение водителя автотранспортного средства.

9.7. Нуждается в уточнении пункт 2 статьи 15, которым предлагается внести ряд дополнений в статью 209 Кодекса РСФСР об административных правонарушениях. Так, следует указать, после каких слов предполагается осуществить дополнение части первой указанной статьи Кодекса, содержащееся в абзаце первом названного пункта.

Нуждается в доработке предлагаемая редакция части третьей статьи 209 Кодекса.

10. Полагаем, что текст статьи 16 проекта необходимо доработать, поскольку предусмотренное проектом зачисление сумм штрафов в доходы федерального бюджета и бюджета субъекта Российской Федерации, федеральный или территориальный дорожный фонды не согласуется с положением пункта 1 статьи 36 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", устанавливающим, что штрафы зачисляются в доходы местных бюджетов.

11. Представляется целесообразным предусмотреть название статей законопроекта.

Замечаний по проекту постановления Государственной Думы "О проекте федерального закона "О государственном контроле за осуществлением международных автомобильных перевозок и об ответственности за нарушение порядка их выполнения" ("О международных автомобильных перевозках и ответственности за нарушения правил таких перевозок") не имеется.


Начальник Управления

В.Б.Исаков



Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.